Напоминание

"Роль учебной и внеучебной деятельности в повышении познавательной активности и мотивации обучающихся в процессе организации воспитательной работы"


Авторы: Сафина Зульфия Миргарифановна, Сарманаев Руслан Камилевич
Должность: преподаватель истории и обществознания, преподаватель социально-экономических дисциплин
Учебное заведение: ГАПОУ "Альметьевский политехнический техникум"
Населённый пункт: г. Альметьевск
Наименование материала: статья
Тема: "Роль учебной и внеучебной деятельности в повышении познавательной активности и мотивации обучающихся в процессе организации воспитательной работы"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




РОЛЬ УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОВЫШЕНИИ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И МОТИВАЦИИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ

«В душе каждого ребёнка есть невидимые струны.

Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат»

Сухомлинский В.А.

Современный этап развития общества характеризуется глобальными

переменами во всех сферах жизни, которые повлекли существенные изменения

в образовании и науке.

Новое поколение студенческой молодежи в третье тысячелетие вступило

с принципиально иными качествами личности, жизненными ориентирами,

ценностными установками. Поэтому сегодня перед учебными заведениями

среднего профессионального образования стоит вопрос о подготовке молодых

специалистов, способных к успешному вхождению в мир труда и профессий,

они должны быть патриотичными личностями, высокогуманными, нравственно

и морально устойчивыми. Образовательная среда – наиболее благоприятное

место для самореализации, саморазвития, профессионального и личностного

становления молодого человека.

Закон об образовании в РФ определяет воспитание как первостепенную и

определяющую функцию образования (ст.2. п.1.). Принцип единства обучения

и воспитания предполагает присутствие в учебном процессе как обучающего,

так и воспитательного элементов, а также наличие как учебных, так и

внеучебных форм воспитательной работы.

Эффективность воспитательной работы зависит от того, в какой мере

используемые формы и методы учитывают весь комплекс возрастных

личностных

особенностей

и

потребностей

современных

студентов.

Профессиональное образование, в меру своих сил, влияет на ценностные

1

ориентиры студентов, так как в это время происходит их отделение от семьи,

территориальные

изменения

(переезд

в

другой

город);

поэтому

сформированные до этого ценностные ориентации не получают подкрепления и

поддержки из вне и происходит их замена другими [1; c. 117].

Воспитание студентов может быть организовано как на каждом занятии

посредством достижения воспитательной цели занятия, так и на специально

организованных внеаудиторных занятиях по дисциплине.

Мы считаем, что особенно эффективным является воспитательное

воздействие, оказываемое педагогом на каждом занятии по предмету, так как

это ежедневная, непрекращающаяся воспитательная работа, тесно связанная с

содержанием изучаемого студентами материала.

Большое значение имеет организация самостоятельной работы студентов

по предмету, так как при этом воспитывается сознательное отношение самих

обучающихся к овладению теоретическими и практическими знаниями.

Например, изучая историю и ОБЖ, студенты первокурсники нашего

техникума в виде зачетной работы собирают и анализируют информацию о

своей родословной. На наш взгляд – это одна из форм ассоциации

исторических событий в лице людей тебе близких, т.е. история с судьбами

конкретных людей. Многое, что происходило с близкими, студенты пытаются

объяснить, опираясь на исторические события (например, раскулачивание,

переезды семей в Среднюю Азию, освоение целины), т.е. таким образом

удается сконцентрировать внимание на таких исторических фактах, изучая

которые в текстовом - учебном варианте не всегда можно заинтересовать.

Большой

интерес

также

вызывает

у

студентов

составление

генеалогического древа, а главное – такая работа способствует общению

разных поколений, формирует чувство гордости за своих близких, о многих из

которых они слышат порой впервые. Все люди рано или поздно начинают

задумываться о своих корнях. Вот поэтому сведения о предках имеют большое

значение. Рассказы о старших родственниках и их жизни формируют

внутрисемейные связи, создают ощущение единства у детей, учат их понимать

2

и гордиться Родиной и собственной семьей. Или же можно изучать историю

рода для определения закономерностей, повторяющихся от поколения к

поколению. Прослеживая их, можно многое узнать о себе и скорректировать

собственную судьбу. Даже тем, кто еще мало задумывается о собственном

происхождении, эта информация будет полезна хотя бы на уровне определения

генетических

предрасположенностей

к

заболеваниям.

