Напоминание

Конспект логопедического занятия по развитию лексико- грамматических категорий для детей среднего возраста на тему "Осень. Признаки осени"


Автор: Выхрыстюк Галина Сергеевна
Должность: учитель- логопед
Учебное заведение: МБДОУ №3 "Ласточка"
Населённый пункт: г. Тихорецк
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект логопедического занятия по развитию лексико- грамматических категорий для детей среднего возраста на тему "Осень. Признаки осени"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дата

03.10.2016г.

Тема

Осень. Признаки осени.

Цели

Коррекционно-образовательные цели. Продолжить

формирование представлений об осени и ее

характерных признаках; уточнение, расширение и

активизация словаря по теме «Осень. Признаки

осени»; совершенствование грамматического строя

речи (согласование прилагательных с су-

ществительными в роде и числе в именительном

падеже, образование существительных в

уменьшительно- ласкательной форме, составление

простых предложений и распространение их

прилагательными).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие

длительного плавного выдоха, фонематического

слуха, связной речи, зрительного внимания,

мышления, воображения, артикуляционной, тонкой

и обшей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование

навыков сотрудничества, взаимопонимания,

доброжелательности, самостоятельности,

инициативности. Воспитание любви и бережного

отношения к природе.

Оборудование

Игра «Листопад», (дерево с желтыми листиками) и

«Осенний ветерок» (тучка с капельками дождя),

тучка, изображение гостьи Осени, ноутбук;

аудиозапись мелодии из цикла «Детская классика»;

песенка- презентация «Осень», предметные

картинки: солнышко, дождик, грибок, ветерок,

письмо Осени, аудиозаписи со звуками дождя, ветра,

шуршащих листьев, улетающих птиц; предметные

картинки к игре «Скажи ласково»: туча с тучкой,

дерево с деревце м, гриб с грибочком, куст с

кустиком, яблоко с яблочком, ягода с ягодкой, капля

с капелькой, груша с грушкой, ветка с веточкой ,

трава с травкой, шишка с шишечкой; сосновые

шишки; осенние листочки для игры – шнуровки

«Осенние бусы», шнурки.

Использованные

технологии

Технология развивающего обучения,

информационно- коммуникативные технологии,

технология развития дыхания, артикуляционной

гимнастики, здоровьесберегающая технология.

Нетрадиционные формы и методы работы:

музыкотерапия, телесноориентированная техника,

пальцевой массаж.

Ход занятия

1. Организационный момент

Дети заходят в кабинет, садятся на стулья.

Логопед: Ребята, сегодня у нас интересное занятие. Для начала посмотрите,

послушайте, и догадайтесь, о чем поговорим.

(Дети слушают песенку об осени и смотрят видео, иллюстрирующую

содержание песни)

Логопед: Ребята, вы догадались, о каком времени года эта песенка?

Дети: Эта песенка об осени.

Логопед: Правильно, мы поговорим об осени. Сегодня она у нас в гостях.

(Показ картинки гостьи Осени)

Но для начала мы сделаем зарядку для язычка.

2. Основная часть

1. Артикуляционная гимнастика

Логопед показывает предметные картинки : солнышко, дождик, грибок,

ветерок. Затем говорит слова и показывает соответствующее

упражнение, а дети выполняют.

«Улыбка»: Солнышко нам улыбнётся (губы сомкнуты и растянуты в улыбке).

«Дождик»: Дождик каплями прольётся (рот приоткрыт, язык стучит в

верхние резцы: т-т-т-т-т…).

«Грибок»: Вырастет грибок (прижать кончик языка к нёбу, оттягивая

нижнюю челюсть вниз, таким образом растягивая подъязычную связку).

«Ветерок»: И подует ветерок (рот открыт, широкий распластанный язык

лежит на нижней губе, дуть на него: ф-ф-ф-ф…)

2. Рассказ об осени с прослушиванием аудиозаписей звуков осени

Логопед держит письмо в руках

Логопед: Ребята, посмотрите, что у меня в руках.

Дети: У вас в руках письмо.

Логопед: Да, в руках у меня письмо. Это письмо от Осени. Осень просила

прочитать про неё интересный рассказ. Интересно послушать?

Дети: Интересно.

Логопед: Вот прошло жаркое лето и наступила красавица осень. Взмахнула

широкими рукавами и листочки стали жёлтыми, оранжевыми, красными.

День стал короче, а ночь длиннее. Солнышко стало реже появляться на небе,

пасмурно, дождливо стало. Послушайте, это что за звук? (Звучит

аудиозапись со звуком дождя).

