Авторы: Зудилова Любовь Александровна, Жачкина Анастасия Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №165"
Населённый пункт: г. Барнаул Алтайский край
Наименование материала: Проект
Тема: "Покормите птиц зимой"
Раздел: дошкольное образование
Проект
«Покормите птиц зимой»
детей младшего дошкольного возраста
муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения
«Детский сад № 165» общеразвивающего вида
Составили: Зудилова Л.А.
Жачкина А.С.
г. Барнаул
Название проекта:
Покормите птиц зимой.
Тип проекта: информационно-практический
Срок реализации проекта: краткосрочный (2 недели).
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Цель проекта: Расширение знаний о жизни птиц, развивать познавательный
интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение
к птицам, привлечь внимания детей и их родителей к проблеме подкормки
птиц, желание помогать им в трудных зимних условиях.
Задачи проекта:
Образовательные:
- рассмотреть роль человека в помощи птицам в зимнее время;
- расширить знания детей, полученные при наблюдении за повадками птиц;
- развитие связной речи детей
;
- сделать и развесить кормушки для птиц.
Воспитательные:
- воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в
трудных зимних условиях;
Актуальность:
Воспитание у детей дошкольного возраста любви к птицам родного края,
трудолюбия; формирования познавательного интереса к жизни птиц в
природе. В холодное время года зимующим птицам жизненно важно
подкормится. Доступной пищи становится значительно меньше, но
потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится
практически недоступным пернатым, поэтому многие птицы не могут
пережить зиму и погибают. Познакомить детей с особенностями жизни птиц
в холодное время года и организовать действенную помощь им позволяет
участие в проекте «Покормите птиц зимой».
Ожидаемые результаты:
- дети имеющие представление о зимующих птицах;
- дети умеющие совместно со взрослыми изготовить кормушку из разного
материала;
-дети знающие, каким кормом подкармливать птиц;
- дети умеющие наблюдать за жизнью птиц в природе.
Методы исследования: ООД, изобразительная и игровая деятельность.
1 этап. Подготовительный:
Задачи:
- привлечь внимание родителей и детей к помощи зимующим птицам;
- формировать у детей умения и навыки по уходу за птицами в зимний
период;
- воспитывать любовное, заботливое отношение, способствовать усвоению
правил поведения при общении с птицами;
- развивать чувственно-эмоциональную реакцию на окружающую среду;
- подбор материала по теме.
Этапы реализации проекта
2 этап. Практический.
№ Образовательная
область
Содержание д-ти
детей
Обогащение
РППС
Взаимодействие
с родителями
1
Познавательное
развитие
- беседы:«Птицы зимой»
«Зимующие птицы».
- чтение: письма от
зимующих птиц,
- чтение В. Бианки
«Холодно в лесу, холодно!»,
«Кто сыт, тому голод не
страшен». Чтение Н. Рубцов
«Воробей», А. Говоров
«Снегири», З. Александрова
«Новая столовая», В. Бианки
«Сумашедшая птица».
- рассматривание
иллюстрации и картин
русских художников
Подбор
иллюстраций
о зимующих
птицах.
Беседа «Чем
питаются птицы
зимой?»
«Птицы»,иллюстраций и
картин «Птицы».
- наблюдения за птицами на
прогулке.
2
Речевое развитие
- отгадывание загадок
озимующих птицах
- речевое упражнение
«Назови ласково».
- речевая игра «Скажи
наоборот».
Стихи и загад-
ки о зимующих п
птицах.
Составление
рассказа о зимующих
птицах
3
Художественно-
эстетическое
развитие
- лепка «Зернышки для
птичек».
- раскраски «Птицы».
Изготовление
совместной
поделки с детьми
(кормушки)
4
Социально-
коммуникативное
развитие
- подвижные игры
«Воробушки и автомобиль»,
«Птички в гнездышках»,
«Совушка-сова»
- дидактическая игра «Узнай
чья тень?».
Выставка –
Сотворчества
«Птичья столовая»
5
Физическое
развитие
Изучение комплекса
Гимнастики
При проведении ООД (паль-
Брошюра для
родителей
«Веселая
чиковая, дыхательная гимн.)
