Напоминание

Песочная терапия в детском саду


Автор: Збоева Алия Владимировна
Должность: педагог -психолог
Учебное заведение: КГКП "Ясли- сад №8"
Населённый пункт: Казахстан .Павлодарская область.г.Экибастуз
Наименование материала: доклад
Тема: Песочная терапия в детском саду
Раздел: дошкольное образование





Назад




Доклад

Песочная терапия для детей дошкольного возраста.

Подготовила :Збоева А.В.

Одной из актуальных проблем является сегодня изучение эмоциональной сферы

детей дошкольного возраста. «Детство –золотой век эмоционального в нас» отмечал

В.В.Зеньковский

Общение не будет эффективным , если его участники не способны понимать

эмоциональное

состояние

другого

и

управлять

собственными

эмоциями.

В

современном мире , под воздействием ряда факторов, окружающая среда,, средства

массовой информации у детей возникают негативные эмоциональные переживания,

тревожность, все эта выливается в конфликтность, агрессию , замкнутость и

тревожность.

Сегодня одним из наиболее популярных методов психологической помощи детям

является песочная терапия. Благодаря этому относительно новому методу, у ребенка

развивается способность к самовыражению и творческому восприятию мира.

Песочная терапия помогает развивать у детей память, внимание и пространственное

воображение.

Создавая свой, неповторимый мир на песке с помощью разнообразных фигурок,

малыш передает нам все свои фантазии и переживания.

Задачи песочной терапии :

- развивать позитивную Я-концепцию;

- развивать ответственность за свои действия и поступки;

- учиться принимать себя;

- в большей степени полагаться на самого себя;

- развивать умение преодоления трудностей;

-научиться избавляться от негативных эмоций;

- развивать самооценку и уверенность.

Работая педагогом психологом в детском саду, в своей коррекционной работе с

детьми, использую песочную терапию. Дети очень любят играть с песком. Играя с

песком у детей развивается воображение , мелкая моторика рук, песок успокаивает

ребенка, развивается усидчивость .В помощь идут маленькие различные фигурки,

Дети любят рисовать пальчиками на песке, здесь можно закрепить и счет и изучение

букв. Любят делать сухой дождь , восторг вызывает игра « Секретики», когда дети в

песке находят сюрпризы, заранее спрятанные педагогом-психологом. Скованные и

зажатые малыши раскрепощаются, они как будто попадают в сказочную страну.

Используя волшебные свойства песка, вдруг оживают сказки, ребенок становится сам

непосредственным участником и режиссером собственных произведений, а затем

видит результат собственного творчества — именно так действует песочная терапия

на детей.

Работа с песком успокаивает ,особенно гиперактивных детей, – в нем как будто

содержится живительная солнечная энергия, которая подзаряжает нас позитивными

эмоциями. Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком.

И если он плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в

таких играх с песком все становится возможно.

Создавая свой, неповторимый мир на песке с помощью разнообразных фигурок,

малыш передает нам все свои фантазии и переживания.

Цель песочной терапии — не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то

специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой.

Хороша песочная терапия для дошкольников и тем, что при создании тех или иных

композиций здесь не нужны художественные навыки, как в рисовании. А значит, нет

место и разочарованиям, ошибкам и неуверенности в собственных силах. На

«песочном» занятии дети раскованы, веселы и воодушевлены: они создают

собственный мир, и делать это бесконечно приятно.

Для организации песочной терапии применила:

Ящик для песка (песочница),

Песок (обычный, но просеянный, чистый)

Коллекция миниатюрных фигурок

Песочница для песочной терапии может быть деревянной или пластиковой. Главное,

чтобы у нее были довольно высокие бортики (чтобы песок не высыпался) и дно,

окрашенное в голубой цвет. Оно будет символизировать небо или воду, что облегчает

процесс игры и создания своей собственной картины.

Занятия проводятся при помощи большого количества маленьких фигурок .На

занятиях дети любят путешествовать в сказочную страну вместе с Песочным

человечком – хранителем волшебной песочницы.

Для достижения наиболее эффективных результатов необходимо предоставить

малышу возможность самостоятельно выбирать предметы для работы с песком. В

качестве таких предметов можно использовать не только игрушки, но также

всевозможные фигурки из глины, пластмассы и металла.

Ребенок, который предпочитает занятия с песком рисованию или лепке, стремится к

ощущению своего природного начала, он пытается открыть нам свой глубокий мир

внутренних переживаний.

