Напоминание

Личностные результаты и личностные достижения. Их формирование в системе общего образования


Автор: Рыбакова Елена Игоревна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ "Инженерная школа города Комсомольска-на-Амуре"
Населённый пункт: Комсомольск-на-Амуре
Наименование материала: статья
Тема: Личностные результаты и личностные достижения. Их формирование в системе общего образования
Раздел: среднее образование





Назад




Рыбакова Елена Игоревна

Статья на тему: Личностные результаты и личностные достижения. Их

формирование в системе общего образования.

Современное общество предъявляет требования, которые на базовом

уровне должна сформировать школа посредством формирования личностных

образовательных результатов, которые определяют ФГОС.

Личностные

результаты

освоения

основной

образовательной

программы основного общего образования должны отражать:

1)

воспитание

российской

гражданской

идентичности:

патриотизма,

уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа

России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,

культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов

России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и

традиционных

ценностей

многонационального

российского

общества;

воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и

способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе

мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению

дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в

мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых

познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного

отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3)

формирование

целостного

мировоззрения,

соответствующего

современному

уровню

развития

науки

и

общественной

практики,

учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие

современного мира;

4)

формирование

осознанного,

уважительного

и

доброжелательного

отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,

языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям,

языкам,

ценностям

народов

России

и

народов

мира;

готовности

и

способности

вести

диалог

с

другими

людьми

и

достигать

в

нем

взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной

жизни

в

группах

и

сообществах,

включая

взрослые

и

социальные

сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в

пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных,

социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных

проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств

и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к

собственным поступкам;

7)

формирование

коммуникативной

компетентности

в

общении

и

сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,

взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-

исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение

правил

индивидуального

и

коллективного

безопасного

поведения

в

чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил

поведения на транспорте и на дорогах;

9)

формирование

основ

экологической

культуры,

соответствующей

современному

уровню

экологического

мышления,

развитие

опыта

экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической

деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие

ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам

своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного

наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического

характера.[1]

Под личностными результатами обучающихся в процессе освоения

основных образовательных программ следует понимать формирование

внутренней позиции ученика, выстраивающейся на основе генетических

предпосылок и социальных условий, содействующих его индивидуальному

развитию[13].

Многие исследователи говорят о категории результат, соотнося его с

категорией

достижение.

Исследовав

эти

понятия

«результат»

и

«достижение»мы пришли к выводу, что если говорить именно об этих двух

категориях, то при данном рассмотрении понятие результат шире и включает

в себя достижения. Ведь если говорить только о результате, то в зависимости

от поставленной цели, конечный итог может ей соответствовать в полном

объёме или может получится диаметрально противоположный исход. Ведь

результат не закрепляет в определении конкретную сторону исхода, в

отличие от достижения. Достижение – предполагает только положительный

итог. Можно, конечно, сказать о том, что иногда мы можем слышать

выражение «…. – это плохое достижение», однако если рассматривать его с

точки зрения его значения, то в смысл вкладывается не то, что добился

плохого результата, а то, что преуспел в не очень хорошем деле.

Исходя из всего выше изложенного можно сделать окончательный

вывод о том, что категория результат в своей половине включает в себя

достижение, в расчёте положительного результата.

Если для этих двух категорий мы сделали окончательный вывод, то при

постановке к каждой словосочетания «личностный образовательный» мы уже

не можем сделать такой вывод. Точнее можем, но он будет включать только

один аспект их соотношения.

Под личностными достижениями учащихся понимаются те изменения,

которые произошли в ребенке по отношению к нему самому, начиная от

первого момента взаимодействия с педагогом и до определенных этапов

собственного роста. Таким образом, личностные достижения учащихся есть

результат

развития

социально

значимых

качеств

ребенка

в

целом:

познавательной сферы, эмоций, мотивов, самореализации, самоконтроля,

самоорганизации, физического и психического здоровья.

Как

мы

уже

говорили

соотношение

категорий

личностного

образовательного результата и личностного образовательного достижения

можно рассматривать по нескольким основаниям:

1)

Уровень конечного итога

Если говорить о результатах, то конечный итог определён, однако

применительно к достижениям так называемый «потолок» не установлен. В

данном случае, результат, мы рассматриваем так же как и достижение,

имеется в виду, что только с позиции положительного итога.

2)

Долгосрочность конечного итога

Если рассматривать результат как точечную категорию, то если говорить

обобщённо, сегодня он может быть положительным, а завтра отрицательным.

Результаты можно примерно диагностировать после каждого урока. Они

будут меняться в зависимости от эмоциональной окраски и посыла

преподавателя. А достижения в этом случае – это закреплённый устойчивый

результат,

который

может

диагностироваться

после

прохождения

определённого учебного блока или длительного периода обучения. Здесь мы

имеем в виду диагностику либо после прохождения блока, либо после

окончания четверти, а лучше года.

3)

Совокупность личностных образовательных достижений – как

средство оценки уровня сформированности личностных образовательных

результатов.

В данном случае в виду имеется портфолио, даже входящие в него

поощрительные грамоты «за волю к победе», «активное участие», уже могут

определённым образом характеризовать их обладателя. В этой категории

прогресс от «активного участия» до «победитель», «призёр» будет являться

достижением.

Как следствие можно обобщить и выявить 3 ипостаси достижения по

отношению к результату:

1)

Достижение - как уровень результата.

2)

Достижение – как долгосрочный результат.

3)

Достижения – как средство оценивания результата.

Если мы обратим внимание на перечень личностных образовательных

результатов, приведённый выше, то можем увидеть, что практически все,

отображённые

позиции

начинаются

со

слова

«формирование».

Как

отраженно в введении, ФГОС закрепляет только сущность личностных

образовательных результатов, однако не регламентирует способы проверки.

Такая же проблема и с формированием. Его способы остаются в свободном

выборе инструментария учителем. Однако этот вопрос практически только

на бумаге остаётся не решённым, на практике же личностные результаты

формируются в процессе изучения материала, как своеобразный «побочный

эффект»

от

урока.

Однако

даже

если

делать

большой

акцент

на

формирование этих результатов во время урока у нас образуется одна

большая проблема, при акцентировании внимания только на одном виде

результатов, мы ничего не получим в других. Время, затраченное на уроке,

допустим,

на

формирование

гражданственности,

будет

отнято

от

формирования предметных результатов. Тратить отведённое время только на

формирование личностных образовательных результатов можно только в том

случае, если это не урок и мы знаем, что не отнимаем время ни от чего

другого. В этом случае отлично подходят классные часы. И полностью

школьная

программа

воспитания,

однако,

очень

важную

роль

в

формировании личностных качеств играет семья. Процесс воспитания

направлен на формирование социальных качеств личности, на создание и

расширение круга её отношений к окружающему миру – к обществу, к

людям, к самому себе. Чем шире, разнообразнее и глубже система

отношений

личности

к

различным

сторонам

жизни,

тем

богаче

её

собственный духовный мир.

Список литературы:

1.

Об утверждении Федерального государственного образовательного

стандарта основного общего образования: приказ от 17.12.2010 № 1897 //

Вестник образования. - 2011. - № 4. - С.10-77. - // Администратор

образования. 2011.

2.

Басюк В. С. Личностные результаты освоения основных

образовательных программ обучающимися в условиях реализации ФГОС

общего образования // Развитие личности. 2017. №3.



В раздел образования