Автор: Ольхова Наталья Владимировна
Должность: педагог по сценодвижению
Учебное заведение: ДШИ №1
Населённый пункт: РБ г.ОКТЯБРЬСКИЙ
Наименование материала: доклад
Тема: Выразительные средства хореографии для воплощения художественного образа на сцене
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования
«Детская школа искусств №1»
Городского округа город Октябрьский
Республика Башкортостан
Методический доклад на тему:
«Выразительные средства хореографии для воплощения
художественного образа на сцене»
Составитель: Ольхова Н.В.
Преподаватель
Октябрьский 2021г.
1. Формирование сценического образа.
Сценический образ - это
форма воспроизведения всего, что понял и
прочувствовал артист в том произведении искусства, которое он подготовил к показу
зрителям со сцены. Сценический образ воплощается и «живет» в концертном номере
того или иного вида исполнительского искусства с присущей им спецификой. Но
формируется он на основе множества знаний, навыков и умений. Мой доклад основан
на
работе
с
детским
вокальным
ансамблем
«Маленькие
звездочки»,который
выступает, используя элементы хореографии, для большей выразительности номера.
В настоящее время музыкальная эстрадная культура требует от исполнителей ди-
намики-движения! К примеру, замысел песни-номера интересен, дети прочувствовали
содержание и идею песни, а между тем зритель не откликается, остается равнодуш-
ным. Многие певцы жалуются, что им некуда деть руки, что всю песню они стоят на од-
ном месте. Все это выглядит на сцене не самым лучшим образом и не добавляет ис-
полнителю шансов на успех, даже если у него великолепные вокальные данные. При-
чина – вокалист не владеет техникой разнообразных сценических двигательных уме-
ний и навыков.
Ритмика, танец, основы сценического движения – все это должно входить в программу
обучения вокалиста. Смысл обучения – в создании своеобразного «мостика» от техни-
ки движений к умению самостоятельно пользоваться этой техникой при исполнении во-
кального произведения, совмещение физических действий и звукоизвлечения. Внеш-
няя техника приходит с годами, в процессе занятий.
Цель таких занятий: привить необходимые навыки хореографического мастерства и
культуры сценического поведения для органичного выступления.
Сценический образ исполнителя состоит из таких выразительных средств, как:
пластика и динамика тела;
мимика;
жесты;
внешний вид и поведение;
прическа и макияж;
концертный костюм.
Перечисленные выразительные средства во многом связывают исполнительскую
деятельность вокалиста с искусством хореографии, т.к в хореографии материалом
служат движения и позы человеческого тела. Главным средством выразительности
выступает пластика, а костюм и макияж завершают сценический образ.
Специфика творчества танцора заключается в том, что мысли, чувства и переживания
своего героя он выражает в движениях тела, жестах рук, мимике лица без помощи
человеческой речи. У артистов вокального жанра главным критерием определяющим
сценический образ являются слова исполняемого произведения, их смысл и характер
песни. Но тело исполнителя, как и голос, -это его "инструмент".
При создании образа большую роль играет творческое воображение, фантазия,
интуиция
исполнителя
и
постановщика.
Сценические
образы
сочиненные
и
станцованные великими мастерами поражают своей художественной точностью и
обоснованностью сценического поведения. О музыкальности, энергетике, яркой
индивидуальности, харизме великого танцовщика Махмута Эсенбаева, Рудольфа
Нуреева и неподражаемой Майи Плисецкой ходят легенды.
«Самым сильным средством выражения у человека являются не слова, а эмоции,
пробуждающиеся и изливающиеся в жестах, движениях рук или же полной
обездвиженности».
Поговорим о выразительных средствах хореографии, которые используют на
сцене эстрадные вокалисты.
2 Хореографическая лексика
Самое очевидное выразительное средство, это- хореографическая лексика.
Хореографическая
лексика
–
составная
часть
и
выразительное
средство
хореографической композиции.
В ее состав входят:
1.Движения
2. Позы
3. Ракурсы
4. Жесты
5. Мимика
Танцевальное движение – это гармония движений рук, ног, головы и корпуса,
выражающей образ, действие, чувства.
Поза – устойчивое выразительное положение.