В зависимости от того, какую именно фигурку или предмет выбирает малыш во

время игры с песком, можно разобраться в причинах возникновения всех детских

проблем.

Для изготовления миниатюр чаще всего используют фигурки из пластмассы. Это

могут быть персонажи любимых сказок, машинки, солдатики и т.д. Фигурки из

металла и фарфора используют для песочной терапии значительно реже из-за их

высокой

стоимости.

Для достижения хороших результатов, необходимо иметь достаточно большую

коллекцию миниатюрных фигурок. Возможность осуществления выбора научит

ребенка принимать решения самостоятельно. Однако чтобы ребенок не растерялся,

не нужно сразу предлагать ему большое количество фигурок для работы с песком.

Любую поделку, созданную вашим малышом, можно взять с собой домой, но также

очень важно сохранить в памяти тот образ, который он попытался создать. Никогда

не критикуйте композиции, созданные ребенком, иначе он перестанет вам доверять.

Ребенок

в

процессе

игры

выражает

свои

самые

глубокие

эмоциональные

переживания, он освобождается от страхов, зажимов, тревог, стрессов и пережитое не

развивается в психическую травму, и определенным образом меняет его поведение и

восприятие.

Игра в песок для ребенка является символическим языком самовыражения.

Манипулируя игрушками, ребенок показывает более адекватно, чем словестно, как

он относится к себе, к значимым взрослым, к событиям в своей жизни, к

окружающим людям.

Для детей в процессе песочной терапии “отыграть” свой опыт и чувства наиболее

естественная динамическая и оздоровляющая деятельность, которой они занимаются.

Песочная терапия дает возможность для разрешения конфликтов и передачи чувств.

Игрушки, которые располагаются в песке, дают почву для самовыражения ребенка. В

игре с песком и игрушками он может выразить то, что ему хочется сказать, сделать.

Когда он играет свободно, без «контроля и авторитета» взрослых, он совершает

целый ряд независимых действий.

Чувства и установки, которые ребенок, боится или не может выразить открыто, в

песочнице ничего не опасаясь, он может спроецировать на выбранную по

собственному усмотрению игрушку. Чтобы выражать чувства и мысли в словах,

ребенок закапывает в песок ту или иную игрушку, бьет, топит, прячет и т.д..

Возможность использовать песочницу не только психологами, но и педагогами в

своей работе дает лучший воспитательный и образовательный эффект, нежели

стандартные формы обучения.

Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое,

экспериментировать и работать самостоятельно.

Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа

«ручного интеллекта».

В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все

познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и

моторика.

В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем

способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что

особенно актуально в работе с «особыми» детьми.

Основополагающая идея звучит так: “Игра с песком дает возможность избавиться от

психологических травм с помощью перенесения вовне, в песочное пространство,

фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними

побуждениями. Выражение в символической форме своих подсознательных проблем

дают возможность здоровому функционированию психики”.

Ребенок

в

процессе

игры

выражает

свои

самые

глубокие

эмоциональные

переживания, он освобождается от страхов, зажимов, тревог, стрессов и пережитое не

развивается в психическую травму, и определенным образом меняет его поведение и

восприятие.

Игра в песок для ребенка является символическим языком самовыражения.

Манипулируя игрушками, ребенок показывает более адекватно, чем словесно, как он

относится к себе, к значимым взрослым, к событиям в своей жизни, к окружающим

людям.

Для детей в процессе песочной терапии “отыграть” свой опыт и чувства наиболее

естественная динамическая и оздоровляющая деятельность, которой они занимаются.

Песочная терапия дает возможность для разрешения конфликтов и передачи чувств.

Игрушки, которые располагаются в песке, дают почву для самовыражения ребенка. В

игре с песком и игрушками он может выразить то, что ему хочется сказать, сделать.

Когда он играет свободно, без «контроля и авторитета» взрослых, он совершает

целый ряд независимых действий.

Чувства и установки, которые ребенок, боится или не может выразить открыто, в

песочнице ничего не опасаясь, он может спроецировать на выбранную по

собственному усмотрению игрушку. Чтобы выражать чувства и мысли в словах,

ребенок закапывает в песок ту или иную игрушку, бьет, топит, прячет и т.д..

Каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может

взаимодействовать с другими героями. Ребенок сам придумывает, о чем они говорят

или что делают; иногда он может пригласить психолога присоединиться к игре и

выступать от лица какого-либо персонажа. Во всех этих случаях ребенок чувствует

себя хозяином своего маленького мира и является режиссером. То, что прежде

таилось в глубине детской души, выходит на свет; персонажи игры приходят в

движение, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.

