Напоминание

Лаборатория химических исследований


Автор: Ибель Елена Викторовна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №1"
Населённый пункт: город Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: рабочая программа внеурочного курса
Тема: Лаборатория химических исследований
Раздел: полное образование





Назад




Департамент образования Администрации города Ноябрьска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»

муниципального образования город Ноябрьск

«Рассмотрено»

на заседании методической

кафедры учителей

естествознания

Протокол № 10

от «31» мая 2021 года

Руководитель методической

кафедры ______Пугачева Т.Н

«Согласовано»:

Заместитель директора

_________ Маслова Т.В

от «30» августа 2021 года

«Утверждаю»

Директор

___________ Л.Н.Крылова

от «31» августа 2021 года

приказ №401-од

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Лаборатория химических исследований»

(общеинтеллектуальное направление)

10-11 классы

2021 – 2022 учебный год

Пояснительная записка.

Рабочая программа курса

внеурочной деятельности общеинтеллектуального

направления «Лаборатория химических исследований» составлена в соответствии с

Федеральным

государственным

образовательным

стандартом

среднего

общего

образования, основной образовательной программой основного общего образования

МБОУ «Гимназия №1», с учетом «Методических рекомендаций для учителя химии по

организации и проведению лабораторных работ на уроке и внеурочной проектно-

исследовательской деятельности с цифровыми лабораториями PASCO (в соответствии с

ФГОС С(П)ОО)- Васильева В.К., Филиппова Н.А., Яковлева И.А.-М.: Полимедиа,2015,-

236 с.

Программа реализуется в 10-11 классах, направлена на расширение и углубление

содержания

предмета

химия,

оптимизацию

учебного

процесса

и

формирование

информационно- образовательной среды, рассчитана на 68 часов ( по 1 часу в неделю в 10

и 11 классах).

Курс основан на принципах личностно-ориентированного образования,

индивидуального подхода, субъективности в обучении. Данная программа внеурочной

деятельности

предполагает

развитие

абстрактного

и

логического

мышления,

совершенствование

экспериментальных

методов

изучения

окружающего

мира,

повышение информационных компетенций.

Курс «Лаборатория химических исследований» направлен на то, чтобы познакомить

обучающихся с основами новой, неизвестной для них науки – нанохимии, развить интерес

к дальнейшему более глубокому изучению предмета.

При

проведении

химического

эксперимента

с

использованием

цифровой

лаборатории PASCO обучающиеся смогут собрать данные в реальном времени, а

программное обеспечение поможет визуализации и анализу данных естественнонаучных

экспериментов.

Использование цифровых лабораторий способствует значительному поднятию

интереса к предмету и позволяет учащимся работать самим, при этом получая не только

знания в области естественных наук, но и опыт работы с интересной и современной

техникой, компьютерными программами, опыт взаимодействия исследователей, опыт

информационного поиска и презентации результатов исследования. Учащиеся получают

возможность

заниматься

исследовательской

деятельностью,

самим

анализировать

полученные данные.

В рамках данного курса обучающиеся в доступном изложении познакомятся с

понятием «нанотехнологии». Школьники узнают о значении химии в развитии этой новой

области человеческого знания, о практическом применении и перспективах развития

нанотехнологий, а также о роли нанотехнологий в создании новых веществ и материалов,

уникальных приборов и оборудования. Ученики узнают много любопытных фактов, а

также смогут выполнять задания, что сделает обучение эффективным.

Цель

курса:

-

развитие

познавательной

деятельности,

творческого

потенциала,

способности критически мыслить; закрепление и систематизация знаний обучающихся по

химии; обучение новым подходам к решению расчетных задач по химии, нестандартному

решению практических задач.

.

Задачи курса:

1.

Научить обучающихся приемам решения задач различных типов.

2.

Способствовать интеграции знаний учащихся по предметам естественнонаучного

цикла.

3.

Формировать умения анализировать ситуацию и делать прогнозы.

4.

Перевести школьный практикум на качественно новый уровень.

5.

Подготовить учащихся к самостоятельной творческой работе в любой области;

развить у учащихся широкий комплекс общих учебных и предметных умений

6.

Создать учащимся условия для подготовки к олимпиадам по химии, к сдаче ГИА.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом

образовательного учреждения в форме устной проверки (устный ответ в виде

монологической речи).

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

В соответствии с ФГОС СОО и ООП СОО гимназии данная рабочая программа

направлена на достижение системы планируемых результатов освоения ООП СОО,

включающей в себя личностные, метапредметные, предметные результаты.

