Напоминание

"Патриотическое воспитание дошкольников"


Автор: Березина Татьяна Ивановна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 404" г. о. Самара
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: статья
Тема: "Патриотическое воспитание дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Патриотическое воспитание

процесс взаимодействия

воспитателей и детей, направленный на развитие патриотических

чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм

патриотического

поведения.

Целью

патриотического

воспитания

является воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину,

преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и

защищать его интересы. Патриотическое воспитание детей является

одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Следует

подчеркнуть,

что

в

настоящее

время

достаточно много

методической литературы по данному вопросу и это закономерно,

поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и

любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение

своей неразрывности с окружающим миром, и

желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Исходя из этого, в данном направлении воспитательной работы можно

выделить целый комплекс задач:

-

воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому,

детскому саду, улице;

-

формирование бережного отношения к природе и всему живому;

-

воспитание уважения к труду;

-

развитие интереса к русским традициям и промыслам;

-

расширение представлений о славных городах России;

-

знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

-

развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в

непосредственно образовательной деятельности, в играх, в труде, в

быту они воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но

и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

1.

Формирование патриотизма

Патриотическое

воспитание

ребенка

сложный

педагогический

процесс.

В

основе

его лежит формирование патриотизма как

личностного качества.

В

широком

понимании

патриотизм

трактуется

как

олицетворение

любви

к

своей

Родине, активная сопричастность к ее истории,

культуре, природе, к современной жизни, ее

достижениям и проблемам.

На

каждом

возрастном

этапе

проявления

патриотизма

и

патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм

применительно к ребенку дошкольного возраста определяется нами

как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих

людей, представителей живой природы, наличие у ребенка таких

качеств, как

сострадание,

сочувствие,

чувство

собственного

достоинства;

осознание себя частью окружающего мира.

От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребенка,

во многом зависит все его последующее развитие. В этот период

начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо

уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого

влияния

в языке народа, который усваивает ребенок, в народных

песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного

края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он

живет.

Под

патриотическим

воспитанием

детей

мы

понимаем

взаимодействие взрослого и детей в

совместной

деятельности

и

общении,

которое

направлено

на

раскрытие

и

формирование в

ребенке

общечеловеческих

нравственных

качеств

личности,

приобщение к истокам

национальной и региональной культуры, природе родного края,

воспитание эмоционально-действенного

отношения,

чувства

сопричастности, привязанности к окружающим.

Цель

воспитания

патриотизма

у

детей

старшего

дошкольного

возраста формирование у них потребности совершать добрые дела и

поступки, чувство сопричастности к

окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие,

находчивость, любознательность.

Содержание патриотического воспитания детей старшего дошкольного

возраста раскрывается следующим образом:

-

приобщение детей к культурному наследию, праздникам,

традициям, народно- прикладному искусству, устному народному

творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.

-

знакомство с семьёй, историей, членами семьи, родственниками,

предками, родословной, семейными традициями; с детским садом,

играми, игрушками, традициями;

-

с селом, его историей, традициями, выдающимися горожанами,

селянами

прошлого

и

настоящего

времени,

достопримечательностями;

-

организация

творческой

продуктивной,

игровой

деятельности

детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке,

растениях,

животных

в

разные

сезоны

года

в

связи

с

приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по

необходимости.

2.

Цели и задачи патриотического воспитания

Реализация

патриотического

воспитания

направлена

на

решение

следующих задач:

1.

Повысить

педагогическую

компетентность

педагогов

по

организации работы в данном направлении.

2.

Ориентировать

родителей

на

патриотическое

воспитание

детей

путем прикосновения к истории своей семьи.

3.

Воспитывать любовь и уважение к своему селу, краю,

Родине, гордость за принадлежность к гражданам России.

4.

Прививать

чувство

гордости,

глубокого

уважения

и

почитания

символов Российской Федерации герба, Гимна, Флага.

5.

Воспитывать личность гражданина-патриота.

Главной

целью

данной

работы

является

создание

оптимальных

условий

для

всестороннего развития нравственно-патриотического

потенциала дошкольника.

Дошкольные

образовательные

учреждения,

являясь

начальным

звеном системы образования, призваны формировать у детей первое

представление об окружающем мире, отношение к родной природе,

малой Родине, своему Отечеству.

Чувство

Родины у

ребенка

начинается

с

любви

к

самым

близким

людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он

не раз гулял, и вид из окна своего дома и

детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и

родная

природа –

все это Родина. Сколько открытий делает

ежедневно ребенок. И хотя многие его впечатления еще им не

осознанны, все начинается с восхищением тем, что видит перед

собой маленький человек.

