Автор: Афанасьева Анастасия Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Абыйская средняя общеобразовательная школа имени д.т.н. Слепцова А.Е"
Населённый пункт: Республика Саха Якутия Абыйский улус с. Абый
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Индигирско-Спасская церковь как культурно-историческое наследие с. Абый"
Раздел: начальное образование
МБОУ «Абыйская СОШ им. дтн Слепцова А.Е.»
Афанасьева А.В.руководитель музея,
учитель начальных классов
Отличник образования РС(Я)
Аннотация
Индигирско - Спасская церковь, как культурно-историческое наследие
села,
расширяет и углубляет знания в определенной области науки,
способствует воспитанию патриотизма, гражданского долга, оказывает большое
влияние на развитие общественной активности населения. Церковь имеет
колоссальное значение в деле воспитания и формирования личности человека,
воспитания Гражданина и Патриота.
Ключевые слова:
Индигирско-Спасская церковь, воспитание, культурное
наследие, любовь к Родине, чувство, история, село, школьный музей.
Индигирско-Спасская церковь, как культурно-историческое наследие
села Абый.
Актуальность
Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего
поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем
уверенно двигаться вперед. С раннего возраста человек начинает осознавать
себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины.
Проблема
Ребенок, подросток, который не знает историю своего села, быта, культуру,
традиции своих предков теряет чувство патриотизма, любовь к Родине, своему
селу.
Основной целью Индигирско-Спасской церкви, ныне школьного музея,
является осуществление комплексного подхода к воспитанию учащихся на
боевых
и
трудовых
традициях
народа,
воспитанию
чувства
почтения,
сохранения памяти людей, ушедших из жизни, бережного отношения к
памятникам истории и культуры, к природе.
Более ста лет тому назад наш школьный музей был зданием церкви.На
основе архивного материала об Эльгетском улусе известно, что в конце 1899 г.
причт Индигирской Спасской церкви переехал в Абый из урочища Майор Крест
(ХатынУруйэ).
В 1896 г. в Абые было 12 юрт, где проживало 146 человек, представители
почти всех якутских наслегов улуса. Здесь была инородная управа, часовня,
хлебный магазин и соляная стойка. Абый был тогда самым большим населенным
пунктом улуса и находился на Верхоянско-Колымском тракте.
В апреле 1900 г. Якутская Духовная Консистория благословила построения
новой церкви в Абые на урочище Боруулаах Атах. Строительство должны были
наблюдать местный священник и члены строительного комитета. 15 апреля 1903 г.
благочинный Н.Добронравов обращается к Епископу Якутскому и Вилюйскому
Никанору и сообщает, что в конце апреля уже начнутся работы по построению
храма на Абые и просит «благословить начало работы и разрешить освятить
основание новосоздаваемого храма». К 16 августа 1905 г. новая церковь в Абые уже
была готова, а освящена она была спустя полгода, 11 февраля 1906 г.
Священниками служили Иван (Уордаах Уйбаан) затем Симеон Попов,
Иннокентий Винокуров и Василий Орлов. Село Абый стало центром Эльгетского
улуса после Крест-Майора.
За эти годы здание церкви стало свидетелем многих событий тревожного XX-
го века. Очень хорошо, что энтузиасты создали музей в этом здании, так как оно
само по себе является интересным историческим памятником, как творчество
предков и память о них.
Так, как вандалами уничтожены все надгробные памятники большого
кладбища около церкви, нам, потомкам, эта церковь представляется как памятник
всем тем, кто похоронен здесь. Ведь многие из них, так или иначе, участвовали в
строительстве этого здания. Здесь крестили детей, многие из них крестились сами,
венчались и отпевались. Вечная им память!
В наше время основателем и руководителем музея истории Абыйского наслега
является учитель высокой категории, Отличник образования РФ, Почетный
работник Абыйского улуса Томский Ариан Тимофеевич. Он изъявил желание на
общественных началах создать сельский музей на базе заброшенного здания церкви.
В результате чего восстановил и увековечил память более ста имен абыйчан, создал
из старого заброшенного здания церкви сельский музей, который никто не проходит
мимо. Выпустил книгу памяти абыйчан, участников ВОВ и тружеников тыла
«Тыыннаахтар умнубат сыллара», исторический очерк «Абый нэhилиэгэ ХХ уйэ5э».