Дети: Это звук дождя.

Логопед: Осенью ветер– шалун дует и раскачивает деревья, срывает с них

листья. (Звучит аудиозапись звука ветра)

Дети: Звук ветра.

Логопед: Летят листья по ветру и начинается листопад. Падают, падают

листочки и вскоре деревья, кустарники роняют последние листья. Смотришь

на них, а листочков на деревьях нет. Когда идешь по листве, слышно её

шуршание. ( Звучит аудиозапись звука шуршащих листьев).

Дети: Это звук шуршания листьев под ногами.

Логопед: В осеннем лесу жители леса готовятся к зиме. Белка и заяц, как

настоящие модники готовятся поменять шкурки. Зимние шкурки теплее, да и

цвет другой, легче прятаться от хищников. Заяц был серым, станет белым.

Белка рыжую шкурку сменит на серую. Всё лето белка трудилась, готовилась

к зиме. Собирала ягоды, шишки, орехи прятала в разных местах, своих

кладовках. Некоторые животные, такие, как еж, медведь, впадают в спячку

до весны. Прячутся и насекомые, кто спрятался кто под кору деревьев, а кто

в землю.

Не слышно в лесу стало и птичьих голосов. Птицы в это время собираются в

стаи и улетают в тёплые края. Послушайте, что это за звук? (Звучит

аудиозапись курлыканья журавлей)

Дети: Звук улетающих птиц.

3. Дыхательная гимнастика «Листопад», «Осенний ветерок»

Логопед: Дети, подуйте на деревце так, чтобы листики полетели по ветру.

(Дети дуют на деревце)

Логопед: А теперь подуйте на тучку, чтобы было видно ветерок. (Дети дуют

на тучку)

4. Физкультминутка «Дождик»

Логопед: А теперь встаньте со своих стульчиков. Мы сделаем веселую

зарядку.

Капля – раз, капля – два. Прыжок на носочках, руки на поясе

Очень медленно сперва.

А потом, а потом

Все бегом, бегом, бегом. Бег на месте

Мы зонты свои открыли, Руки развести в стороны

От дождя себя укрыли. Руки полукругом над головой.

5. Игра «Скажи ласково»

Логопед: Ребята, Осень очень хочет с вами поиграть в игру «Скажи ласково»

Логопед показывает картинки большого и маленького предмета, а дети

называют их.

Логопед: Называйте картинки.

Дети: Это лист, а это маленький …листик

туча – тучка дерево – деревце гриб –

грибочек куст – кустик яблоко –

яблочко ягода – ягодка

капля – капелька груша – грушка ветка – веточка

трава – травка шишка – шишечка

6. Самомассаж ладошек с шишами

Логопед: Ребята, посмотрите, что у меня в руках?

Дети: У вас в руках шишки.

Логопед: Давайте вместе с вами сделаем массаж для ладошек с помощью

шишек. Выполнение с детьми массажа ладошек с использованием

шишки под стихотворный текст под музыку.

Раз, два, три, четыре пять,

Будем с шишкой мы играть!

Будем с шишкой мы играть,

Между пальцами катать.

7. Упражнение «Назови листик»

Логопед: Соберём бусы из осенних листочков, но сначала вспомним, какие

бывают листья. Если листик с берёзы, значит он какой?

Дети: Берёзовый листик.

Логопед: Если листик с клёна, значит он какой?

Дети: Кленовый листик.

Логопед: Если листик с каштана, значит он какой?

Дети: Каштановый листик.

8. Шнуровка «Осенние бусы» (под музыку)

Дети нанизывают на шнурок осенние листочки под звучание музыки.

9. Закрепление полученных знаний

Логопед: Ребята, вам понравилось вам занятие? О каком времени года мы

говорили?

Дети: Мы говорили об осени.

Логопед: Правильно, мы говорили об осени.

Логопед: Назовите признаки осени.

Дети:

Осенью дни становятся короче, а ночи длиннее. Становится холодно,

дуют сильные ветры, идут холодные моросящие дожди. Люди стали теплее

одеваться. Осенью листья на деревьях краснеют, желтеют и опадают.

Начинается листопад. С полей и из садов убирают урожай. Осенью прячутся

насекомые. Собираются в стаи и улетают на юг птицы.

10.

Итог занятия

Логопед: С осенью мы не прощаемся. Она будет еще у нас в гостях. А вы,

ребята, хорошо сегодня занимались, отвечали на вопросы, выполняли

задания. Мне понравилась ваша работа. До свидания.



В раздел образования