Напоминание

Проектная деятельность в начальной школе


Авторы: Чемакина Анастасия Николаевна, Денисова Анастасия Борисовна
Должность: учитель начальных классов, библиотекарь
Учебное заведение: МБОУ "Карпогорская средняя школа № 118"
Населённый пункт: Архангельская область, Пинежский район, село Карпогоры
Наименование материала: Проектная работа "Музей проживания одной книги: Илья Львович Миксон "Жила, была"
Тема: Проектная деятельность в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Музей «проживания» одной книги:

Илья Львович Миксон «Жила, была»

Выполнена обучающейся 4 «Б» класса

МБОУ «Карпогорская средняя школа № 118»

Константиновой Валерией Романовной

Научные руководители:

Чемакина Анастасия Николаевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Карпогорская средняя школа № 118» Де-

нисова Анастасия Борисовна

библиотекарь

МБОУ «Карпогорская средняя школа № 118»

Оглавление

Введение…………………………………………………………………........... 3

Об авторе книги. ………………………………………………………….….. 4

Блокада Ленинграда: краткая хроника..…………………………………. 4

Этапы работы в создании музея проживания одной книги

Знакомство с книгой ………………………………………………….…..…… 5

Выбор наиболее значимых мест в книге и обдумывание экспонатов………. 5

Создание музея ……………………………………………………….……..….. 8

Заключение ……………………………………………………………........…..10

Список литературы ………….……………………………………..………...11

Приложение 1 Экспонаты музея – первый блок ..……………………….... 12

Приложение 2 Экспонаты музея – первый блок ………………………… .. 13

Приложение 3Экспонаты музея – второй блок ………………………….... 14

Приложение 4 Текст экскурсии по музею ………………………….…...…. 15

2

Введение

Тема Великой Отечественной Войны всегда значима. О страшных со-

бытиях этой войны мы узнаем в школе, из средств массовой информации,

телевидении. И, конечно, бесценную информацию нам дают книги и музеи.

Особенно интересно, когда говорят о том, как в годы войны жили наши

сверстники, а порой не жили, а выживали. Одной из самых трагических воен-

ных страниц была Блокада Ленинграда.

Ничто не изменить в прошлом, но будущее в наших руках. Мы задали

себе вопрос «Что мы можем сделать для этого?». Решили, что одним из отве-

тов на этот вопрос будет создание музея.

Музей – это всегда интересно и актуально. Во всем мире огромное ко-

личество разных музеев, которые хранят историю, в том числе и о Великой

Отечественной войне. Мы решили создать свой музей – музей «проживания»

книги Ильи Львовича Миксона «Жила, была».

Цель нашей работы: создать музей «проживания» одной книги Ильи

Львовича Миксона «Жила, была» через создание художественных образов,

особо запомнившихся моментов.

Осуществить ее возможно через решение следующих задач:

1. познакомиться с автором книги, краткой хроникой Блокады Ленинграда;

2. прочитать книгу;

3. выбрать наиболее впечатляющие и значимые места в тексте;

4. создать экспонаты музея;

5. подготовить текст для экскурсии по музею

Методы: изучение и анализ литературы, интернет-ресурсов, наблюде-

ние, практическая работа.

Практическая значимость заключается в том, что наш проект может

быть интересен моим сверстникам, а созданный музей может использоваться

в качестве наглядного материала к информации о Блокаде Ленинграда в годы

Великой Отечественной войны.

3

Об авторе книги

Илья Львович Миксон (1923-1991) – подполковник, писатель, член со-

юза писателей СССР, автор повестей и рассказов военно-исторической тема-

тики.

С первых дней Великой Отечественной войны служил в армии. Писал

книги о войне и мире, исторические повести о героях былых времён. Его не-

выдуманные герои – люди сильные и мужественные, те, с кем воевал и с кем

плавал, - павшие и живые. Во всех произведениях Ильи Миксона - размыш-

ления о человеке. В его творчестве такие книги как: «Тревожный месяц май»,

«Семь фунтов под килем», «Обыкновенный мамонт», «Жила, была»[3]

Блокада Ленинграда: краткая хроника

Одним из самых страшных событий в истории Великой Отечественной

войны 1941-1945 годов была Блокада Ленинграда. У немцев был простой

приказ относительно города: стереть с лица земли.

