Напоминание

"РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ У ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"


Автор: Ичетовкина Наталья Станиславна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Специальная коррекционная школа № 209"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ У ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




«РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ

НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»

Н. С. Ичетовкина

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) школа № 209»

города Новосибирска

Аннотация:

Данная статья посвящена формированию условий для развития личности

школьника, работе над развитием способностей и интересов, раскрытия её

нравственного и интеллектуального потенциала, развития самостоятельности и

активности детей к обобщению и конкретизации, создания условий для

коррекции высших психических функций.

Ключевые слова: сюжетные задачи, воспитательный эффект, связи обучения с

жизнью.

Актуальность темы:

Считается, что проблемы воспитания легко решаются на уроках, связанных с

гуманитарными науками и гораздо труднее на уроках математики. На первый

взгляд, урок математики никак не связан с воспитанием.

Большую

роль

в реализации воспитательного потенциала

играют задачи,

которые

решают на уроках учащиеся, задачи интересные

по

содержанию,

богатые идеями, имеющие несколько способов решения.

Подбирая специальным образом задачи, можно осуществлять и нравственное, и

экономическое, и экологическое воспитание.

Разнообразный

контроль на уроке математики позволяет

также

решать

ряд воспитательных задач.

Цель:

укрепление связи обучения с жизнью, с практикой, воспитание творческой

деятельности учащихся.

Создание условий в соответствии с ФГОС для реализации личности

обучающихся с учётом возможностей, склонностей, способностей и интересов

для раскрытия её нравственного и интеллектуального потенциала, для развития

самостоятельности и активности. Воспитание способности принимать решения,

брать на себя ответственность, воспитывающих стремление к преодолению

трудностей.

РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ У ШКОЛЬНИКОВ С

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ НА УРОКАХ

МАТЕМАТИКИ.

Уроки математики играют большую роль в системе реабилитационных

мероприятий,

направленных

на

решение

основных

задач

специальной

(коррекционной) школы. Половина времени на уроках математики отводится

решению задач. Это объясняется большой коррекционно-воспитательной и

образовательной ролью, которую они играют при обучении школьников с

интеллектуальной недостаточностью. В процессе решения арифметических

задач обучающиеся планируют и контролируют свою деятельность, овладевают

приёмами самоконтроля, у них воспитывается настойчивость, воля, развивается

интерес к предмету. Упражнения в решении задач помогают учащимся видеть в

окружающей действительности такие факты и закономерности, которые

используются в математике.

Решение арифметических задач на уроках математики позволяет реализовать

задачу подготовки учащихся к более успешному овладению профессиональным

трудом, сблизить обучение с жизнью.

Содержание уроков математики составляют устные и письменные вычисления,

решение задач, упражнения в измерении, геометрический материал.

Одна из главных воспитательных задач обучения математике – воспитание

творческой деятельности учащихся.

Очень сложно на одном уроке поставить цель воспитывать трудолюбие, а на

другом – аккуратность. Одна из главных воспитательных задач, встающих

перед учителем – преодоление сухости и формальности в преподавании

математики. Главный путь решения этой задачи – укрепление связи обучения с

жизнью, с практикой. А эта связь осуществляется прежде всего через

содержание задач, как помещенных в учебниках, так и тех, которые составляет

учитель и учащиеся. Через решения задач учащиеся знакомятся с важными в

познавательном и воспитательном отношении фактами.

Для подтверждения достаточно рассмотреть тематику, сюжеты задач.

1.

Задачи о труде людей – основа для психологической подготовки к труду.

На решении таких задач дети учатся понимать, что все блага жизни

создаются трудом. Решая такие задачи, учащиеся знакомятся со многими

профессиями: маляр, продавец, портниха, столяр, повар.

Большую роль играют комбинированные уроки (СБО + математика, труд +

математика и т.д.)

2.

Задачи о связи обучения с жизнью - об учебном труде учащихся и их

общественно-полезных делах. Среди таких задач – задачи о помощи

работникам сельского хозяйства, о спорте, участии в субботниках, о сборе

семян, лекарственных трав.

Например:

Учащиеся шестых классов помогали в уборке картофеля. 6А класс собрал

230 кг картофеля, 6Б - на 20 кг больше, чем 6А, но оба класса собрали

вместе на 40 кг меньше, чем 6В класс. Сколько кг картофеля было

собрано ребятами.

Три школы собирали макулатуру. Одна школа собрала 2т, другая –18ц, а

третья –2240 кг. Какая школа собрала макулатуры больше и на сколько

больше?

3. Задачи об истории развития математики как науки.