Песочная терапия с фигурками особенно плодотворна в работе с теми детьми,

которые

никак не

могут выразить

свои переживания.

Дети с заниженной

самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью, с неустойчивым

вниманием, агрессивные дети , пережившие психическую травму. Успешным может

быть применение этой техники с детьми, переживающими стресс в результате утраты

или разлуки.

Песочная терапия применяется:

-с целью диагностики;

-с целью оказания первичной психологической помощи;

-в процессе краткосрочной психотерапии;

-в процессе долгосрочного психотерапевтического воздействия.

Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода

коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных

и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях — в

качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить

его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д. Часто можно

использовать

песочницу

в

качестве

психопрофилактического,

развивающего

средства.

Каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может

взаимодействовать с другими героями. Ребенок сам придумывает, о чем они говорят

или что делают; иногда он может пригласить психолога присоединиться к игре и

выступать от лица какого-либо персонажа. Во всех этих случаях ребенок чувствует

себя

хозяином

своего

маленького

мира

и

является

режиссером

драмы,

разыгрывающейся на песочном листе. То, что прежде таилось в глубине детской

души, выходит на свет; персонажи игры приходят в движение, выражая наиболее

актуальные для ребенка чувства и мысли.

В процессе проведения песочной психотерапии выделяют три стадии игры с песком:

хаос, борьба и разрешение конфликта.

На стадии «Хаоса» все разбрасывается, нет системности , а иногда и самого сюжета.

На стадии «Борьбы» зло против добра и наоборот, сопротивление, противодействие,

война и т.п.

На стадии «Мир» все системно, у каждого свое место, все в порядке, добро победило,

все решения найдены.

Пройдя все стадии, ребенок выходит на новую ступень своего развития и

психологического здоровья.

Песочная терапия позволяет скорректировать практически любые проблемные

моменты в воспитании и развитии детей.

Песочная терапия — это уникальный способ общения с миром и с самим собой.

Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному. Он

снимает внутреннее напряжение, повышает уверенность в себе и открывает новые

пути развития. Игра с песком помогает ребенку выразить то, что он сам пока не

осознает, то, чего он сам пока не понимает.

Суть песочной терапии в предоставлении ребенку свободы самовыражения своих

эмоций через творчество. Для этого используются специальная форма, песок, вода и

набор миниатюрных фигурок. Поверхность деревянного подноса для песочной

терапии обычно выкрашена в голубой цвет, имитируя тем самым при необходимости

небо или воду, а фигурки — существующие в реальности и мифические объекты.

Миниатюрные

фигурки

могут

быть

самым

разнообразными:

реальными

и

мифологическими, созданные человеком или природой. Использование естественных

материалов позволяют ощутить связь с природой, а рукотворные миниатюры —

принять то, что уже существует. При помощи этого несложного набора можно

создать миниатюрную картину собственного мира.

Дополнительное преимущество песочной терапии состоит в том, что она вытесняет

вербальную коммуникацию и обходит защиту ребенка. Невербальная экспрессия с

использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также конструктивных и

пластических материалов для них наиболее естественна, что становится особенно

значимым при наличии у ребенка определенных речевых нарушений. Песок —

природный материал, он наполняет энергией и дает ощущение Творца любому

человеку, взаимодействующему с ним.

Песок — очень податливый инструмент творчества, объекты из него можно легко

изменять в любой момент без особого сожаления. Песок — демократичный материал,

он позволяет работать с собой каждому и даже тому, кто не обладает особым

художественным даром, а потому боится оценки и отказывается рисовать. Песок

успешно забирает в себя негативную энергию, более того, трансформирует агрессию

в положительные заряды. Песок состоит из мельчайших песчинок, работа с которыми

активизирует чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на

ладонях, что самым положительным образом сказывается на работе всех внутренних

систем человеческого организма; Песок и работа с ним требует времени, он обучает

терпеливости.

Цель песочной терапии — не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-

то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим

собой.

Добиваясь положительных сдвигов в развитии познавательной сферы и речевых

функций, не всегда удаётся уменьшить невротические проявления у детей:

повышенную тревожность, беспокойство при эмоциональных контактах, боязливость

в новых ситуациях, излишнюю впечатлительность и эмоциональную лабильность, а

также негативизм в отношениях с близкими и сверстниками. Эти особенности

личности могут существенно ограничивать возможности социальной адаптации

ребенка как в детском саду и школе, так и во взрослой жизни. Для таких случаев при

составлении программ комплексной коррекции используется метод игровой песочной

терапии.