Очень важным для воспитания патриотических чувств и исторические

знания. Знание истории необходимо для формирования гражданской

позиции растущего человека, воспитания любви к «малой» Родине и

Отечеству, гордости за людей, трудами и талантами которых славна

Россия, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему

своего народа.

Формирование

любви

к

Родине

нужно

прививать

с

учетом

возраста:

в младшем возрасте идёт через любовь к природе и через

эмоциональную

отзывчивость

к

эстетической

стороне

окружающего мира

в среднем возрасте проходит через познание мира человека,

мира природы, через формирование предпосылок морального

развития ребёнка

в

старшем

дошкольном

возрасте

через

познавательное

отношение к миру, через развитие

основ

экологической

культуры,

через

закладывание

основ

уважительного

отношения к другим культурам, к своей Отчизне, через

позицию

созидателя

и

творца,

через

эмоциональную

отзывчивость

к

эстетической

стороне

окружающей

действительности.

Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это

результат длительного целенаправленного воспитания, начиная с

самого раннего возраста. Работа эта требует творческих усилий и

поисков. Для успешного осуществления такой сложной задачи важна

личная заинтересованность педагога, постоянное пополнение своих

знаний, и не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке

пробудить чувство любви к Родине.

Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит

духовное самоопределение.

Именно поэтому родная культура, как отец и мать должна стать

неотъемлемой

частью души

ребёнка,

началом

продолжающим

личность.

В

дошкольном

детстве

патриотическое

воспитание

связано

с

эстетическим, в частности, с музыкальным. Проведение музыкальных

тематических занятий со слушанием песен военных лет, о родной

стороне способствует развитию у детей патриотических чувств,

положительных

эмоций,

вызывает

интерес

к

обычаям,

традициям,

культуре

своего

народа. В доступной форме можно знакомить

дошкольников с историей создания нашего государства.

Важное место среди них занимают произведения устного народного

творчества. Фольклор

– одна из самых ярких форм выражения народом глубокого чувства

любви и привязанности к родной земле, языку, культуре.

Необходимо

широко

использовать

все

виды

фольклора

(сказки,

песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном

творчестве

как

нигде

сохранились

особенности

черт

русского

характера, присущие ему нравственные ценности,

представление

о

добре,

красоте,

правде,

храбрости,

трудолюбии,

верности.

Понятным

и ценным

в

воспитании

детей

всех

времен

являются

пословицы

о

Родине,

матери,

родном языке, родной

природе.

Главное,

отбирая

данные

пословицы,

необходимо

учитывать,

чтобы

они

были

доступными

пониманию

детей

дошкольного возраста.

В старших группах уже можно так строить работу, чтобы каждый

ребенок

проникся

славой

родного

края,

почувствовал

свою

причастность к местным общественным событиям. Чтобы дети,

узнавая какие-то конкретные факты, наблюдая окружающую жизнь,

могли путём простейшего анализа, обобщения впечатлений лучше

представить себе, что их родной город или село является частью

страны, Родины.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.

Но

подобно

любому

другому

чувству,

патриотизм

обретается

самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с

духовностью человека, её глубиной.

3. Реализация программы патриотического воспитания

Работа

по

данному

направлению

патриотического

воспитания

реализуется по трем направлениям:

1.

Работа с детьми.

2.

Работа с родителями.

3.

Методическое сопровождение.

Каждое из направлений связано между собой и включает в себя:

1.

Знакомство с родным селом, его историей.

2.

Знакомство с родным краем и Россией.

3.

Знакомство с наиболее значимыми историческими событиями своей

страны и народа.

4.

Знакомство с былинными героями и их подвигами.

5.

Знакомство

с

государственной

символикой

города,

республики,

стран.

В процессе реализации работы с детьми используются: игры –

занятия, игры – развлечения, праздники, художественные постановки,

экскурсии, чтение художественной литературы.

Формирование патриотических чувств проходит эффективно в тесной

связи с семьёй.

Воспитатели

организуют

предметно-развивающую

среду:

подготавливают подборку

художественной

литературы,

разрабатывают

конспекты

занятий

и

сценарии развлечений.

В заключении, мне хотелось бы сказать, что чувство любви к Родине

сродни чувству любви к родному дому. Объединяет эти чувства единая

основа – привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы

будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и

чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей

педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и

привязанности к своей стране.

На мой взгляд, суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы

посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к

родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной

трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.



В раздел образования