Автор: Выхрыстюк Галина Сергеевна
Должность: учитель- логопед
Учебное заведение: МБДОУ №3 "Ласточка"
Населённый пункт: г. Тихорецк
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект логопедического занятия по развитию лексико- грамматических категорий для детей среднего возраста на тему "Осень. Признаки осени"
Раздел: дошкольное образование
Дата
03.10.2016г.
Тема
Осень. Признаки осени.
Цели
Коррекционно-образовательные цели. Продолжить
формирование представлений об осени и ее
характерных признаках; уточнение, расширение и
активизация словаря по теме «Осень. Признаки
осени»; совершенствование грамматического строя
речи (согласование прилагательных с су-
ществительными в роде и числе в именительном
падеже, образование существительных в
уменьшительно- ласкательной форме, составление
простых предложений и распространение их
прилагательными).
Коррекционно-развивающие цели. Развитие
длительного плавного выдоха, фонематического
слуха, связной речи, зрительного внимания,
мышления, воображения, артикуляционной, тонкой
и обшей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование
навыков сотрудничества, взаимопонимания,
доброжелательности, самостоятельности,
инициативности. Воспитание любви и бережного
отношения к природе.
Оборудование
Игра «Листопад», (дерево с желтыми листиками) и
«Осенний ветерок» (тучка с капельками дождя),
тучка, изображение гостьи Осени, ноутбук;
аудиозапись мелодии из цикла «Детская классика»;
песенка- презентация «Осень», предметные
картинки: солнышко, дождик, грибок, ветерок,
письмо Осени, аудиозаписи со звуками дождя, ветра,
шуршащих листьев, улетающих птиц; предметные
картинки к игре «Скажи ласково»: туча с тучкой,
дерево с деревце м, гриб с грибочком, куст с
кустиком, яблоко с яблочком, ягода с ягодкой, капля
с капелькой, груша с грушкой, ветка с веточкой ,
трава с травкой, шишка с шишечкой; сосновые
шишки; осенние листочки для игры – шнуровки
«Осенние бусы», шнурки.
Использованные
технологии
Технология развивающего обучения,
информационно- коммуникативные технологии,
технология развития дыхания, артикуляционной
гимнастики, здоровьесберегающая технология.
Нетрадиционные формы и методы работы:
музыкотерапия, телесноориентированная техника,
пальцевой массаж.
Ход занятия
1. Организационный момент
Дети заходят в кабинет, садятся на стулья.
Логопед: Ребята, сегодня у нас интересное занятие. Для начала посмотрите,
послушайте, и догадайтесь, о чем поговорим.
(Дети слушают песенку об осени и смотрят видео, иллюстрирующую
содержание песни)
Логопед: Ребята, вы догадались, о каком времени года эта песенка?
Дети: Эта песенка об осени.
Логопед: Правильно, мы поговорим об осени. Сегодня она у нас в гостях.
(Показ картинки гостьи Осени)
Но для начала мы сделаем зарядку для язычка.
2. Основная часть
1. Артикуляционная гимнастика
Логопед показывает предметные картинки : солнышко, дождик, грибок,
ветерок. Затем говорит слова и показывает соответствующее
упражнение, а дети выполняют.
«Улыбка»: Солнышко нам улыбнётся (губы сомкнуты и растянуты в улыбке).
«Дождик»: Дождик каплями прольётся (рот приоткрыт, язык стучит в
верхние резцы: т-т-т-т-т…).
«Грибок»: Вырастет грибок (прижать кончик языка к нёбу, оттягивая
нижнюю челюсть вниз, таким образом растягивая подъязычную связку).
«Ветерок»: И подует ветерок (рот открыт, широкий распластанный язык
лежит на нижней губе, дуть на него: ф-ф-ф-ф…)
2. Рассказ об осени с прослушиванием аудиозаписей звуков осени
Логопед держит письмо в руках
Логопед: Ребята, посмотрите, что у меня в руках.
Дети: У вас в руках письмо.
Логопед: Да, в руках у меня письмо. Это письмо от Осени. Осень просила
прочитать про неё интересный рассказ. Интересно послушать?
Дети: Интересно.
Логопед: Вот прошло жаркое лето и наступила красавица осень. Взмахнула
широкими рукавами и листочки стали жёлтыми, оранжевыми, красными.
День стал короче, а ночь длиннее. Солнышко стало реже появляться на небе,
пасмурно, дождливо стало. Послушайте, это что за звук? (Звучит
аудиозапись со звуком дождя).
