Автор: Белянкина Олеся Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 28"
Населённый пункт: город Заволжье, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование графомоторных навыков и пространственного мышления у детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Формирование графомоторных навыков и пространственного
мышления у детей старшего дошкольного возраста методом технологии
«Сенсографика. В королевстве линий».
Дошкольный возраст – это важный период становления ребёнка как
личности. В этом периоде закладываются у ребёнка основы для его
дальнейшего развития, для приобретения им необходимых навыков и
умений. В этом возрасте у детей формируются представления о внешних
свойствах предметов: их форме, размере, цвете и положении в пространстве
(сенсомоторное развитие). Поэтому дошкольный возраст наиболее приемлем
для
сенсорного
и
сенсомоторного
развития,
то
есть
развития
чувствительности, телесности и мелкой моторики.
В связи с этим чрезвычайно важно подобрать такую технологию,
которая бы отвечала требованиям и задачам дошкольного детства. На наш
взгляд такой технологией является «Сенсографика. В королевстве линий»,
которая направлена на формирование у детей дошкольного возраста
целостных представлений о пространственных ориентирах и развитие
графомоторных
навыков.
Что же такое
графомоторный
навык? Это
определённое положение и движение пишущей руки, которое позволяет
рисовать, раскрашивать, соединять точки, правильно удерживать пишущий
предмет.
М.М. Безруких утверждала, что период от 4 до 7 лет является
сензитивным
периодом
для
развития
графомоторных
навыков,
пространственного мышления и ручной умелости, а мускулистая память в
этот период очень цепкая.
Е.Н. Российская полагала, что формирование графомоторных навыков
во многом зависит от развития пространственных представлений ребёнка, в
ходе
которого
создаются
пространственные
образы
и
происходит
оперирование ими для решения задач.
Осуществление проблемы преемственности ДОО и школы чрезвычайно
важная и актуальная задача, именно поэтому важно, ещё на этапе
дошкольного детства, формировать у ребёнка школьно-значимые функции, к
которым
относится
и
формирование
графомоторных
навыков
и
пространственного
мышления
у
детей.
Если
графомоторный
навык
сформирован правильно, то ребёнок будет писать буквы разборчиво,
красиво, чётко и быстро, если же он сформирован неправильно, то возникают
определённые трудности на письме.
И чтобы развить у детей все эти навыки, мы в своей работе используем
уникальную авторскую технологию Н. Ю. Шуваевой «Сенсографика. В
королевстве
линий»,
которая
разработана
с
учётом
возрастных
и
психофизиологических особенностей детей. Эта технология включает в себя
целостное
и
всестороннее
освоение
пространства
на
сенсорном
и
сенсомоторном уровнях, а также ритмичное рисование линий и форм, при
которых рисунок как результат не несёт в себе исключительной самоцели.
Приоритеты переходят к самому процессу рисования, при котором на чистом
листе бумаги возникают разнообразные графические образы, в результате
осознанного и точного движения кисти руки.
Нами была определена цель: формирование графомоторных навыков
и пространственного мышления у детей старшего дошкольного возраста
через использование авторской технологии «Сенсографика. В королевстве
линий». И поставлены следующие задачи.
Задачи:
1. Формирование образных представлений у детей старшего дошкольного
возраста о разных видах линий, их особенностях, характере и свойствах.
2. Развитие пространственного мышления на макроуровне (уровень
пространства), мезауровне (уровень от локтя) и микроуровне
(пространство листа).
3. Развитие мелкой моторики кисти руки в процессе выполнения
тонкодифференцированных и тонкокоординированных движений.
4. Способствовать развитию у детей старшего дошкольного возраста
воображения, творческого мышления в процессе выполнения творческих
заданий: рисования разнообразных форм и линий с последующим
дополнением их образами.
5. Развитие навыков социально-эмоционального взаимодействия в процессе
коллективной деятельности.
6. Преобразование развивающей предметно-пространственной среды в
группе для формирования у детей старшего дошкольного возраста
графомоторных навыков и пространственного мышления.
В процессе реализации технологии «Сенсографика» дети знакомятся с
разными видами линий:
♦
прямыми
разнонаправленными
(горизонтальными,
вертикальными,
наклонными);
♦ ломанными (на основе различных форм);
♦ дугообразными;
♦ волнистыми;
♦ спиралевидными;
♦ сложными (петлеобразными и восьмеркообразными).
Уникальность данной технологии заключается в особом методе
познания пространства. Освоение пространства происходит на трёх уровнях:
1. Мегауровень – освоение линий и форм на телесном уровне. Дети проходят
по
дорожкам,
выложенном
на
полу
из
спортивного
инвентаря
(гимнастических палок, скакалок, обручей, полусфер, модулей); проползают
на четвереньках, пропрыгивают, выкладывают на полу верёвками, палками,
коктейльными трубочками, камешками.
2. Мезоуровень – освоение линий и форм при помощи движений «от локтя».
Только что исследованные линии и формы дети изображают на магнитной
доске, на ватмане маркерами.
3. Микроуровень – развитие мелкой моторики кисти руки. Исследованные и
прорисованные на мезоуровне линии и формы дети изображают на
альбомных листах или листах формата А3 фломастерами, карандашами,
пастельными мелками.
Педагогическая деятельность по организации данной технологии проводится
в 3 этапа.
І этап (подготовительный) – анкетирование родителей на тему: «Уголок
изобразительной деятельности детей дома», педагогическая диагностика,
постановка
проблемы,
изучение
литературы
по
технологии,
подбор
материала. Разработка перспективного плана работы с детьми старшего
дошкольного возраста, с родителями воспитанников, социумом. Пополнение
развивающей предметно-пространственной среды группы новыми пособиями
и дидактическими играми.
ІI этап (основной)
-
реализация системы работы по авторской технологии
«Сенсографика. В королевстве линий» с детьми старшего дошкольного
возраста.
III этап (заключительный)
-
педагогическая диагностика, анализ результатов,
определение перспективы дальнейшего развития.
Структура построения заданий включает в себя несколько этапов.
1 этап – сенсомоторный («Прочувствовать»).
На этом этапе ребёнку
необходимо прочувствовать движение с различными степенями свободы
(мегауровень).
2 этап – графический («Оставить след»). Дети изображают графический
образ линии различными материалами: мокрой губкой на доске, палочкой на
песке, маркером на доске, на листе обоев или ватмана (мезоуровень).
3 этап – «Графическое задание». Выполнение детьми графических заданий
на листе формата А3 (микроуровень).
4 этап – личностно-ориентированный («Оживление»). Развитие у детей
воображения,
креативного
мышления,
умения
видеть
в
абстрактном
знакомый образ.
5 этап – социально-эмоциональный («Совместный шедевр»).
Коллективная
деятельность
детей,
направленная
на
развитие
коммуникабельности,
навыков
социального
взаимодействия,
осознание
ценности каждого члена коллектива.
Данная педагогическая технология - это поиск новых методов и форм
их реализации для оптимизации образовательного процесса, направленного
на решение проблем подготовки ребёнка к школе, гармонизация его
пространственных и образных представлений, а также развитие социально-
эмоциональной сферы. Эта технология соответствует всем требованиям,
предъявленным ФГОС ДО, и может быть реализована в работе с детьми
дошкольного возраста в условиях ДОУ.