Автор: Инна Дмитриевна Митрошина
Должность: социальный педагог, учитель коррекционного класса
Учебное заведение: МОУ ИРМО "Оекская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: село Оёк
Наименование материала: статья
Тема: Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: полное образование
Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья
в школьном сообществе
На современном этапе развития общества существует тенденция ухудшения
здоровья подрастающего поколения. Причины, ведущие к увеличению числа детей с
отклонениями в психофизическом развитии, социально обусловлены и зависят от таких
факторов, как состояние окружающей среды, экономическое положение в обществе,
наследственность и здоровье родителей, условия жизни и воспитания в семье, условия
обучения в образовательном учреждении.
Образовательная практика, приняв социальный заказ общества, старается найти
новые подходы к организации коррекционного образовательного процесса. Сегодня в
обычных образовательных школах учится большое число детей, имеющих особые
образовательные потребности. Такие дети не могут в отведенное программой время
овладеть необходимыми знаниями, умениями, навыками или усваивают их некачественно,
что неблагоприятно сказывается на динамике их развития и затрудняет социализацию.
Учителя–предметники испытывают трудности в организации урока в классе, где есть такие
дети. Часто недопонимание причин проблем этих детей, недостаточный индивидуальный
подход приводит к тому, что процесс обучения происходит вне связи с образовательными
потребностями и индивидуально-типологическими особенностями обучающихся. Все это
диктует необходимость интеграции обучения детей с отклонениями в развитии.
В настоящее время понятие «интеграция» является одним из приоритетных
направлений в образовании. Интегрированное образование основано на идее, что каждого
ребенка нужно воспринимать таким, какой он есть, и не ребенку нужно приспосабливаться к
условиям той или иной школы, а школа должна приспосабливаться к нуждам особых детей.
Полная интеграция, при которой дети, по уровню психофизического развития
соответствуют возрастной норме и психологически подготовлены к совместному
обучению со здоровыми сверстниками. Все они включены в обычные классы,
занимаются по общеобразовательной программе. В школе для них созданы такие
условия, чтобы они не чувствовали себя отличными от других детей, имели хороший
статус в классе. Весь педагогический состав, работающий с ними, информирован об
особенностях их физического развития. Коррекция для них, как правило, оказывается в
другом учреждении – больнице, логопункте и др. Например, слабослышащая девочка, но
наличие слуховых аппаратов позволяет ей успешно проходить образовательную
программу, иметь крепкие дружеские связи в классе.
1. Частичная интеграция, при которой дети с проблемами в развитии, еще не
способны
на
равных
со
здоровыми
сверстниками
овладевать
образовательным
стандартом, вливаются в массовые классы лишь на часть дня. Например, учащийся с
церебрастеническим синдромом находится на индивидуальном обучении и занимается
по общеобразовательной программе, вливается в массовый класс на отдельные
учебные занятия, участвует во всех внеклассных мероприятиях вместе со своими
одноклассниками.
2. Комбинированная интеграция, при которой учащиеся, не имеющие особых
медицинских показаний для индивидуального обучения, но с диагнозом ЗПР или
недоразвития речи, обучаются в массовых классах, получая коррекционную помощь
психолога. Например, ученик с ЗПР обучается в классе, дифференцированно получает
учебный материал и посещает психологические занятия по развитию высших
психических функций и эмоционально-волевой сферы.
3. Временная
интеграция,
когда
дети,
находящиеся
на
индивидуальном
обучении, объединяются в группу, где они получают социальную интеграцию,
отрабатывая навыки общения в группе, приобретают опыт совместной творческой
деятельности. Характер занятий таков, что в этой группе могут быть дети с ЗПР, УО и
дети с сохраненным интеллектом. Программа, которая успешно проходит апробацию в
нашей школе по социальной интеграции детей, находящихся на индивидуальном
обучении, носит название «Уроки общения».
Таким образом, большинство учащихся с особыми нуждами вовлечены в
процесс интеграции.
В данной статье я хочу поделиться опытом работы по социальной интеграции
детей, находящихся на индивидуальном обучении.
Особенности индивидуального обучения таковы, что дети практически никогда
не бывают в школьном детском коллективе, а общение, как важный фактор
личностного развития, им также необходим. Групповые занятия, направленные на
восполнение функций общения, могут помочь им в развитии коммуникативных
навыков, умении работать в команде, снятии напряженности, развитии самоконтроля,
творческих способностей.
Если в вашей школе есть дети, обучающиеся индивидуально, но не на дому, а
посещающие школу, если они не очень сильно различаются по возрасту, и вас не
пугает их разный уровень развития, то вам будет интересно познакомиться со
структурой программы «Уроки общения».
Цель программы: развитие межличностного взаимодействия детей с ОВЗ со
сверстниками и взрослыми.
Основные задачи программы:
• развитие коммуникативных навыков;
• развитие творческих способностей;
• развитие произвольной активности детей;
• снятие напряженности, невротических состояний, страхов.
Основные методы обучения: этюды, игры с правилами, беседы, художественная
деятельность.
Структура и содержание курса:
• количество занятий – 10;
• продолжительность занятий – 40 минут;
• количество человек в группе – 5–6 детей, находящихся на индивидуальном
обучении;
• в групповых занятиях могут принимать участие и дети более старшего возраста,
«шефы»
-
2–3 человека, помогающие психологу вести занятия и активно в них участвующие;
• структура занятия – упражнения-активаторы, основные упражнения или творческая
работа (совместная лепка, рисование, конструирование), рефлексия.
Темы занятий:
- Рисунок по шаблону под впечатлением совместного просмотра мультфильма
- Преобразующее рисование из геометрических фигур
- Совместный рисунок «Я и мир вокруг меня»
- Совместное конструирование
- Оригами
- Совместные дидактические игры
- Совместные дидактические игры
- Театрализация сказки «Теремок»
- Квест- игра
Проведенные занятия получили положительные отзывы, как со стороны самих
учеников, так и со стороны их родителей, администрации школы.
Таким образом, психологическая помощь детям с ограниченными возможностями
здоровья актуальна в настоящее время, и формы работы с данной категорией детей в
образовательном учреждении могут быть самыми разными.