Автор: Воронцова Екатерина Викторовна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБПОУ ОК "Юго-Запад"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Дополнительное образование как фактор включения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в процесс инклюзивного образования
Раздел: дополнительное образование
Дополнительное образование как фактор включения младших школьников с
ограниченными возможностями здоровья в процесс инклюзивного образования
Актуальность
выбранной
темы
в
том,
что
дополнительное
образование
обеспечивает адаптацию жизни в обществе, удовлетворяет индивидуальные потребности
ребенка с ОВЗ, позволяет проявлять в творчестве, в физическом совершенствования.
Исходя из этого предполагаем, что включение детей с ограниченными возможностями
здоровья будет способствовать к успешному адаптированную в условиях образовательной
организации и включения в процесс инклюзивного образования. Исходя из этого, мы
ставит
цель-
рассмотреть
дополнительное
образование
как
фактор
включения
инклюзивного образования детей
младшего
школьного
возраста.
Задачи нашего
исследования: рассмотреть понятие, сущность, проблемы организации инклюзивного
образования; провести психолого-педагогическое изучение младших школьников с ОВЗ в
условиях
инклюзивного
образования;
изучить
и
проанализировать
организация
дополнительного образования младших школьников с ОВЗ в условиях инклюзивного
обучения; проверить эффективности организации дополнительного образования как
фактора включения младших школьников с ОВЗ в условия инклюзивного обучения.
Дополнительное образование нацелено на создание условий для личностного
развития ребенка, укрепления его здоровья, профессионального самоопределения и
творческого
труда.
Оно
способствует
адаптации
детей
к
жизни
в
обществе,
формированию
общей
культуры,
организации
содержательного
досуга.
Получая
дополнительное образование, ребенок приобщается к национальной и мировой культуре,
формируется как гражданин, сотрудничая с другими детьми, он социализируется,
реализуя свои способности и склонности – становится индивидуальностью. [Приказ
Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. No 1008.]
Дополнительное образование детей не просто элемент существующей системы
общего образования, это самостоятельный источник образования, способствующий
жизненному самоопределению ребенка, причем часто источник более важный и
значимый, чем школьное образование. Не все дети сильно и страстно увлечены учебой,
для многих это просто обязательный труд, без которого не мыслима детская жизнь.
Занятия же в кружке это дело добровольное, дети идут туда по собственному желанию, а
значит испытывают к определенному виду занятий какую-то тягу, если это стремления
будет поддерживаться педагогами и главное родителями ребенок может приобрести
богатый жизненный опыт в определенной сфере деятельности. А всем известно, что если
ребенок к чему пристрастился, привык и полюбил в детстве, то практически это на всю
жизнь. [Евладова Е.Б. 2002г, Логинова Л.Г. 2002 г, Михайлова Н.Н.2002г.]
В последнее время предлагается все больше инновационных подходов к обучению
и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. В Национальной
стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы, утвержденной Указом
Президента Российской Федерации от 01.06.2012 г. N 761, отмечена необходимость
полноценной реализации прав детей на получение доступного образования [Указ
Президента РФ от 01.06.2012 N 761]. Независимо от социального положения, физических
и умственных способностей, инклюзивное образование предоставляет возможность
каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в
получении адекватного уровню его развития образования.
Основные цели и задачи дополнительного образования детей определены в
Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р) [Распоряжение
Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р].
Механизмом реализации Концепции является план мероприятий на 2015 - 2020 гг.,
утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации 24 апреля 2015 г. N
729-р. [Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р]
Целью Плана является обеспечение прав ребенка на развитие, личностное
самоопределение и самореализацию, расширение возможностей для удовлетворения
разнообразных интересов детей и их семей в сфере дополнительного образования,
развитие инновационного потенциала государства.
Организация
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам
различной
направленности
(технической,
естественнонаучной,
физкультурно-спортивной,
художественной,
туристско-
краеведческой, социально-педагогической), в том числе особенности организации
образовательной деятельности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья,
детей-инвалидов
и
инвалидов
и
осуществляется
в
соответствии
с
порядком,
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29
августа 2013 г. N 1008 и является обязательным для организаций, осуществляющих
образовательную деятельность и реализующих дополнительные общеобразовательные
программы [ Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. No
1008].
Организации,
осуществляющие
образовательную
деятельность,
организуют
образовательный процесс в соответствии с индивидуальными учебными планами в
объединениях по интересам, сформированных в группы учащихся одного возраста или
разных возрастных категорий.
На сегодняшний день начало школьного обучения для любого ребенка является
весьма сложным периодом, ведь ему приходится адаптироваться к новым социальным
условиям. Еще более серьезные сложности испытывают младшие школьники с ОВЗ, так
как адаптационные возможности таких детей ограничены. На основе это мы провели
анкетирование среди родителей и детей. Анкетирование нам показало, интересы детей,
трудности включения в кружок ребенка, общение со сверстниками, заинтересованность
родителей дополнительного образования,
На основе этого мы разрабатываем индивидуальные адаптированные программы
дополнительного образования для каждого ребенка с ОВЗ с учетом индивидуальных
психофизических особенностей.
В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что все дети, несмотря на свои
физические, интеллектуальные, этнические, социальные и иные особенности, должны
быть включены в общую систему образования, воспитываться вместе со своими
сверстниками по месту жительства. Инклюзивное образование не только повышает в
обществе статус ребенка с особыми образовательными потребностями и его семьи, но и
способствует развитию толерантности и социального равенства.
Список литературы
1.
"Конвенция
о
правах
ребенка"
(одобрена
Генеральной
Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990);
2.
Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 "О Национальной
стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы";
3.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
4.
Проект
Методические
рекомендации
по
решению
задачи
увеличения к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет,
обучающихся по дополнительным образовательным программам;
5.
Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»
6.
Распоряжение Правительства РФ от 15.05.2013 N 792-р «Об
утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие
образования» на 2013 - 2020 годы;
7.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013
г. No 1008 “Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам;
8.
Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное
образование детей: Учебное пособие для студ. учреждений сред.проф.
образования. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. –С. 176 –185;
9.
Кайгородцева
М.В.
Методическая
работа
в
системе
дополнительного образования: материалы, анализ, обобщение опыта. –
Волгоград: Учитель, 2009;
10.
Каргина
З.А.
Практическое
пособие
для
педагога
дополнительного образования. – М.: Школьная пресса, 2006.