Напоминание

тема "Вклад Церкви в образование"


Автор: Королева Елена Александровна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МОУ - "ПЛАНЕТА ДЕТСТВА"
Населённый пункт: Московская обл., Клинский район, с. Спас-Заулок
Наименование материала: статья
Тема: тема "Вклад Церкви в образование"
Раздел: начальное образование





Назад




Королева Елена Александровна,

учитель истории и социальных дисциплин

МОУ – «ПЛАНЕТА ДЕТСТВА»

г.о. Клин, Московская область

ВКЛАД ЦЕРКВИ В ОБРАЗОВАНИЕ

Размышляя над вкладом Церкви в развитие образования, необходимо

заметить, что само понятие «духовно-нравственное воспитание» возникло в

русле христианской традиции и имеет своим основанием Заповеди Христа

Спасителя о любви к Богу и ближнему. Оба начала – духовное, соединяющее

человека с Богом, и нравственное, соединяющее с ближним – в этом понятии

неразрывно связаны и обусловлены одно другим. Как нельзя, не любя

ближнего, исполнить первую заповедь о любви к Богу, также нельзя, не

возлюбив Бога, Который есть Любовь, исполнить вторую заповедь о любви к

ближнему, о чем Апостол и Евангелист Иоанн Богослов пишет: « Кто говорит:

«я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата

своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?

Именно любовь к ближнему лежит в основе воспитания любви к своему

Отечеству, уважения к культуре и духовным традициям своего народа,

способности осознавать ценность человеческой жизни и соизмерять свои

поступки

с

нравственными

ценностями

личностных

характеристик,

формированию которых современная школа придает большое значение. Если

мы с этим согласны, тогда необходимо признать, что одним из важнейших

показателей деятельности школы является не только количество медалистов и

победителей олимпиад, уровень или качество сдачи ЕГЭ, а уровень и качество

отношений

между

всеми

участниками

образовательного

процесса

администрацией, учащимися и их родителями. Или, проще говоря, любовь, без

которой жизнь не возможна.

Отрадно, что сейчас на высшем государственном уровне осознаётся

необходимость

духовно-нравственного

воспитания.

Об

этом

говорят

нормативные документы, по которым работают все школы Российской

Федерации. Любой разумный человек должен осознавать, что достижения в

образовании могут быть растрачены человеком, если не будет заложено

прочной

основы

его

духовной жизни,

которая является своеобразным

фундаментом, на котором строится всё здание нашей жизни. Здание, с

ненадёжным и некачественным фундаментом неизбежно рухнет, даже если

будет блестяще отделано, прекрасно на вид и комфортно внутри. Человек, не

имеющий прочной духовно-нравственной основы, напоминает это здание.

Закладывается эта основа воспитанием.

Но что является надёжной основой духовной жизни человека, прочным

основанием его счастья, надёжной опорой на сложном жизненном пути? По-

разному на этот вопрос отвечают различные философские и педагогические

системы, проверенные многовековым опытом человечества. Одни из них

оказались более, другие менее надёжными. Одни рухнули в самом начале,

являясь утопией, другие не вынесли проверку временем, либо вообще принесли

горе и страдание людям, пытавшимся строить счастье на рыхлом основании,

другие

оказались

более

прочными,

но

были

вынуждены

претерпевать

определённые изменения. Исторический опыт человечества даёт нам богатую

почву

для

размышлений.

Важная

часть

этого

опыта

-

религиозное

мировоззрение и построенная на нём культура.

Необходимость изучения основ религиозных культур, либо светской

этики прописана в современных ФГОС. Это радует, т.к. до недавнего прошлого

этот опыт игнорировался вообще, либо преподносился со строго атеистических

позиций. Сейчас, нормативные документы дают родителям право избрать для

ребёнка изучение основ культур традиционных для России религий, либо

светской этики. Это не только касается курса ОРКСЭ в 4-м классе, но

возможности изучения той или иной религиозной культуры во внеурочной

деятельности в рамках духовно-нравственного воспитания, либо как основного

предмета в предметной области основы духовно-нравственной культуры

народов России на протяжении всего обучения как в начальной, так и в

основной

школе.

Изучение

основ

религиозной

культуры,

согласно

нормативным

документам

возможно

и

в

дошкольных

образовательных

учреждениях.