С 27 марта 2003 года музей является историко – этнографическим музеем
«Абыйской средней школы им. д.т.н. Слепцова А.Е.». Наш школьный музей
расширяет
и
углубляет
знания
учащихся
в
определенной
области
науки,
способствует воспитанию патриотизма, гражданского долга, оказывает большое
влияние на развитие общественной активности учащихся. Для музея главным
является сам процесс воспитания учащихся. Основной целью школьного музея
является осуществление комплексного подхода к воспитанию учащихся на боевых и
трудовых традициях народа, воспитанию чувства почтения, сохранения памяти
людей, ушедших из жизни, бережного отношения к памятникам истории и
культуры, к природе.
При музее ведется обширная поисковая работа для обогащения материалов и
документов. Учащиесязнакомятся с историей возникновения и развития родного
края, расширяется представления школьников о жизни села и быте сельчан в разные
годы.Все
материалы,
экспонаты
музея
собраны
учащимися,
родителями
и
учителями школы по итогам различных поисковых ежегодных экскурсий и походов
по родному краю.
По линии музея проводятся передвижные тематические выставки, уроки
Памяти, беседы в здании музея, тематические телепередачи по истории наслега, по
отдельным темам «Биьиги нэьилиэкпит киэн туттар дьонноро», «Yлэ-
Y
ѳр
YY
,
Y
лэ-
дьол», «Кинилэр Улуу Кыайыыны уhансыбыттара» и другие. Также проводится
работа по составлению докладов учащимися на различные исторические и
краеведческие
темы,
интернациональное
и
патриотическое
воспитание,
традиционные
краеведческие
походы,
экскурсии,
научно
-
практические
конференции «Слепцовские чтения» и «Аймахтар аа5ыылара». Собрано более ста
двадцати работ. Тематика чтений каждый год разнообразна. Первые чтения были
посвящены к 65-летию ВОВ: каждая семья представила и ознакомила с историей
жизни своих предков; вторые были посвящены двум событиям -к «Году учителя» и
60-летию сельского хозяйства в Абыйском наслеге, третьи 100 летнему юбилею
Абыйской школы, четвертые к 100-летнему юбилею здравоохранения в Абыйском
улусе, пятые 50-летию образования детского сада «Харыйачаан», шестые к 50-
летию образования детского сада «Туллукчаан» участка Деску.
Трудность
формировать
целостное
восприятие
мира
и
жизни,
не
ознакомившись с происхождением своего народа, с основными трудовыми
занятиями, обычаями, обрядами, историей исповедуемой религией, прогрессивными
традициями народного воспитания. Для увековечивания имен своих предков,
тружеников, выдающихся людей села, по итогам чтений каждая семья готовит
памятные альбомы, выпускаются брошюры, которые сдаются в школьный музей.
Материалы
музея
используются
для
проведения
культурно-массовых
мероприятий
и
в
учебно-воспитательном
процессе.
Школьный
музей
взаимодействует с советом ветеранов, с общественностью села, с администрацией
наслега.
Вывод. Индигирско-Спасская церковь, как культурно-историческое наследие
играет большую роль в развитии духовности, культуры и истории села. Сохранение
наследия
и
использование
его
в
воспитании
и
формировании
личности
подрастающего поколения приведут к улучшению качества социальной сферы.
Знание
истории, прошлого
народа,
родного
края
повысит
жизнестойкость,
конкурентоспособность личности.
Использованная литература:
1.
М.И. Старостина . Личности Эльгетского улуса-Пермь, 1999.
2.
А.Д. Слепцова, С. Е. Никитина, Н. Н. Петров. Абыйский улус от седой
старины до наших дней….- Якутск, 2015.
3.
А.Т. Томскай. Абый нэhилиэгэ ХХ
Y
йэ5э-Дьокуускай; Бичик, 2009.
4.
П.П. Томскай. Абый орто оскуолатын коллектива. С
Y
г
Y
р
Y
йэр с
Y
д
Y
кыhабыт-Дьокуускай; Алаас-2013.
5.
Г.Н. Яковлева. Роль школьного этномузея в формировании личности
ребенка-Народное образование Якутии; 2 (66)-2008-148 с.