Автор: Ибель Елена Викторовна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №1"
Населённый пункт: город Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: рабочая программа внеурочного курса
Тема: Лаборатория химических исследований
Раздел: полное образование
Департамент образования Администрации города Ноябрьска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»
муниципального образования город Ноябрьск
«Рассмотрено»
на заседании методической
кафедры учителей
естествознания
Протокол № 10
от «31» мая 2021 года
Руководитель методической
кафедры ______Пугачева Т.Н
«Согласовано»:
Заместитель директора
_________ Маслова Т.В
от «30» августа 2021 года
«Утверждаю»
Директор
___________ Л.Н.Крылова
от «31» августа 2021 года
приказ №401-од
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Лаборатория химических исследований»
(общеинтеллектуальное направление)
10-11 классы
2021 – 2022 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса
внеурочной деятельности общеинтеллектуального
направления «Лаборатория химических исследований» составлена в соответствии с
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
среднего
общего
образования, основной образовательной программой основного общего образования
МБОУ «Гимназия №1», с учетом «Методических рекомендаций для учителя химии по
организации и проведению лабораторных работ на уроке и внеурочной проектно-
исследовательской деятельности с цифровыми лабораториями PASCO (в соответствии с
ФГОС С(П)ОО)- Васильева В.К., Филиппова Н.А., Яковлева И.А.-М.: Полимедиа,2015,-
236 с.
Программа реализуется в 10-11 классах, направлена на расширение и углубление
содержания
предмета
химия,
оптимизацию
учебного
процесса
и
формирование
информационно- образовательной среды, рассчитана на 68 часов ( по 1 часу в неделю в 10
и 11 классах).
Курс основан на принципах личностно-ориентированного образования,
индивидуального подхода, субъективности в обучении. Данная программа внеурочной
деятельности
предполагает
развитие
абстрактного
и
логического
мышления,
совершенствование
экспериментальных
методов
изучения
окружающего
мира,
повышение информационных компетенций.
Курс «Лаборатория химических исследований» направлен на то, чтобы познакомить
обучающихся с основами новой, неизвестной для них науки – нанохимии, развить интерес
к дальнейшему более глубокому изучению предмета.
При
проведении
химического
эксперимента
с
использованием
цифровой
лаборатории PASCO обучающиеся смогут собрать данные в реальном времени, а
программное обеспечение поможет визуализации и анализу данных естественнонаучных
экспериментов.
Использование цифровых лабораторий способствует значительному поднятию
интереса к предмету и позволяет учащимся работать самим, при этом получая не только
знания в области естественных наук, но и опыт работы с интересной и современной
техникой, компьютерными программами, опыт взаимодействия исследователей, опыт
информационного поиска и презентации результатов исследования. Учащиеся получают
возможность
заниматься
исследовательской
деятельностью,
самим
анализировать
полученные данные.
В рамках данного курса обучающиеся в доступном изложении познакомятся с
понятием «нанотехнологии». Школьники узнают о значении химии в развитии этой новой
области человеческого знания, о практическом применении и перспективах развития
нанотехнологий, а также о роли нанотехнологий в создании новых веществ и материалов,
уникальных приборов и оборудования. Ученики узнают много любопытных фактов, а
также смогут выполнять задания, что сделает обучение эффективным.
Цель
курса:
-
развитие
познавательной
деятельности,
творческого
потенциала,
способности критически мыслить; закрепление и систематизация знаний обучающихся по
химии; обучение новым подходам к решению расчетных задач по химии, нестандартному
решению практических задач.
.
Задачи курса:
1.
Научить обучающихся приемам решения задач различных типов.
2.
Способствовать интеграции знаний учащихся по предметам естественнонаучного
цикла.
3.
Формировать умения анализировать ситуацию и делать прогнозы.
4.
Перевести школьный практикум на качественно новый уровень.
5.
Подготовить учащихся к самостоятельной творческой работе в любой области;
развить у учащихся широкий комплекс общих учебных и предметных умений
6.
Создать учащимся условия для подготовки к олимпиадам по химии, к сдаче ГИА.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом
образовательного учреждения в форме устной проверки (устный ответ в виде
монологической речи).
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
В соответствии с ФГОС СОО и ООП СОО гимназии данная рабочая программа
направлена на достижение системы планируемых результатов освоения ООП СОО,
включающей в себя личностные, метапредметные, предметные результаты.