При этом речь не идёт о навязывании того или иного мировоззрения, а о

возможности построения воспитательной системы в рамках школы или

дошкольного

учреждения

с

использованием

богатого

воспитательного

потенциала

традиционных

религий

с

учётом

выбора

родителей

и

во

взаимодействии с традиционными конфессиями. Т.о., нормативные документы

призывают нас - школу, традиционные конфессии, родительское сообщество к

диалогу и сотрудничеству на благо наших детей. Такой здравой позиции можно

только порадоваться и надеяться, что именно такой подход будет реализован в

каждой школе. Очевидно, что это зависит и от доброго стремления к такому

сотрудничеству, и от добросовестности и ответственности каждой из сторон.

За

последние

годы

уже

накопился

определённый

опыт

такого

взаимодействия на всех уровнях. Так при Министерстве образования и науки

действует

рабочая

группа,

включающая

в

себя

представителей

всех

традиционных конфессий, которая принимает самое активное участие в

разработке

нормативных

документов,

регулирующих

взаимодействие

конфессий

и

образовательных

учреждений,

ведёт

мониторинг

этого

взаимодействия на местах, даёт экспертную оценку программам и учебным

пособиям, по которым работают школы, вносит свои предложения по

подготовке педагогов, работе с родителями и другим формам сотрудничества.

За годы совместной работы уже накопился определённый положительный опыт

такого взаимодействия.

Аналогичный формат работы можно видеть в регионах, где в рамках

соглашений между местными епархиями и правительствами регионов, ведётся

системная работа в масштабах региона по духовно-нравственному воспитанию

на основе традиционных духовных ценностей. Опыт этот богат и многогранен.

Это и принятие целых региональных программ по духовно-нравственному

воспитанию, это и деятельность координационных советов при министерствах

и департаментах образования на местном уровне, это и преподавание

православной или иной религиозной культуры в школах, детских садах в

качестве самостоятельного предмета, либо во внеурочной деятельности в

рамках компонента, формируемого участниками образовательного процесса.

Главным принципом взаимодействия является добровольность и

ответственность. Церковь никому себя не навязывает – ни школе, ни

родителям, ни детям. Традиционные духовные ценности навязать невозможно,

но не говорить о них нельзя, а говорить некомпетентно и некачественно –

стыдно. В то же время уходить от этой проблемы также далее невозможно.

Хочется

надеяться,

что

это

будет

осознано

всеми

участниками

образовательного процесса, и взаимодействие на местном уровне также станет

многогранным и плодотворным там, где пока его нет. Благо, что есть масса

положительных примеров такого сотрудничества.

Прежде всего, это касается подготовки учителей. Очевидно, что педагог,

которому поручено преподавание ОПК в курсе ОРКСЭ, либо преподавание

ОПК

во

внеурочной

деятельности,

либо

реализующий

воспитательную

программу на основе православной культуры в школе или детском саду,

должен

иметь

соответствующую

подготовку.

На

протяжении

вот

уже

нескольких лет такая курсовая подготовка ведётся. Возможность учителям

изучить ОПК, которые не преподавались в ВУЗе, есть. Дело только за самими

учителями.

У нас есть масса возможностей для совместной работы.

Это курс ОРКСЭ, предметная область основы духовно-нравственной

культуры народов России, воспитательная работа, внеурочная деятельность,

участие в международных и всероссийских конкурсах на православную

тематику – Олимпиада по ОПК и Олимпиада «Наше наследие», конкурсы.

Наконец,

это

праздничные

мероприятия,

посвящённые

Дню

народного

единства, дню матери, Рождеству Христову, Дню православной книги, Пасхе,

Дню славянской письменности и культуры, Дню семьи, любви и верности, Дню

учителя. В школьных библиотеках могут быть организованы тематические

выставки православной литературы, дискуссионные площадки по актуальным

вопросам духовной жизни современного общества, проводиться встречи

представителей Церкви с педагогами, родителями и учащимися. Важно при

организации всей этой работы найти точки соприкосновения на местном уровне

Доброе

стремление

к

сотрудничеству,

живой

диалог

помогут

решить

возникающие вопросы и проблемы.

Важнейшим

направлением

взаимодействия

Церкви

и

светских

образовательных учреждений является работа с родителями, которые, согласно

ФГОС, также являются участниками образовательного процесса.

