Автор: Карпова Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР "Детский сад 132"
Населённый пункт: Г. Барнаул
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Сказкотерапия в работе с детьми раннего возраста
Раздел: дошкольное образование
Сказкотерапия в работе с детьми раннего возраста.
Подготовила: воспитатель МБДОУ ЦРР " Детский сад 132"
присмотра и оздоровления»
Карпова Ирина
Александровна.
Малыши уже в раннем возрасте склонны к творческой деятельности, через
которую они познают окружающий мир. Самый распространенный вид детского
творчества - это театрализованная деятельность. Участвуя в ней, дети знакомятся
с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки.
С
помощью
театрализованной
деятельности
малыши
учатся
внимательно
слушать, понимать, запоминать, действовать с предметами-игрушками, узнавать
их свойства, осваивают мимику. Познавая через мир сказки, через мир театра
понятия «добро и зло», они учатся по-доброму относиться к друзьям, к маме, к
животным.
Театр для ребенка - это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления.
Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе, находит отражение
стихийно, потому что связана с игрой. Малыши очень любят театрализованные
представления. Волшебство, превращения, сказка очаровывают их.
Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает
человека на протяжении всей его жизни. О роли и значении сказок в
формировании положительных качеств характера и психических процессов для
детей дошкольного возраста написано много. Значимость народной сказки
подчеркивал Константин Дмитриевич
Ушинский. О сказках и их роли
положительно отзывались
Виссарион Григорьевич Белинский, Александр
Сергеевич Пушкин. Еще наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили
наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой
становился ясным смысл его поступка.
Уже в первой младшей группе дети с помощью воспитателя разыгрывают
народные песенки, потешки, небольшие сценки. Мир сказки детям раннего
возраста близок: первые сказки им читают мама и папа, бабушки и дедушки.
Детская сказка – это общение с малышом на понятном ему языке, это первые
безопасные уроки жизни.
С помощью сказок родители передают ребенку
ценности и убеждения, обычаи и способы поведения.
Но самое главное – с
помощью сказок они ненавязчиво формируют сценарий, по которому будет
развиваться вся дальнейшая жизнь малыша.
Именно поэтому сказкотерапия - самый детский метод. Чем сказка
отличается
от
сказкотерапии?
«Сказкотерапия»
-
здоровьесберегающая
педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих
сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Во время
игры, ребёнок принимает на себя роль какого-либо героя, легче взаимодействует с
окружающими его взрослыми и детьми. Сказка помогает ребёнку глубже понять
поведение и поступки людей. На собственном опыте ребёнок может ощутить что
такое «плохо» и что такое «хорошо». Сказку можно подобрать под любую самую
сложную ситуацию, в игровой манере мы можем ненавязчиво научить ребёнка
нормам поведения, признанным в обществе, моральным заповедям. Погружение
в сказочный мир позволяет ребёнку использовать речевой аппарат намного
активнее. В обычном общении ребёнок привыкает пользоваться лишь небольшим
объёмов слов, интонаций и выражений. В такой ситуации объём используемых
слов
и
выражений
быстро
беднеет,
делая
интеллект
и
речь
ребёнка
маловыразительным и скучным. Напротив, во время проведения сеанса ребёнок,
подражая героям, часто пользуется яркими красивыми речевыми оборотами. Это
даёт прекрасную возможность овладеть родной речью. Воспитатель берёт в
помощники сказку, потому что она богата живыми красивыми оборотами,
меткими сравнениями.
Сказкотерапия не имеет возрастных ограничений. Данный метод при работе
с
малышами
выполняет
несколько
основных
функций:
развлекательную,
обучающую и успокаивающую. Его воздействие на детей часто оказывается более
эффективным, чем просьбы родителей.
Сказкотерапия производит оздоровительный эффект на дошкольников. Под
влиянием сказкотерапии ребёнок корректирует своё поведение мягко и без
потрясений. С ее помощью можно воспитывать, преодолевать негативные черты
характера и поведения ребенка.
Основанием для моей деятельности по внедрению приемов сказкотерапии в
работу с детьми раннего возраста послужили следующие причины:
-
необходимость
организации
работы
по
эмоциональному
развитию
дошкольников уже в раннем возрасте. Героями наших детей стали персонажи
современных мультфильмов, компьютерных игр (тематика и содержание которых
не соответствует возрасту детей), которым они подражают, отсюда агрессивность
и жестокость в поведении;
- недостаточная информированность родителей о работе с детьми в детском саду
по использованию методов сказкотерапии в работе с дошкольниками.
Основная цель работы: оказание помощи детям раннего возраста в адаптации
к условиям дошкольной образовательной организации, использовать приемы
положительного
влияния
сказкотерапии
на
эмоциональное
благополучие
дошкольника, на снижение уровня детской конфликтности и агрессивности.
—
Задачи в работе с детьми:
- способствовать снятию эмоционального напряжения, снижение тревоги,
проявлений отрицательных эмоций
- развивать навыки взаимодействия детей друг с другом
- развивать внимание, речь, воображение
- развивать общую и мелкую моторику, координацию движений.
В работе с родителями:
—
способствовать повышению компетенции родителей по данной теме через
проведение консультаций, родительских собраний, бесед, оформление папок-
передвижек;
—
вовлекать родителей, как активных участников, в воспитательный и
оздоровительный процесс.
