Напоминание

"Особенности памяти у детей ОНР"


Автор: Карпова Ольга Олеговна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №8 "Осьминожки"
Населённый пункт: Ивановская область г.о. Кохма
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Особенности памяти у детей ОНР"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности памяти у ребенка 6 лет с ОНР

Значимость раннего и дошкольного возраста для воспитания, коррекции

и компенсации отклонений в развитии детей неоспорима. Исследованиями в

области специальной дошкольной педагогики и психологии доказано, что

раннее

начало

целенаправленной

педагогической

работы

способствует

ослаблению, а в некоторых случаях и преодолению имеющихся у детей

отклонений.

В

настоящее

время

стали

актуальными

проблемы

развития

познавательных процессов у детей с речевыми нарушениями в силу повышения

требований к качеству получения знаний и с целью подготовки этого

контингента детей к сдаче единого государственного экзамена. Знание данной

проблемы

важно

как

для

педагогов

школ,

так

и

для

дошкольных

образовательных учреждений. Построение новых стратегий развития личности

ребенка

предполагает

тщательное

исследование

закономерностей

всех

психологических процессов, включая память, на раннем этапе развития

ребенка.

Значение нормального развития памяти очень велико. Для полноценного

общения для того, чтобы ребенок уверенно и комфортно чувствовал себя в

обществе, необходимо, чтобы речь ребенка была правильной, чтобы он четко

произносил все звуки родного языка, грамматически правильно строил

предложения, обладал связной речью. Неполноценная речевая деятельность

накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной

и аффективно-волевой сферы: в частности, при относительно сохранной

смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает

продуктивность запоминания, они забывают сложные инструкции, элементы и

последовательность заданий, что значительно осложняет полноценное общение

и дальнейшее обучение детей с речевой патологией.

Согласно мнению П.П. Блонского, в процессе развития ребенок осваивает

четыре последовательные ступени памяти: моторную (память-привычку),

аффективную, образную и вербальную. При этом он выделяет основные виды

памяти, как генетически различные «уровни»: моторная память в виде

двигательных условных рефлексов характерна для первого месяца жизни;

затем, около 6-ти месяцев появляется аффективная память; на втором году

жизни приходит очередь следующей ступени - образной памяти и гораздо

позже с 3-4 лет начинает формироваться логическая память и ее развитие

продолжается длительно. Предполагается, что различные виды памяти,

развивающиеся один за другим, относятся к различным ступеням развития

сознания. И память, поднимаясь в развитии на все более высокую ступень

сознания, все более приближается к мышлению, опирается на речевые

процессы.

Тот факт, что у детей память начинает проявляться только в возрасте 3-4

года, позволил П. Жане предположить, что память является усложненной

производной формой речи. Считается, что осмысленное запоминание начинает

развиваться у детей с появлением у них речи и в последующем все более

совершенствуется, как в связи с дальнейшим развитием речи, так и по мере

накопления жизненного опыта, в связи, с чем речевая недостаточность

сказывается на развитии памяти.

Чистая, правильная речь - одно из важнейших условий нормального

психического развития человека. Процессы памяти, которые строятся на

словесном материале, протекают своеобразно, так как весь процесс в основном

слухо-зрительный и опирается на активную звуковую речь. При помощи речи,

общения ребенок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир,

узнает много нового, интересного, может выразить свои желания, мысли,

требования. Общее недоразвитие речи относится к такой форме патологии речи

у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, при которой

нарушается формирование всех компонентов речевой системы: словарного

запаса, грамматического строя, связной речи, звукопроизношения, слоговой

2

структуры слов, фонематического слуха и восприятия. Понимание обращенной

речи так же недостаточно. Впервые теоретическое обоснование общего

недоразвития

речи

было

сформулировано

коллективом

ученых

НИИ

дефектологии: Н.А. Никашиной, Г.А. Каше, Л.Ф. Спировой, Г.И. Жаренковой

под руководством Р.Е. Левиной, которые, основываясь на методе системного

анализа нарушений, разработали периодизацию общего недоразвития речи.

Отклонения в формировании речи стали рассматриваться как нарушения

развития, протекающие по законам строения высших психических функций.

Особенности памяти и закономерности ее развития не могут проходить

без учета своеобразия речевого развития.

Согласно разработанной учеными периодизации общего недоразвития

речи первый уровень характеризуется следующими особенностями:

- Активный словарь находится в зачаточном состоянии. Он состоит из

звукоподражаний,

лепета

и

лишь

небольшого

количества

общеупотребительных

слов,

значения

которых

неустойчивы

и

недифференцированы;

- Пассивный словарь шире активного, однако, понимание вне ситуации

весьма ограничено. Фразовая речь почти полностью отсутствует;

- Способность воспроизводить звуковую и слоговую структуру слова еще

не сформирована.

