Автор: Платонова Ольга Олеговна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Темкинская СШ
Населённый пункт: с. Темкино
Наименование материала: конспект урока русского языка
Тема: Правописание местоимений с предлогами 4 класс
Раздел: начальное образование
Конспект урока русского языка 4 класс
Тема: «Правописание местоимений с предлогами
»
Цели:
- обеспечить усвоение учащимися особенностей правописания местоимений
с предлогами; обеспечить условия для обобщения и систематизации знаний
о местоимении; формировать умения написания местоимений с предлогами
на основе наблюдения за изменением местоимений 1,2 и 3 лица
единственного и множественного числа.
- развивать навыки грамотного письма; развивать умения выражать свои
мысли в устной и письменной форме; развивать интеллектуальные и
практические умения детей.
- вовлечь в работу каждого ученика; вызвать чувство успеха
доброжелательного отношения к окружающим; воспитывать уважение к
чужому мнению, умение работать в коллективе.
Ход урока
I.
Оргмомент. Самоопределение к деятельности .
Здравствуйте, уважаемые гости!
Не забывайте, гость не долго гостит, да многое замечает.
Давайте поприветствуем всех, кто заглянул к нам. Улыбнитесь друг другу,
подарите свои улыбки мне и друг другу. Ведь улыбки располагают к
приятному общению.
Пожелайте друг другу успехов на уроке.
Игра - пожелание «Удачи тебе!»
(Уч-ся улыбкой и кивком головы приветствуют гостей. Поочерёдно
касаются одноимённых пальцев рук своего соседа, начиная с больших
пальцев, и говорят):
Желаю (соприкасаются большими пальцами)
успеха (указательным)
большого (средним)
во всём (безымянными)
и везде (мизинцами)
удачи тебе на уроке! (прикосновение всей ладонью руки).
Тихонечко садитесь.
11. Актуализация знаний.
- Ребята, вспомните, какую часть речи мы начали изучать ? (местоимение)
Что мы уже знаем о нём? ( это часть речи, заменяют имена
существительные, указывают на предмет, но не называют его, бывают 1, 2, 3
лица, ед. и множ. числа, в 3 лице имеют род)
Вспомните, какие местоимения относятся к 1 лицу? Ко 2 лицу? К 3 лицу?
По ходу ответов на доске появляется таблица.
- Как вы думаете, всё ли мы узнали об этой части речи? (нет, не всё). Значит, нам
предстоит узнать что-то новое о местоимении?
3. Минутка чистописания.
А. Что мы сегодня будем писать на минутке чистописания, вы узнаете,
ответив на несколько «хитрых» вопросов.
-Какое местоимение одинаково читается слева направо и справа налево?
(Оно).
-Какое местоимение превращается в союз, если прочесть его справа налево?
(Он).
- Какое местоимение нужно добавить и к какому местоимению, чтобы
получились самые крупные овощи? (Ты- к- вы).
Б
.
А теперь запишем следующее предложение. 1 ученик у доски.
- Ты за ней, а она от тебя, ты от нее, а она за тобой (тень).
- К какому жанру устного народного творчества относится это предложение?
(Это загадка).
4. Постановка учебной задачи.
-Какие орфограммы встретились в этом предложении?
(правописание предлогов со словами)
- Как пишутся предлоги со словами?
- С какими частями речи употребляются предлоги? (предлоги употребляются
с именами сущ. и им. прилагательными)
А в нашем предложении, с какой частью речи? {с местоимением)
Есть ли ребята, которые «за ней » написали слитно ?
Почему? (не знаем, как пишутся предлоги с местоимениями)
Вероятно это новое в правописании нашего предложения?
А есть ли ребята, которые букву «за ней » написали раздельно?
Почему? {предлоги с местоимениями пишутся раздельно)
Но мы можем только предположить, что и местоимения с предлогами
пишутся отдельно?
- Запишите предложение . У нас ананас. 1 ученик .
V. «Открытие нового знания.
- Мы с вами не изучали, как пишутся местоимения с предлогами.
-Почему вы написали предлог «у» со словом «нас» раздельно?
- Как проверить?(поставить вопрос: у (кого?) нас)
-А что мы ещё знаем о предлогах? (это маленькое слово и с другими словами
пишется раздельно)
-Вывод: значит местоимение, мы с вами убеждаемся, как и другие части
речи русского языка пишутся с предлогом раздельно, подчиняясь общим
законам. Перед местоимением можно встретить только предлоги. Приставок
у местоимений не бывает. Вот то новое о местоимении, о чём мы должны
узнать на уроке.
