Напоминание

Исследовательская работа на уроках окружающего мира в начальных классах


Автор: Пириева Наталья Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Гимназия № 14
Населённый пункт: г.Новосибирск
Наименование материала: методическая разработка урока по окружающему миру
Тема: Исследовательская работа на уроках окружающего мира в начальных классах
Раздел: начальное образование





Назад




Конспект открытого урока по окружающему миру

Составитель: Пириева Н.В.

Предметная область: «Окружающий мир»

УМК «Школа России» (авторы: Плешаков А.А., Окружающий мир, 1 класс)

Тип урока: урок - исследование

Тема: Кто такие насекомые?

Цель: Дать общее представление о насекомых (строение тела, питание,

передвижение, среда обитания и др.); познакомить с разнообразием

насекомых; воспитывать бережное отношение к природе; способствовать

развитию познавательной активности детей

УУД:

Личностные: проявлять положительное отношение к школе и учебной

деятельности.

Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью

учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять

анализ объектов; находить ответы на поставленные вопросы.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои

мысли в устной и письменной форме; договариваться с одноклассниками

совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Образовательные ресурсы: учебник «Окружающий мир» часть 1, с.30- 31,

презентации «Кто такие насекомые?», образовательная платформа Учи.ру,

электронное приложение к учебнику Школа России.

Оборудование: экран, проектор, компьютер, запись «звуки насекомых на

лугу», запись видеофизминутки, плакат для доски «Путешествие в парк

природы», разработка проекта появление бабочки, карточки с признаками

насекомых: крылья, усики, три части тела, 6 ног; карточки-задания,

коллекция насекомых, коллекция бабочки больших размеров павлиноглазки

Атлас, ромашка и бабочки для осуществления рефлексии.

ХОД УРОКА

I Самоопределение к деятельности (организационный момент)

Цель: способствовать психологическому настрою учащихся на урок.

Урок начинается с чтения следующих стихотворных строк:

Добрый день и добрый час,

Мы начнём урок сейчас.

Тихо дети сели,

Тишине открыли двери,

На уроке пусть сидит,

Будет шумно – улетит.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в

пробном действии

Цель: проверить знания детей по пройденному материалу с помощью

тестирования (выбора правильного ответа из нескольких).

– На прошлом уроке мы узнали с вами много нового и интересного. Какая

была тема предыдущего урока? («Что такое хвоинки?»)

– Предлагаю проверить ваши знания с помощью теста. Внимание на экран

интерактивной доски (платформа Учи.ру):

1. Листья у ели похожи на ……?

а) шарики

б)пластинки

б) монетки

в) чешуйки

г)иголки

2. Листья у туи похожи на ……?

а) чешуйки

б) шарики

в) иголки

г)монетки

д)пластинки

3. Как называются листья в виде иголок или чешуек?

а) хвоинки

б) палочки

в) мячики

4. Как называются деревья или кустарники с хвоинками?

а) новогодние растения

б) колючие растения

в) хвойные растения

5. Собери хвоинку ели по описанию

а) форма (бусина, пластинка, иголка,

б) цвет (зеленый, красный, фиолетовый

в) какая (гладкая, острая, пушистая)

– Молодцы, кто не допустил ни одной ошибки. А что можно посоветовать

тем, кто все-таки ошибся? Повторить эту тему.

III. Постановка учебной задачи (выявление места и причины

затруднения).

Цель: формирование мотивации к поиску решения поставленной проблемы

(задачи).

Сегодня у нас с Вами будет необыкновенный урок. Мы будем проводить

научно-исследовательскую работу. Будем делать научные выводы и

умозаключения. Для этого мы отправимся в увлекательное путешествие.

(красивый иллюстрированный плакат на доске «Путешествие в парк

природы») в парк природы.

Представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнышко. И мы с вами

оказались на зеленой лужайке. В эту пору на лугу очень весело.

Какое

множество пчел летает возле цветущих травянистых растений. Над цветами

порхают бабочки, гудят шмели, жужжат жуки, а в траве стрекочут кузнечики.

Именно сюда нас пригласил Муравьишка-Вопросик. Здесь живут его друзья.

Игра «Кто издаёт эти звуки?»

Положите голову на стол, закройте глазки, представьте и внимательно

послушайте звуки. Попробуйте отгадать, кто из представителей живой

природы издает эти звуки?