Личностные результаты:

1) Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,

уважения к

Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей

этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,

основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,

демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;

воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности

обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и

познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории

образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений,

с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования

уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню

развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,

языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому

человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к

истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов

мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём

взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в

группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном

самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом

региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на

основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного

поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со

сверстниками,

детьми

старшего

и

младшего

возраста,

взрослыми

в

процессе

образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других

видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил

индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,

угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню

экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-

оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

.

Метапредметные результаты:

1) Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать

для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и

интересы своей познавательной деятельности;

2)

умение

самостоятельно

планировать

пути

достижения

целей,

в

том

числе

альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и

познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять

контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы

действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в

соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности

её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления

осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6)

умение

определять

понятия,

создавать

обобщения,

устанавливать

аналогии,

классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,

устанавливать

причинно-следственные

связи,

строить

логическое

рассуждение,

умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для

решения учебных и познавательных задач;

8) навыки смыслового чтения;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем

и сверстниками; работать

индивидуально и в группе:

находить общее решение и

разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,

аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей

коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и

регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической

контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-

коммуникационных технологий (далее ИКТ–компетенции), развитие мотивации к

овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми

системами;

12)

формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в

познавательной,

коммуникативной,

социальной

практике

и

профессиональной

ориентации.

Выпускник научится:

– раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины

мира и в практической деятельности человека, взаимосвязь между химией и другими

естественными науками;

устанавливать причинно-следственные связи между свойствами вещества и его составом

и строением;

применять правила систематической международной номенклатуры как средства

различения и идентификации веществ по их составу и строению;

– объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной (полярной,

неполярной), ионной, металлической, водородной – с целью определения химической

активности веществ;

характеризовать физические свойства неорганических и органических веществ и

устанавливать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической

решетки;

определять механизм реакции в зависимости от условий проведения реакции и

прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе типа химической

связи и активности реагентов;

– устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения химического

равновесия от различных факторов с целью определения оптимальных условий

протекания химических процессов;

– определять характер среды в результате гидролиза неорганических и органических

веществ и приводить примеры гидролиза веществ в повседневной жизни человека,

биологических обменных процессах и промышленности;

– обосновывать практическое использование неорганических и органических веществ и

их реакций в промышленности и быту;

– выполнять химический эксперимент по распознаванию и получению неорганических и

органических веществ, относящихся к различным классам соединений, в соответствии с

правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и лабораторным

оборудованием;

– использовать методы научного познания: анализ, синтез, моделирование химических

процессов и явлений – при решении учебно-исследовательских задач по изучению

свойств, способов получения и распознавания органических веществ;

владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными

веществами, средствами бытовой химии;

осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам,

структурным формулам веществ;

– критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в

сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно-популярных

статьях с точки зрения естественно-научной корректности в целях выявления ошибочных

суждений и формирования собственной позиции;

– устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при

анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе

химических знаний;

– представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством, и

перспективных направлений развития химических технологий, в том числе технологий

современных материалов с различной функциональностью, возобновляемых источников

сырья, переработки и утилизации промышленных и бытовых отходов.

Выпускник получит возможность научиться:

– формулировать цель исследования, выдвигать и проверять экспериментально гипотезы

о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности

вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;

– самостоятельно планировать и проводить химические эксперименты с соблюдением

правил безопасной работы с веществами и лабораторным оборудованием;

описывать состояние электрона в атоме на основе современных квантово-

механических представлений о строении атома;

– характеризовать роль азотосодержащих гетероциклических соединений и нуклеиновых

кислот как важнейших биологически активных веществ;

– прогнозировать возможность протекания окислительно-восстановительных реакций,

лежащих в основе природных и производственных процессов;

-осуществлять проектно-исследовательскую деятельность с помощью цифровых

датчиков PASCO;

- проводить лабораторные опыты и практические работы с использованием цифрового

оборудования PASCО.

Содержание курса внеурочной деятельности «Лаборатория химических

исследований» с указанием форм организации и видов деятельности.

10 класс

Тема 1:Введение. Знакомство с оборудованием PASCO. (3 ч.)

Цели, задачи, структура курса, формы работы и формы отчетности Изучение метода

проектов. Знакомство с оборудованием PASCO. Клеточное дыхание.

Тема 2: «Химические исследования» (31 ч.)

Исследование теплового эффекта при растворении веществ в воде. Определение

водородного показателя в растворах. Влияние различных факторов на скорость химических

реакций. Определение тепловых эффектов химических реакций. Признаки химических

реакций. Межмолекулярные взаимодействия. Химическая связь.

Кислотные дожди.

Химическое

загрязнение

окружающей

среды

и

его

последствия.

Определение

концентрации растворов. Закон Бера. Титрование.

