Напоминание

"Автоматизация звука "Р" в словах с детьми 6-7 лет.


Автор: Губкина Ольга Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: ХМАО-Югра, г.Белоярский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Автоматизация звука "Р" в словах с детьми 6-7 лет.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Губкина О.Н.

«Автоматизация звука «Р» в словах

с детьми 6-7 лет.

Цель: автоматизация звука [Р] в словах и словосочетаниях у детей 6-7 лет с ФФНР (фонетико-

фонематическим нарушением речи).

Задачи:

Коррекционно-образовательные: уточнить и совершенствовать движение органов

артикуляции, закрепить правильное произношение звука [Р] в славах;

Развивающие: развивать зрительное, слуховое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза,

навыки самоконтроля, активизировать словарь детей по лексической теме «Профессии».

Воспитательные: воспитывать коммуникативные навыки; интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование: макет города, мультимедийное оборудование, слайд- презентация,

дидактическое пособие «Город звуков», игрушка тигр, карточки-признаки, перчатка,

морфологическая таблица, картинки к дидактическим играм, дидактический кубик «Предлоги»,

дидактическое пособие «Составь схему предложения».

Логопед: Ребята я предлагаю отправиться вам в

путешествие по волшебному городу и вспомнить о

зданиях, которые мы знаем! В нашем городе много

зданий. Это здание почты. Люди, каких профессий

работают на почте?

Дети: оператор, почтальон, сортировщик, шофер.

Логопед: это здание школы. Кто работает в школе?

Дети: учителя, директор, завуч.

Логопед: если мы с вами обучаемся в школе, то мы кто?

Дети: ученики.

Логопед: А это что за здание?

Дети: магазин или торговый центр.

Логопед: Кто там работает?

Дети: продавцы, товароведы, консультанты, технолог, кассиры.

Логопед: если мы зайдем в магазин, то мы кто?

Дети: покупатели.

Логопед: Это здание салона красоты. Кто работает в нем?

Дети: парикмахеры, стилисты, визажисты и т.д.

Логопед: А кто мы, когда приходим в салон красоты?

Дети: клиенты.

Логопед: Ой, а это здание почему-то цветное…. Как вы думаете почему? Наверное, потому,

что сегодня мы познакомимся с ним и с людьми, которые в нем работают... Что это за здание?

Правильно цирк! Ребята, а вы все были в цирке? Как называются люди, которые смотрят

цирковое представление?

Дети: зрители.

Логопед: Приглашаю вас на арену цирка. Знаете ли вы, люди, каких профессий работают в

цирке?

Дети: фокусник, эквилибрист, акробат, клоун,

дрессировщик, жонглёр, факир.

Логопед: А знаете ли вы, как называется профессия человека, который одновременно умеет

подбрасывать три и более объекта, такие как мяч, палки, ракетки и т.д.?

Дети: жонглер.

Логопед: Верно, эта профессия называется жонглер! Какой последний звук вы слышите в слове

жонглер?

Дети: звук Р

Логопед: Правильно звук Р! Сегодня мы будем с вами играть со звуком Р?

Но чтобы наш язычок не устал его правильно произносить, нам нужно сделать гимнастику.

- А помогут её нам сделать цирковые артисты! Первым на арену цирка выходят воздушные

гимнасты. Они умело парят в воздухе на своих гимнастических качелях. А ваш язычок сможет

покачаться на качелях? (упражнение «качели выполняется самостоятельно)

- Вот на арене показались задорные индюки. Покажем, как они болтают! (упражнение индюки)

- На смену индюкам стремительно выскакивает лошадь Рада! А как наш язычок скачет на

лошадке? (упражнение лошадка)

- Марширующим шагом на арене появляется группа барабанщиков. Они бьют в барабаны

своими палочками так же сильно, как вы бьёте кончиком языка в бугорки за верхними зубами!

(упражнение барабанщик)

- С новым номером «Устрашающие звуки» выступает тигр Рубик. Ребята, а как он рычит?

Какой звонкий звук Р у вас получается при рычании! (логопед контролирует правильно ли дети

произносят звук)

- Скажите, а как располагаются органы артикуляции при произношении звука Р? Подходите к

схеме.(использование схемы)

Как расположены губы?

Дети: открыты, в улыбке.

Логопед: А зубы сомкнуты или разомкнуты?

Дети: между ними есть расстояние.

Логопед: А что делает язык?

Дети: язык поднят к бугоркам за задними зубами.

Логопед: Голосовые связки работают?

Дети: они напряжены и вибрируют.

Логопед: Ребята, а звук Р гласный или согласный?

Дети: согласный.

Логопед: Как вы догадались?

Дети: воздушная струя встречает преграду.

Логопед: А вы знаете в какой букве живёт звук Р?

Дети: в звуке Р!

Логопед: Давайте посмотрим где живет звук и буква Р? Какой по

порядку у неё дом?

Дети: второй.

Логопед: А этаж?

Дети: первый.

Логопед: Ребята, в цирке все такие разные! Посмотрите, у нас тигр, ну прям как в цирке,

давайте расскажем, что мы о нем знаем. С помощью признаков

составим словосочетания (на столах лежат объект и карточки

признаки: цвет, рельеф, характер, действие)

Дети: рыжий тигр, гладкий тигр, хитрый тигр, прыгающий тигр.

Логопед: Ребята клоун Роджер принёс для нас игру. Предлагаю поиграть в неё.

На столах для вас приготовлены волшебные перчатки с картинками. Определите,

какие картинки у вас лишние. Т.е. в названии, каких картинок нет звука Р.

Загибайте пальчики с теми объектами, в которых вы не слышите этот звук.

Назовите свои объекты и запомните их.

Логопед: Ребята представление в цирке продолжается. На арену

выходит дрессированный слон. Ему по команде нужно занять одну

из трёх тумб. Командой для него служит картинка. Если звук Р в

начале слова, слон встанет на первую тумбу, если в середине – на

вторую, а если в конце слова – на третью тумбу.

Ребёнок называет картинку. Определяет место звука в слове и

помещает слона на нужную тумбу.

Логопед: С заключительным номером на цирковой арене появились жонглёры! Они так умело

владеют мячами и кубиками. А сможем ли мы также?

Я предлагаю вам с помощью нашего кубика помощника выбрать себе предлог и составить

предложение с тем объектом, который вам выпал на

волшебной перчатке, а затем мы с вами выложим схему

одного из предложений с помощью карточек. (схемы-

признаки, объекты, кубик помощник). (первым кто назвал

предложение начинает выкладывать схему, после того как

дети назвали свои предложения, помогаем составить схему)

Дети: на арене выступает веселый клоун

Логопед: Ребята вы подкидывали кубик и меняли местами карточки как настоящие жонглеры!

Представление в цирке закончено! Громкие аплодисменты артистам! Ну и конечно нам….? Нам

пора выходить из здания цирка. Как вы думаете, полезно ли здание цирка в нашем городе. Что

хорошего в цирке? А что плохого? Хотите узнать, о каком здании мы узнаем в следующий раз?

Крутите колесо обозрения в городе! Отлично это будет здание….



В раздел образования