В блокированном городе на тот момент оставалось не менее 2,5 миллио-

на жителей. Среди них было около 400 тысяч детей. Сразу начались пробле-

мы с пропитанием. С первых дней были введены продовольственные карточ-

ки. Практически во всех школах были отменены занятия.

Единственной валютой стали продовольственные карточки и продукты

питания. Спасением для ленинградцев стала Дорога жизни через Ладожское

озеро, по которой в суровую зиму 1941 года, началась переправка продуктов.

[1]

Голод приближался неумолимо. Уже 20 ноября 1941 года норма хлебно-

го довольствия составляла всего лишь 250 граммов в день для рабочих. Для

иждивенцев, женщин, детей и стариков – 125 грамм. Люди были истощены.

Хлеб - это небольшой кусок клейкой массы, который состоял из отрубей,

опилок и прочих наполнителей, нежели самой муки.

Ленинградцем приходилось носить воду из реки Невы. Медики не

справлялись с наплывом людей, иммунитет которых оказался неспособен

4

противостоять инфекциям. Особенно плохо в то время приходилось детям,

которые многое вынесли на своих хрупких плечах.

Официально считается, что Блокада Ленинграда продолжалась 900 дней,

но точная продолжительность - 871 день. Сегодня день снятия Блокады Ле-

нинграда - это 27 января 1944 года. Более двух миллионов жизней. Умирали

в основном женщины, дети и старики. Пока память о тех событиях жива, ни-

чего подобного не должно повториться в мире![1]

Этапы работы в создании музея «проживания» одной книги:

Илья Львович Миксон «Жила, была»

Знакомство с книгой

Книгу Ильи Миксона «Жила, была» мне предложила прочитать мой учи-

тель. «Жила, была…» - повесть о жизни одной девочки - Савичевой Тани,

которая жила в Ленинграде в большой и дружной семье. Ей было 11 лет,

когда началась Блокада Ленинграда.

В невыносимых военных условиях жила семья Савичевой Тани. Семья

Савичевых была очень большой. Вместе с ней проживали: мама, бабушка,

два дяди, два брата – Миша и Лека и две сестры – Женя и Нина. Таня была

младшей в семье, училась в школе и заканчивала третий класс. Бабушка ее

называла «маленькая».

Но вот началась война….

Читая главу за главой, мы обсуждали ее содержание.

Выбор наиболее значимых мест в книге и обдумывание экспонатов

После прочтения книги мы стали выделять самые важные фрагменты.

Это было очень сложно, ведь там было много интересных моментов и все хо-

телось охватить. В ходе долгих обсуждений решили разделить наш музей на

два блока. Стали продумывать будущие экспонаты. Каждый экспонат реши-

ли подтверждать выдержкой текста из книги.

Первый блок музея – предметы, которые играли в жизни Тани и ее се-

мьи, во время Войны, важную роль.

5

Таня была пионером. Пионерский галстук

1

- это первый экспонат нашего

музея.

Второй экспонат - радио (метроном

2

). По радио люди узнавали основные

новости, в том числе, и сообщение о Войне. Радио - главный источник ин-

формации.

Во время блокады Ленинграда была установлена норма хлеба в день.

От месяца к месяцу норма хлеба снижалась. В ноябре норма выдачи хлеба на

ребенка составляла 125 грамм. Эту норму приходилось делить на три части

«завтрак», «обед», «ужин». Очень много людей умирали от дистрофии

3

. Ку-

сочек хлеба в 125 грамм – третий экспонат.

Хлеб давали по карточкам, которые полагались на каждого члена семьи.

Копии хлебных карточек

4

– четвертый экспонат.

Также спасением от голодной смерти стали столярный клей и обои на

мучном клейстере

5

. На их основе варили суп. Тяжелее приходилось тем, у

кого обоев вообще не было. Они спасались супом из столярного клея. Запах

стоял невыносимый. Макеты кусочков столярного клея и обоев – следующие

экспонаты музея.

Была ужасная потребность в воде, особенно в кипяченой. Ее можно

было получить не везде и, также, по норме. Норма – 1 литр на человека в

день. Если выпить литр горячей воды сразу, то создавалось чувство сытости.