-Вы могли бы назвать еще других друзей Муравья.

-Как можно назвать их одним словом?

-Почему их так назвали? (Я думаю, к концу урока вы сможете ответить на

этот вопрос).

-Как вы считаете, что мы сегодня на уроке будем изучать. Давайте

сформулируем цель урока.

-Да, мы сегодня узнаем, каких животных называют насекомыми и как их

отличить от других групп.

Мудрая черепаха сказала Муравьишке, что он насекомое. А кто такие

насекомые?

– Давайте поможем Муравьишке разобраться в этом вопросе. Давайте

отправимся на красивый цветущий луг и немного отдохнем.

IV. Физминутка «На лугу» (видео физминутка под музыку)

V. Открытие новых знаний о насекомых. Исследовательская работа

Цель: создать условия для самостоятельного поиска признаков насекомых.

1) Определение признаков насекомых.

– Посмотрите внимательно на слайд и назовите животных, которые на нём

изображены. (Пчела, стрекоза, муравей.)

– Какие одинаковые части есть у всех этих животных? (Признаки

рассматриваются по мере определения их детьми. По мере определения

признаков на доску выставляются таблички с надписью признака.)

– Значит, насекомые – это те животные, которые имеют крылья, усики, три

части тела, 6 ног. Только ли насекомые имеют такие признаки. Давайте

проверим наши предположения – гипотезы. Нам нужно выделить самый

главный признак, по которому можно определить насекомое. Делимся на 4

исследовательские группы.

2) Исследование первой гипотезы: «Насекомые – это те, кто имеют

крылья».

Занимается исследованием 1 группа и изучает «Крылья»

– Как вы думаете, зачем насекомым крылья?

Крылья насекомые используют в основном для полёта. У большинства

насекомых по четыре крыла, но некоторые отряды имеют лишь пару крыльев

(комары, мухи).

У нас работали исследователи над этим вопросом и хотят нам сообщить для

чего насекомым крылья. Давайте послушаем. Доклад ученицы:

Всем известно, что многие насекомые могут издавать звуки: одни жужжат,

другие скрипят, свистят и даже поют...Очень многие насекомые умеют

"разговаривать" крыльями, вибрируя ими с разной частотой. Например:

– бабочка махаон совершает 5-6 взмахов в секунду;

– майский жук жужжит, совершая 45-50 взмахов крыльями в секунду;

– божьи коровки в полете взмахивают крыльями до 100 раз в секунду;

– пчелы работают крыльями еще активнее – до 450 взмахов в секунду.

Рекордсменами по "скороговорению крыльями" по праву считают комаров –

500-600, а у некоторых – до 1000 взмахов в секунду. При такой частоте

издаваемый звук становится неприятным для нашего уха.

Вспомните, как нас раздражает ночное зудение летающего комара.

– Но только ли у насекомых есть крылья?

- нет, например птицы.

– Значит, данный признак нельзя считать главным.

3) Исследование второй гипотезы: «Насекомые – это те, кто имеют

усики».

Занимается исследованием 2 группа и изучает «Усики»

– Ваши предположения, зачем насекомым усики? У нас работали

исследователи над этим вопросом и хотят нам сообщить для чего насекомым

усики. Давайте послушаем. Доклад ученицы:

Усики у насекомого – это органы чувств, которыми оно воспринимает запахи

и различает вкус. Чем усики длиннее, тем они чувствительнее. Некоторые

насекомые ощупывают усиками, как мы пальцами, окружающие предметы.

– Только ли у насекомых есть усики?

-нет, например морж, рак, многоножка, енот и др.

– Значит, и этот признак нельзя считать главным.

4) Исследование третьей гипотезы: «Насекомые – это те, чьё тело

состоит из трёх частей: головы, груди и брюшка».

Занимается исследованием 3 группа и изучает «Насекомые – это те, чьё

тело состоит из трёх частей: головы, груди и брюшка».

«Тело состоит из частей: голова, грудь, брюшко».

– Но только ли у насекомых тело разделено на такие части? У ракообразных

и паукообразных голова и грудь соединены между собой, есть и брюшко.

5) Исследование четвёртой гипотезы: «Насекомые – это те, кто имеют

три пары ног».