- А вы догадались, какова тема нашего урока? {правописание местоимений с
предлогами).
- Какую цель на уроке мы поставим перед собой, изучая эту тему?
(
учиться
правописанию местоимений с предлогами)
- Откройте учебники и прочитайте правило на с. 53
Чтение правила по
учебнику.
- Давайте запомним новое правило и будем им всегда пользоваться.
- Вот то новое, что мы узнали о местоимении.
- Наша копилка знаний о местоимении пополнилась
!
VI. Работа с учебником.
1. Ознакомление с образцом склонения местоимений 1-го и 2-го лица с
предлогами (упр. 380, с. 53. Устно). Посмотрим как изменяются местоимения
с предлогом.
1.
Письмо с комментированием. Определение лица местоимений (упр. 381,
с. 54)
2.
Прочитайте. Чем занимаются братья? Где встречаются марки? Как
называются люди, которые коллекционируют марки?
─ Что собираете вы? (Рассказы детей)
7. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- Мы, друзья, не знаем скуки,
Дружно вверх поднимем руки.
Вниз опустим, а затем
Вдох глубокий сделать всем.
А теперь и ты, и я
Приседайте – ка, друзья.
Руки за спину – она
Распрямиться вмиг должна.
Дружно в сторону наклон,
Сбросить лень поможет он.
Вправо, влево наклонитесь.
И, конечно, не ленитесь.
Что же в классе есть оно?
Посмотрите на окно.
Смотрим прямо. А теперь
Посмотрите все на дверь.
Вы похлопайте тихонько
И попрыгайте легонько.
Глубоко сейчас вдохнуть,
Выдох без сомнения.
Помогли нам отдохнуть
Все местоимения
.
8. Закрепление изученного.
-Упражнение в раздельном написании местоимений с предлогами (упр.
383, с. 54 Устно.)
- Правописание местоимений третьего лица с предлогами.
У учащихся на партах листы со стихотворением:
Сказали (я), что с (она) (вы)
При (они) на берегу
(Он) ловили. Но, увы:
Я плавать - не могу!
Мы вам (она), она нам (они),
Вы им, обратно нас.
Он с (она), к нам
Опять для (они),
А мы с (он) – к (она) от вас…
Хоть мне известно, что оно
(Они) любит больше тех, -
Все это тайной быть должно
Для (мы) и (вы) от всех…
- Ребята, у вас на партах лежат листы со стихотворениями.
Внимательно посмотрите на них. Вам необходимо переписать на
листочки, раскрыв скобки. Если возникнут какие-либо трудности, то
поднимите руку, я подойду.
- Давайте проверим. Читайте по цепочке по одной строчке. Как вы
здесь раскрыли скобки?
- Сказали мне, что с ней вы.
- Все правильно, только здесь лучше сказать не «с ней», а «с нею», а то
будет некрасиво звучать.
- При них на берегу его ловили.
- Но, увы, я плавать не могу. Мы вам ее, она нам их.
- Вы их обратно нам.
- Он с нею к нам, опять для них
- А мы с ним – к ней от вас.
- Хоть мне известно, что оно их любит больше тех
- Все это тайной быть должно для нас и вас от всех.
- Молодцы. Вы верно выполнили это задание. Послушайте.
пожалуйста, это стихотворение целиком:
Сказали мне, что с нею вы
При них на берегу
Его ловили. Но, увы:
Я плавать - не могу!
Мы вам ее, она нам их,
Вы им, обратно нас.
Он с нею, к нам
Опять для них,
А мы с ним – к ней от вас…
Хоть мне известно, что оно
Их любит больше тех, -
Все это тайной быть должно
Для нас и вас от всех…
9. Обобщение знаний
- Найти в местоимениях слова, употребить местоимение с предлогом. (Устно)
- Ракеты
- Высота
- Ворона
-Мыши
-Кони
- Якорь.
10. Итог урока
- С какими местоимениями мы работали сегодня на уроке? (личными)
- Изменяются ли эти местоимения по падежам? (Да)
-Как пишутся местоимения с предлогами? (Раздельно)
11. Рефлексия
12. Домашнее задание упр. 382.
13. Оценивание.