От таких попыток уталить голод, развивалась болезнь, как водянка

6

. Седьмой

экспонат – норма воды на человека.

Благодаря сильным морозам, появилась связь с большой землей - «Доро-

га жизни», которая проходила через Ладожское озеро. По Дороге жизни эва-

куировали людей и ввозили продукты для ленинградцев. В январе 1941 года,

1 Пионерский галстук - красная шейная косынка, завязываемая спереди специальным узлом, символ принад-

лежности к пионерской организации.[6]

2 Метроном – механический прибор, отмечающий ударами короткие промежутки времени, употребляется

при измерениях, при определении темпа в музыке. [5 с. 342]

3 Дистрофия - расстройство, нарушение питания тканей и органов [5 с.163]

4 Хлебные карточки - разновидность продуктовых карточек, вводящаяся в условиях дефицита хлеба[7]

5 Мучной клейстер -скоропортящийся продукт, пригоден не более чем на один день работы, так как быстро

закисает.[4]

6 Водянка – болезнь, при которой в полостях и тканях тела скапливается жидкость. [5 с. 88]

6

в пик голода, для детей организовали новогодний утренник. Были песни,

вкусный обед и, о чем не могли просто мечтать дети, подарок: 2 конфеты,

пять штучек печенья и 1 мандарин. Это было счастье… Новогодний подарок

– восьмой экспонат нашего музея.

Голод набирал свои обороты. Дистрофия, цинга

7

, нервное и физическое

истощение давали о себе знать. Витаминным спасением был лук, которого в

суровую зиму достать было негде. Одним из важных моментов, было

письмо-посылка для Тани от друга Сережи. В нем были кусочки высушенно-

го лука. Макет конверта с луком – девятый экспонат.

Подкрепляли организм и отваром из сосновых веток, мама Тани посто-

янно заваривала его девочке. 11 экспонат – отвар из сосновой ветки.

Самый главный экспонат - блокадный дневник девочки с синим каран-

дашом, которым девочка делала записи - 12 экспонат музея. Дневнику Тани

мы решили посвятить отдельный блок.

Второй блок – дневник Савичевой Тани, записная книжка - блокнот, вто-

рая половина которого – листочки с алфавитным указателем.

Подлинный, судьбоносный дневник Тани хранится в Государственном

Музее истории Санкт-Петербурга.

«На берегу Невы, в музейном зданье,

Храниться очень скромный дневничок.

Его писала Савичева Таня.

Он каждого пришедшего влечет.

Пред ним стоят сельчане, горожане,

От старца –до наивного мальца.

И письменная сущность содержанья

Ошеломляет души и сердца…»

7 Цинга – болезнь, вызываемая недостатков витаминов в организме и выражающаяся в разрыхлении и кро-

воточивости десен. [5 с. 856]

7

Из-за болезней, огромных физических нагрузок, голодания начали уми-

рать Танины родственники, один за другим.

В своем дневнике Таня записывали даты смерти своих родственников: ба-

бушки, двух дядей, сестры, брата и мамы. «Умерли все. Осталась одна Таня»

– так написала в дневнике Таня. После смерти всех своих родных Таня

переехала к родственнице - тете Дусе, так велела мама. Некоторое время де-

вочка жила у нее. Вскоре Таню, начинают сильно болеть. Тетка определяет

племянницу в дом инвалидов. Девочка умирает 1 июля 1944 года. Таня –

единственный ребенок из спасенных детей блокады Ленинграда, которого не

удается спасти и вылечить от болезней.

В мае 1972 года в Шатках, где похоронена Савичева Таня, был торже-

ственно открыт памятник. Весной 1980 года.

Создание музея

Создание музея очень трудоемкая и сложная работа, в то же время очень

интересная. Необходимо создать экспонаты, которые мы выделили из содер-

жания книги. Некоторые экспонаты – макеты предметов того времени. Что-

то нам удалось найти и придать естественный облик. То, что создать или

найти было трудно, мы решили сделать в виде планшетов с фотографиями.

Каждый экспонат нашего музея будет подкреплен комментарием-выдержкой

из текста.

Наш музей будет представлять собой выставку предметов. Для создания му-

зея необходимо хорошо знать содержание книги, хронологию событий.