«6 ног

Занимается исследованием 4 группа и изучает «Насекомые – это те, кто

имеют три пары ног(6 ног)».

Ваши предположения, зачем насекомым ноги? У нас работали

исследователи над этим вопросом и хотят нам сообщить для чего насекомым

ноги. Давайте послушаем. Доклад ученицы:»

– У разных видов насекомых лапки служат для различных целей. Например:

– у пчелы на передних конечностях имеются специальные корзиночки, в

которые они складывают пыльцу;

– водяной жук имеет на своих задних ногах некое подобие вёсел, на них

отросли специальные волоски, которыми насекомое совершает гребные

движения;

– богомолы используют передние лапки для охоты, зажимая ими свою

жертву;

– кузнечики и блохи совершают мощные прыжки, спасаясь от врага.

– Есть ли ещё животные с тремя парами ног? Значит, это главный признак

насекомых?

– Так чем же отличаются насекомые, от других групп животных? (Наличием

трёх пар ног.)

6) Исследовательский проект начало жизни бабочки.

Давайте подробно остановимся на одном из самых красивых насекомых.

(Бабочка). Одной из самых крупных бабочек считается Павлиноглазка Атлас

(показ коллекции насекомого).

На пути от личинки до взрослой особи насекомые переживают столь

поразительные превращения, что вплоть до недавнего времени связь между

этими существами, рожденными ползать и крылатыми, не считалась

очевидной. Совершая экспедицию в Чили, знаменитый ученый Чарлз Дарвин

познакомился с естествоиспытателем, который незадолго до их встречи был

арестован за «еретическую» попытку вырастить бабочек из гусениц. Сама

идея метаморфоза вошла в западную науку только в середине XVII века

благодаря голландскому энтомологу Яну Сваммердаму, и гипотезы о

природе этого процесса появляются до сих пор. Чтобы добраться до сути,

придется начать с самого начала, «от яйца». Вот именно такое удивительное

исследование провела наша ученица Соня Олейник, как начинающий

ученый! И сегодня она нам расскажет и покажет свои исследования по этому

вопросу.(Доклад ученицы и показ фотоотчета)

Полный метаморфоз переживают не только бабочки, но и жуки, мухи,

комары, пчелы, муравьи и даже блохи — по некоторым оценкам, до 60%

видов насекомых. Очевидно, что это энергозатратное занятие приносит им

важные преимущества. Разделение личиночной и взрослой стадий позволяет

животным на каждом этапе развития населять разные, максимально

выгодные ниши, снижает внутривидовую конкуренцию за ресурсы и резко

затрудняет хищникам охоту на них. Благодаря метаморфозу гусеница может

специализироваться на усвоении жесткой растительной пищи, а бабочка

вовсе не утруждать себя поиском питания, сосредоточившись на выборе

партнера и размножении.

VI. Первичное закрепление. Платформа Учи.ру.

Игра «Узнайте насекомое»

Цель: проверить усвоение обучающимися полученных знаний о

представителях группы насекомых.

-Что не относится к животным? (гриб, скунс, бабочка, воробей, окунь)

-Найди всех насекомых (муровей, божья коровка, бабочка, стрекоза,

кузнечик,пчела).

-Заполни пропуски: насекомое-это…(огромные глаза, шесть ног, шесть

крыльев).

-Нажимай на этих животных (описание клещ, гусеница, паук)

-Выбери только насекомых (жук, паук, муровей, стрекоза, дождевой червь)

-Где правильно изображено насекомое? (3 варианта)

VII Самостоятельна работа.

Цель: организовать выполнение задания с применением новых знаний о

насекомых.

– Предлагаю вам продолжить нашу исследовательскую деятельность

учеными и определить существенные признаки животных, которые у вас

представлены в коллекциях, определить все ли они относятся к одной

группе? – Рассмотрите внимательно коллекции, определите, что объединяет

этих животных в одну группу. (работа с коллекцией насекомых)

Свой ответ начните со слов: «Мы исследовали ….»

Работа с карточками – заданиями. У каждого ученика индивидуальные

задания. Обозначить насекомых знаком+, других животных знаком -.

Раскрасить рисунки.

VIII. Творческая работа «Роль насекомых в природе и жизни человека».

Бережное отношение к миру природы.

