Напоминание

"Развитие музыкальных способностей посредством игры на ложках"


Автор: Патрушева Олеся Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ" Мошковского района
Населённый пункт: р.п.Мошково, Новосибирская область
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: "Развитие музыкальных способностей посредством игры на ложках"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств» Мошковского района

Методическая работа на тему:

«

Развитие музыкальных способностей

посредством игры на ложках»

Преподаватель: Патрушева Олеся Александровна

2021

«Коллективное музицирование» – является одной из учебных дисциплин,

способствует

формированию

навыков

коллективного

музицирования,

развитию

природных музыкальных данных. В нашей школе ансамбль ложкарей «Потешки» состоит

из учащихся с 1 по 3 класс. Это как ступень для перехода в оркестр.

Участие в ансамбле помогает формировать слухо-зрительно-двигательную координацию

у детей.

Ритм, как известно, имеет эмоциональную природу. Поэтому любая ритмическая

деятельность ребёнка прекрасно соотносится с его возрастным психо-эмоциональным

состоянием. Знакомство с различными ритмическими соотношениями с помощью

ударных инструментов позволяет накопить и развить опыт слухового восприятия.

Напрягая органы слуха только для восприятия и повторения разнообразных ритмов,

учащийся

постепенно

получает

представления

и

о

других

видах

музыкальных

соотношений: динамических, темповых, тембровых и т. д. У учащегося формируется

потребность к самостоятельному мышлению и анализу.

Придумывая и исполняя собственные ритмы на ложках или на других ударных

инструментах, импровизируя и создавая на них ритмическое сопровождение, учащиеся

учатся через собственное творчество познавать мир, развивать своё слуховое восприятие и

музыкальную память. Игра на ложках позволяет активно влиять на развитие координации

движений и быстроты реакции, а также тонкой моторики при музицировании.

В зависимости от способов игры я выбираю разные ложки и их количество.

1. Одинарные (берутся каждая в руку)

2. Двойные (берутся сразу две ложки в одну руку). Различают два приёма игры двумя

ложками

a) между черенков находится указательный палец

б) Стыкные ложки. При помощи приспособлений ложки соединяются так, чтобы вместе

они составляли единый инструмент. Такие ложки наиболее мобильны и удобны для игры.

3. Три и более ложки подходят для игры как сидя, так и стоя.

4. При игре тремя ложками в левую руку берут две ложки с таким расчётом, чтобы

черенок одной из них поместилась между указательным и большим пальцами, а черенок

другой - между средним и безымянным. Концы черенков при этом направляют наружу.

Первая ложка, зажатая между большим и указательным пальцами, лежит на ладони

выпуклой частью вверх. Вторая ложка соединяется выпуклой стороной с выпуклой

первой, а в её углубление вкладываются средний палец, безымянный и мизинец. Разжимая

и сжимая пальцы, играющий производит удары выпуклыми полушариями ложек (хлопок).

Другой рукой берут третью ложку за половину черенка и начинают скользящим ударом

играть по первым двум ложкам, прихлопывая ими. Получается все время многозвучный

ажурный ритмический рисунок.

5. При игре четырьмя ложками обе руки держат по две ложки как в предыдущем способе.

Путём быстрого сжатия кистей совершаются удары каждой пары ложек. Звучание ложек

при этом не очень громкое, поэтому надо выбирать достаточно твёрдые и звонкие ложки.

6. При игре пятью ложками четыре черенка зажимаются между пальцами, ложки

располагаются в виде веера. Пятая ложка держится в правой руке, ею совершаются

прямые и скользящие удары по всему вееру.

7.

Для удобства игры ложки можно скрепить пластиной. Такие ложки называются

веерными.

При игре на ложках главная роль принадлежит кисти руки, хотя в той или иной

степени участвуют также плечо и предплечье. Подвижная, гибкая, эластичная кисть

творить чудеса, выполняя замысловатые ритмические фигуры, богатые тембровыми

красками. Мышцы кисти руки не должны быть напряжены, что поможет избежать

скованности и зажатости движений при игре на инструменте, а также быстрой

утомляемости.

Ложки следует держать в руках крепко, но без напряжения. Основным способом

звукоизвлечения является удар, складывающийся из нескольких фаз: замах руки,

направленное движение к источнику звука и воспроизведение звука, отскок – возвратное

движение руки. Для получения красивого звука необходим постоянный слуховой

контроль за направленностью, силой и качеством удара.

Развитие

мышц

кистей

рук,

координации

движений

достигается

в

процессе

систематических занятий. С помощью специальных упражнений вырабатываются

необходимые умения и навыки. Например, эффективно исполнять партию ритмического

сопровождения в медленном темпе. По мере усвоения и закрепления исполнительских

навыков, доведения их до автоматизма можно прибавлять темп. Рекомендуется исполнять

ритмические рисунки, меняя динамику, что активизирует слуховое восприятие.