гимнастика»
3 этап.
Продукт проекта:
- рекомендации родителям;
- памятка для родителей «Как подкармливать птиц»;
- оформление папки-передвижки «Наблюдения за зимующими птицами»;
- выставка кормушек «Птичья столовая»;
- фотовыставка по проекту;
- презентация проекта.
Литература:
1.
В. Бианки «Холодно в лесу, холодно!», «Кто сыт, тому голод не
страшен», «Сумашедшая птица».
2.
Н. Рубцов «Воробей»
3.
А. Говоров «Снегири»,\
4.
З. Александрова «Новая столовая»
5.Картотеки пальчиковой и дыхательной гимнастики.
Приложение:
В.Бианки
ХОЛОДНО В ЛЕСУ, ХОЛОДНО!
Ледяной ветер гуляет в открытом поле, носится по лесу меж голых
берёз и осин. Он забирается под тугое перо, проникает в густую шерсть,
студит кровь.
Не усидишь ни на земле, ни на ветке: всё покрыто снегом, стынут
лапы. Надо бегать, прыгать, летать, чтобы как-нибудь согреться.
Хорошо тому, у кого тёплое, уютное логово, норка, гнездо; у кого
запасов полна кладовая. Закусил поплотней, свернулся калачиком, — спи
крепко.
КТО СЫТ, ТОМУ ХОЛОД НЕ СТРАШЕН
У зверей да птиц всё дело в сытости. Хороший обед изнутри греет,
кровь горячей, по всем жилкам разливается тепло. Под кожей жирок —
лучшая подкладка под тёплую шерстяную или пуховую шубку. Сквозь
шерсть пройдёт, сквозь перо проймёт, а жир под кожей никакой мороз не
прошибёт.
Если бы пищи вволю, не страшна была бы зима. А где зимой взять её
— пищу?
Бродит волк, бродит лиса по лесу, — пусто в лесу, все звери и птицы
попрятались, улетели. Летают днём вороны, летает ночью филин, добычу
высматривают, — нет добычи.
Голодно в лесу, голодно!
Когда мне было десять лет, я прожил целую зиму в деревне.
Я бегал по лесу, выслеживал птиц и узнавал разные интересные
подробности их жизни. Это было моим любимым занятием, и я очень скучал,
когда что-нибудь мешало моим прогулкам.
Но вот ударили февральские морозы. Поднялась сильная метель.
Отец долго не выпускал меня из дому. Время тянулось ужасно
медленно.
Наконец через несколько дней я, проснувшись утром, увидал в окошко
ясное голубое небо.
Я сейчас же отпросился у отца, оделся и выскочил на двор.
На дворе было морозно, но тихо. Ярко светило солнце. Глазам было
больно от блеска белого снега.
В лес нечего было и думать пробраться. Там намело такие сугробы
рыхлого снега, что я на каждом шагу проваливался по пояс.
Пришлось направиться вдоль по реке. С неё, наоборот, ветром смело
почти весь снег, так что местами был виден голубоватый лёд.
Птиц не было нигде. Передо мной тянулась длинная белая полоса реки.
Справа и слева на её крутых берегах молчаливо стоял засыпанный снегом
лес. Даже писка синиц не было в нём слышно.
Я подумал: «Верно, птицы плохо чувствуют себя после такой долгой
метели».
Скоро я увидел перед собой на снегу чёрное пятно.
Оказалось, что это мёртвая ворона. Она лежала, уткнувшись головой в
сугроб, распластав сбитые ветром крылья.
Я поднял её и осмотрел со всех сторон. Она уже окоченела. Нигде на
всём теле её не было ни следа раны или ушиба.
Я понял, что ворону убил мороз.
Мне было очень жалко эту большую крепкую птицу, замёрзшую тут,
посреди сугробов. Я утешал себя мыслью, что не все птицы погибли в эти
дни. Наверно, мне удастся ещё сегодня поймать какую-нибудь полумёртвую
птичку. Я снесу её домой, обогрею, накормлю и буду держать до весны.
Словно в ответ на мои мысли, невдалеке послышалось тихое
щебетанье.
