Напоминание

"Формирование графомоторных навыков и пространственного мышления у детей старшего дошкольного возраста"


Автор: Белянкина Олеся Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 28"
Населённый пункт: город Заволжье, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование графомоторных навыков и пространственного мышления у детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование графомоторных навыков и пространственного

мышления у детей старшего дошкольного возраста методом технологии

«Сенсографика. В королевстве линий».

Дошкольный возраст – это важный период становления ребёнка как

личности. В этом периоде закладываются у ребёнка основы для его

дальнейшего развития, для приобретения им необходимых навыков и

умений. В этом возрасте у детей формируются представления о внешних

свойствах предметов: их форме, размере, цвете и положении в пространстве

(сенсомоторное развитие). Поэтому дошкольный возраст наиболее приемлем

для

сенсорного

и

сенсомоторного

развития,

то

есть

развития

чувствительности, телесности и мелкой моторики.

В связи с этим чрезвычайно важно подобрать такую технологию,

которая бы отвечала требованиям и задачам дошкольного детства. На наш

взгляд такой технологией является «Сенсографика. В королевстве линий»,

которая направлена на формирование у детей дошкольного возраста

целостных представлений о пространственных ориентирах и развитие

графомоторных

навыков.

Что же такое

графомоторный

навык? Это

определённое положение и движение пишущей руки, которое позволяет

рисовать, раскрашивать, соединять точки, правильно удерживать пишущий

предмет.

М.М. Безруких утверждала, что период от 4 до 7 лет является

сензитивным

периодом

для

развития

графомоторных

навыков,

пространственного мышления и ручной умелости, а мускулистая память в

этот период очень цепкая.

Е.Н. Российская полагала, что формирование графомоторных навыков

во многом зависит от развития пространственных представлений ребёнка, в

ходе

которого

создаются

пространственные

образы

и

происходит

оперирование ими для решения задач.

Осуществление проблемы преемственности ДОО и школы чрезвычайно

важная и актуальная задача, именно поэтому важно, ещё на этапе

дошкольного детства, формировать у ребёнка школьно-значимые функции, к

которым

относится

и

формирование

графомоторных

навыков

и

пространственного

мышления

у

детей.

Если

графомоторный

навык

сформирован правильно, то ребёнок будет писать буквы разборчиво,

красиво, чётко и быстро, если же он сформирован неправильно, то возникают

определённые трудности на письме.

И чтобы развить у детей все эти навыки, мы в своей работе используем

уникальную авторскую технологию Н. Ю. Шуваевой «Сенсографика. В

королевстве

линий»,

которая

разработана

с

учётом

возрастных

и

психофизиологических особенностей детей. Эта технология включает в себя

целостное

и

всестороннее

освоение

пространства

на

сенсорном

и

сенсомоторном уровнях, а также ритмичное рисование линий и форм, при

которых рисунок как результат не несёт в себе исключительной самоцели.

Приоритеты переходят к самому процессу рисования, при котором на чистом

листе бумаги возникают разнообразные графические образы, в результате

осознанного и точного движения кисти руки.

Нами была определена цель: формирование графомоторных навыков

и пространственного мышления у детей старшего дошкольного возраста

через использование авторской технологии «Сенсографика. В королевстве

линий». И поставлены следующие задачи.

Задачи:

1. Формирование образных представлений у детей старшего дошкольного

возраста о разных видах линий, их особенностях, характере и свойствах.

2. Развитие пространственного мышления на макроуровне (уровень

пространства), мезауровне (уровень от локтя) и микроуровне

(пространство листа).

3. Развитие мелкой моторики кисти руки в процессе выполнения

тонкодифференцированных и тонкокоординированных движений.

4. Способствовать развитию у детей старшего дошкольного возраста

воображения, творческого мышления в процессе выполнения творческих

заданий: рисования разнообразных форм и линий с последующим

дополнением их образами.

5. Развитие навыков социально-эмоционального взаимодействия в процессе

коллективной деятельности.

6. Преобразование развивающей предметно-пространственной среды в

группе для формирования у детей старшего дошкольного возраста

графомоторных навыков и пространственного мышления.

В процессе реализации технологии «Сенсографика» дети знакомятся с

разными видами линий:

прямыми

разнонаправленными

(горизонтальными,

вертикальными,

наклонными);

♦ ломанными (на основе различных форм);

♦ дугообразными;

♦ волнистыми;

♦ спиралевидными;

♦ сложными (петлеобразными и восьмеркообразными).

Уникальность данной технологии заключается в особом методе

познания пространства. Освоение пространства происходит на трёх уровнях:

1. Мегауровень – освоение линий и форм на телесном уровне. Дети проходят

по

дорожкам,

выложенном

на

полу

из

спортивного

инвентаря

(гимнастических палок, скакалок, обручей, полусфер, модулей); проползают

на четвереньках, пропрыгивают, выкладывают на полу верёвками, палками,

коктейльными трубочками, камешками.

2. Мезоуровень – освоение линий и форм при помощи движений «от локтя».

Только что исследованные линии и формы дети изображают на магнитной

доске, на ватмане маркерами.

3. Микроуровень – развитие мелкой моторики кисти руки. Исследованные и

прорисованные на мезоуровне линии и формы дети изображают на

альбомных листах или листах формата А3 фломастерами, карандашами,

пастельными мелками.

Педагогическая деятельность по организации данной технологии проводится

в 3 этапа.

І этап (подготовительный) анкетирование родителей на тему: «Уголок

изобразительной деятельности детей дома», педагогическая диагностика,

постановка

проблемы,

изучение

литературы

по

технологии,

подбор

материала. Разработка перспективного плана работы с детьми старшего

дошкольного возраста, с родителями воспитанников, социумом. Пополнение

развивающей предметно-пространственной среды группы новыми пособиями

и дидактическими играми.

ІI этап (основной)

-

реализация системы работы по авторской технологии

«Сенсографика. В королевстве линий» с детьми старшего дошкольного

возраста.

III этап (заключительный)

-

педагогическая диагностика, анализ результатов,

определение перспективы дальнейшего развития.

Структура построения заданий включает в себя несколько этапов.

1 этап – сенсомоторный («Прочувствовать»).

На этом этапе ребёнку

необходимо прочувствовать движение с различными степенями свободы

(мегауровень).

2 этап – графический («Оставить след»). Дети изображают графический

образ линии различными материалами: мокрой губкой на доске, палочкой на

песке, маркером на доске, на листе обоев или ватмана (мезоуровень).

3 этап – «Графическое задание». Выполнение детьми графических заданий

на листе формата А3 (микроуровень).

4 этап – личностно-ориентированный («Оживление»). Развитие у детей

воображения,

креативного

мышления,

умения

видеть

в

абстрактном

знакомый образ.

5 этап – социально-эмоциональный («Совместный шедевр»).

Коллективная

деятельность

детей,

направленная

на

развитие

коммуникабельности,

навыков

социального

взаимодействия,

осознание

ценности каждого члена коллектива.

Данная педагогическая технология - это поиск новых методов и форм

их реализации для оптимизации образовательного процесса, направленного

на решение проблем подготовки ребёнка к школе, гармонизация его

пространственных и образных представлений, а также развитие социально-

эмоциональной сферы. Эта технология соответствует всем требованиям,

предъявленным ФГОС ДО, и может быть реализована в работе с детьми

дошкольного возраста в условиях ДОУ.



В раздел образования