Дети находятся на уровне лепетной речи, нуждаются в большой

подготовительной работе: в установлении контакта с ребенком, развитии

зрительного и слухового восприятия и памяти, умения ориентироваться в

пространстве, мелкой моторики рук. Для данной категории детей типичен

низкий уровень сформированности акустического восприятия (недоступно

воспроизведение даже простых ритмов, полная дезорганизация ритма);

слухоречевой памяти (невозможность воспроизведения полного объема слов и

удержания в памяти заданного порядка слов, отказ от выполнения задания

после влияния интерференции); внимания (хаотичное отыскивание эталона, при

3

оказании помощи качество выполнения задания не улучшается). Второй

уровень характеризуется следующими особенностями.

-

Речевые

возможности

детей

значительно

возрастают.

Общение

осуществляется не только с помощью жестов, сопровождаемых лепетными

обрывками слов, но и посредством достаточно постоянных, хотя и очень

искаженных в фонематическом и грамматическом отношении речевых средств.

Активный словарь расширяется не только за счет существительных и глаголов,

но и обогащается некоторыми прилагательными (качественными) и наречиями.

Речь

пополняется

отдельными

формами

словоизменения.

Наблюдаются

попытки детей изменить имена существительные по родам, числам и падежам,

глаголы - по временам, но это не всегда удается. Дети начинают использовать

фразы. Улучшается понимание речи, расширяется активный и пассивный

словарь, возникает осмысление некоторых простых грамматических форм.

Произношение звуков и слов очень нарушено. Дети еще не подготовлены к

овладению звуковым анализом и синтезом.

Для данной категории детей типичен средний уровень сформированности

зрительной памяти (нарушение непосредственного воспроизведения, связанные

с сужением объема зрительной памяти, наиболее частотны замены эталонных

изображений близкими по семантическим характеристикам, реже встречаются

замены изображений по оптическому сходству); зрительного восприятия

(трудности в опознании предметов в условиях наложения, зашумления);

внимания (замедленность темпа выполнения задания, увеличение ошибок к

концу

работы).

Низкий

уровень

речеслуховой

памяти

является

также

характеризующим данную категорию детей: неравномерность воспроизведения

с тенденцией к уменьшению количества слов, наиболее частотны ошибки

соскальзывания на побочные ассоциации, снижение объема и прочности, а

также замедленность запоминания с тенденцией к снижению количества

ошибок в процессе заучивания.

Неточности в употреблении обиходной лексики отмечаются у детей

с третьим уровнем общего недоразвития речи. В активном словаре детей

4

преобладают имена существительные и глаголы. Мало слов, характеризующих

качество, признаки, состояния предметов и действий, а также способы

действий. Большое количество ошибок наблюдается в использовании простых

предлогов на фоне отсутствия в речи их сложных видов. Недостаточная

сформированность

грамматических

форм

языка:

ошибки

в

падежных

окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в

согласовании и управлении также характеризуют эту группу детей.

В активной речи данная категория детей употребляет преимущественно

простые

предложения

без

второстепенных

членов.

Имеются

большие

затруднения

в

построении

сложносочиненных

и

сложноподчиненных

предложений, сохраняются недостатки произношения звуков и нарушение

структуры слова, что создает большие трудности в овладении звуковым

анализом и синтезом.

Понимание

обиходной

речи

в

основном

хорошее,

но

иногда

обнаруживается незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых

значений

слов,

близких

по

звучанию,

нетвердое

овладение

многими

грамматическими формами.

Для данной категории детей типичен высокий уровень сформированности

таких

составляющих

функционального

развития

речи,

как

зрительное

восприятие и зрительно-предметная память, отсутствие грубых нарушений

слухо-речевой памяти.

Итак, общее недоразвитие речи тормозит формирование потенциально

сохранных умственных способностей, препятствуя формированию речевого

интеллекта. У детей с общим недоразвитием речи отмечаются недостаточная

устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При

относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с ОНР заметно

снижена

вербальная

память,

страдает

продуктивность

запоминания

по

сравнению с нормально говорящими детьми. Дети часто забывают сложные

(трехступенчатые) инструкции, опускают некоторые их элементы, меняют

последовательность

предложенных

заданий.

Часто

делают

ошибки

5

дублирования при описании предметов, картинок. У ряда детей отмечается

низкая активность памяти. Ребенок начинает говорить позднее ровесников,

отмечаются скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и

фонемообразования.

