Напоминание

"МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"


Автор: Халеева Оксана Ивановна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №20 "Ласточка"
Населённый пункт: село Саваслейка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ

КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

«Качество дошкольного образования – это качество жизни ребенка» – писал

В.И. Слободчиков. Существует много факторов, влияющих на качество

дошкольного образования: материально-техническое обеспечение

образовательного процесса, учебно-материальное обеспечение, медико-

социальное обеспечение, информационно-методическое обеспечение,

финансовое обеспечение. Но самым существенным фактором является

укомплектованность образовательного учреждения кадрами, имеющими

соответствующий уровень квалификации. При этом непосредственно

педагогические работники должны обладать всеми основными

компетенциями, владеть информационно-коммуникационными

технологиями и уметь применять их в воспитательно-образовательном

процессе.

Конкретизируя понимания сущности профессионализма применительно к

профессионально – педагогической деятельности, О.М. Краснорядцева

определяет профессионала педагога как человека, хорошо понимающего

общие тенденции развития образовательного процесса, своего места в нем и

обладающего особым видением человека в процессе развития, понимающего

направленность и результативность психологических действий и

воздействий; превращающего любую учебную ситуацию в пространство для

развития ребенка и способного к проектированию развивающей

педагогической среды и самого себя.

Исследования, проходившие на базе МБДОУ д/с №20 «Ласточка» села

Саваслейка, показывают, что большинство педагогов мотивировано на успех

в профессиональной деятельности, явно выражено стремление повысить свой

профессиональный уровень, желание самореализоваться. По итогам опроса

получили следующие данные: 71 % (10 педагогов) – высокий уровень

мотивации; 22% (3 педагога) – средний уровень мотивации; 7% (1 педагог) –

низкий уровень мотивации.

Умение старшего воспитателя правильно замотивировать педагогов на

профессиональное развитие, является неотъемлемой частью его работы.

Психологические барьеры и стереотипы на этапе профессионального

развития оказывают важнейшее влияние на мотивационную готовность

педагога к повышению квалификации. Они выступают причиной кризиса

компетентности педагога, психологического дискомфорта, тревожности

перед необходимостью решать задачи образования, образовывают трудности

в управлении повышением квалификации, становятся причиной

разнородных, противоречивых толкований в оценке результативности

повышения квалификации. Когнитивный диссонанс (Л. Фестингер)

начинается на основе предшествующего опыта: слушатель заранее убежден,

что ему ничего нового не сообщат, вследствие этого интерес не возникает,

новая информация не воспринимается. Психологические барьеры имеют

личностно и социально обусловленный характер. Выявлено, что в общей

структуре мотивов профессионального роста педагог преодолевает «борьбу»

мотивов:

1-ый уровень – мотивы в повышении квалификации, сформированные в

результате самооценки;

2-ой уровень – мотивы определены конкретной потребностью: «Хочу

конкретно познакомиться с....»;

3-ий уровень – мотивы профессиональной деятельности: «Желаю применить

в работе»;

4-ый уровень – мотивы педагогического творчества: «Могу поделиться

опытом»;

5-ый уровень – мотивы «высшего пилотажа» (самообобщение опыта,

подготовка авторских программ, технологий, книг к публикациям,

лицензированию и т.п.).

Анализ мотивационного потенциала на базе ДОО показал, что большинство

педагогов мотивированы на профессиональное развитие следующими

факторами: мотивация деньгами, мотивация признанием в коллективе и

обществе, мотивация благоприятными отношениями в коллективе,

мотивация самореализацией.

Большинство педагогов мотивируется чаще всего деньгами (повышенной

заработной платой, премиями, надбавками), но это не исключает надобность

формирования дополнительных мотивирующих факторов, в противном

случае сотрудник легко поменяет работу, исходя только из материального

интереса. Не менее значима внешняя оценка, педагогов необходимо хвалить

и быть очень осторожным при критике или негативной оценке. Некоторые

слишком ориентированы на признание, что может символизировать их

комплексы. Для большого количества педагогов важно удачно вписываться в

коллектив и корпоративную культуру. При работе значимо чувство локтя,

сотрудник мотивируется лучше всего пользой для всего коллектива и

репутацией в коллективе. Педагогов, ориентированных на самореализацию,

мотивирует обучение, повышение квалификации, крайне значимо экспертное

влияние руководителя.

В качестве факторов, способствующих повышению эффективности работы,

желания профессионального роста, сами педагоги предлагают следующие

варианты мотивационных факторов: повысить заработную плату, говорить

больше похвалы, давать положительную оценку работы, оберегать личное

здоровье сотрудников, обеспечивать технической базой, четко планировать

деятельность воспитателей, обеспечивать контроль, поддерживать

сплоченность коллектива.

На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю

жизнь, приходит новый жизненный стандарт: «Образование для всех,

образование через всю жизнь». Стабильно высокий уровень

профессиональной компетентности может быть достигнут при условии

непрерывного образования. В целях достижения качества образовательных

услуг необходимо также обеспечить непрерывность профессионального

развития педагогов путем освоения ими дополнительных образовательных

программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации.

В нашей дошкольной организации за короткий период времени все педагоги

прошли повышение квалификации.

В современных условиях образовательной системы только активная

жизненная позиция, повышение профессионального мастерства помогает

педагогу обеспечить одно из главнейших прав обучающихся и

воспитанников – право на качественное образование.

Список литературы:

1. Лазарев, B.C. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы

[Текст] / B.C. Лазарев. – М.: ГНОМ и Д, 2004. – 187 с.

2. Поздняк, Л.В. Управление дошкольным образованием [Текст] / Л.В.

Поздняк, Н.Н. Лященко. – М.: Академа, 2007. – 432 с.

3. Санникова, Л.Н. Способы оценки качества образовательной деятельности

ДОУ [Текст] / Л.Н. Санникова, Н.И. Левшина // Управление дошкольным

образовательным учреждением. – 2009. – № 5. – С. 10–14.

4. Стеркина, Р.Б. Современные проблемы научно-методического обеспечения

системы дошкольного образования [Текст] / Р.Б. Стеркина // Дошкольное

воспитание. – 2001. – №5. – С. 40–44.

5. Фалюшина, Л.И. Управление качеством образовательного процесса в

дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Л.И. Фалюшина. – М.:

АРКТИ, 2003. – 140 с.



В раздел образования