Я поднял глаза. Впереди была прорубь. По краю её, у самой воды,
прыгала белогрудая птичка. Она дёргала коротким хвостом и заливалась на
все лады самой весёлой песней.
«Вот сумасшедшая! – подумал я. – Как она может радоваться в такой
мороз?»
Белогрудая птичка не обращала на меня никакого внимания. Мне
захотелось ближе рассмотреть её. Но едва я сделал несколько шагов к ней,
как птица с размаху бросилась в прорубь вниз головой. Одно мгновенье я
ещё видел, как она быстро двигала крыльями, словно летела в воде. Потом
она исчезла подо льдом.
Я так и остался стоять с выпученными глазами и открытым ртом.
«Утопилась!» – мелькнула вдруг у меня страшная мысль. Я бросился к
проруби. Мелкая вода текла здесь очень быстро. Утопленницы нигде не было
видно.
Слёзы навернулись мне на глаза. Я прибежал домой, к отцу, с мёртвой
вороной в руках и с удивительным рассказом про белогрудую птицу-
утопленницу.
Ворону отец велел мне сейчас же выкинуть, а над моим рассказом
долго смеялся. Я не понимал, что тут смешного, и очень сердился на отца.
– Дурачок! – сказал он. – Ведь это была оляпка. Она вовсе не утонула, а
прыгает теперь снова по льду и радуется, что обманула тебя.
– Неправда! – горячился я. – Она сошла с ума и утопилась. Я сам видел,
как её утянуло под лёд. Течение там такое быстрое…
– Ну, вот что, – остановил меня отец, – беги-ка опять на то место, где
ты её видел. Она будет там. А если её там нет, значит, неподалёку от первой
проруби есть вторая. Через неё оляпка и выскочила, нырнув от тебя под лёд.
Я опять побежал на реку. Отец мой любил и хорошо знал птиц. Если он
говорит, что оляпка бросилась в прорубь нарочно, – значит, есть ещё
надежда, что моя белогрудая птичка жива.
У проруби оляпки не было. Но дальше на реке я увидел вторую
прорубь, пошёл к ней и вдруг заметил мою утопленницу на обрывистом
берегу реки. Она была жива и здорова, бегала по снегу и распевала свою
негромкую песенку, похожую на плеск и журчание ручья.
Я побежал к ней. Она слетела к проруби, закачалась на тонких ножках,
словно кланялась мне, а когда я приблизился, бухнула в воду, точно лягушка
в болото.
Стоя над прорубью, я видел, как она гребла под водой крыльями,
словно пловец руками. Потом она побежала по дну, цепляясь изогнутыми
коготками за все его неровности. В одном месте она даже задержалась
немножко, на моих глазах перевернула клювом камешек и вытащила из-под
него водяного жука.
А через полминуты она уже выскочила из другой проруби. Я с трудом
верил своим глазам. Мне всё хотелось ещё поближе рассмотреть её.
Несколько раз подряд я заставлял её кидаться в воду.
Меня очень удивляло, что под водой она блестит, как серебряная
рыбка. Я не знал ещё тогда, что перья оляпки смазаны тонким слоем жира.
Когда птица погружается в воду, воздух пузырится на её жирных перьях и
блестит.
Наконец ей надоело нырять. Она поднялась на воздух, полетела над
рекой прямо, как по ниточке, и в одну минуту скрылась у меня из глаз.
* * *
Прошло почти два месяца со дня моей первой встречи с оляпкой. За это
время я очень полюбил её. В хорошую погоду я отправлялся на реку следить
за ней. Она всегда успевала юркнуть от меня в прорубь. И всегда при этом
вид у неё был такой весёлый, словно мы играли в «кошки-мышки».
Вся деревня знала эту забавную маленькую птицу. Крестьяне звали её
водяным воробьём.
* * *
В конце зимы снова затрещали морозы, ещё крепче февральских. В эти
дни моя оляпка уже не пела больше.
Теперь мне приходилось долго разыскивать её, прежде чем я находил
её где-нибудь под ледяным навесом берега. Тут она сидела нахохлившись.
Вид у неё был грустный и недовольный.
Когда я подходил к ней, она молча снималась и улетала куда-то далеко,
всегда в одну и ту же сторону.