Подобная

работа

необходима для развития навыков обработки информации, умении грамотно и

лаконично излагать свои мысли, воспитанию патриотизма.

Большое значение уделяется в современных условиях и гражданскому

воспитанию. «Воспитание гражданственности и патриотизма начинается с

привития любви и уважения к своему учебному заведению и его традициям» [2,

с. 9], поэтому на занятиях рассказываем об истории нашей образовательной

организации, её достижениях, известных выпускниках, традициях и т.д.

Что касается внеаудиторных занятий, то сюда входят разнообразные

формы вовлечения обучающихся в изучение и углубление теоретических и

практических знаний во внеурочное время. Они воспитывают активность,

заставляют логически мыслить, обогащает духовно, формируют нравственные

и волевые качества.

Внеаудиторные занятия могут быть связаны с одной дисциплиной или

циклом дисциплин. В условиях СПО это могут быть:

- внеаудиторные мероприятия: викторины, конкурсы, олимпиады, выставки,

тематические вечера и другие мероприятия по специальным дисциплинам. Они

могут быть распределены равномерно в течение года, а могут быть

сконцентрированы

в

предметные

недели,

например,

«Неделя

общеобразовательных дисциплин»;

- поисково-кружковая работа: добровольные дополнительные занятия группы

обучающихся под руководством преподавателя, отвечающие их интересам.

Например, на базе Альметьевского политехнического техникума уже не

один год существует студенческая научная организация «Инноватика». Она

является сообществом студентов, обучающихся в ГАПОУ «АПТ», которое в

3

своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации

и Уставом о Студенческом научном обществе ГАПОУ «АПТ».

Целями работы СНО являются:

- содействовать работе техникума по созданию условий для раскрытия

творческих способностей студентов в сфере научной деятельности

- формировать у студентов навыки ведения научных исследований в рамках

существующих научных школ и направлений техникума

- проводить исследовательскую, просветительскую и природоохранную работу.

В рамках работы СНО организуются и проводятся научно-популярные

лектории. Студент должен серьезно изучить вопрос, грамотно преподнести

информацию

аудитории,

развивать

свои

ораторские

способности,

способствовать просветительской деятельности. Выступление лектора служит

как бы детонатором, включающим в работу мыслительную деятельность

слушателей и направляющим ее в нужное русло. После выступления ребята

задают вопросы, проводят дискуссии по обсуждаемой теме. Тематика

выступлений очень разнообразна. Совместная работа ребят сплачивает,

объединяет и вызывает неподдельное уважение к друг к другу, к своей

республике, стране, к старшему поколению.

Студенты СНО выступают на конференциях различного уровня. Им

доставляет удовольствие работать с архивными документами, для них это

настоящее соприкосновение с историей, с нескрываемой радостью делятся

впечатлениями, когда находят в списках своих знакомых и родных. На наш

взгляд, такая работа помогает ребятам ощущать себя востребованными в

обществе.

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Перед

обществом ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного

самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в

соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи

связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности. Если

человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в

4

результате будет добро. Учат злу, в результате будет зло. Не учат ни добру, ни

злу – все равно будет зло, потому что сложно стать человеком, не учась ничему.

Итак, необходимо помнить, что обучение и воспитание взаимно

стимулируют друг друга, связаны положительной обратной связью: улучшение

обучения способствует лучшему воспитанию, и наоборот, совершенствование

воспитания приводит к повышению эффективности учёбы.

Современная

молодежь

очень

разная:

творческая,

позитивно

настроенная, добрая, сочувствующая, находящаяся в поиске своего места в

современном обществе, своей позиции, своего пути. Она не отказывается от

традиций, она слушает и слышит, она анализирует и выбирает. И наша задача –

напомнить, помочь, объяснить.

Список литературы

1. Воронкова Е. С. Проблема формирования ценностных направлений в

процессе профессионального образования // Профессиональное образование в

современном мире, 2011 - № 2.

2. Кириленко Т.В. Создание вариативной системы воспитания в учреждении

СПО // Среднее профессиональное образование, 2006. - №11.

3. Новиков А.М. Развитие отечественного образования / Полемические

размышления. - М.: Издательство «Эгвес», 2005

5



В раздел образования