Напоминание

"Современный урок или нетрадиционные способы проведения урока в образовательной организации"


Автор: Дьячкова Наталья Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №23
Населённый пункт: г. Ковров
Наименование материала: статья
Тема: "Современный урок или нетрадиционные способы проведения урока в образовательной организации"
Раздел: начальное образование





Назад




«Современный урок или нетрадиционные способы проведения урока в

современной образовательной организации»

Современный урок – это урок, который соответствует своему времени, т.е.

актуальный

на

сегодняшний

день.

Такой

урок

должен

соответствовать

требованиям общества и заказам государства. А общество и государство требует от

нас ребенка – личность, который может самостоятельно добывать, применять

полученные знания, оценивать себя и других, а также готов к саморазвитию.

Т.е. современный урок – это деятельность не только учителя, но и ученика, когда

выстраивается демократический стиль общения (партнерство).

Что мы имели ранее: традиционный урок строился на репродуктивной

деятельности, которая была направлена на усвоение уже полученных ранее знаний.

Т.е. учитель давал информацию, а ученик просто запоминал и воспроизводил ее в

той

форме,

в

которой

получил.

Итогом

становилось

полное

отсутствие

любознательности ребенка, способности самостоятельно добывать необходимую

информацию.

Глядя на противоречия между требованиями общества и возможностями

школы,

необходимо

было

искать

новые

пути

становления

современного

образования.

Здесь

наибольшую

актуальность

приобретают

современные

образовательные технологии. Они могут быть эффективно использованы и

отвечают современным тенденциям в развитии общества.

Одной из таких технологий является технология развития критического

мышления через чтение и письмо. Основоположниками этой технологии являются

американские ученые Чарльз Темпл, Джинни

Стил, Курт

Мередит. Эта

технология появилась в России еще в 90-е годы, а сейчас активно применяется на

уроках в начальной школе.

Что такое «критическое мышление»?

Обратимся к работам российских исследователей, которые приходят к

такому определению: «…как способность анализировать информацию с позиции

логики

и

личностно-психологического

подхода,

с

тем,

чтобы

применять

полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям

вопросам и проблемам…»

Почему эта технология получила такое активное применение на уроках в

современной школе?

Ответ очевиден, ведь сейчас мы уже четко понимаем, что знания тогда наиболее

успешнее усваиваются учеником, когда они добыты самостоятельно. А основная

цель технологии заключается в том, чтобы учить мыслить самостоятельно,

пропускать информацию через себя, структурировать ее и уже в доступной форме

передавать окружающим.

Именно благодаря применению этой технологии достигается результат,

который «красной строкой» проходит по Федеральному государственному

образовательному стандарту начального образования, а именно навык смыслового

чтения. Ведь в период появления огромного количества доступной информации в

самом

разнообразном

виде

умение

воспринимать,

извлекать

и

применять

полученную информацию, становится наиболее актуальным для становления

современной личности ребенка.

В основе этой технологии лежит модель, состоящая из 3 фаз:

1.

Вызов

2.

Осмысление

3.

Размышление

Фаза вызова или актуализация знаний учащихся. Именно на этом этапе урока

происходит побуждение к получению новых знаний, постановка цели и задач

урока.

Что мы имели ранее: учитель самостоятельно задавал цель урока и ставил задачи,

которые должны были быть решены в течение урока. Ученик выступал здесь

только как пассивный слушатель. Технология критического мышления ставит упор

на то, что учащиеся самостоятельно определяют, какую информацию они хотят

получить, для чего она им необходима. Другими словами, самостоятельно ставят

цель и задачи урока.

Здесь особо актуально применение игровых приемов взаимодействия, таких как

«Сундучок идей», «Верю/не верю», «Дерево предсказаний».

Благодаря таким приемам у учащихся формируется представление о том, что они

еще не знают и хотят узнать в ходе урока.

Фаза осмысления. На этой стадии происходит получение новых знаний, новой

информации, становление умения найти в тексте ответ на поставленные вопросы,

аргументы в защиту или опровержение какого-либо утверждения. Именно это и

является важным показателем развитости критического мышления.

Здесь эффективно применяются методы активного чтения:

- маркировка с использованием значков «v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся

на полях справа);

- ведение бортовых журналов;

- поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.

А теперь подумайте и ответьте на такой вопрос: что легче задавать вопросы

или получать на них ответы?

Конечно, получать! Ведь ответ на вопрос очень часто находится в тексте и нужно

затратить минимум усилий, чтобы его найти.

А вот задавать вопросы – это целая наука. Почему?

Во время всемирной компьютеризации, «умная машина» повсеместно заменяет

человека и превосходит его в способности добывать, хранить и воспроизводить

информацию. Однако главенствующая роль все равно остается за человеком, т.к.

компьютер не может работать без поставленной задачи. Кто-то должен извне

сформулировать вопрос, который запустит компьютер в действие. И пока только

человек это может сделать.

Здесь на помощь современному учителю приходит прием «Ромашка Блума»

или «Ромашка вопросов и ответов». Ценность данного приема в том, что он учит

детей

слушать

и

слышать,

развивает

речь,

даёт

возможность

общения,

активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает

детей к действию, формирует навык работы с текстом. Форма организации –

групповая (в статичных группах).

Когда происходит знакомство с эти приемом, вопросы упрощаются.

Например,

Простые вопросы: (назови)

Назови главных героев произведения?

Уточняющие вопросы (почему?)

Ты считаешь, что…?

Объясняющие вопросы (объясни?)

Почему произошло это событие?

Творческие вопросы (предложи?)

Что было бы, если …?

Практические вопросы (придумай?)

Придумай , чем могла закончится …?

Как бы вы поступили на месте героев?

Оценочные вопросы (поделись?)

Как вы относитесь к главным героям произведения?

Что хотел нам сказать автор?

В старших классах вопросы усложняются, дети задают их сами и получают ответы.

Фаза размышления – рефлексия. Приемы синквейн, фишбоун.

В результате проведенного урока у ребят формируются УУД:

Личностные: расширяют внимание, восприятие, мышление, речь, получают навыки

коллективного труда, проявляют готовность к сотрудничеству с учителем и

учащимися.

Регулятивные: контролируют и оценивают свою работу, организуют поиск

способов решения трудностей.

Познавательные: строят речевые высказывания, находят ответы на вопросы,

высказывают свою точку зрения по отношению к героям произведения.

Коммуникативные: учатся работать в группах, слушать и слышать друг друга,

оказывать помощь.



В раздел образования