Напоминание

Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья


Автор: Инна Дмитриевна Митрошина
Должность: социальный педагог, учитель коррекционного класса
Учебное заведение: МОУ ИРМО "Оекская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: село Оёк
Наименование материала: статья
Тема: Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: полное образование





Назад




Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья

в школьном сообществе

На современном этапе развития общества существует тенденция ухудшения

здоровья подрастающего поколения. Причины, ведущие к увеличению числа детей с

отклонениями в психофизическом развитии, социально обусловлены и зависят от таких

факторов, как состояние окружающей среды, экономическое положение в обществе,

наследственность и здоровье родителей, условия жизни и воспитания в семье, условия

обучения в образовательном учреждении.

Образовательная практика, приняв социальный заказ общества, старается найти

новые подходы к организации коррекционного образовательного процесса. Сегодня в

обычных образовательных школах учится большое число детей, имеющих особые

образовательные потребности. Такие дети не могут в отведенное программой время

овладеть необходимыми знаниями, умениями, навыками или усваивают их некачественно,

что неблагоприятно сказывается на динамике их развития и затрудняет социализацию.

Учителя–предметники испытывают трудности в организации урока в классе, где есть такие

дети. Часто недопонимание причин проблем этих детей, недостаточный индивидуальный

подход приводит к тому, что процесс обучения происходит вне связи с образовательными

потребностями и индивидуально-типологическими особенностями обучающихся. Все это

диктует необходимость интеграции обучения детей с отклонениями в развитии.

В настоящее время понятие «интеграция» является одним из приоритетных

направлений в образовании. Интегрированное образование основано на идее, что каждого

ребенка нужно воспринимать таким, какой он есть, и не ребенку нужно приспосабливаться к

условиям той или иной школы, а школа должна приспосабливаться к нуждам особых детей.

Полная интеграция, при которой дети, по уровню психофизического развития

соответствуют возрастной норме и психологически подготовлены к совместному

обучению со здоровыми сверстниками. Все они включены в обычные классы,

занимаются по общеобразовательной программе. В школе для них созданы такие

условия, чтобы они не чувствовали себя отличными от других детей, имели хороший

статус в классе. Весь педагогический состав, работающий с ними, информирован об

особенностях их физического развития. Коррекция для них, как правило, оказывается в

другом учреждении – больнице, логопункте и др. Например, слабослышащая девочка, но

наличие слуховых аппаратов позволяет ей успешно проходить образовательную

программу, иметь крепкие дружеские связи в классе.

1. Частичная интеграция, при которой дети с проблемами в развитии, еще не

способны

на

равных

со

здоровыми

сверстниками

овладевать

образовательным

стандартом, вливаются в массовые классы лишь на часть дня. Например, учащийся с

церебрастеническим синдромом находится на индивидуальном обучении и занимается

по общеобразовательной программе, вливается в массовый класс на отдельные

учебные занятия, участвует во всех внеклассных мероприятиях вместе со своими

одноклассниками.

2. Комбинированная интеграция, при которой учащиеся, не имеющие особых

медицинских показаний для индивидуального обучения, но с диагнозом ЗПР или

недоразвития речи, обучаются в массовых классах, получая коррекционную помощь

психолога. Например, ученик с ЗПР обучается в классе, дифференцированно получает

учебный материал и посещает психологические занятия по развитию высших

психических функций и эмоционально-волевой сферы.

3. Временная

интеграция,

когда

дети,

находящиеся

на

индивидуальном

обучении, объединяются в группу, где они получают социальную интеграцию,

отрабатывая навыки общения в группе, приобретают опыт совместной творческой

деятельности. Характер занятий таков, что в этой группе могут быть дети с ЗПР, УО и

дети с сохраненным интеллектом. Программа, которая успешно проходит апробацию в

нашей школе по социальной интеграции детей, находящихся на индивидуальном

обучении, носит название «Уроки общения».

Таким образом, большинство учащихся с особыми нуждами вовлечены в

процесс интеграции.

В данной статье я хочу поделиться опытом работы по социальной интеграции

детей, находящихся на индивидуальном обучении.

Особенности индивидуального обучения таковы, что дети практически никогда

не бывают в школьном детском коллективе, а общение, как важный фактор

личностного развития, им также необходим. Групповые занятия, направленные на

восполнение функций общения, могут помочь им в развитии коммуникативных

навыков, умении работать в команде, снятии напряженности, развитии самоконтроля,

творческих способностей.

Если в вашей школе есть дети, обучающиеся индивидуально, но не на дому, а

посещающие школу, если они не очень сильно различаются по возрасту, и вас не

пугает их разный уровень развития, то вам будет интересно познакомиться со

структурой программы «Уроки общения».

Цель программы: развитие межличностного взаимодействия детей с ОВЗ со

сверстниками и взрослыми.

Основные задачи программы:

• развитие коммуникативных навыков;

• развитие творческих способностей;

• развитие произвольной активности детей;

• снятие напряженности, невротических состояний, страхов.

Основные методы обучения: этюды, игры с правилами, беседы, художественная

деятельность.

Структура и содержание курса:

• количество занятий – 10;

• продолжительность занятий – 40 минут;

• количество человек в группе – 5–6 детей, находящихся на индивидуальном

обучении;

• в групповых занятиях могут принимать участие и дети более старшего возраста,

«шефы»

-

2–3 человека, помогающие психологу вести занятия и активно в них участвующие;

• структура занятия – упражнения-активаторы, основные упражнения или творческая

работа (совместная лепка, рисование, конструирование), рефлексия.

Темы занятий:

- Рисунок по шаблону под впечатлением совместного просмотра мультфильма

- Преобразующее рисование из геометрических фигур

- Совместный рисунок «Я и мир вокруг меня»

- Совместное конструирование

- Оригами

- Совместные дидактические игры

- Совместные дидактические игры

- Театрализация сказки «Теремок»

- Квест- игра

Проведенные занятия получили положительные отзывы, как со стороны самих

учеников, так и со стороны их родителей, администрации школы.

Таким образом, психологическая помощь детям с ограниченными возможностями

здоровья актуальна в настоящее время, и формы работы с данной категорией детей в

образовательном учреждении могут быть самыми разными.



В раздел образования