Сама структура песка состоит из мельчайших крупинок — символически отражает

автономность человека, воплощает Жизнь во Вселенной. Песок пропускает воду, а

также поглощает негативную психическую энергию. Взаимодействие с песком

очищает энергетику человека и стабилизирует его эмоциональное состояние. Игры с

песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие, и это делает его

уникальным средством для развития ребенка. На первом занятии знакомят ребенка с

песочницей, с правилами поведения в «Волшебной песочнице». «Здесь можно всё —

строить из песка, копать и сыпать песок, наливать воду. Здесь нельзя только одно —

бросать песок на пол. Посмотри! Это не простой песок, это пустыня. А ты волшебник

и можешь превратить эту пустыню в волшебную страну, в которой тебе будет

хорошо!» Дав инструкцию, взрослый может занять позицию активного зрителя —

отвечать на вопросы ребёнка, сопереживать с ним развитие сюжета.

Важно не направлять действия малыша в данный момент времени, а дать полную

свободу его фантазии. Если ребёнок застенчив, тревожен, не доверяет взрослому

лучше всего сесть в сторонке и наблюдать за ним незаметно. Это даёт ребёнку

состояние покоя, уверенности в себе, защищенности и возможности побыть самим

собой.

Когда игра закончена, попросить ребёнка рассказать или показать, что у него

получилось. Если он отказывается, не следует настаивать. Можно просто сказать, что

вам понравилась песочная картинка.

Именно

в

песочнице

создается

дополнительный

акцент

на

тактильную

чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Песок обладает

замечательным свойством «Заземлять» негативную психическую энергию, то в

процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального

состояния ребенка. Использование песочницы даёт комплексный образовательно-

терапевтический эффект.

Речь — важнейшая функция психики. От того, насколько развита, богата и

правильна речь ребенка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно

высказывать свои мысли, познавать мир и полноценно общаться с окружающими

детьми и взрослыми.

Нарушение речи в той или иной степени всегда отражается на поведении и

деятельности ребенка.

Между тем, как показывает практика педагогической деятельности, использование

традиционной методики по развитию речи старших дошкольников не всегда

приводит к высоким результатам. В первую очередь, потому, что прогрессивная

деятельность по развитию речи у детей не может и должна быть ограничена рамками

календарного плана по проведению дидактических игр. В работе по развитию речи,

помимо традиционных методов, необходимо использовать иные, инновационные

методы и формы педагогической деятельности.

Как

показывает

педагогический

опыт,

особым

интересом

у

дошкольников

пользуются речевые игры, сказкотерапия и особенно -песочная терапия.

Какой ребёнок не любит возиться в песке?

Структура песка состоит из мельчайших крупинок — символически отражает

автономность человека, воплощает Жизнь во Вселенной. Песок пропускает воду, а

также поглощает негативную психическую энергию. Взаимодействие с песком

очищает энергетику человека и стабилизирует его эмоциональное состояние. Игры с

песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие, и это делает его

уникальным средством для развития ребенка.

«Игра с песком представляет возможность ребенку избавиться от психологических

травм с помощью фантазий и ощущения связи и контроля над своими внутренними

побуждениями».

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма

деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои чувства, и тут ему на

помощь приходят игры с песком. Проигрывая ситуации с помощью игрушечных

фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от

напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического

разрешения множества жизненных ситуаций. С помощью песка легко менять детали

изображения, не используя ластик, а одной и той же рабочей поверхностью можно

пользоваться бесконечное где можно творить без страха что-либо испортить или

сломать.

Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальцев и

кистей рук.

Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в

головном мозге человека есть центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук,

расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым

соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за

речь. Замечено, что дети, совершающие многочисленные оживленные движения

пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Если

специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно

ускорить. Развитие мелкой моторики кисти руки является важнейшей задачей

воспитания детей.

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев», — писал

В. А. Сухомлинский. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремиться

делать своими руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев –

неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребенка.