Цель: развивать умение логически завершать сказку, умение осмысливать

воспринимаемое и правильно заканчивать мысль с целью воспитания

бережного отношения к насекомым.

У нас в классе есть юный натуралист. Она побывала в лесу и услышала

удивительный разговор животных, но конец она не услышала. Давайте

послушаем эту историю:

Собрались все животные в круг и начали спорить, кто важней всего, а кого

нужно убрать из насекомых.

Медведь говорит» «Насекомых очень много на Земле, их больше, чем всех

животных вместе. Давайте оставим только полезных насекомых, а то эти

комары и мухи только кусаются да инфекции переносят, а осы грабят пчёл,

мой мёд воруют. Давайте оставим только пчёл и бабочек». А лягушки и

птицы отвечают: «Это тебе комары и мухи, осы мешают, но если их не будет,

то погибнем мы. Ведь это наша пища. Мы питаемся этими насекомыми».

Решили тогда животные …

– Продолжите историю. Что решили животные?

Вывод: «Насекомые все нужны».

– Как человек должен относиться к насекомым?

– А сейчас, ребята, я покажу условные знаки, а вы догадайтесь, что они

обозначают? (Учитель показывает условные знаки: «Не лови бабочек,

шмелей, стрекоз и других насекомых», «Не уничтожай насекомых», «Не

разоряй муравейники»)

IХ. Формирование познавательного интереса к удивительному миру

насекомых.

Насекомые- привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих

крошечных размеров и разнообразны, наши знания о них, к сожалению,

очень и очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно.

Как в капле утренней росы искрится и переливается всеми красками

огромное солнце, так и в любом крохотном жучке, в любой невзрачной

букашке отражается богатство, красота и бесконечное разнообразие

огромного мира насекомых. Их мириады – на каждого человека, живущего

на земле, приходится более двухсот пятидесяти миллионов насекомых.

Знание жизни насекомых, их привычек и повадок бывает полезно, а иногда

даже очень интересно. Посмотрите пожалуйста вот эти удивительные книги,

которые можно взять в библиотеке и познакомиться подробно с

многообразием насекомых. Вы можете узнать много увлекательного из

жизни насекомых, которые окружают нас повсюду. Демонстрация книг

С.Барраклаух «Жуки и другие монстры мира насекомых», С.Паркер

«Насекомые. Сюрпризы природы».

С некоторыми удивительными насекомыми мы познакомимся сегодня.

(Работа с презентацией)

Гигантский азиатский шершень-один из самых крупных ос в мире. Они

обитают в Азии. В России встречаются в Хабаровском крае и Приморье. Их

жало прочное как игла. Когда оно входит в кожу, кажется, что в неё вбили

раскалённый гвоздь.

Может ли красивый цветок стать смертельной ловушкой? Могут.

Богомолы прячутся в листве. А цветочные в цветах. Богомол взмахивает

своими шипастыми передними лапками, когда насекомое подлетает к цветку

или листу, сжимает в них неосторожную букашку и приступает к трапезе.

Пожалуй, самое необычное насекомое почти микроскопических размеров.

Увидеть их без микроскопа невозможно. Они обитают везде. Едят

одноклеточные водоросли и микроорганизмы. И даже, как бы это не было

невероятно, способны выдерживать самую минимальную температуру

возможную во вселенной! (-272 градуса!). И самую максимальную

возможную на Земле. Некоторые виды могут выживать даже в жерле

вулкана.

X. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: способствовать выработке у учащихся способности к самоанализу.

– Вы провели исследование и узнали, каких же животных мы называем

насекомыми. Определили главный признак, по которому можно определить

насекомое. Назовите пожалуйста его.

– Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке с помощью разноцветных

бабочек:

РОЗОВАЯ БАБОЧКА – справился со всеми заданиями на уроке, знаю

главный признак насекомых.

ЖЕЛТАЯ БАБОЧКА – не все задания были понятны на уроке, но главный

признак насекомых знаю.

СИНЯЯ БАБОЧКА – нужна помощь, ничего не понял на уроке.

– Предлагаю вам посадить ваших бабочек на ромашку и прокомментировать

ваш выбор. (Дети комментируют выбор цвета бабочки и прикрепляют её на

большой цветок на доске)

– Вы молодцы! Мне было приятно работать с вами. Урок закончен. Спасибо

за урок.



В раздел образования