Предметы должны быть выполнены качественно и аккуратно. Стали обсу-

ждать каждый экспонат и рассуждать, как его можно создать.

1.

Первый экспонат – пионерский галстук. Нам удалось найти настоя-

щий пионерский галстук у знакомых. (Приложение 1)

2.

Второй экспонат – радио (метроном). Для создания макета метронома

мы использовали часть от старой комнатной антенны, взяли плотный картон,

вырезали круг, обклеили его черной цветной бумагой, края закрепили черной

8

изолентой. Картонный круг закрепили на антенне. Сделали подпись. (Прило-

жение 1)

3.

Третий экспонат – кусочек хлеба в 125 грамм. Отрезали кусок хлеба,

взвесили его для точности. Сделали подпись. (Приложение 1)

4.

Четвертый экспонат - хлебные карточки. Мы нашли, как выглядели

карточки того времени в Интернете. Распечатали картинку этих карточек и

оформили на картонный планшет. Сделали подпись. (Приложение 1)

5.

Пятый экспонат – макет кусочки столярного клея. Для этого мы взя-

ли пластилин черного цвета и вылепили из него кусочки, похожие на настоя-

щий столярный клей. Как выглядит столярный клей, мы нашли в Интернете.

Сделали подпись. (Приложение 1)

6.

Шестой экспонат – кусочек обоев на мучном клейстере. Отрезали ку-

сочек обоев. Намазали мучным клейстером.Сделали подпись.(Приложение 1)

7.

Седьмой экспонат – литровая банка с водой. Взяли банку объемом 1

литр, наполнили ее водой. Сделали подпись.(Приложение 1)

8.

Восьмой экспонат – новогодний подарок для детей. Для данного экс-

поната, мы все необходимое приобрели в магазине. Сделали подпись. (При-

ложение 2)

9.

Девятый экспонат – письмо с сухими чешуйками репчатого лука.

Мы взяли лук отделили несколько чешуек и засушили их, конверт сделали из

бумаги. Сделали подпись. (Приложение 2)

10.

Десятый экспонат – отвар из сосновой ветки. Сосновую веточку мы

сорвали с дерева. Залили ее горячей водой. Отвар поместили в банку. Сдела-

ли подпись. (Приложение 2)

11.

Одиннадцатый экспонат – макет блокнотика – блокадного дневника

и синий карандаш для записи. Макет дневничка мы сделали из блокнота,

обклеили его цветной бумагой. Сделали подпись. (Приложение 3)

12.

Далее мы создали второй блок нашего музея – копии страничек блок-

нота. Копии мы нашли в интернете распечатали странички, оформили на ли-

9

сте в цветном фоне, рядом с каждой страничкой дневника, поместили фото-

графию родственников Тани. Все оформили на планшетах. (Приложение 3)

13.

Также мы создали макет памятника Тани Савичевой. Взяли картонную

коробку, покрасили ее красками красно-коричневого цвета, оформили копия-

ми страничек из дневника. ( Приложение 3)

14.

Завершающим этапом – стало создание теста экскурсовода. (Приложе-

ние 4)

Наш музей готов! Пусть он будет полезен моим сверстникам, а также в

качестве наглядного материала к информации о блокаде Ленинграда в годы

Великой Отечественной Войны.

Главное правило, которое необходимо помнить при создании музея про-

живания книги – это качественно подготовленные экспонаты и четкое их со-

ответствие содержанию произведения.

Заключение

В ходе данной работы нам удалось не только очень внимательно прочи-

тать произведение, но и вместе с героями пережить их трудности. Воссоздали

образы из книги, получились экспонаты, которые отражают жизнь Тани и её

семьи во время Блокады Ленинграда.

Сама книга оказалась очень интересной. Судьба Тани Савичевой и ее се-

мьи очень трогательна. Девочке пришлось перенести в ее раннем возрасте

очень много: страшные картины войны, болезни, холод, голод и самое страш-

ное – смерть близких.

Хочется, чтобы мы помнили и знали, что пришлось пережить людям в

годы Великой Отечественной войны. Мы должны хранить историю, чтобы не

пришлось нам пережить такое время!

10

Список литературы

1.

Блокада Ленинграда: кратко о событиях. Сколько длилась блокада?