Таким

образом,

нарушения

речи

накладывают

отпечаток

на

формирование

неречевых

психических

процессов,

сенсорной,

интеллектуальной

и

аффектно-волевой

среды.

Связь

между

речевым

недоразвитием и другими сторонами психического развития обусловливает

специфические особенности развития памяти.

Итак, память есть запечатление (запись), сохранение и воспроизведение

следов прежнего опыта, дающего человеку возможность накопить информацию

и иметь дело со следами прежнего опыта, после того как вызвавшие их явления

исчезли.

6

Описание методов и методик исследования

Тест «10 слов»

Цель обследования: изучение особенностей речеслуховой памяти детей с

общим недоразвитием речи.

Автор: А. Р. Лурия.

Материал: набор из десяти односложных или двусложных слов, не

связанных по смыслу.

1. Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом.

2. Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень.

Инструкция: «Я сейчас прочту 10 слов. Слушайте внимательно. Когда я

окончу читать, повторите слова, которые запомнили, в любом порядке».

Процедура проведения: Читать слова медленно и четко.

Обработка и анализ данных. Присвоение баллов происходит по алгоритму:

10 баллов - ребенок назвал 10 слов в правильной последовательности с первого

раза.

8-9 баллов - ребенок назвал 8-9 слов в правильной последовательности с

первого раза.

6-7 баллов - ребенок назвал 6-7 слов в правильной последовательности с

первого раза.

4-5 баллов - ребенок назвал 4-5 слов в правильной последовательности с

первого раза.

2-3 балла - ребенок назвал 2-3 слова в правильной последовательности с

первого раза.

0-1 балл - ребенок за все время назвал не более 1 слова.

Оценка результатов:

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий

4-7 баллов - средний.

7

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

Существенна, прежде всего, качественная оценка результатов исследования: по

характеру выполнения методики можно судить об особенностях запоминания,

воспроизведения и сохранения, а также утомляемости испытуемых. Здесь

результат зависит от количества повторений для правильного выполнения задания.

«Запомни рисунки»

Цель: определение объема кратковременной зрительной памяти.

Автор: Р. С. Немов

Инструкция: на этой картинке представлены девять разных фигур.

Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке, которую я тебе

сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется

еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать

на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из

картинок.

Порядок работы: Ребенку представляется картинку. Время экспозиции

картинки составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля

зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку. Эксперимент

продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не

дольше чем 1,5 мин.

Оценка результатов:

10 баллов - ребенок узнал на картинке все девять изображений, показанных

ему, затратив на это меньше 45 сек.

8-9 баллов - ребенок узнал на картинке 7-8 изображений за время от 45 до

55 сек.

6-7 баллов - ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек.

8

4-5 баллов - ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек.

2-3 балла - ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек.

0-1 балл - ребенок не узнал на картинке ни одного изображения в течение

90 сек и более.

Выводы об уровне развития:

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

Для проведения мини - тестирования был взят ребенок 6 лет с общим

недоразвитием речи (ОНР) (Наташа).

Обследование начиналось с беседы, которая была направлена на

установление эмоционального контакта с ребенком, на создание у него

правильного

отношения

к

предлагаемой

работе.

После

этого

ребенку

предлагались задания на исследование различных видов памяти.

Первая методика «Тест «10 слов» направлена на изучение особенностей

речеслуховой памяти детей с общим недоразвитием речи. Ребенок инструкцию

понял с первого раза. Ребенок не очень внимателен, но активен. Испытание

проводилось 4 раза. С каждой попыткой воспроизводила на одно — два слова

больше, встречалось большое количество «лишних» слов, из-за которых

происходит

застревание

и

наблюдались

замены

слов.

После первого прочтения воспроизводила по 3 слова. Во второй и третьей

пробе дети воспроизводила примерно 5 слов, в последней пробе количество

воспроизведенных слов держится таким же.

Память детей с общим недоразвитием речи уровня обладает такими

особенностями

как:

замедленность,

непрочность

и

неточность

воспроизведения, так же можно отметить такую особенность, как привнесение

9

новых слов, которых не было при запоминании, замены по звучанию, а также

смысловые замены. Например: вместо слова «окно» называла «стекло», слово

«мед» заменяла на «пчелы».

Наблюдается низкий уровень речеслуховой памяти, характеризующийся

неравномерностью воспроизведения с тенденцией к уменьшению количества

слов.