Личностные результаты:
1) Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,
основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений,
с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками,
детьми
старшего
и
младшего
возраста,
взрослыми
в
процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-
оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
.
Метапредметные результаты:
1) Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
2)
умение
самостоятельно
планировать
пути
достижения
целей,
в
том
числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6)
умение
определять
понятия,
создавать
обобщения,
устанавливать
аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать
причинно-следственные
связи,
строить
логическое
рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8) навыки смыслового чтения;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать
индивидуально и в группе:
находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-
коммуникационных технологий (далее ИКТ–компетенции), развитие мотивации к
овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми
системами;
12)
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной,
коммуникативной,
социальной
практике
и
профессиональной
ориентации.
Выпускник научится:
– раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины
мира и в практической деятельности человека, взаимосвязь между химией и другими
естественными науками;
устанавливать причинно-следственные связи между свойствами вещества и его составом
и строением;
–
применять правила систематической международной номенклатуры как средства
различения и идентификации веществ по их составу и строению;
– объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной (полярной,
неполярной), ионной, металлической, водородной – с целью определения химической
активности веществ;
–
характеризовать физические свойства неорганических и органических веществ и
устанавливать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической
решетки;
–
определять механизм реакции в зависимости от условий проведения реакции и
прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе типа химической
связи и активности реагентов;
– устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения химического
равновесия от различных факторов с целью определения оптимальных условий
протекания химических процессов;
– определять характер среды в результате гидролиза неорганических и органических
веществ и приводить примеры гидролиза веществ в повседневной жизни человека,
биологических обменных процессах и промышленности;
– обосновывать практическое использование неорганических и органических веществ и
их реакций в промышленности и быту;
– выполнять химический эксперимент по распознаванию и получению неорганических и
органических веществ, относящихся к различным классам соединений, в соответствии с
правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и лабораторным
оборудованием;
– использовать методы научного познания: анализ, синтез, моделирование химических
процессов и явлений – при решении учебно-исследовательских задач по изучению
свойств, способов получения и распознавания органических веществ;
–
владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными
веществами, средствами бытовой химии;
–
осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам,
структурным формулам веществ;
– критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в
сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно-популярных
статьях с точки зрения естественно-научной корректности в целях выявления ошибочных
суждений и формирования собственной позиции;
– устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при
анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе
химических знаний;
– представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством, и
перспективных направлений развития химических технологий, в том числе технологий
современных материалов с различной функциональностью, возобновляемых источников
сырья, переработки и утилизации промышленных и бытовых отходов.
Выпускник получит возможность научиться:
– формулировать цель исследования, выдвигать и проверять экспериментально гипотезы
о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности
вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;
– самостоятельно планировать и проводить химические эксперименты с соблюдением
правил безопасной работы с веществами и лабораторным оборудованием;
–
описывать состояние электрона в атоме на основе современных квантово-
механических представлений о строении атома;
– характеризовать роль азотосодержащих гетероциклических соединений и нуклеиновых
кислот как важнейших биологически активных веществ;
– прогнозировать возможность протекания окислительно-восстановительных реакций,
лежащих в основе природных и производственных процессов;
-осуществлять проектно-исследовательскую деятельность с помощью цифровых
датчиков PASCO;
- проводить лабораторные опыты и практические работы с использованием цифрового
оборудования PASCО.
Содержание курса внеурочной деятельности «Лаборатория химических
исследований» с указанием форм организации и видов деятельности.
10 класс
Тема 1:Введение. Знакомство с оборудованием PASCO. (3 ч.)
Цели, задачи, структура курса, формы работы и формы отчетности Изучение метода
проектов. Знакомство с оборудованием PASCO. Клеточное дыхание.
Тема 2: «Химические исследования» (31 ч.)
Исследование теплового эффекта при растворении веществ в воде. Определение
водородного показателя в растворах. Влияние различных факторов на скорость химических
реакций. Определение тепловых эффектов химических реакций. Признаки химических
реакций. Межмолекулярные взаимодействия. Химическая связь.
Кислотные дожди.
Химическое
загрязнение
окружающей
среды
и
его
последствия.
Определение
концентрации растворов. Закон Бера. Титрование.
11 класс
Тема 1: «Химические исследования в растворах» (13 ч)
Гидролиз.
Электролиз. Буферные растворы. Определение буферной емкости
растворов. Тепловой эффект химических реакций. Экзотермические и эндотермические
реакции. Определение теплового эффекта химических реакций в растворах
Тема 2: «Чистая вода для всех» (21 ч.)