Освобождение Ленинграда [Электронный ресурс]: сайт SYL

2.

Миксон И.Л. Жила, была: Историческое повествование. – Л.:Дет.

лит.,1991 – 223 с., илл., вкл.

3.

Миксон Илья Львович – информация об авторе и его книгах. [Элек-

тронный ресурс]:

4.

Мучной клейстер [Электронный ресурс]: сайт Википедия. Свободная

энциклопедия

5.

Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов – М.: ООО «Из-

дательство «Мир и Образование»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Из-

дательство Оникс», 2012 – 896 с. – (Классические словари)

6.

Пионерский галстук.[Электронный ресурс]: сайт Википедия. Свобод-

ная

7.

Хлебная карточка.[Электронный ресурс]: сайт Википедия. Свободная

11

«…Хлеба по желанию: хочешь бери сразу всю пайку, хочешь –

часть. Для того и поделена в карточке однодневная норма на пяти-

десятиграммовые доли… [1 с. 30] Нет ничего ужаснее, чем остать-

ся без хлебной карточки. На каждой напечатано грозное предупре-

ждение: «При утере карточка не возобновляется». Лишиться

карточки – гибель…» [1 с. 83]

«…Предлагают столярный клей, клочки лошадиных и коровьих

шкур. Из шкурок с добавкой клея получается отличный студень.

Можно и одним клеем обойтись, запах, правда, очень уж неприят-

ный – гнилостный…» [1 с.78]

«…Из обоев же болтушку сварить можно!.. Крысы

подсказали…. У других давно исчезли, а нам до сих пор

нет от них покоя, средь бела дня нагличают, стены обгры-

зают. Обои же на мучном клейстере!..» [1 с. 102]

«…Если в один присест выпить литр горячей воды без крошки хлеба, возни-

кает ощущение сытости. Будто две тарелки супу съел, бульоном пообедал.

Увы, скоро, чересчур скоро организм разоблачает обман, голод возникает с

новой силой. Злоупотребление жидкостью приводит к водянке: распухают

руки и ноги, вздувается живот, расплывается лицо.!..» [1 с.72]

Приложение 1

Экспонаты музея- первый блок

Фото 1. Пионерский галстук Фото 2. Радио (метроном)

Фото 3. Кусочек хлеба 125 грамм

Фото 4. Продовольственные карточки

Фото 5. Макет кусочков столярного клея.

Фото 6. Кусочек обоев на мучном клейстере

Фото 7. Литровая банка кипятка

12

«…Два-три раза в неделю Ленин-

градское радио выходило в откры-

тый эфир, вырывается из блокадно-

го плена. [1 с. 66]

«Сто двадцать пять граммов блокадного хлеба, печально-

черный кубик на сморщенной ладони, главное, а то и

единственное суточное пропитание, роковые сто двадцать

пять граммов.

Как

жить, как выжить?..»[1 с.62]

«…две конфеты, пять печенюшек и чудо из чудес! – зо-

лотой, точно солнышко, ноздреватый, пахучий манда-

рин…» [1 с.98]

«… Письмо было, конечно, от Сережи. И были в нем сухие чешуйки реп-

чатого лука, старательно, каждая в отдельности… На ней Сережа крупны-

ми буквами обращался к почтовым властям: «Товарищи проверяющие!

Пропустите, пожалуйста, это вложение. Моему школьному товарищу

очень полезен лук. Я узнал, что блокадники болеют цингой, а лук, в кото-

ром витамин «С», лучшее лекарство!..» [1 с. 190]

«… Тут и вспомнился Нинин блокнотик – подарок Лёки. Прекрасный чуд-

ный блокнотик. Его и подержать приятно: маленький, легкий, шелковистый,

весь на ладошке умещается. Как хлебная пайка. Обложка выклеена золоти-

стым крепдешином и серо-голубым шелком…В том же ящике письменного

стола отыскался синий карандаш…» [1 с.88 ]

Приложение 2

Экспонаты музея - первый блок

Фото 9. Новогодний подарок

Фото 10. Чешуйки репчатого лука.