Ракурс – доворот исполнителя в позе на определённое количество градусов –
относительно точки восприятия зрителя (эпальман, анфас, профиль).
Жест – устойчивое положение или движения, несущее на себе образно-конкретную
нагрузку.
Мимика – это отражение всех движений души, тончайшие оттенки внутреннего мира
человека, течение его мысли, внезапная или последовательная смена настроения.
Движения
исполнителей
должны
быть
грамотными,
убедительными,
выражающими определенный характер.
соответствующие настроению персонажа,
духу темы, сюжета, задаче постановки. Не всякое движение на сцене становится
выражением состояния души и мысли выступающего, а лишь то, которое осознанно
выстроено в процессе репетиций и освоено вокалистом как необходимое действие.
Сознательный
уход
от
автоматизма
в
движении,
ощущение
развития
движения,точность жеста, умение выстраивать свою пластику на основе хорошо
освоенных
навыков
-вот
слагаемые
техники,
делающие
движение
на
сцене
выразительным. Существует множество различных упражнений, способствующих
совершенствованию вокально-двигательной координации. Они хорошо описаны в
книге И.Э.Коха ’’Основы сценического движения”.
Вот некоторые из самых простых, что я применяю на уроках :
1)Сделать четыре пары приставных шагов с правой ноги, затем без команды то же ~ с
левой. Теперь можно дать затруднение: в момент, когда нога делает приставляющее
движение, после счета четыре надо слегка ударить ее стопой в пол, а затем вынести
ее вперед, чтобы начать следующее движение. Кроме того, начиная каждое новое
движение, выставлять вперед соответствующее плечо, а другое отодвигать несколько
назад.
2)Соединить пение с движениями ног. Добиваться легкости, непринужденности
исполнения и точности звучания.
3)Соединить пение с движениями рук. Добиваться органики в этом варианте.
4)Соединить упражнения для рук с упражнениями для ног и с исполнением песни.
5)Спеть песню, сперва стоя на месте, а затем выполняя движения ногами. Необходимо
добиваться того, чтобы слова точно совпадали с движениями ног.
В заключении предложить выполнять руками импровизированные движения,
соответствующие характеру действия, т.е содержанию песни.
Гармония движения является результатом длительного труда.
3. Рисунок
Следующее выразительное средство хореографии, которое служит и вокалистам-
рисунок.
Рисунок
номера –
это
направление
передвижения
исполнителей
по
сценической площадке (т.е. путь – диагональ, круг, змейка и т.д.), а также
пространственное расположение артистов (т.е. фигуры – звёздочка, корзиночка,
воротца, и др.).Рисунок должен быть подчинен идее произведения эмоциональному
состоянию всех героев, которое проявляется в их действиях и поступках..Рисунок
номера
организует
движения
исполнителей,
систематизирует
их.
Различные
построения и перестроения оказывают на зрителя определенное психологическое
воздействие.Во время сценических репетиций хореограф старается проверить
построение рисунка из разных точек зрительного зала.
Рисунок зависит от замысла номера, его идеи, музыкального материала,
музыкальной
формы
всего
произведения,
национальной
принадлежности.
Расположение вокалистов на сцене должно быть точно простроено. Соблюдать эти
требовани для участников ансамбля непросто. Исполнители должны так разместиться
на сцене, чтобы каждый из них хорошо видел зрительный зал -при этом условии
его обязательно будут видеть зрители. Трудность заключается в большом
рассредоточении
внимания,
поскольку
приходится
петь
и
одновременно
действовать в меняющемся пространстве сцены. Рисунок связан и с драматургией
номера. И там, где в драматическом развитии должна быть, например, кульминация,
она должна быть и во всех других составных частях композиции – музыке, движении,
рисунке. Поэтому говорят не отдельно о музыке и драматургии, а как о единой
музыкальной драматургии номера. Так с учётом музыкальной драматургии сочиняется
хореография. Сложная музыка должна быть выражена в столь же сложном рисунке.
4. Музыкальная основа в создании художественного образа
Сочинение или подбор образов, отвечающих настроению и содержанию музыки и
слов – первый шаг в работе как над вокальным, так и танцевальным номером.