Основные приемы игры на ложках.

ПРОСТЫЕ УДАРЫ (хлопок). Ложки в правой руке, левая перед собой и немного

согнута в локте. Легкие удары ложками по левой ладони. Это самый простой прием игры.

При игре в ансамбле необходимо добиваться одновременного исполнения приема.

ТРЕЩЕТКА ПРОСТАЯ. Ложки в правой руке, левая ладонь повернута вниз. Вначале

удар по ноге, отскок в ладонь и обратно по ноге.

ТРЕЩЕТКА СЛОЖНАЯ.

Похожа на простую трещотку, с добавлением поворота

ладони

верх

и

назад.

СКОЛЬЖЕИЕ КОРОТКОЕ. Левая рука согнута в локте, кисть повернута вверх. Удар

ложками

по

ладони,

скольжение

вниз

и

удар

по

ноге.

СКОЛЬЖЕИЕ ДЛИНОЕ. Удар ложками по левой ладони, скольжение вниз на левую

ногу и продолжение скольжения на правую ногу.

ЛИНЕЕЧКА1. Удар по лев. ладони / удар по лев. колено / удар по лев. ноге внизу (ногу

слегка приподнять во внутреннюю сторону) / вернуться на колено. Повторить с правой

ногой,

только

ногу

слегка

приподнять

во

внешнюю

сторону.

ЛИНЕЕЧКА 2. Левая нога быстро выпадает вперед на каблук / короткое скольжение по

колену/ голень 2 раза / колено. Затем правая нога быстро выпадает вперед на каблук и все

повторить.

ЛИНЕЕЧКА 3– по ладони л.руки, по колену л.ноги, пятке и полу.

ДВОЙКА. Два раза удар по левой ладони / два раза удар по колено соседа справа. .

ТРЕМОЛО.

Левая рака согнута в локте, кисть прижата к корпусу. Ложки быстро

двигаются между ладонью и левой ногой, затем правой ногой. Кисть от корпуса не

отпускать, поворачиваться руке вместе с туловищем.

СОЛНЫШКО – хлопая ложку об ложку, описываем большой круг

ДУГА – на счет 1 – по колену. На счет 2 – по локтю л.руки

КРУГ

по

ладони

л.руки,

левому

плечу,

правому

плечу,

правому

колену.

МАЯТНИК – скользящие удары ложки о ложку, напоминающие маятник. Удар

тыльными сторонами ложек или ручек одной ложки о тыльную сторону др. ложки можно

держать вертикально и горизонтально.

МЯЧИКИ– обе ложки держат тыльными сторонами друг к другу:1-я – между 1 и2

пальцами 2-я между 3 и4 пальцами. На счет: 1.2.3.4 ударяют по колену. В каждой руке

находятся по две ложки.

ПЛЕЧИКИ – ударяют по плечу и ладони

КОЛЕНОЧКИ– удар ложками по ладони и колену соседа справа

ТРЕМОЛО

быстрое

чередование

ударов

(можно

и

тремя

ложками)

Прямые удары чередуются с глиссирующими. Можно в руках держать ложки

веером и играть скользящим приемом. Это красиво звучит и зрелищно смотрится. Лучше

закрепить

ложки

на

деревянных

брусках

для

удобств.

Немаловажную роль в работе с ансамблем ложкарей играет, продуманное решение многих

организационных вопросов. Для публики ансамбль начинается с выхода. Поэтому

необходимо договориться с детьми о форме одежды, выработать привычку красивого

собранного

выхода.

Необходимо

отрабатывать

совместный

поклон

и

дисциплинированный уход со сцены.

Учебный

материал

подбирается

с

учетом

возрастных,

индивидуальных

особенностей детей и темой занятия, от занятия к занятию он усложняется. Заинтересовав

детей, развив желание заниматься, переходить к целенаправленному формированию

исполнительских умений и навыков.

Коллективные формы музицирования в детской школе искусств имеют большое

значение в плане общего музыкального развития, играют значительную роль в подготовке

учащегося к дальнейшей профессиональной деятельности.

Учебных программ и методик по коллективномо музицирования очень большое

множество. Все они ориентированы на развитие творческих музыкальных способностей и

кругозора,

воспитание

эстетического

вкуса,

навыков

бытового

и

ансамблевого

музицирования, а также закладывают основы для продолжения образования в средних

специальных и высших учебных заведениях, готовящих специалистов как музыкальных,

так и смежных профессий. Но игра в ансамбле ложкарей дает возможность играть на

сцене детям с разными музыкальными данными, делают их более уверенными в своих

силах.



В раздел образования