Напоминание

Исследовательская деятельность как способ развития творческих способностей учащихся на уроках математики.


Автор: Касьянова Татьяна Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: БОУ "Тарская средняя общеобразовательная школа № 4"
Населённый пункт: Омская область,город Тара
Наименование материала: статья
Тема: Исследовательская деятельность как способ развития творческих способностей учащихся на уроках математики.
Раздел: среднее образование





Назад




Исследовательская деятельность как способ развития творческих

способностей учащихся на уроках математики.

Т.В.Касьянова

БОУ «Тарская СОШ №4», г.Тара

Одной из основных тенденций модернизации образования в нашей стране

является

активизация

его

развивающей

функции.

В

настоящее

время

образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение

такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для

самостоятельного

творческого

решения

мировоззренческих

проблем.

Основным

методом

всех

технологий

развивающего

обучения

является

исследовательская

деятельность

учащихся.

Задача

учителя

воспитать

творческую личность, способную вести самостоятельный поиск, делать

собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и

нести за них ответственность. [1]

Использование исследовательского метода в организации процесса

познания имеет большое значение, т.к. позволяет обеспечить поисковую

ориентацию учащихся, накопление у учащихся достоверных конкретно-

образных представлений об окружающей действительности, раскрытие причин

и взаимосвязей, существующих в окружающем детей мире. Сущность развития

личности ребенка в данном случае состоит в качественном изменении

деятельности, в которую он включен. Там, где ведется самостоятельный поиск

решения проблем, осуществляется поиск новых, оригинальных способов их

решения, начинается подлинно творческая деятельность учащихся. [2]Учитель

в этом случае не передает готовые знания, не учит, а помогает учиться и

развиваться, создает такие ситуации, при которых ребенок сам формирует

понятие об изучаемом предмете, овладевает способами поисковой творческой

деятельности.

В урочной и внеурочной деятельности, по мнению К.Д. Ушинского

одним из условий успешной адаптации в обществе является успех в учебной

деятельности.

К.Д.

Ушинский

пришёл

к

выводу,

что

только

успех

поддерживает интерес ученика к учению. А интерес к учению появляется

только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении

знаниями. Первой заповедью воспитания К.Д. Ушинский считал необходимость

дать детям радость труда, успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство

гордости и собственного достоинства за свои достижения. [3] На основе всего

этого, можно сделать вывод: успех в учёбе – завтрашний успех в жизни! По

моему мнению, занятие школьников исследовательской деятельностью по

предмету математика, мотивирует на познание новой, ранее не известной

ребёнку,

научной

информации,

связанной

с

жизнью.

Началом

исследовательской работы следует считать выбор темы, она должна быть

актуальна для ученика и понятна ему. Выдвижение гипотезы, её подтверждение

или опровержение в ходе выполнения экспериментальной части исследования

вызывает неподдельный интерес, развивает интеллект и стремление к

творчеству. При выполнении своих исследований обучающийся не открывает

что-то новое в науке, но он делает открытие для себя. Например, при

выполнении

учебно-

исследовательской

работы

«Теорема

Пифагора»

мотивирующей задачей может служить задача: «Для крепления мачты нужно

установить 4 троса. Один конец каждого троса должен крепиться на высоте 12

м, другой на земле на расстоянии 5 м от мачты. Хватит ли 50 м троса для

крепления мачты?» Анализируя математическую модель этой практической

задачи,

учащиеся

формулируют

проблему

нужно

найти

гипотенузу

прямоугольного треугольника по двум известным катетам. Для решения этой

проблемы можно организовать практическую работу исследовательского

характера, предложив учащимся задание по рядам: построить прямоугольные

треугольники с катетами 12 и 5; 6 и 8; 8 и 15 см и измерить гипотенузу.

Затем

учащимся предлагается выразить формулой зависимость между длинами

катетов и гипотенузой в прямоугольных треугольник

.

