Напоминание

Сказкотерапия в работе с детьми раннего возраста


Автор: Карпова Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР "Детский сад 132"
Населённый пункт: Г. Барнаул
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Сказкотерапия в работе с детьми раннего возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сказкотерапия в работе с детьми раннего возраста.

Подготовила: воспитатель МБДОУ ЦРР " Детский сад 132"

присмотра и оздоровления»

Карпова Ирина

Александровна.

Малыши уже в раннем возрасте склонны к творческой деятельности, через

которую они познают окружающий мир. Самый распространенный вид детского

творчества - это театрализованная деятельность. Участвуя в ней, дети знакомятся

с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки.

С

помощью

театрализованной

деятельности

малыши

учатся

внимательно

слушать, понимать, запоминать, действовать с предметами-игрушками, узнавать

их свойства, осваивают мимику. Познавая через мир сказки, через мир театра

понятия «добро и зло», они учатся по-доброму относиться к друзьям, к маме, к

животным.

Театр для ребенка - это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления.

Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе, находит отражение

стихийно, потому что связана с игрой. Малыши очень любят театрализованные

представления. Волшебство, превращения, сказка очаровывают их.

Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает

человека на протяжении всей его жизни. О роли и значении сказок в

формировании положительных качеств характера и психических процессов для

детей дошкольного возраста написано много. Значимость народной сказки

подчеркивал Константин Дмитриевич

Ушинский. О сказках и их роли

положительно отзывались

Виссарион Григорьевич Белинский, Александр

Сергеевич Пушкин. Еще наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили

наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой

становился ясным смысл его поступка.

Уже в первой младшей группе дети с помощью воспитателя разыгрывают

народные песенки, потешки, небольшие сценки. Мир сказки детям раннего

возраста близок: первые сказки им читают мама и папа, бабушки и дедушки.

Детская сказка – это общение с малышом на понятном ему языке, это первые

безопасные уроки жизни.

С помощью сказок родители передают ребенку

ценности и убеждения, обычаи и способы поведения.

Но самое главное – с

помощью сказок они ненавязчиво формируют сценарий, по которому будет

развиваться вся дальнейшая жизнь малыша.

Именно поэтому сказкотерапия - самый детский метод. Чем сказка

отличается

от

сказкотерапии?

«Сказкотерапия»

-

здоровьесберегающая

педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих

сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Во время

игры, ребёнок принимает на себя роль какого-либо героя, легче взаимодействует с

окружающими его взрослыми и детьми. Сказка помогает ребёнку глубже понять

поведение и поступки людей. На собственном опыте ребёнок может ощутить что

такое «плохо» и что такое «хорошо». Сказку можно подобрать под любую самую

сложную ситуацию, в игровой манере мы можем ненавязчиво научить ребёнка

нормам поведения, признанным в обществе, моральным заповедям. Погружение

в сказочный мир позволяет ребёнку использовать речевой аппарат намного

активнее. В обычном общении ребёнок привыкает пользоваться лишь небольшим

объёмов слов, интонаций и выражений. В такой ситуации объём используемых

слов

и

выражений

быстро

беднеет,

делая

интеллект

и

речь

ребёнка

маловыразительным и скучным. Напротив, во время проведения сеанса ребёнок,

подражая героям, часто пользуется яркими красивыми речевыми оборотами. Это

даёт прекрасную возможность овладеть родной речью. Воспитатель берёт в

помощники сказку, потому что она богата живыми красивыми оборотами,

меткими сравнениями.

Сказкотерапия не имеет возрастных ограничений. Данный метод при работе

с

малышами

выполняет

несколько

основных

функций:

развлекательную,

обучающую и успокаивающую. Его воздействие на детей часто оказывается более

эффективным, чем просьбы родителей.

Сказкотерапия производит оздоровительный эффект на дошкольников. Под

влиянием сказкотерапии ребёнок корректирует своё поведение мягко и без

потрясений. С ее помощью можно воспитывать, преодолевать негативные черты

характера и поведения ребенка.

Основанием для моей деятельности по внедрению приемов сказкотерапии в

работу с детьми раннего возраста послужили следующие причины:

-

необходимость

организации

работы

по

эмоциональному

развитию

дошкольников уже в раннем возрасте. Героями наших детей стали персонажи

современных мультфильмов, компьютерных игр (тематика и содержание которых

не соответствует возрасту детей), которым они подражают, отсюда агрессивность

и жестокость в поведении;

- недостаточная информированность родителей о работе с детьми в детском саду

по использованию методов сказкотерапии в работе с дошкольниками.

Основная цель работы: оказание помощи детям раннего возраста в адаптации

к условиям дошкольной образовательной организации, использовать приемы

положительного

влияния

сказкотерапии

на

эмоциональное

благополучие

дошкольника, на снижение уровня детской конфликтности и агрессивности.

Задачи в работе с детьми:

- способствовать снятию эмоционального напряжения, снижение тревоги,

проявлений отрицательных эмоций

- развивать навыки взаимодействия детей друг с другом

- развивать внимание, речь, воображение

- развивать общую и мелкую моторику, координацию движений.

В работе с родителями:

способствовать повышению компетенции родителей по данной теме через

проведение консультаций, родительских собраний, бесед, оформление папок-

передвижек;

вовлекать родителей, как активных участников, в воспитательный и

оздоровительный процесс.