Эстрадная музыка отличается доступностью музыкального языка, мелодичностью
и достаточной ритмической простотой. Главное, что объединяет многочисленные виды
эстрадной
песни,
—
стремление
их
авторов
к
предельной
доступности,
запоминаемости мелодии. Эстрадная песня не сводится к чистой развлекательности.
Так, в советских эстрадных песнях звучат темы гражданственности, патриотизма,
борьбы за мир и т. д.
Основные характеристики эстрадных номеров — легкая
приспособляемость к различным условиям; кратковременность и концентрированность
художественно — выразительных средств.
Музыка — это душа песни и танца. Связь танца с музыкой – это воздействие двух
эстетических категорий: движения и звука.
Основная задача хореографа при обработке музыкального материала – это
согласованность между музыкой, словами и движений. Музыка определяет выбор
характера хореографической лексики для номера. Будут ли движения в номере резкие
и быстрые или размеренные и плавные .
Ритмическое единство, выражающееся в согласованности, выразительности
движений с музыкой и смыслом слов создаёт эмоциональную достоверность, т.е. то,
что воспринимается зрителем. И музыка и движения в конечном итоге должны
представлять собой единое законченное произведение.
5. Костюм.
Одним из неотъемлемых выразительных средств, при создании образа, является
костюм.
Сценический костюм - понятие широкое и включает в себя все, что
искусственно изменяет облик человека: прическа, грим, обувь, головной убор и платье.
Костюм является продолжением в передаче внешних данных артиста и его
пластики. Если это костюм удачный, то он подчеркивает преимущества и скрывает
недостатки и помогает реализовать потенциал номера.
Выразительную структуру костюма определяют:
•конструкция формы (объемы, линии, фасоны);
•фактура материала (легкая, тяжелая, жесткая, мягкая, прозрачная, плотная, гладкая,
ворсистая и т. д.);
•цвет, тон материала (ахроматический, хроматический, теплый, холодный, светлый,
темный, яркий, бледный и т. п.);
•освещение, способность выглядеть на свету (освещение дневное, искусственное,
полное, частичное, цветное и т. д.).
Сценический костюм должен помогать, а не мешать движениям исполнителей.
Создателю костюма необходимо учитывать характер и динамику движений в номере.
Если номер быстрый и насыщенный технически сложный, костюм не должен быть
тяжёлым и сковывать движения ,а в медленных, лиричных номерах появляется
возможность показать всю красоту и богатство костюма. Профессиональный подход к
созданию костюма требует знаний как истории так и актуальных тенденций,
насмотрености и художественного вкуса,надо учитывать возраст и комплекцию
исполнителя.
6. Прическа и макияж.
Прическа, как и макияж, является компонентом сценического образа. С их
помощью можно более полно раскрыть характер сценического образа. При самом
первом появлении на сцене перед зрителем — исполнитель своим внешним обликом
должен произвести соответствующее впечатление.
Прическа и макияж должны органично дополнять сценический образ, они должны
соответствовать задумке номера, быть современны ему. Прическа и макияж
выполняют с учетом жанра костюма. Также следует учитывать условия выступления
артиста: будет то улица или камерная сцена зала.
Макияж, грим и прическа в музыкальных спектаклях (опере, балете, оперетте,
шоу, мюзиклах) должны быть выполнены более ярко, четко, сохраняя общий силуэт.
Макияж необходим и вследствие технических причин: в виду отдаленного расстояния
сцены от зрителей требуется подчеркнуть черты лица яркой краской. К тому же при
искусственном освещении, особенно при электрическом, незагримированное лицо
будет казаться мертвенно-бледным или темным.
Подведем
итоги:
при
постановке
номеров
для
вокально-эстрадных
ансамблей используют следующие выразительные средства хореографии:
лексика (движения, жесты, мимика, позы, ракурсы)
рисунок
костюм
прическа и макияж.
Главная задача вокалиста - при оптимальных энергетических затратах достичь
максимальной выразительности. Выразительность вокалиста на сцене зависит
от его способности чувствовать движение – а это навык, который формируется и
совершенствуется на регулярных занятиях танцем, ритмикой, сценодвижением.