После установления

зависимости между сторонами прямоугольного треугольника эмпирический

вывод

требует

теоретического

обоснования,

т.е.

доказывается

теорема

Пифагора. Школьники выдвигают свои гипотезы, которые обсуждаются.

Исследовательская работа – это не только условие успешной

самореализации

творческой

личности,

но

и

возможность

общения

с

единомышленниками. Выполнить исследование по любой теме, значит уметь

работать

с

научной

и

научно-популярной

литературой,

уметь

найти

информацию в Интернете. Ученик-исследователь должен уметь проводить

наблюдения и поставить эксперимент, провести обработку полученных

результатов,

правильно

оперировать

научными

терминами,

производить

хорошее впечатление на аудиторию. [2]

Применяя всё выше сказанное, отмечаю, что мои ученики с успехом

выполняют научно-исследовательские работы, которые представляют на

научно-практических

конференциях

разных

уровней,

где

становятся

дипломантами и лауреатами. Я ставлю себе цель обучить учащихся методам,

принципам,

формам

и

способам

научного

исследования,

основам

профессионального

знания

и

научного

познания.

Дать

возможность

школьникам самореализоваться через решение задач научного характера в их

научной теме.

Организация исследовательской деятельности на уроках

математики является многоцелевой деятельностью и имеет в своём арсенале

много

разновидностей

проектов.

Они

могут

быть

групповые

и

индивидуальные, исследовательские и информационные, творческие и т.д. С

ребятами мы выполняли различные проекты. Приведу примеры некоторых из

них: творческие проект «Флексагон», «Числа в загадках, пословицах и

поговорках», исследовательский проект «Величина».

От класса к классу темы

усложняются, становятся более объемными, работать одному становиться все

труднее. Некоторые исследовательские работы не ограничиваются одной

темой, а включают в себя подтемы. Например, исследовательская работа «Моя

малая Родина в задачах по математике» имеет продолжение в виде

исследовательской работы «Моя малая Родина в годы Великой отечественной

войны».

Использование

исследований

на

уроках

способствует

сближению

образования и науки, так как в обучение внедряются практические методы

исследования объектов и явлений природы – наблюдения и эксперименты,

которые являются специфичной формой практики. Их педагогическая

ценность

в

том,

что

они

помогают

учителю

подвести

учащихся

к

самостоятельному мышлению и самостоятельной практической деятельности;

способствуют формированию у школьников таких качеств, как вдумчивость,

терпеливость, настойчивость, выдержка, аккуратность, сообразительность;

развивают

исследовательский

подход

к

изучаемым

технологическим

процессам.

Главная цель организации исследовательской деятельности на

уроках математики - формирование творческой личности, обладающей

элементарными навыками самостоятельной работы. Участие в ней дает

прекрасную возможность для самореализации личности школьника, его

творческих способностей.

Считаю, что научно-исследовательская деятельность со школьниками

приумножит интеллектуальный и творческий потенциал страны в будущем.

Исследовательская работа со школьниками развивает творческий потенциал

не только школьника, но и педагога, даёт возможность находиться в

постоянном научном и педагогическом поиске. Приведу слова немецкого

педагога Адольфа Дистервега: «Без стремления к научной работе учитель

элементарной школы попадает во власть трёх демонов: механичности,

рутинности, банальности. Он деревенеет, каменеет, опускается».

Список использованной литературы:

1. Букреева И.А., Евченко Н.А. Учебно-исследовательская деятельность

школьников как один из методов формирования ключевых компетенций //

Молодой ученый. — 2012. — No8. — С. 309-312.

2. Сайт ИД «Первое сентября» Фестиваль педагогических идей «Открытый

урок»

file://localhost/E:/data/authors/2090838.html//Электронный

ресурс//И.Л.Концевая.

3. Тяглова Е.В. Исследовательская деятельность учащихся по математике-М.,

Глобус.



В раздел образования