Напоминание

Применение новых образовательных форм и сервисов информационного образования в практике образовательной организации дополнительного образования


Автор: Титов Андрей Александрович
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ЦВР
Населённый пункт: Ростовская область, Белокалитвинский район, р.п.Шолоховский
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Применение новых образовательных форм и сервисов информационного образования в практике образовательной организации дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование





Назад




Применение новых образовательных форм и сервисов

информационного образования в практике образовательной

организации дополнительного образования

В настоящее

время

обучение

с применением

дистанционных

образовательных технологий и электронного обучения становится все более

актуальным и востребованным.

Бесспорно, дистанционное обучение позволяет эффективно удовлетворять

образовательные потребности и имеет ряд серьезных преимуществ перед

очным

обучением.

Обучение

с применением

дистанционных

образовательных технологий и электронное обучение дают возможность

взаимодействовать

с территориально

удаленными

участниками

образовательной

деятельности,

позволяют

адаптировать

стиль

и темп

освоения

программ

к индивидуальным

особенностям,

учитывая

предпочтения и периоды активности каждого ребенка.

Учитывая,

что

дополнительное

образование

является

практико-

ориентированным, и его реализация в полном объеме в дистанционном

режиме затруднена, внедрение этой формы организации образовательной

деятельности потребовало более пристального внимания.

Тем не менее, современные реалии поставили перед системой образования,

в том числе дополнительного, абсолютно новые задачи в применении

дистанционных технологий.

Как показал мониторинг, наиболее популярным является использование

функций применения дистанционных технологий через сервисы ZOOM,

Skype

Среди организаций физкультурно-спортивной направленности преобладает

информация, представленная в виде ссылок на просмотр на канале YouTube

информационных материалов, связанных с видами спорта и различными

видами активности.

Но, к сожалению, какими бы благородными не были эти цели в

реальной жизни следовать эти целям очень сложно, так как дистанционное

образование имеет свои преимущества и недостатки:

Достоинства дистанционного обучения:

- Отсутствие географических ограничений.

- Доступность, открытость и гибкость взаимодействие участников

учебных программ.

- Индивидуальный график обучения.

- Экономия времени и материальных затрат.

- Социальное равноправие в отношении всех категорий учащихся.

- Технологичность.

- Снижение стоимости обучения.

- Возможность доступа к различным источникам информации.

- Возможность получения информации разнообразной по объему и

содержанию.

Недостатки дистанционного образования:

- Недостаточно тесное общение преподавателя с обучающимися.

-

Сильная

зависимость

качества

дистанционного

обучения

от

технической оснащенности оборудования.

- Языковой барьер и неудовлетворительное взаимодействие между

обучающимися.

-

Отсутствие

должного внимания к вопросам

информационной

безопасности.

-

Субъективное

ощущение

обучающимися

перегруженностью

информацией.

- Высокие требования к постановке задачи.

- Высокая трудоемкость разработки занятий и курсов.

- Недостаток практических знаний.

- Отсутствие системы подготовки специалистов дистанционного

образования

И тем не менее исходя из выше перечисленного, учреждения

дополнительного образования, заинтересованные в том, чтобы успешно

функционировать на рынке дополнительного образования необходимо

адаптироваться в тех условиях, в которых оно оказывается, и найти способы

реализации своих образовательных программ в формате дистанционного

образования.

Таким образом, основные цели педагога дополнительного образования

– это научиться обучать в системе дистанционного образования, а основная

задача любого педагога не просто занять ребенка или группу, а выдавать

материал

последовательно,

реализуя

образовательную

программу,

не

нарушая никаких педагогических компетенций.

Педагоги МББУ ДО ЦВР с переходом на дистанционное обучение начали

активно

проходить

различные

курсы

повышения

квалификации

для

повышения своей грамотности такие как:

«Использование электронных

образовательных технологий в деятельности современного педагога»

В рамках Школы повышения профессионализма были проведены

учебно-методические консультации по темам: «Цифровые образовательные

технологии

для

организации

дистанционного

обучения

детей»,

«Использование

онлайн-платформ

для

организации

дистанционного

обучения»

В

рамках

дополнительного

образования,

наряду

с

высокой

потребностью в использовании электронных образовательных технологий,

существует проблема отсутствия готовых компьютерных программ по

преподаваемым в дополнительном образовании видам деятельности. Этот

факт ставит перед педагогами дополнительного образования задачу создания

новых тематических электронных образовательных ресурсов таких как:

видеозанятий, квестов, онлайн-викторин, онлайн-тестов, интерактивных игр

на различных платформах.

Новые информационные технологии развивают идеи программированного

обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные

технологические варианты обучения, связанные с уникальными

возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций.

Компьютерная технология может осуществляться в следующих вариантах:

как проникающая технология (применение компьютерного обучения по

отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач).

как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в

данной

технологии частей.

как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным

процессом,

включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение

компьютера).