В работе с детьми я опираюсь на материалы следующих методических
пособий:
1) Шорохова О.А «Играем в сказку» (сказкотерапия по развитию связной речи
дошкольников) – М.:ТЦ Сфера, 2008.;
2) Микляева Н.В., Толстикова С.Н., Целикина Н.П. «Сказкотерапия в ДОУ и
семье» - М.:ТЦ Сфера, 2010.;
3) Капская А.Ю., МирончикТ.Л. «Планета чудес» (Развивающая сказкотерапия
для детей) - М.:ТЦ Сфера, 2008.;
4) Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева «Тренинг по сказкотерапии», СПб.: Речь, 2010;
5) Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева «Развивающая сказкотерапия», СПб.: Речь,
2011;
6) Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева «Формы и методы работы со сказкой», СПб.:
Речь, 2008.
Татьяна Дмитриевна Зинкевич - Евстигнеева разработала курс сказкотерапии,
который включает множество приемов, и форм работы, позволяющих развивать
творческое мышление, воображение, внимание и память, восприимчивость и
координацию движений, позитивную коммуникацию и адекватную самооценку.
Существует несколько форм работы со сказкой:
1.Анализ сказок.
2.Рассказывание сказок.
3.Переписывание сказок.
4.Постановка сказки с помощью кукол.
5.Сочинение сказок.
В работе с детьми раннего возраста я использую рассказывание сказок,
постановку сказки с помощью кукол.
Сказкотерапию
я
применяю
как
на
групповых
занятиях,
так
и
в
индивидуальной
работе.
Конечно,
у
индивидуальных
занятий
больше
возможностей.
На протяжении нескольких лет я использую методы сказкотерапии в процессе
адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации, а затем в
оздоровительной работе с детьми.
Для проведения данной работы привлекались родители, изготовившие
специальное оборудование: ящик для игры с песком, игрушки, разнообразные
фигурки, природный материал. подготовили песок.
В ходе организации и
проведения сеансов сказкотерапии используются различные виды театров: би-
ба- бо, театр на фланелеграфе, театр теней, театр мягкой игрушки, пальчиковый
театр.
Прежде чем начать играть, отрабатывались правила игр с песком: не
ссориться, не бросаться песком, не разрушать то, что создает другой ребенок.
Сеанс сказкотерапии проводится в песочнице, где разыгрывается сказка, которую
ребёнок сначала видит, слышит, а потом имеет возможность её ощутить
(потрогать героев, построить дом и т.п.), кроме этого имеет значение и песок,
который заземляет негативную энергию ребёнка и позволяет ему отвлечься от
окружающей действительности. Вместе с детьми мы строим картины из песка,
придумывая различные сказки, что способствует развитию их сенсорных
навыков, исследовательских способностей.
Базовыми средствами работы служат игры с песком, природным материалом
(камушками, ракушками). Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают
их с дружного плача на взаимодействие с песком, объединяют детей, задают
положительный эмоциональный настрой.
Сеанс сказкотерапии имеют длительностью 8-10 минут. Для сказкотерапии
можно я использую известные детям сказки.
В первой части - игры с песком: дети трогают песок руками, копают, лепят,
пересыпают.
В основной части - рассказывание и разыгрывание сказки на песке и игры,
связанные с главным героем сказки.
В заключение занятия – релаксационные упражнения и переход к другому виду
деятельности.
Педагог является непосредственным активным участником занятия – заряжает
детей своими положительными эмоциями, вызывает желание принять участие в
игре, задаёт образцы выполнения действий.
Безусловно, не все дети сразу включаются в процесс и активно в нём
участвуют, но на первых порах положительным считается уже то, что ребёнок
наблюдает за происходящим, забывая на некоторое время, где он и то, что рядом
нет мамы. Педагог же в процессе работы постоянно поощряет спонтанные,
живые и естественные реакции детей.
Большую помощь в работе с детьми по сказкотерапии оказывают дидактические
игры, позволяющие расширять знания о сказках,
а
также
зрительное
представление
происходящего
события.
Дидактические
игры
учат
детей
сличению, узнаванию классификации, развивают зрительное восприятие и
активизируют зрительные функции.
Работа по внедрению методов сказкотерапии в работу с дошкольниками
проводится и с родителями. Им были предложены консультации «Сказка для
детей», «Сказкотерапия - что это?», «Сказкотерапия – как метод адаптации детей
раннего
дошкольного
возраста
к
условиям
ДОО»;
рекомендации
по
ознакомлению со сказками дома: «Какие сказки читать на ночь?», «Реальность
сказочной жизни», «Как сочинить лечебную сказку?», мастер – класс «Давайте
поиграем» (ознакомление родителей с приемами арт – терапии).
В работе с детьми по методу сказкотерапии в течение года показала
положительную динамику в развитии детей, улучшении их эмоционального
благополучия. Сократилось время адаптационного периода (от недели до двух), у
некоторых детей это время сократилось до четырёх дней (имеется в виду, что
после указанного времени дети приходили в группу и оставались спокойно,
вспоминали маму лишь к вечеру, играли, были активны). После проведённой
работы, большинство детей могут освоиться в новом помещении
при
доброжелательном отношении к ним незнакомого взрослого за 5-10 минут, а в
присутствии родителей активно общаться, играть с предложенными игрушками.
Таким образом, использование метода сказкотерапии в работе с детьми раннего
дошкольного возраста является весьма эффективным и многуфункциональным.
Это позволяет нам рекомендовать этот метод педагогам ДОО к использованию в
работе с детьми раннего дошкольного возраста.
Литература:
1) Шорохова О.А «Играем в сказку» (сказкотерапия по развитию связной речи
дошкольников) – М.:ТЦ Сфера, 2008.;
2) Микляева Н.В.,Толстикова С.Н., Целикина Н.П. «Сказкотерапия в ДОУ и
семье» - М.:ТЦ Сфера, 2010.;
3) Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева «Формы и методы работы со сказкой», СПб.:
Речь, 2008;
4) Интернет – источники.