Автор: Березина Татьяна Ивановна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 404" г. о. Самара
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: статья
Тема: "Патриотическое воспитание дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Патриотическое воспитание
процесс взаимодействия
воспитателей и детей, направленный на развитие патриотических
чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм
патриотического
поведения.
Целью
патриотического
воспитания
является воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину,
преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и
защищать его интересы. Патриотическое воспитание детей является
одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Следует
подчеркнуть,
что
в
настоящее
время
достаточно много
методической литературы по данному вопросу и это закономерно,
поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и
любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение
своей неразрывности с окружающим миром, и
желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Исходя из этого, в данном направлении воспитательной работы можно
выделить целый комплекс задач:
-
воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому,
детскому саду, улице;
-
формирование бережного отношения к природе и всему живому;
-
воспитание уважения к труду;
-
развитие интереса к русским традициям и промыслам;
-
расширение представлений о славных городах России;
-
знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
-
развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в
непосредственно образовательной деятельности, в играх, в труде, в
быту они воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но
и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
1.
Формирование патриотизма
Патриотическое
воспитание
ребенка
сложный
педагогический
процесс.
В
основе
его лежит формирование патриотизма как
личностного качества.
В
широком
понимании
патриотизм
трактуется
как
олицетворение
любви
к
своей
Родине, активная сопричастность к ее истории,
культуре, природе, к современной жизни, ее
достижениям и проблемам.
На
каждом
возрастном
этапе
проявления
патриотизма
и
патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм
применительно к ребенку дошкольного возраста определяется нами
как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих
людей, представителей живой природы, наличие у ребенка таких
качеств, как
сострадание,
сочувствие,
чувство
собственного
достоинства;
осознание себя частью окружающего мира.
От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребенка,
во многом зависит все его последующее развитие. В этот период
начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо
уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого
влияния
в языке народа, который усваивает ребенок, в народных
песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного
края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он
живет.
Под
патриотическим
воспитанием
детей
мы
понимаем
взаимодействие взрослого и детей в
совместной
деятельности
и
общении,
которое
направлено
на
раскрытие
и
формирование в
ребенке
общечеловеческих
нравственных
качеств
личности,
приобщение к истокам
национальной и региональной культуры, природе родного края,
воспитание эмоционально-действенного
отношения,
чувства
сопричастности, привязанности к окружающим.
Цель
воспитания
патриотизма
у
детей
старшего
дошкольного
возраста формирование у них потребности совершать добрые дела и
поступки, чувство сопричастности к
окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие,
находчивость, любознательность.
Содержание патриотического воспитания детей старшего дошкольного
возраста раскрывается следующим образом:
-
приобщение детей к культурному наследию, праздникам,
традициям, народно- прикладному искусству, устному народному
творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.
-
знакомство с семьёй, историей, членами семьи, родственниками,
предками, родословной, семейными традициями; с детским садом,
играми, игрушками, традициями;
-
с селом, его историей, традициями, выдающимися горожанами,
селянами
прошлого
и
настоящего
времени,
достопримечательностями;
-
организация
творческой
продуктивной,
игровой
деятельности
детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке,
растениях,
животных
в
разные
сезоны
года
в
связи
с
приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по
необходимости.
2.
Цели и задачи патриотического воспитания
Реализация
патриотического
воспитания
направлена
на
решение
следующих задач:
1.
Повысить
педагогическую
компетентность
педагогов
по
организации работы в данном направлении.
2.
Ориентировать
родителей
на
патриотическое
воспитание
детей
путем прикосновения к истории своей семьи.
3.
Воспитывать любовь и уважение к своему селу, краю,
Родине, гордость за принадлежность к гражданам России.
4.
Прививать
чувство
гордости,
глубокого
уважения
и
почитания
символов Российской Федерации герба, Гимна, Флага.
5.
Воспитывать личность гражданина-патриота.
Главной
целью
данной
работы
является
создание
оптимальных
условий
для
всестороннего развития нравственно-патриотического
потенциала дошкольника.
Дошкольные
образовательные
учреждения,
являясь
начальным
звеном системы образования, призваны формировать у детей первое
представление об окружающем мире, отношение к родной природе,
малой Родине, своему Отечеству.
Чувство
Родины у
ребенка
начинается
с
любви
к
самым
близким
людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он
не раз гулял, и вид из окна своего дома и
детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и
родная
природа –
все это Родина. Сколько открытий делает
ежедневно ребенок. И хотя многие его впечатления еще им не
осознанны, все начинается с восхищением тем, что видит перед
собой маленький человек.