По второй методике определялся объем кратковременной памяти. Поняла

инструкцию с первого раза, была очень заинтересована заданием. После первой

пробы (30 секунд) узнала 7 фигур. Это говорит о том, что уровень зрительной

памяти у детей с общим недоразвитием речи соответствует уровню слуховой

памяти детей с нормальным речевым развитием. Во второй пробе, т. е. спустя

еще 30 секунд узнала 9 фигур. И уже на третьей пробе узнала все фигуры. У

Наташи средний уровень объема кратковременной памяти, практически не

отличается от детей с нормальным развитием речи.

У дошкольников с общим недоразвитием речи в речи наиболее развита

зрительная память, а наименее — слуховая, а она, как известно, во многом

зависит от уровня развития речи. Такие дети уступают своим сверстникам с

нормальным развитием речи по объему памяти и по скорости запоминания.

Можно сказать, что для детей с общим недоразвитием речи типичен средний

уровень сформированности зрительной памяти и низкий уровень слуховой

памяти.

Развитие памяти является важной коррекционной задачей, которая тесно

связана с речью.

Необходимо проводить целенаправленную работу по

развитию зрительной и слуховой памяти ребенка для успешной подготовки к

дальнейшему обучению в школе.

Заниматься этими задачами необходимо не только логопеду, но и

воспитателю, причем не только на занятиях, но и во время некоторых

режимных моментов. Вот некоторые игры и упражнения, которые эффективно

развивают внимание и память детей. Во время сборов на прогулку можно

предложить посоветовать, что можно еще надеть Наташе, или проверить, все ли

10

правильно в одежде товарищей и своей собственной (как зашнурованы

ботинки, повязан платок, все ли пуговицы застегнуты и т. д.). Собираясь на

музыкальное занятие, можно спросить: «Кто за кем стоял на прошлом

занятии?», «Кого похвалил музыкальный руководитель?» и пр.).

Во время игры воспитатель может подойти к ребенку, отвлечь их

внимание на любой предмет (рыбок, попугая) и незаметно спрятать 2-3

игрушки, а затем спросить, чего не хватает в игровом шкафу на скамейке, на

ковре и т. д.

Полезно

проводить

и

традиционные

игры «Чего

нет?», «Что

изменилось?», «Что прибавилось?» и др.

Ежедневно

проводить

артикуляционную

гимнастику,

которая

значительно улучшает произношение ребенка, а следовательно, и психические

функции.

Разработать и проводить занятия, предназначенные для повышения

уровня активной и пассивной памяти.

Игровая деятельность – ведущая

деятельность дошкольника, Использование дидактических игр способствует

лучшему усвоению программного материала по развитию памяти и речи.

Поэтому особую роль в развитии памяти у детей с общим недоразвитием речи

играют дидактические игры. Так как у детей с общим недоразвитием речи в

основном страдает вербальная и зрительная память, для коррекционной работы

рекомендованы

дидактические

игры

на

развитие

двигательной

памяти,

вербальной памяти и зрительной памяти:

«Запомни слово», «Вспомни

сказку», «Найди картинку» и подобные игры и упражнения.

Проводить

работу

с

родителями:

закрепить

навыки,

полученные

ребенком сегодня в ДОУ, как отработать и ввести в речь звук, слово, понятие,

разъяснить термины, помочь понять важность домашних заданий, закрепить в

сознании родителей понимание того, что именно они первые помощники

своего ребенка.

Восприятие и память находятся в тесной взаимосвязи с речевой

функцией, а речевая функция тем самым находится в тесной связи со всеми

11

компонентами

функциональной

системы.

Выпадение

какой-либо

одной

функции влечет за собой нарушение другой. Общее недоразвитие речи

представляет собой сложный дефект, при котором наблюдается органическое

поражение центральной нервной системы.

Вследствие этого специфически развиваются такие психические функции

как внимание, память, мышление.

Наблюдается низкий уровень речеслуховой памяти, характеризующийся

неравномерностью воспроизведения с тенденцией к уменьшению количества

слов.

Для детей с общим недоразвитием речи типичен средний уровень

сформированности зрительной памяти и низкий уровень слуховой памяти.

Список использованной литературы

1.

Лебедева С.О. О возможностях развития образной памяти // Дошкольное

воспитание. - 1985. - №8.

12

2.

Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. — М.: Издательство

московского университета, 1968. — 88 с.

3.

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3

кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 3:

Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с

элементами математической статистики. - 640 с. C 90-92.

4.

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под

ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. — СПб.: Питер, 2000. — 560 с.

Приложения

Приложение№1

Материалы методики «Запомни рисунки»

13

14



В раздел образования