И вот, наконец, настал день, когда она улетела с этого места: проруби
замёрзли. Лёд мешал оляпке нырять в воду за жуками.
Я очень тревожился о своей белогрудой приятельнице.
«Может быть, – думал я, – она лежит теперь где-нибудь в снегу, как та
ворона, что я кашёл на реке после метели».
Дома отец сказал мне:
– Скорее всего, твоя оляпка попала в когти какому-нибудь хищнику. А
всего верней, она просто отправилась искать себе другое место на реке, где
вода не замерзает даже в самые крутые морозы.
На следующее утро опять выглянуло солнце, и я отправился на
розыски оляпки.
Миновав знакомые проруби, я взобрался на обрывистый берег и пошёл
вдоль реки.
Скоро путь мне преградила маленькая речка. Она быстро неслась с
горки и круто обрывалась с берега, по которому я шёл, в большую реку.
Это был настоящий водопад. Речка широкой струёй хлестала с обрыва
и пенилась внизу, крутясь в бурном водовороте. В этом месте на большой
реке была широкая полынья.
Я никогда прежде не видал водопада. С восторгом и страхом смотрел я
на бешеный поток, готовый смять под собой всякого, кто неосторожно к
нему приблизится.
Вдруг я заметил двух птиц, летевших прямо к водопаду. Впереди
неслась, сверкая белой грудью, моя оляпка. Сзади быстро настигал её серый
ястреб.
Не
успел
я
опомниться,
как
сумасшедшая
птичка
исчезла
в
стремительной струе водопада.
Ястреб круто взмыл кверху перед падающей стеной воды, на одно
мгновение повис в воздухе, повернулся и медленно полетел прочь. Добыча
ускользнула из его когтей.
Ястреб не знал, что сталось с оляпкой. Но я видел, как она стремглав
пронеслась сквозь стену водопада, сделала небольшой полукруг и как. ни в
чём не бывало уселась на камне под обрывом, с которого падала вода.
Сквозь шум водопада не было слышно её голоса. Но по её движениям я
понял, что она поёт свою весёлую песенку.
Домой я возвращался с прогулки вприпрыжку. Теперь я был уверен,
что моей смелой маленькой приятельнице не страшны ни когти ястреба, ни
холод, ни голод зимы.
Да зиме уж недолго оставалось мучить птиц. День был по-весеннему
тёплый. Солнце припекало, и вокруг меня с лёгким звоном рушился снег.
Был уже конец февраля. Скоро должны были кончиться морозы.
С такими весёлыми мыслями бежал я домой, У знакомой проруби мне
вдруг пришло в голову: хорошо бы попробовать, очень ли холодна вода, в
которой так любит купаться оляпка.
Недолго думая, я подбежал к проруби и сильно топнул ногой по
тонкому льду.
Я хотел только сломать лёд, чтобы потом попробовать воду рукой. Но
тонкий ледок, затянувший прорубь, уже подтаял. Он легко проломился под
моим ударом, Я с размаху влетел в прорубь, сначала одной ногой, а потом, не
удержав равновесия, и всем телом.
К счастью, воды в этом месте было мне всего по колено.
Как ошпаренный, выскочил я на лёд и, стуча зубами от холода, сломя
голову помчался домой. Вода, в которой так любила купаться оляпка,
оказалась очень холодной.
В тот же день я слёг в постель в сильном жару. Я проболел целых два
месяца. А когда выздоровел, мне ещё досталось от отца за то, что я искупался
в проруби.
– Только сумасшедшие, – говорил отец, – нарочно лезут в воду
зимой…,
– А оляпка? – перебил я.
Отец рассмеялся и больше не стал бранить меня.
Н. Рубцов Воробей
Чуть живой. Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней!
И дрожит он над зернышком бедным,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему…
Снегири
А. Говоров
Глянь-ка, мама, посмотри,
За окошком снегири.
Синие, красные,
Крылышки атласные.
Холодно без солнца.
Чтобы не было им скучно,
Чтобы не было им грустно,
Можно с крошками в кормушки
Положить игрушки.
З. Александрова Новая столовая
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краёв -
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Прилетел к нам гость весенний -
Путешественник-скворец...
Вот и песенке конец.