Очень важным для воспитания патриотических чувств и исторические
знания. Знание истории необходимо для формирования гражданской
позиции растущего человека, воспитания любви к «малой» Родине и
Отечеству, гордости за людей, трудами и талантами которых славна
Россия, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему
своего народа.
Формирование
любви
к
Родине
нужно
прививать
с
учетом
возраста:
в младшем возрасте идёт через любовь к природе и через
эмоциональную
отзывчивость
к
эстетической
стороне
окружающего мира
в среднем возрасте проходит через познание мира человека,
мира природы, через формирование предпосылок морального
развития ребёнка
в
старшем
дошкольном
возрасте
через
познавательное
отношение к миру, через развитие
основ
экологической
культуры,
через
закладывание
основ
уважительного
отношения к другим культурам, к своей Отчизне, через
позицию
созидателя
и
творца,
через
эмоциональную
отзывчивость
к
эстетической
стороне
окружающей
действительности.
Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это
результат длительного целенаправленного воспитания, начиная с
самого раннего возраста. Работа эта требует творческих усилий и
поисков. Для успешного осуществления такой сложной задачи важна
личная заинтересованность педагога, постоянное пополнение своих
знаний, и не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке
пробудить чувство любви к Родине.
Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит
духовное самоопределение.
Именно поэтому родная культура, как отец и мать должна стать
неотъемлемой
частью души
ребёнка,
началом
продолжающим
личность.
В
дошкольном
детстве
патриотическое
воспитание
связано
с
эстетическим, в частности, с музыкальным. Проведение музыкальных
тематических занятий со слушанием песен военных лет, о родной
стороне способствует развитию у детей патриотических чувств,
положительных
эмоций,
вызывает
интерес
к
обычаям,
традициям,
культуре
своего
народа. В доступной форме можно знакомить
дошкольников с историей создания нашего государства.
Важное место среди них занимают произведения устного народного
творчества. Фольклор
– одна из самых ярких форм выражения народом глубокого чувства
любви и привязанности к родной земле, языку, культуре.
Необходимо
широко
использовать
все
виды
фольклора
(сказки,
песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном
творчестве
как
нигде
сохранились
особенности
черт
русского
характера, присущие ему нравственные ценности,
представление
о
добре,
красоте,
правде,
храбрости,
трудолюбии,
верности.
Понятным
и ценным
в
воспитании
детей
всех
времен
являются
пословицы
о
Родине,
матери,
родном языке, родной
природе.
Главное,
отбирая
данные
пословицы,
необходимо
учитывать,
чтобы
они
были
доступными
пониманию
детей
дошкольного возраста.
В старших группах уже можно так строить работу, чтобы каждый
ребенок
проникся
славой
родного
края,
почувствовал
свою
причастность к местным общественным событиям. Чтобы дети,
узнавая какие-то конкретные факты, наблюдая окружающую жизнь,
могли путём простейшего анализа, обобщения впечатлений лучше
представить себе, что их родной город или село является частью
страны, Родины.
Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.
Но
подобно
любому
другому
чувству,
патриотизм
обретается
самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с
духовностью человека, её глубиной.
3. Реализация программы патриотического воспитания
Работа
по
данному
направлению
патриотического
воспитания
реализуется по трем направлениям:
1.
Работа с детьми.
2.
Работа с родителями.
3.
Методическое сопровождение.
Каждое из направлений связано между собой и включает в себя:
1.
Знакомство с родным селом, его историей.
2.
Знакомство с родным краем и Россией.
3.
Знакомство с наиболее значимыми историческими событиями своей
страны и народа.
4.
Знакомство с былинными героями и их подвигами.
5.
Знакомство
с
государственной
символикой
города,
республики,
стран.
В процессе реализации работы с детьми используются: игры –
занятия, игры – развлечения, праздники, художественные постановки,
экскурсии, чтение художественной литературы.
Формирование патриотических чувств проходит эффективно в тесной
связи с семьёй.
Воспитатели
организуют
предметно-развивающую
среду:
подготавливают подборку
художественной
литературы,
разрабатывают
конспекты
занятий
и
сценарии развлечений.
В заключении, мне хотелось бы сказать, что чувство любви к Родине
сродни чувству любви к родному дому. Объединяет эти чувства единая
основа – привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы
будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и
чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей
педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и
привязанности к своей стране.
На мой взгляд, суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы
посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к
родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной
трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.