Дети: Это звук дождя.
Логопед: Осенью ветер– шалун дует и раскачивает деревья, срывает с них
листья. (Звучит аудиозапись звука ветра)
Дети: Звук ветра.
Логопед: Летят листья по ветру и начинается листопад. Падают, падают
листочки и вскоре деревья, кустарники роняют последние листья. Смотришь
на них, а листочков на деревьях нет. Когда идешь по листве, слышно её
шуршание. ( Звучит аудиозапись звука шуршащих листьев).
Дети: Это звук шуршания листьев под ногами.
Логопед: В осеннем лесу жители леса готовятся к зиме. Белка и заяц, как
настоящие модники готовятся поменять шкурки. Зимние шкурки теплее, да и
цвет другой, легче прятаться от хищников. Заяц был серым, станет белым.
Белка рыжую шкурку сменит на серую. Всё лето белка трудилась, готовилась
к зиме. Собирала ягоды, шишки, орехи прятала в разных местах, своих
кладовках. Некоторые животные, такие, как еж, медведь, впадают в спячку
до весны. Прячутся и насекомые, кто спрятался кто под кору деревьев, а кто
в землю.
Не слышно в лесу стало и птичьих голосов. Птицы в это время собираются в
стаи и улетают в тёплые края. Послушайте, что это за звук? (Звучит
аудиозапись курлыканья журавлей)
Дети: Звук улетающих птиц.
3. Дыхательная гимнастика «Листопад», «Осенний ветерок»
Логопед: Дети, подуйте на деревце так, чтобы листики полетели по ветру.
(Дети дуют на деревце)
Логопед: А теперь подуйте на тучку, чтобы было видно ветерок. (Дети дуют
на тучку)
4. Физкультминутка «Дождик»
Логопед: А теперь встаньте со своих стульчиков. Мы сделаем веселую
зарядку.
Капля – раз, капля – два. Прыжок на носочках, руки на поясе
Очень медленно сперва.
А потом, а потом
Все бегом, бегом, бегом. Бег на месте
Мы зонты свои открыли, Руки развести в стороны
От дождя себя укрыли. Руки полукругом над головой.
5. Игра «Скажи ласково»
Логопед: Ребята, Осень очень хочет с вами поиграть в игру «Скажи ласково»
Логопед показывает картинки большого и маленького предмета, а дети
называют их.
Логопед: Называйте картинки.
Дети: Это лист, а это маленький …листик
туча – тучка дерево – деревце гриб –
грибочек куст – кустик яблоко –
яблочко ягода – ягодка
капля – капелька груша – грушка ветка – веточка
трава – травка шишка – шишечка
6. Самомассаж ладошек с шишами
Логопед: Ребята, посмотрите, что у меня в руках?
Дети: У вас в руках шишки.
Логопед: Давайте вместе с вами сделаем массаж для ладошек с помощью
шишек. Выполнение с детьми массажа ладошек с использованием
шишки под стихотворный текст под музыку.
Раз, два, три, четыре пять,
Будем с шишкой мы играть!
Будем с шишкой мы играть,
Между пальцами катать.
7. Упражнение «Назови листик»
Логопед: Соберём бусы из осенних листочков, но сначала вспомним, какие
бывают листья. Если листик с берёзы, значит он какой?
Дети: Берёзовый листик.
Логопед: Если листик с клёна, значит он какой?
Дети: Кленовый листик.
Логопед: Если листик с каштана, значит он какой?
Дети: Каштановый листик.
8. Шнуровка «Осенние бусы» (под музыку)
Дети нанизывают на шнурок осенние листочки под звучание музыки.
9. Закрепление полученных знаний
Логопед: Ребята, вам понравилось вам занятие? О каком времени года мы
говорили?
Дети: Мы говорили об осени.
Логопед: Правильно, мы говорили об осени.
Логопед: Назовите признаки осени.
Дети:
Осенью дни становятся короче, а ночи длиннее. Становится холодно,
дуют сильные ветры, идут холодные моросящие дожди. Люди стали теплее
одеваться. Осенью листья на деревьях краснеют, желтеют и опадают.
Начинается листопад. С полей и из садов убирают урожай. Осенью прячутся
насекомые. Собираются в стаи и улетают на юг птицы.
10.
Итог занятия
Логопед: С осенью мы не прощаемся. Она будет еще у нас в гостях. А вы,
ребята, хорошо сегодня занимались, отвечали на вопросы, выполняли
задания. Мне понравилась ваша работа. До свидания.