Авторы: Бушева Светлана Сергеевна, Коробкова Любовь Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: "ГБУЗ" Детский санаторий "Голубая волна"
Населённый пункт: г.Анапа Краснодарского края
Наименование материала: Фрагмент авторской программы "Основы имиджелогии"
Тема: Этико-психологические основы личности современного подростка
Раздел: дополнительное образование
Фрагмент авторского курса по имиджелогии.
Имиджелогия - инновационная научно-технологическая дисциплина человековедческого
жанра, новой отрасли теоретико-прикладного знания. Интегрируя в себе около 10
научных дисциплин гуманитарного, искусствоведческого и естественного характера, она
помогает людям компактно использовать столь солидный информационный банк для
выстраивания достойных отношений в различных социумах, высвечивать личностно-
деловые
качества,
умело
затенять
недостатки
субъекта,
обретать
морально-
психологическую уверенность в общении.
Курс "Основы имиджелогии" имеет прикладную направленность. Его цель – вооружить
обучаемых
знаниями
теоретических
основ,
основных
механизмов
и
методов
формирования имиджа, технологиями самопрезентации, а также навыками этикета и
умениями их эффективного использования в процессе профессиональной деятельности
выпускников.
Сегодня ощущается острая потребность в подготовке нового поколения выпускников,
заинтересованных в повышении своей разносторонней человеческой компетентности и
углублении профессиональных знаний. Для этого на базе нашего образовательного
учреждения разработан и успешно применяется курс «Основы имиджелогии». С
возрастанием роли визуальной культуры в жизни общества повышаются и требования к
формированию имиджа. Работа над ним опирается на объективные закономерности и
процессы, всё более приближаясь к науке и удаляясь от искусства.
Считаю, что имиджелогия востребована, потому что является:
• важной составляющей воспитанности современной личности;
• необходимым компонентом профессиональной компетентности специалистов самого
разного профиля;
• приоритетным аспектом успешной личности.
Беседа
1.
"Что происходит с человеком в отрочестве".
Задачи:
1)
рассказать
о
психолого-педагогических
особенностях
отрочества учащихся: специфика физического, психического и социального
•развития, трудностях и противоречиях;
2)
упражняться
в
решении
этических
задач
по
самовоспитанию.
Эпиграф: "Человеком быть трудно. Стать человеком - большая
работа".
Э. Межелайтис.
Ход занятия.
I.
"Этическая
5".
Напутствие
учителя
в
новом
учебном
году.
Игра-знакомство "Снежный ком" (каждый последующий ученик
представляет сидящих до него, выстраивается цепочка имен.Игра хороша
для адаптации новых учащихся в коллективе).
П.
С.
У.
"Юность
-
возраст,
когда
человек
совершает
одно
из
величайших открытий:
открывает самого себя.
В этих поисках огромный
смысл: каждый человек может раскрыть свои реальные, но до времени не
выявленные возможности. Чтобы их выявить и использовать - нужно себя
знать, т.е. изучить и суметь оценить. Это позволит "выстроить" себя на
многие годы вперед".
Казалось
бы,
частные
вопросы
вашей
жизни.
Совсем
нет!
Это
актуальные
вопросы
современной
общественной
жизни.
Вашему
возрасту
присуща
вера
в
идеальное,
романтическая
преданность
необычному
и
исключительному.
Но
ведь
исключительное
и
необычное
рождаются
необыкновенными возможностями обыкновенных людей.
В. - А как обыкновенные люди идут к необыкновенному?
О. - Ценой физических, моральных усилий, большого душевного труда.
...
Переходный возраст! Отрочество!
Сколько раз вы слышали эти
слова. Вы сами улавливаете перемены в самих себе: стремительный рост,
резкая
смена
настроения,
несогласие
со
взрослыми
в
оценке
событий,
явлений.
В этом нет ничего удивительного - человек растет. Но растет с первого
дня рождения. Почему же так странно он растет в 15-16 лет? Почему процесс
роста, обычный и естественный, вдруг замечают все?
В. - Какие изменения за последний год вы заметили в себе?
В. - Эти изменения мешают вам в общении с окружающими или помогают?
... Сердце, мышечная ткань, а главное центральная нервная система,
гормональный
всплеск
-
обусловливают
все
те
изменения,
которые
вы
наблюдаете у себя.
Видя
себя
взрослым
и
ощущая
себя
взрослым
физически,
вы
стремитесь
поступать
как
взрослые.
Отсюда
многие
конфликты
и
с
родителями, и с учителями, и с товарищами. Такая дисгармония тяжелым
грузом ложится на нервную систему. Что делать? Помогать расти себе,
узнавать больше об особенностях периода взросления.
III.
Решение этических задач.
1.
1) Проанализируйте с этической точки зрения ситуацию "Мать и
дочь".
Когда дочь была маленькой, мать говорила ей:
-
Иди гулять, я сама все сделаю.
Дочь стала большой и не хотела помогать матери. Она говорила:
-
Сделай все сама, я иду гулять.
2) Разыграйте диалог.
2.
Задание "Кто я?"
1)
На вопрос "Кто я?" постарайтесь ответить 20 словами, которые вас
характеризуют.
2)
На вопрос за вас отвечают ваши товарищи.
3)
3)Вывод о совпадении собственной самооценки с мнением
окружающих.
IV.
СУ.
"Хочу
еще
раз
вернуть
ваше
внимание
к
сегодняшнему
эпиграфу: "Человеком быть трудно. Стать человеком - большая работа". Не
пугайтесь этой работы, потому что она очень увлекательная и интересная".