В работе с детьми я опираюсь на материалы следующих методических

пособий:

1) Шорохова О.А «Играем в сказку» (сказкотерапия по развитию связной речи

дошкольников) – М.:ТЦ Сфера, 2008.;

2) Микляева Н.В., Толстикова С.Н., Целикина Н.П. «Сказкотерапия в ДОУ и

семье» - М.:ТЦ Сфера, 2010.;

3) Капская А.Ю., МирончикТ.Л. «Планета чудес» (Развивающая сказкотерапия

для детей) - М.:ТЦ Сфера, 2008.;

4) Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева «Тренинг по сказкотерапии», СПб.: Речь, 2010;

5) Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева «Развивающая сказкотерапия», СПб.: Речь,

2011;

6) Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева «Формы и методы работы со сказкой», СПб.:

Речь, 2008.

Татьяна Дмитриевна Зинкевич - Евстигнеева разработала курс сказкотерапии,

который включает множество приемов, и форм работы, позволяющих развивать

творческое мышление, воображение, внимание и память, восприимчивость и

координацию движений, позитивную коммуникацию и адекватную самооценку.

Существует несколько форм работы со сказкой:

1.Анализ сказок.

2.Рассказывание сказок.

3.Переписывание сказок.

4.Постановка сказки с помощью кукол.

5.Сочинение сказок.

В работе с детьми раннего возраста я использую рассказывание сказок,

постановку сказки с помощью кукол.

Сказкотерапию

я

применяю

как

на

групповых

занятиях,

так

и

в

индивидуальной

работе.

Конечно,

у

индивидуальных

занятий

больше

возможностей.

На протяжении нескольких лет я использую методы сказкотерапии в процессе

адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации, а затем в

оздоровительной работе с детьми.

Для проведения данной работы привлекались родители, изготовившие

специальное оборудование: ящик для игры с песком, игрушки, разнообразные

фигурки, природный материал. подготовили песок.

В ходе организации и

проведения сеансов сказкотерапии используются различные виды театров: би-

ба- бо, театр на фланелеграфе, театр теней, театр мягкой игрушки, пальчиковый

театр.

Прежде чем начать играть, отрабатывались правила игр с песком: не

ссориться, не бросаться песком, не разрушать то, что создает другой ребенок.

Сеанс сказкотерапии проводится в песочнице, где разыгрывается сказка, которую

ребёнок сначала видит, слышит, а потом имеет возможность её ощутить

(потрогать героев, построить дом и т.п.), кроме этого имеет значение и песок,

который заземляет негативную энергию ребёнка и позволяет ему отвлечься от

окружающей действительности. Вместе с детьми мы строим картины из песка,

придумывая различные сказки, что способствует развитию их сенсорных

навыков, исследовательских способностей.

Базовыми средствами работы служат игры с песком, природным материалом

(камушками, ракушками). Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают

их с дружного плача на взаимодействие с песком, объединяют детей, задают

положительный эмоциональный настрой.

Сеанс сказкотерапии имеют длительностью 8-10 минут. Для сказкотерапии

можно я использую известные детям сказки.

В первой части - игры с песком: дети трогают песок руками, копают, лепят,

пересыпают.

В основной части - рассказывание и разыгрывание сказки на песке и игры,

связанные с главным героем сказки.

В заключение занятия – релаксационные упражнения и переход к другому виду

деятельности.

Педагог является непосредственным активным участником занятия – заряжает

детей своими положительными эмоциями, вызывает желание принять участие в

игре, задаёт образцы выполнения действий.

Безусловно, не все дети сразу включаются в процесс и активно в нём

участвуют, но на первых порах положительным считается уже то, что ребёнок

наблюдает за происходящим, забывая на некоторое время, где он и то, что рядом

нет мамы. Педагог же в процессе работы постоянно поощряет спонтанные,

живые и естественные реакции детей.

Большую помощь в работе с детьми по сказкотерапии оказывают дидактические

игры, позволяющие расширять знания о сказках,

а

также

зрительное

представление

происходящего

события.

Дидактические

игры

учат

детей

сличению, узнаванию классификации, развивают зрительное восприятие и

активизируют зрительные функции.

Работа по внедрению методов сказкотерапии в работу с дошкольниками

проводится и с родителями. Им были предложены консультации «Сказка для

детей», «Сказкотерапия - что это?», «Сказкотерапия – как метод адаптации детей

раннего

дошкольного

возраста

к

условиям

ДОО»;

рекомендации

по

ознакомлению со сказками дома: «Какие сказки читать на ночь?», «Реальность

сказочной жизни», «Как сочинить лечебную сказку?», мастер – класс «Давайте

поиграем» (ознакомление родителей с приемами арт – терапии).

В работе с детьми по методу сказкотерапии в течение года показала

положительную динамику в развитии детей, улучшении их эмоционального

благополучия. Сократилось время адаптационного периода (от недели до двух), у

некоторых детей это время сократилось до четырёх дней (имеется в виду, что

после указанного времени дети приходили в группу и оставались спокойно,

вспоминали маму лишь к вечеру, играли, были активны). После проведённой

работы, большинство детей могут освоиться в новом помещении

при

доброжелательном отношении к ним незнакомого взрослого за 5-10 минут, а в

присутствии родителей активно общаться, играть с предложенными игрушками.

Таким образом, использование метода сказкотерапии в работе с детьми раннего

дошкольного возраста является весьма эффективным и многуфункциональным.

Это позволяет нам рекомендовать этот метод педагогам ДОО к использованию в

работе с детьми раннего дошкольного возраста.

Литература:

1) Шорохова О.А «Играем в сказку» (сказкотерапия по развитию связной речи

дошкольников) – М.:ТЦ Сфера, 2008.;

2) Микляева Н.В.,Толстикова С.Н., Целикина Н.П. «Сказкотерапия в ДОУ и

семье» - М.:ТЦ Сфера, 2010.;

3) Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева «Формы и методы работы со сказкой», СПб.:

Речь, 2008;

4) Интернет – источники.



В раздел образования