Состав воды из разных источников. Водно-экологические проблемы нашей
местности. Исследования состояния водного объекта на предмет неучтенных и скрытых
источников загрязнения. Водопровод в жизни г. Ноябрьска. Творческий отчет об
экологическом состоянии воды из разных источников. Исследование воды. Очистка воды
различными сорбентами. Проблемы чистой воды. Исследования снежного покрова в
разных частях города. Творческий отчет по итогам исследований снежного покрова и
воды из разных источников.
Основные формы организации деятельности: практические работы, беседы, дискуссии,
проекты, экскурсии.
Виды
деятельности:
проблемно-ценностное
общение,
познавательная,
эколого-
краеведческая деятельность, техническое, социальное творчество.
Тематическое планирование
Тематическое планирование составлено с учетом закрепленного в рабочей программе
воспитания приоритета воспитания учащихся на уровне среднего общего образования:
создание благоприятных условий для приобретения учащимися
опыта осуществления
социально значимых дел, соответствующего базовым ценностям семьи, труда,
отечества, природы, мира, знаний, культуры, здоровья, человека.
10 класс
№п
/п
Разделы, темы .
Кол-во часов
Дата
план/факт
Тема 1:Введение. Знакомство с оборудованием PASCO. (3 ч.)
1
Цели, задачи, структура курса, формы работы и формы
отчетности.
1
2
Знакомство с оборудованием PASCO.
1
3
Клеточное дыхание.
1
Тема 2: «Химические исследования» (31 ч.)
4
Исследование теплового эффекта при растворении веществ в
воде.
1
5
Исследование теплового эффекта при растворении веществ в
воде.
1
6
Определение водородного показателя в растворах.
1
7
Определение водородного показателя в растворах.
1
8
Влияние различных факторов на скорость химических реакций.
1
9
Влияние различных факторов на скорость химических реакций.
1
10
Признаки химических реакций.
1
11
Признаки химических реакций.
1
12
Химическая связь.
1
13
Металлическая связь
1
14
Вещества молекулярного строения
1
15
Вещества ионного и атомного строения
1
16
Межмолекулярные взаимодействия.
1
17
Загрязнение окружающей среды.
1
18
Кислотные дожди.
1
19
Кислотные дожди.
1
20
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
1
21
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
1
22
Прогноз глобальных экологических катастроф
1
23
Определение концентрации растворов.
1
24
Молярная концентрация
1
25
Нормальная концентрация. Моляльная концентрация
1
26
Закон Бера.
1
27
Титрование как метод анализа.
1
28
Кислотно-основное титрование.
1
29
Кислотно-основное титрование
1
30
Окислительно-восстановительное титрование.
1
31
Окислительно-восстановительное титрование.
1
32
Обобщение материала
1
33
Контрольный урок
1
34
Повторение
1
11 класс
№п
/п
Разделы, темы .
Кол-во часов
Дата
план/факт
Тема 1:Химические исследования в растворах. ( 13 ч.)
1
Гидролиз
1
2
Гидролиз
1
3
Гидролиз
1
4
Электролиз
1
5
Электролиз
1
6
Электролиз
1
7
Буферные растворы
1
8
Виды буферных растворов
1
9
Рассчет емкости буферного раствора
1
10
Измерение емкости буферных растворов
1
11
Измерение емкости буферных растворов
1
12
Определение теплового эффекта химических реакций в растворах
1
13
Определение теплового эффекта химических реакций в растворах
1
Тема 2: «Чистая вода для всех» (21 ч.)
14
Состав воды из разных источников.
1
15
Состав воды из разных источников.
1
16
Водопровод г. Ноябрьск.
1
17
Водопровод г. Ноябрьск.
1
18
Экскурсия на водозабор г.Ноябрьск
1
19
Экскурсия на водоочистные сооружения г.Ноябрьск
1
20
Знакомство с нанотехнологиями
1
21
Знакомство с нанотехнологиями
1
22
Знакомство с нанотехнологиями
1
24
Знакомство с нанотехнологиями
1
25
Обобщение изученного материала
1
26
Обобщение изученного материала
1
27
Решение задач и упражнений
1
28
Решение задач и упражнений
1
29
Решение задач и упражнений
1
30
Решение задач и упражнений
1
31
Итоговая защита проектов
1
32
Итоговая защита проектов
1
33
Контрольный урок
1
34
Повторение и обобщение
1