Цели новых информационных технологий:

1

Формирование

умений

работать

с

информацией,

развитие

коммуникативных

способностей.

2

Подготовка

личности

«информационного

общества».

3 Предоставление ребенку возможности для усвоения такого объема

учебного

материала,

сколько

он

может

усвоить.

4 Формирование у детей исследовательских умений, умений принимать

оптимальные решения.

С применением дистанционных технологий мы столкнулись в этом учебном

году, обучающиеся и ипедагоги достаточно продолжительный период не

имели

возможности

посещать

образовательное

учреждение

в

силу

объективных причин.

В этом случае дистанционное обучение стало для всех участников

образовательного процесса «волшебной палочкой».

Перед

педагогами

стоял

выбор

технологий

и

способов

обучения.

Образовательные организации самостоятельно определялись в выборе

платформ для организации аудио и видеоконференций в качестве общения с

обучающимися. Но создать конференцию, пригласить обучающихся на

конференцию для педагога недостаточно, надо было продумать, как будет

проходить освоение материала обучающимися, контроль знаний. Помощь

педагогам и обучающимся были предложены различные дистанционные

образовательные платформы. Конечно мы все понимаем, что ничто не

заменит личного общения “учитель-ученик», но в тоже время если подобрать

грамотные,

хорошо

выстроенные

для

педагогической

работы

образовательные

платформы

педагог

без

проблем

может

выстроить

образовательную траекторию работы с обучающимися.

Так наша образовательная организация расположена в сельской местности и

не все дети даже в сегодняшнее современное цифровое время могут

позволить

себе

сосременный

телефон,

планшет

или

персональный

компьютер. Использовать дистанционные образовательные платформы легче

и

правильнее

начинать

в

средней

школе

т. к.

обучающиеся

могут

самостоятельно выполнять алгоритм действий при работе на платформах.

При работе с образовательными платформами ты понимаешь, что она

позволяет:

- поддерживать, а не отбивать у обучающихся, интерес к учебе;

- стимулировать у педагога понимание необходимости постоянно учиться;

- формировать проектное мышление;

-

ориентироваться

в

информации,

анализировать,

классифицировать,

отбрасывать лишнее.

Конечно нужно научить детей работать с такой моделью образования, в

первую очередь мы установили общие правила и алгоритм работы. В

последствии работы, при переходе на дистанционное обучение, мы немного

меняли и трансформировали алгоритм применительно к ситуации.

Такая модель образования, по мнению разработчиков, - технология обучения,

призванная всесторонне подготовить человека к вызовам современного мира.

И с этим нельзя не согласиться.

Цифровые образовательные платформы позволяют педагогу использовать

как готовый материал, так добавлять и создавать свои учебные материалы.

Каждый раздел изучаемой темы (раздела) начинается с мотивурующего и

проблемного задания. Мотивирующие задания позволяют обучающимся

понять зачем изучать данную тему (раздел), увидеть его связь с ключевыми

идеями, определить свою готовность к изучению темы (раздела).

Задания на цифровые образовательных платформах выстроены по принципу

«минимакса» задания собраны по темам, по сложности. Каждая тема

заканчивается

тестовой

проверкой.

Тестовые

задания

проверяются

автоматически. Тренировочные задания задаются педагогом с помощью

матрицы заданий.

В чем минус цифровых образовательных платформ? Это только «оценивание

выполняемых работ». В своей работе я выбрал 10-бальную систему

оценивания, она позволяет реально оценить уровень выполнения работ.

Все

цифровые

образовательные

платформы

повышают

мотивацию

обучающихся к самообразованию, развивают культуру включенности в

обучение, умение правильно и рационально использовать свое учебное

время.

Использование

цифровых

образовательных

платформ,

как

инструмента

персонализированного

образования,

комбинированного

обучения позволяет уделять обучающимся более индивидуальный подход,

чем обычно дает традиционное обучение.

Необходимость

в

таком

методе

обучения

обусловлена

различными

факторами, среди которых можно назвать:

потребность в интерактивном взаимодействии учеников и учителей;

работа с часто болеющими детьми;

работа с обучающимися во время актированных дней или карантина;

работа с одаренными детьми;

увлекательные задания с целью повторения (кроссворды, ребусы и др.);

участие в дистанционных олимпиадах, конкурсах, проектах;

В современное время, время информационных технологий востребованность

дистанционной формы обучения растёт. Т.к. эта форма обучения гибка,

удобна

и

доступна,

предполагает

широкую

вариативность

и

дифференциацию в выборе и содержания, и форм получения образования.

Дистанционное

обучение

школьников

при

выполнении

определённых

условий,

таких

как

наличие

качественных

интерактивных

средств

коммуникации (компьютеров, скоростного интернета и т.п.), ответственность

и самомотивация обучающихся, осуществление контроля со стороны

родителей, является средством обеспечения доступного качественного

образования.



В раздел образования