"Этическая 5" (Эмоциональный заряд бодрости).
Беседа 2.
"Если ты - девушка, если ты - юноша".
Задачи: 1) Раскрыть перед учащимися особенности девочек-девушек и
мальчиков-юношей на основе физиологии, психологии, этики;
2) решение этических задач, подчеркивающих половые
различия.
Ход беседы.
I.
"Этическая
5".
"Самое
радостное
событие
вчерашнего
дня"
(экспромт).
П. Эпиграф
В женщине, скажи, какой черте
Придаешь особое значенье?
- Женщина во всем на высоте,
Принимаю все без исключенья.
Спрашивают: - Более всего
Что тебе, скажи, в мужчине нравится?
- Украшает мужество его,
И любовью к женщине он славится.
Р. Гамзатов.
С. У. "Говорят, маленьких детей (мальчиков и девочек) воспитывать не
представляет
для
родителей
никаких
проблем.
Проблемы
начинаются
позднее (в первый, второй пубертатный период - 13-16, 17-22 лет)".
Психологически мальчики отличаются от младших ребят, они склонны
обособляться от девочек. У них появляются особые "мужские" интересы
(шахматы, футбол, хоккей и т.д.).
К 16 годам наряду с физическими изменениями (рост усов, бороды,
укрепления костно-мышечной системы) происходят изменения и в психике
(повышенная нервозность, упрямство).
Одновременно меняется отношение
и к девочкам - появляется стремление к дружбе, уважительное отношение,
оказание знаков внимания. Расширяется диапазон любознательности.
Примерно
в
той
же
последовательности
происходят
превращения
девочки в девушку. Характерны обособления от мальчиков в играх, спорте,
дружбе.
Позднее
наряду
с
физическими
изменениями
происходят
и
психологические.
Появляется
повышенное
внимание
к
своей
внешности,
•интерес к обществу мальчиков.
Сегодня мы подробнее остановимся на влечении мальчиков и девочек,
девушек и юношей друг к другу. Ведь это тоже является частью познания не
только мира, но и самого себя?
О дружбе, любви, внимании написано немало. В искусстве, музыке,
литературе. Это самая яркая тема для вдохновения. Так было, так есть и так
будет!
Трудно
выявить
и
описать
истоки
зарождения
отношений
между
мужчиной
и
женщиной.
Они
в
каждом
случае
индивидуальны.
Но
существуют и общие истины. Всегда считалось, что украшением женщины
является
женственность.
Но
для
многих
это
понятие
исчерпывается
исключительно внешними атрибутами. Несомненно, культурная женщина в
любом возрасте следит за своей внешностью. И эту потребность и умение
необходимо
развивать
в
девочке
с
малых
лет.
Со
вкусом
подобранная
одежда, аккуратный, подтянутый вид делают женщину привлекательной.
Но
главное - это сдержанность, умение постоять за себя.
В. - Женственность, что это такое? (Вопрос мальчикам)
О. - ... Это мягкость, деликатность, умение уступить в малом, но настоять на
своем в большом. Это сердечность и ласковость, доброжелательность,
веселость нрава.
В. - А мужественность? (Вопрос девочкам)
О. - ... Это благородство, рыцарство, умение быть опорой слабому,
пренебрежение удобствами во имя женщины.
В. - Как вы думаете, ребята, что нужно для развития красивых отношений
между юношей и девушкой?
О. - ... Не торопиться, осознать свое чувство. Откровенность придет сама
собой. Как только души почувствуют родство, они станут раскрываться,
и ускорять этот процесс не следует.
III. "ЖЗЛ".
Фрагменты писем А. Фадеева к А. Колесниковой.
1)
"Как это вполне естественно бывает с мальчиками и девочками, мы с
Вами, как однолетки, развивались неравномерно. Вы были уже девушка, а я
еще мальчик. И, конечно, Вам трудно было увлечься этим тогда еще не
вышедшим ростом и без всякого намека на усы умненьким мальчиком с
большими ушами. Но если бы Вы знали, какие страсти бушевали в моей
душе..."
2)
"Четырехлетняя любовь к Вам - с отроческих лет до юношеского
возмужания - не могла быть случайной. Она означала, что было в Вашем
внешнем и внутреннем облике что-то необыкновенно покорявшее меня и,
очевидно, очень мне необходимое..."
...Зимой 1915/16 г. на одном из вечеров в коммерческом училище
встретились
Саша
Фадеев
и
Ася
Колесникова.
Гражданская
война
их
разлучила.
Лишь в 1949 г. завязалась их переписка. А первая встреча состоялась в
1950 г.
Последняя - в 1954 г.
До конца своих дней Фадеев дорожил дружбой с А. Колесниковой.
Решение этических задач.
1.
1) Проанализируйте с этической точки зрения.
В вагоне:
-
Катя, тебе не дует из окна?
-
Нет, дорогой.
-
Удобно сидеть?
-
Очень.
-
И проходящие по вагону не беспокоят?
-
Нисколько, Саша.
-
Так встань, пусти меня на свое место.
2) Разыграйте диалог.
2.
1) Анализ ситуации.
Мужчина в трамвае:
-
Вот были времена! Молодежь уважала старших, не то, что
теперь.
-
Напрасно жалуетесь! Разве вам не уступили место?
-
Мне да! А жена моя так и стоит.
IV. Рефлексия. Этический заряд бодрости.