Фото 11. Отвар из сосновой ветки

Фото 12. Макет блокадного дневника-блокнота

и синий карандаш для записей

Приложение 3

13

«… Витамин свой выпила? … надо, доча. Кроме хвойно-

го настоя, ничего у нас от цинги нету…» [1 с.131]

Экспонаты музея – второй блок

Рис. 1 Запись на букву «Ж» Рис. 2 Запись на букву «Л»

Рис. 3 Запись на букву «Л» Рис. 4 Запись на букву «Б»

Рис. 5 Запись на букву «В» Рис. 6 Запись на букву «М»

Рис. 7 Запись на буквы «С» «У» Рис. 8 Запись на букву «О»

Фото 13. Макет памятника

Приложение 4

14

Текст экскурсии по музею проживания книги

Здравствуйте, добро пожаловать в музей «проживания» книги Ильи

Миксона «Жила, была». Все экспонаты музея разделены на 2 блока. Первый

блок – экспонаты, которые так или иначе были связаны с жизнью Тани Сави-

чевой до и во время Блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной

войны. Второй блок – посвящен страницам из дневника Тани и ее родным

.

Первый экспонат – пионерский галстук. Таня Савичева, была пионером,

Галстук – символ пионерии.

Следующий экспонат - радио (метроном). Радио – главный источник инфор-

мации.

Третий экспонат – это 125 граммов хлеба. Такая норма была в день

на одного человека. Её приходилось делить на «завтрак», «обед» и «ужин».

Хлеб давали по карточкам, которые полагались на каждого члена семьи. Ко-

пии хлебных карточек – четвертый экспонат. Карточки выдавались 1 раз в

месяц.

Также спасением от голодной смерти стали столярный клей в виде су-

хих тёмных плиток и обои на мучном клейстере. На их основе варили суп.

Макеты этих предметов - следующие экспонаты музея. Тяжелее приходи-

лось тем, у кого обоев не было. Они спасались супом из столярного клея.

Следующий экспонат – литровая банка, наполненная водой. На воду

тоже установили норму. 1 литр на человека в день. Если выпить литр горя-

чей воды сразу, то создавалось чувство сытости.

В пик голода, не смотря на обстрелы и ужасное положение города,

для детей организовали Новогодний утренник. Были песни, вкусный обед и,

подарок: Это восьмой экспонат музея: 2 конфеты, пять штучек печенья и 1

мандарин.

Голод продолжал набирать свои обороты. Дистрофия, цинга, нервное и фи-

зическое истощение давали о себе знать. Организму нужны были витамины.

Спасением был лук, который в суровую зиму достать было негде. В одном из

15

писем, которые писал Тане школьный товарищ Сережа, были кусочки высу-

шенного лука. Это девятый экспонат нашего музея.

Отвар из сосновых веток - витаминное средство того времени. Это ещё

один экспонат музея. Мама Тани постоянно заваривала его девочке для под-

крепления организма.

Главным экспонатом нашего музея стал знаменитый блокадный дневник де-

вочки. Он представлял собой маленький блокнотик и синий карандаш, кото-

рым она делала записи. Ему мы решили посвятить отдельный блок.

«На берегу Невы, в музейном зданье,

Храниться очень скромный дневничок.

Его писала Савичева Таня.

Он каждого пришедшего влечет.

Пред ним стоят сельчане, горожане,

От старца – до наивного мальца.

И письменная сущность содержанья

Ошеломляет души и сердца…»

Подлинный, судьбоносный дневник Тани хранится в Государственном

Музее истории Санкт-Петербурга.

В своем дневнике Таня записывали даты смерти своих родственников:

бабушки, двух дядей, сестры, брата и мамы. «Умерли все. Осталась одна

Таня» – так написала в дневнике Таня. Некоторое время девочка жила у тети

Дуси. Но болезни атакуют Таню. Тетка определяет племянницу в дом инва-

лидов. Девочка умирает 1 июля 1944 года. Таня – единственный ребенок из

спасенных детей блокады Ленинграда, которого не удается спасти и выле-

чить от болезней.

В 1972 году в Нижегородской области в г. Шатки, где похоронена

Таня Савичева, поставлен памятник, на котором написаны такие слова:

«Время удлиняет расстояния между всеми нами и тобой.

Встань пред миром, Савичева Таня, со своей немыслимой судьбой»

Спасибо за внимание!

16



В раздел образования