Печальная статистика браков и разводов, неполных и неблагополучных

семей говорит нам о сложном духовном состоянии родительского сообщества.

И не смотря на то, что родители являются участниками образовательного

процесса, а порой и заказчиками образовательных услуг, невольно возникает

сомнение в том, что эта миссия будет исполнена обдуманно и надлежащим

образом. Очевидно, что требуется серьёзная разъяснительная, а порой и

воспитательная работа с родителями.

Речь идёт не только об организации родительских собраний по выбору

модуля курса ОРКСЭ, а построении системы работы с родителями, целью

которой является поддержка на уровне семьи работы школы по духовно-

нравственному воспитанию. Эта работа может быть поддержана на уровне

конкретной школы и даже класса со стороны православных приходов.

Возможна

и

индивидуальная

работа

с

родителями

со

стороны

священнослужителей и приходских специалистов. Огромный положительный

опыт такой работы с семьёй был накоплен до революции, когда эта работа была

обязанностью каждого священника и велась на системной основе. Есть немало

положительных примеров такой работы и в наши дни.

Такое взаимодействие актуально ещё и потому, что православная

культура, при всём её богатстве и огромном воспитательном потенциале,

незнакома для современного общества, либо о ней составлены самые

превратные представления. Особенно это заметно во время работы с

родителями в рамках курса ОРКСЭ. Каких только мифов не ходит вокруг

модуля ОПК! Родители охотно верят негативной информации взятой из

непонятных источников, сплетням и слухам не удосуживаясь спросить саму

Православную Церковь – как она сама смотрит на этот курс, что он даёт детям

и в каком ключе преподаётся. Развенчать эти мифы может только плодотворная

разъяснительная работа.

В православном понимании семья - это не просто ячейка общества – а

живой организм. Есть незримая духовная связь между детьми и родителями.

Духовная атмосфера в семье и обществе всегда будет сказываться на ребёнке.

Вопрос – каким духом пахнет от современного общества. Во всех сказках и

былинах нечистая сила, название которой говорит само за себя, боялась

русского духа – духа мужества и правды, духа мудрости и самопожертвования,

духа милосердия и сострадания – духа подвига и святости. Ненормальной будет

жизнь человека, если душу его пленит нечистый дух эгоизма и наживы,

жестокости и вседозволенности, хамства и лени. Душа ребёнка в этом

отношении иногда напоминает Василису Прекрасную в плену у Бабы-Яги или

Кощея Бессмертного. Порой и сам человек звереет, подобно Змею Горынычу.

Разве не на это направлены многие современные компьютерные игры и детские

игрушки? Задача родителей и школы вырвать чистую детскую душу из этого

плена, а для этого порой, как в сказке, требуется богатырский подвиг, для

которого требуются определённые духовные качества. Ведь в сказках, чаще

всего, не богатые и «продвинутые» старшие братья, а младший Иван с чистой

душой и благородным сердцем побеждали нечистую силу и освобождали

прекрасную Василису.

Сказка ложь, да в ней намёк…На нашу современную духовную жизнь.

Чтобы душа была способна к подвигу – её надо воспитать. Воспитание

происходит от слова питание. От нас зависит – чем мы будем питать детские

души – суррогатом, откровенной духовной отравой, или качественной

духовной пищей. Верные идеалы, приобщение к духовному опыту и

восприятие духовной культуры нашего народа, работа над своим духовным

состоянием, родительский и учительский подвиг преобразят жизнь общества.

Это не является какой-то иллюзией. Православная культура и традиция

воспитания существует много веков. Живёт она и в современном обществе,

невзирая на все его соблазны и несёт неизменно свои идеалы, несмотря на все

изменения в духовной жизни общества, потому что в основе её – вечные

истины, данные Богом. От нас зависит, насколько мы поймём и воспримем эту

культуру, в рамках какой культуры воспитаем своих детей, какие идеалы

положим в основу их духовной жизни – такой и будет духовная жизнь нашего

общества.

Опыт

показывает,

что

взаимодействие

Церкви

и

светских

образовательных учреждений при правильном подходе и организации даёт

прочную основу духовно-нравственного воспитания. Надеемся, что на нашей

Клинской земле это взаимодействие также принесёт добрые плоды.



В раздел образования