Автор: Зимова Мария Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ N28 "Колосок"
Населённый пункт: г. Ессентуки
Наименование материала: Статья
Тема: "Личностно-ориентированные технологии"
Раздел: дошкольное образование
Личностно-ориентированные технологии
Личностно-ориентированные технологии представляют собой воплощение
гуманистической философии, психологии, педагогики и предполагают тесное
взаимодействие педагога и ребенка. Исходя из этого, педагогическая
деятельность по отношению к детям включает следующие формы
организации деятельности личностно-ориентированной технологии:
игры, занятия, спортивные досуги
упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность
упражнения, игры, гимнастика, массаж
тренинги, этюды, образно-ролевые игры
При этом необходимо помнить, что в центре внимания педагога —
уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной
реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта,
способная на осознанный выбор.
Инновационных технологий в дошкольном образовании множество. Но
личностно-ориентированные технологии, на мой взгляд, одни из ведущих и
нужных в работе воспитателя.
Исследовательская (проблемно-поисковая)
Характерной чертой этой технологии является реализация педагогом модели
"обучение через открытие"
Коммуникативная (дискуссионная)
Особенностью этой технологии является наличие дискуссий,
характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам,
сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения
Имитационного моделирования (игровая)
Характерной чертой этой технологии является моделирование жизненно
важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и
поиск путей их решения.
Психологическая (самоопределенческая)
Характерной чертой этой технологии является самоопределение обучаемого
по выполнению той или иной образовательной деятельности.
Деятельностная
Характерной чертой этой технологии является способность ребёнка
проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом
Рефлексивная
Особенностью этой технологии является осознание ребёнком деятельности:
того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались
затруднения, как они были устранены, и что чувствовал он при этом.
В настоящее время существуют различные личностно-ориентированные
технологии, такие как:
«Гуманно-личностная технология» Ш. А. Амонашвили;
«Педагогика сотрудничества»;
«Целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта
специфических детских видов деятельности»;
«Проектной деятельности»;
«Руководства самостоятельной деятельностью детей» и др.
Технологии ЛОВ относятся к здоровьесберегающим педагогическим
технологиям. Применительно к дошкольному образованию выделяют
следующую классификацию здоровьесберегающих технологий:
образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников,
личностно-ориентированного воспитания и обучения);
обеспечения социально-психологического благополучия ребенка
(обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и
направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и
позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе
общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье;
технологии психолого-педагогического сопровождения ребенка в
педагогическом процессе ДОУ);
коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия,
сказкотерапия, психогимнастика и др.)