Песочная терапия — это просто кладезь новых знаний для педагогов, работающих с

детьми, возможность узнать лучше своих воспитанников, занять их интересной и

познавательной игрой в песочнице

Игры с песком — одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому

можно использовать песочницу проводя развивающие и обучающие занятия. Строя

картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для

ребёнка

форме

передаются

знания

и

жизненный

опыт,

познаются

законы

окружающего мира. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное

состояние ребенка, улучшает самочувствие взрослых и детей. Всё это делает

песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Сегодня это одно из наиболее популярных направлений.

Одна из причин такой популярности кроется в простоте метода песочной терапии и

минимальном количестве реквизита, необходимого для нее.

Как правило, для проведения занятия достаточно ящика, наполненного песком.

Важным инструментом терапии являются разнообразные игрушки и предметы:

пуговицы, камушки, шишки, бусины — словом, любые объекты, которые можно

использовать в игре.

Первой

ступенью

развития

ребенка

является

развитие

сенсорно-моторных

способностей, т. е. развитие руки, т. к. оно находится в тесной связи с развитием речи

и мышлением ребенка.

Поэтому подробнее хотелось бы остановиться на развитии мелкой моторики и

координации движений пальцев рук. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень

развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо

развиты связная речь, память и внимание, т. е. он практически полностью владеет

всеми необходимыми для его полноценного развития умениями и навыками. И

наоборот, если у ребенка отличается выраженная в разной степени общая моторная

недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, возникает

ряд речевых нарушений и, следовательно, задержка в той или иной степени всех

психических процессов.

Поэтому работа по развитию общей и мелкой моторики руки должна начаться

задолго до поступления детей в школу, т. е. в дошкольном возрасте.

Особенно это важно для детей с различными нарушениями речи. В связи с этим, в

свою работу по воспитанию, обучению и развитию детей с общим недоразвитием

речи (ОНР) мы включаем следующие воспитательно-коррекционные мероприятия:

различные комплексы пальчиковых упражнений

графические игры в упражнениях

игры с мелким конструктором, цветными спичками, разнообразными мозаиками,

пазлами.

Более подробно остановимся на песочной игротерапии или терапии песком. Песочная

игротерапия является эффективным средством для сенсорно-моторного и общего

развития детей, особенно для детей с ОНР.

Игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, а

также является прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка. Первые

контакты между детьми происходят в песочнице, там малыш получает первые

практические навыки и умения. Важно и то обстоятельство, что игры с песком — это

одна из форм естественной деятельности ребенка, поэтому мы, взрослые, можем и

должны использовать их в развивающих, обучающих и коррекционных целях. В

своей работе мы используем песок как основной материал для исследовательской

деятельности. Вместе с детьми изучаем свойства песка, ребята учатся делать первые

выводы, умозаключения. Песочная игротерапия ценна и тем, что здесь для ребенка

создается стимулирующая среда, в которой он чувствует себя комфортно и

защищенно, именно здесь, в песочнице, дети раскрываются, проявляют свою

творческую активность.

Песочную игротерапию мы применяем в коррекционно-развивающей работе по всем

видам деятельности. Для того, чтобы вся эта работа повышала интерес детей к

совместной деятельности, нами был подготовлен материал к различным играм.

Например,

детям,

имеющим

затруднения

в

ориентировке

в

пространстве,

произнесении правильных окончаний слов, мы предлагаем игру «Волшебный клад».

В ней ребенок, согласно словесным указаниям, ориентирам воспитателя, с помощью

пальчиков ищет «клад», четко проговаривая то, что выполняет. Здесь мы имеем

возможность

ненавязчиво,

через

игру,

исправлять

недостатки,

добиваясь

поставленной цели.

Играя с песком, у детей развивается диалогическая речь, ребята учатся правильно

строить

предложения,

согласовывать

существительные

с

прилагательными,

числительными, подбирать уменьшительно-ласкательные формы, классифицировать

предметы и т. д.

Все задания, игры проводятся в сказочной форме, обязательно используются

проблемные ситуации. Это побуждает детей сделать что-то нужное, полезное, они

всегда стараются выполнить задание до конца.

Игры c песком способствуют развитию общих речевых данных, силы и модуляции

голоса, повышают эмоциональную отзывчивость. При проведении таких игр, мы

стараемся соблюдать главное правило — максимально поощрять фантазию и

творческий подход, полностью исключив негативную оценку действий и результатов

ребенка.

Вся проводимая работа по использованию игротерапии доказывает, что игры с

песком положительно влияют на общее развитие ребенка, позволяют корректировать

общие речевые нарушения у детей, усиливают личностную заинтересованность

ребенка в происходящем.



В раздел образования