11 класс

Тема 1: «Химические исследования в растворах» (13 ч)

Гидролиз.

Электролиз. Буферные растворы. Определение буферной емкости

растворов. Тепловой эффект химических реакций. Экзотермические и эндотермические

реакции. Определение теплового эффекта химических реакций в растворах

Тема 2: «Чистая вода для всех» (21 ч.)

Состав воды из разных источников. Водно-экологические проблемы нашей

местности. Исследования состояния водного объекта на предмет неучтенных и скрытых

источников загрязнения. Водопровод в жизни г. Ноябрьска. Творческий отчет об

экологическом состоянии воды из разных источников. Исследование воды. Очистка воды

различными сорбентами. Проблемы чистой воды. Исследования снежного покрова в

разных частях города. Творческий отчет по итогам исследований снежного покрова и

воды из разных источников.

Основные формы организации деятельности: практические работы, беседы, дискуссии,

проекты, экскурсии.

Виды

деятельности:

проблемно-ценностное

общение,

познавательная,

эколого-

краеведческая деятельность, техническое, социальное творчество.

Тематическое планирование

Тематическое планирование составлено с учетом закрепленного в рабочей программе

воспитания приоритета воспитания учащихся на уровне среднего общего образования:

создание благоприятных условий для приобретения учащимися

опыта осуществления

социально значимых дел, соответствующего базовым ценностям семьи, труда,

отечества, природы, мира, знаний, культуры, здоровья, человека.

10 класс

№п

/п

Разделы, темы .

Кол-во часов

Дата

план/факт

Тема 1:Введение. Знакомство с оборудованием PASCO. (3 ч.)

1

Цели, задачи, структура курса, формы работы и формы

отчетности.

1

2

Знакомство с оборудованием PASCO.

1

3

Клеточное дыхание.

1

Тема 2: «Химические исследования» (31 ч.)

4

Исследование теплового эффекта при растворении веществ в

воде.

1

5

Исследование теплового эффекта при растворении веществ в

воде.

1

6

Определение водородного показателя в растворах.

1

7

Определение водородного показателя в растворах.

1

8

Влияние различных факторов на скорость химических реакций.

1

9

Влияние различных факторов на скорость химических реакций.

1

10

Признаки химических реакций.

1

11

Признаки химических реакций.

1

12

Химическая связь.

1

13

Металлическая связь

1

14

Вещества молекулярного строения

1

15

Вещества ионного и атомного строения

1

16

Межмолекулярные взаимодействия.

1

17

Загрязнение окружающей среды.

1

18

Кислотные дожди.

1

19

Кислотные дожди.

1

20

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

1

21

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

1

22

Прогноз глобальных экологических катастроф

1

23

Определение концентрации растворов.

1

24

Молярная концентрация

1

25

Нормальная концентрация. Моляльная концентрация

1

26

Закон Бера.

1

27

Титрование как метод анализа.

1

28

Кислотно-основное титрование.

1

29

Кислотно-основное титрование

1

30

Окислительно-восстановительное титрование.

1

31

Окислительно-восстановительное титрование.

1

32

Обобщение материала

1

33

Контрольный урок

1

34

Повторение

1

11 класс

№п

/п

Разделы, темы .

Кол-во часов

Дата

план/факт

Тема 1:Химические исследования в растворах. ( 13 ч.)

1

Гидролиз

1

2

Гидролиз

1

3

Гидролиз

1

4

Электролиз

1

5

Электролиз

1

6

Электролиз

1

7

Буферные растворы

1

8

Виды буферных растворов

1

9

Рассчет емкости буферного раствора

1

10

Измерение емкости буферных растворов

1

11

Измерение емкости буферных растворов

1

12

Определение теплового эффекта химических реакций в растворах

1

13

Определение теплового эффекта химических реакций в растворах

1

Тема 2: «Чистая вода для всех» (21 ч.)

14

Состав воды из разных источников.

1

15

Состав воды из разных источников.

1

16

Водопровод г. Ноябрьск.

1

17

Водопровод г. Ноябрьск.

1

18

Экскурсия на водозабор г.Ноябрьск

1

19

Экскурсия на водоочистные сооружения г.Ноябрьск

1

20

Знакомство с нанотехнологиями

1

21

Знакомство с нанотехнологиями

1

22

Знакомство с нанотехнологиями

1

24

Знакомство с нанотехнологиями

1

25

Обобщение изученного материала

1

26

Обобщение изученного материала

1

27

Решение задач и упражнений

1

28

Решение задач и упражнений

1

29

Решение задач и упражнений

1

30

Решение задач и упражнений

1

31

Итоговая защита проектов

1

32

Итоговая защита проектов

1

33

Контрольный урок

1

34

Повторение и обобщение

1



В раздел образования