Автор: Губкина Ольга Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: ХМАО-Югра, г.Белоярский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Автоматизация звука "Р" в словах с детьми 6-7 лет.
Раздел: дошкольное образование
Губкина О.Н.
«Автоматизация звука «Р» в словах
с детьми 6-7 лет.
Цель: автоматизация звука [Р] в словах и словосочетаниях у детей 6-7 лет с ФФНР (фонетико-
фонематическим нарушением речи).
Задачи:
Коррекционно-образовательные: уточнить и совершенствовать движение органов
артикуляции, закрепить правильное произношение звука [Р] в славах;
Развивающие: развивать зрительное, слуховое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза,
навыки самоконтроля, активизировать словарь детей по лексической теме «Профессии».
Воспитательные: воспитывать коммуникативные навыки; интерес к логопедическим занятиям.
Оборудование: макет города, мультимедийное оборудование, слайд- презентация,
дидактическое пособие «Город звуков», игрушка тигр, карточки-признаки, перчатка,
морфологическая таблица, картинки к дидактическим играм, дидактический кубик «Предлоги»,
дидактическое пособие «Составь схему предложения».
Логопед: Ребята я предлагаю отправиться вам в
путешествие по волшебному городу и вспомнить о
зданиях, которые мы знаем! В нашем городе много
зданий. Это здание почты. Люди, каких профессий
работают на почте?
Дети: оператор, почтальон, сортировщик, шофер.
Логопед: это здание школы. Кто работает в школе?
Дети: учителя, директор, завуч.
Логопед: если мы с вами обучаемся в школе, то мы кто?
Дети: ученики.
Логопед: А это что за здание?
Дети: магазин или торговый центр.
Логопед: Кто там работает?
Дети: продавцы, товароведы, консультанты, технолог, кассиры.
Логопед: если мы зайдем в магазин, то мы кто?
Дети: покупатели.
Логопед: Это здание салона красоты. Кто работает в нем?
Дети: парикмахеры, стилисты, визажисты и т.д.
Логопед: А кто мы, когда приходим в салон красоты?
Дети: клиенты.
Логопед: Ой, а это здание почему-то цветное…. Как вы думаете почему? Наверное, потому,
что сегодня мы познакомимся с ним и с людьми, которые в нем работают... Что это за здание?
Правильно цирк! Ребята, а вы все были в цирке? Как называются люди, которые смотрят
цирковое представление?
Дети: зрители.
Логопед: Приглашаю вас на арену цирка. Знаете ли вы, люди, каких профессий работают в
цирке?
Дети: фокусник, эквилибрист, акробат, клоун,
дрессировщик, жонглёр, факир.
Логопед: А знаете ли вы, как называется профессия человека, который одновременно умеет
подбрасывать три и более объекта, такие как мяч, палки, ракетки и т.д.?
Дети: жонглер.
Логопед: Верно, эта профессия называется жонглер! Какой последний звук вы слышите в слове
жонглер?
Дети: звук Р
Логопед: Правильно звук Р! Сегодня мы будем с вами играть со звуком Р?
Но чтобы наш язычок не устал его правильно произносить, нам нужно сделать гимнастику.
- А помогут её нам сделать цирковые артисты! Первым на арену цирка выходят воздушные
гимнасты. Они умело парят в воздухе на своих гимнастических качелях. А ваш язычок сможет
покачаться на качелях? (упражнение «качели выполняется самостоятельно)
- Вот на арене показались задорные индюки. Покажем, как они болтают! (упражнение индюки)
- На смену индюкам стремительно выскакивает лошадь Рада! А как наш язычок скачет на
лошадке? (упражнение лошадка)
- Марширующим шагом на арене появляется группа барабанщиков. Они бьют в барабаны
своими палочками так же сильно, как вы бьёте кончиком языка в бугорки за верхними зубами!
(упражнение барабанщик)
- С новым номером «Устрашающие звуки» выступает тигр Рубик. Ребята, а как он рычит?
Какой звонкий звук Р у вас получается при рычании! (логопед контролирует правильно ли дети
произносят звук)
- Скажите, а как располагаются органы артикуляции при произношении звука Р? Подходите к
схеме.(использование схемы)
Как расположены губы?
Дети: открыты, в улыбке.
Логопед: А зубы сомкнуты или разомкнуты?
Дети: между ними есть расстояние.
Логопед: А что делает язык?
Дети: язык поднят к бугоркам за задними зубами.
Логопед: Голосовые связки работают?
Дети: они напряжены и вибрируют.
Логопед: Ребята, а звук Р гласный или согласный?
Дети: согласный.
Логопед: Как вы догадались?
Дети: воздушная струя встречает преграду.
Логопед: А вы знаете в какой букве живёт звук Р?
Дети: в звуке Р!
Логопед: Давайте посмотрим где живет звук и буква Р? Какой по
порядку у неё дом?
Дети: второй.
Логопед: А этаж?
Дети: первый.
Логопед: Ребята, в цирке все такие разные! Посмотрите, у нас тигр, ну прям как в цирке,
давайте расскажем, что мы о нем знаем. С помощью признаков
составим словосочетания (на столах лежат объект и карточки
признаки: цвет, рельеф, характер, действие)
Дети: рыжий тигр, гладкий тигр, хитрый тигр, прыгающий тигр.
Логопед: Ребята клоун Роджер принёс для нас игру. Предлагаю поиграть в неё.
На столах для вас приготовлены волшебные перчатки с картинками. Определите,
какие картинки у вас лишние. Т.е. в названии, каких картинок нет звука Р.
Загибайте пальчики с теми объектами, в которых вы не слышите этот звук.
Назовите свои объекты и запомните их.
Логопед: Ребята представление в цирке продолжается. На арену
выходит дрессированный слон. Ему по команде нужно занять одну
из трёх тумб. Командой для него служит картинка. Если звук Р в
начале слова, слон встанет на первую тумбу, если в середине – на
вторую, а если в конце слова – на третью тумбу.
Ребёнок называет картинку. Определяет место звука в слове и
помещает слона на нужную тумбу.
Логопед: С заключительным номером на цирковой арене появились жонглёры! Они так умело
владеют мячами и кубиками. А сможем ли мы также?
Я предлагаю вам с помощью нашего кубика помощника выбрать себе предлог и составить
предложение с тем объектом, который вам выпал на
волшебной перчатке, а затем мы с вами выложим схему
одного из предложений с помощью карточек. (схемы-
признаки, объекты, кубик помощник). (первым кто назвал
предложение начинает выкладывать схему, после того как
дети назвали свои предложения, помогаем составить схему)
Дети: на арене выступает веселый клоун
Логопед: Ребята вы подкидывали кубик и меняли местами карточки как настоящие жонглеры!
Представление в цирке закончено! Громкие аплодисменты артистам! Ну и конечно нам….? Нам
пора выходить из здания цирка. Как вы думаете, полезно ли здание цирка в нашем городе. Что
хорошего в цирке? А что плохого? Хотите узнать, о каком здании мы узнаем в следующий раз?
Крутите колесо обозрения в городе! Отлично это будет здание….