Например:

На уроке геометрии при первом знакомстве с прямоугольным треугольником

делается акцент на то, как появился прямой угол, а затем уже прямоугольный

треугольник. Предлагается ученикам найти сначала в окружающей обстановке

прямые углы, затем поразмышлять, как с помощью подручных средств можно

получить шаблон прямого угла (с помощью веревки, отвеса). Рассказывается

ребятам, что таким способом пользовались еще в древности. В заключение

строится чертеж треугольника и подписывается названия его сторон. Такое

знакомство с прямоугольным треугольником позволяет воспитывать не только

познавательную активность, но и осуществлять эстетическое воспитание,

показывая связь геометрии с историей и практическое применение в жизни.

4. Задачи исследовательского характера.

Например:

При изучении темы «Сумма углов треугольника» в начале урока проведем

мини-практикум: раздадим каждому вырезанные из бумаги треугольники

разного вида и предложим с помощью транспортира измерить все углы

треугольника и найти их сумму. Обсуждая результаты практической работы,

ученики делают вывод, что сумма у всех получилась примерно одинаковая –

появляется гипотеза, которую нужно доказать. Проведение такой работы

позволяет воспитывать критическое мышление, трудолюбие, аккуратность,

позволяет создать ситуацию успеха, вызывает интерес, создает мотивы к

изучению темы.

5.

Задачи

формирования

у

школьников

инициативы

и

чувства

ответственности.

Математический

материал,

который

дает

большие

возможности

для

экономического воспитания обучающихся.

Например:

На обучение каждого ученика школы государство расходует … руб. в

год. Подсчитайте, во сколько рублей обходится государству обучение

учащихся вашего класса?

Каждый из учеников нашего класса получил учебники бесплатно.

Сколько стоят эти учебники, если цена (книги) математики….руб.,

русского языка …. руб. Сколько государственных средств сэкономит

один такой класс, если продлит жизнь учебникам на 3 года?

Понятие “бесплатные учебники” становится реальным, а не отвлеченным, если

учащиеся на уроке подсчитают:

стоимость учебников, полученных одним учеником;

стоимость учебников для учащихся всего класса;

стоимость учебников для всей школы.

За одни сутки через неплотно закрытый кран со струей толщиной в

спичку теряется 400 литров воды. Сколько 8 литровых ведер попусту

вытекает из этого крана за 30 дней?

Информация, полученная в результате подсчетов на уроке запоминается быстро

и надолго.

6.

Задачи,

способствующих

военно-патриотическому

воспитанию

школьников,

можно

использовать

технико

эксплуатационные

характеристики

нашей

военной

техники

и

сопоставлять

их

с

соответствующими показателями техники противника.

Например:

Максимальная скорость советского истребителя военного времени “ЯК-

3” 720 км/ч, а немецкого истребителя “Мессершмидт-109” на 120 км/ч

меньше скорости “ЯК-3” и на 30 км/ч больше истребителя “Фокке-

Вульф-190-А”. Найдите скорости немецких истребителей и сравните их

со скоростью “ЯК-3”.

Используя ответ предыдущей задачи сравните максимальные скорости

советских истребителей “МИГ-3”, “ЛА-7”-640 и 680 км/ч соответственно

со скоростями немецких истребителей.

После решения таких задач провожу небольшую беседу о том, что в

увеличении скорости самолетов и улучшении их технико-эксплуатационных

показателей

большую

роль

сыграли

работы

выдающихся

математиков.

Отмечаю, что превосходство нашей боевой техники заключалось не только в

авиации.

7.

Математические сказки -

имеют большой воспитательный эффект на

уроках математики.

Сказки готовят к изучению курса геометрии, которая требует развитого

воображения,

умения

обдумать

предложенную

ситуацию,

выявить

и

использовать необходимую информацию для принятия решения.

Этот перечень можно дополнить еще множеством примеров, которые учитель

использует в своей работе, так как процессы обучения и воспитания

неразрывно связаны.

Каждый учитель повседневно воспитывает культуру поведения учащихся и

своим личным примером учит ответственному отношению к выполнению

порученного дела.

Работа по воспитанию в процессе обучения математике будет эффективной,

если она проводится в различных видах учебной деятельности: в процессе

овладения теорией предмета, при устном счете и решении задач, в ходе

выполнения домашних заданий, в ходе экскурсий, при составлении задач

самими учащимися. Все эти виды работ имеют свои особенности и

возможности в воспитании.

Список литературы:

1.

Петрова В.Г.

Практическая

и

умственная

деятельность

детей-

олигофренов. М., 1968.

2.

Новые

педагогические

и

информационные

технологии

в

системе

образования / под ред. Е.С. Полат-М.:2004

3.

Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. С – П.-М.-Х.-Минск, 99

4.

Выготский Л.С. Лекции по психологии. С.- П.,1997

5.

Шабанов П.Д. Бородкин Ю.С. Нарушения памяти и их коррекция. Л.,1989

6.

Шиф

Ж.И.

Особенности

умственного

развития

учащихся

вспомогательных школ. М.,1965



В раздел образования