Напоминание

Дополнительное образование как фактор включения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в процесс инклюзивного образования


Автор: Воронцова Екатерина Викторовна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБПОУ ОК "Юго-Запад"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Дополнительное образование как фактор включения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в процесс инклюзивного образования
Раздел: дополнительное образование





Назад




Дополнительное образование как фактор включения младших школьников с

ограниченными возможностями здоровья в процесс инклюзивного образования

Актуальность

выбранной

темы

в

том,

что

дополнительное

образование

обеспечивает адаптацию жизни в обществе, удовлетворяет индивидуальные потребности

ребенка с ОВЗ, позволяет проявлять в творчестве, в физическом совершенствования.

Исходя из этого предполагаем, что включение детей с ограниченными возможностями

здоровья будет способствовать к успешному адаптированную в условиях образовательной

организации и включения в процесс инклюзивного образования. Исходя из этого, мы

ставит

цель-

рассмотреть

дополнительное

образование

как

фактор

включения

инклюзивного образования детей

младшего

школьного

возраста.

Задачи нашего

исследования: рассмотреть понятие, сущность, проблемы организации инклюзивного

образования; провести психолого-педагогическое изучение младших школьников с ОВЗ в

условиях

инклюзивного

образования;

изучить

и

проанализировать

организация

дополнительного образования младших школьников с ОВЗ в условиях инклюзивного

обучения; проверить эффективности организации дополнительного образования как

фактора включения младших школьников с ОВЗ в условия инклюзивного обучения.

Дополнительное образование нацелено на создание условий для личностного

развития ребенка, укрепления его здоровья, профессионального самоопределения и

творческого

труда.

Оно

способствует

адаптации

детей

к

жизни

в

обществе,

формированию

общей

культуры,

организации

содержательного

досуга.

Получая

дополнительное образование, ребенок приобщается к национальной и мировой культуре,

формируется как гражданин, сотрудничая с другими детьми, он социализируется,

реализуя свои способности и склонности – становится индивидуальностью. [Приказ

Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. No 1008.]

Дополнительное образование детей не просто элемент существующей системы

общего образования, это самостоятельный источник образования, способствующий

жизненному самоопределению ребенка, причем часто источник более важный и

значимый, чем школьное образование. Не все дети сильно и страстно увлечены учебой,

для многих это просто обязательный труд, без которого не мыслима детская жизнь.

Занятия же в кружке это дело добровольное, дети идут туда по собственному желанию, а

значит испытывают к определенному виду занятий какую-то тягу, если это стремления

будет поддерживаться педагогами и главное родителями ребенок может приобрести

богатый жизненный опыт в определенной сфере деятельности. А всем известно, что если

ребенок к чему пристрастился, привык и полюбил в детстве, то практически это на всю

жизнь. [Евладова Е.Б. 2002г, Логинова Л.Г. 2002 г, Михайлова Н.Н.2002г.]

В последнее время предлагается все больше инновационных подходов к обучению

и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. В Национальной

стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы, утвержденной Указом

Президента Российской Федерации от 01.06.2012 г. N 761, отмечена необходимость

полноценной реализации прав детей на получение доступного образования [Указ

Президента РФ от 01.06.2012 N 761]. Независимо от социального положения, физических

и умственных способностей, инклюзивное образование предоставляет возможность

каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в

получении адекватного уровню его развития образования.

Основные цели и задачи дополнительного образования детей определены в

Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением

Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р) [Распоряжение

Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р].

Механизмом реализации Концепции является план мероприятий на 2015 - 2020 гг.,

утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации 24 апреля 2015 г. N

729-р. [Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р]

Целью Плана является обеспечение прав ребенка на развитие, личностное

самоопределение и самореализацию, расширение возможностей для удовлетворения

разнообразных интересов детей и их семей в сфере дополнительного образования,

развитие инновационного потенциала государства.

Организация

образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным

программам

различной

направленности

(технической,

естественнонаучной,

физкультурно-спортивной,

художественной,

туристско-

краеведческой, социально-педагогической), в том числе особенности организации

образовательной деятельности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья,

детей-инвалидов

и

инвалидов

и

осуществляется

в

соответствии

с

порядком,

утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29

августа 2013 г. N 1008 и является обязательным для организаций, осуществляющих

образовательную деятельность и реализующих дополнительные общеобразовательные

программы [ Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. No

1008].

Организации,

осуществляющие

образовательную

деятельность,

организуют

образовательный процесс в соответствии с индивидуальными учебными планами в

объединениях по интересам, сформированных в группы учащихся одного возраста или

разных возрастных категорий.

На сегодняшний день начало школьного обучения для любого ребенка является

весьма сложным периодом, ведь ему приходится адаптироваться к новым социальным

условиям. Еще более серьезные сложности испытывают младшие школьники с ОВЗ, так

как адаптационные возможности таких детей ограничены. На основе это мы провели

анкетирование среди родителей и детей. Анкетирование нам показало, интересы детей,

трудности включения в кружок ребенка, общение со сверстниками, заинтересованность

родителей дополнительного образования,

На основе этого мы разрабатываем индивидуальные адаптированные программы

дополнительного образования для каждого ребенка с ОВЗ с учетом индивидуальных

психофизических особенностей.

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что все дети, несмотря на свои

физические, интеллектуальные, этнические, социальные и иные особенности, должны

быть включены в общую систему образования, воспитываться вместе со своими

сверстниками по месту жительства. Инклюзивное образование не только повышает в

обществе статус ребенка с особыми образовательными потребностями и его семьи, но и

способствует развитию толерантности и социального равенства.

Список литературы

1.

"Конвенция

о

правах

ребенка"

(одобрена

Генеральной

Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990);

2.

Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 "О Национальной

стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы";

3.

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.

N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

4.

Проект

Методические

рекомендации

по

решению

задачи

увеличения к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет,

обучающихся по дополнительным образовательным программам;

5.

Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об

утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»

6.

Распоряжение Правительства РФ от 15.05.2013 N 792-р «Об

утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие

образования» на 2013 - 2020 годы;

7.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013

г. No 1008 “Об утверждении Порядка организации и осуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным

программам;

8.

Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное

образование детей: Учебное пособие для студ. учреждений сред.проф.

образования. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. –С. 176 –185;

9.

Кайгородцева

М.В.

Методическая

работа

в

системе

дополнительного образования: материалы, анализ, обобщение опыта. –

Волгоград: Учитель, 2009;

10.

Каргина

З.А.

Практическое

пособие

для

педагога

дополнительного образования. – М.: Школьная пресса, 2006.



В раздел образования