Автор: Николаева Елена Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 63"
Населённый пункт: Ижевск
Наименование материала: Родительское собрание в средней группе
Тема: Проектная деятельность
Раздел: дошкольное образование
Родительское собрание в средней группе «Красная шапочка»
Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование
перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической
культуры родителей.
Задачи: рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности детей 4-5 лет;
познакомить родителей с задачами и особенностями образовательной работы
на новый учебный год
Участники: заведующая, старший воспитатель, воспитатели, родители.
План проведения:
1. Вступительное слово (Анна Васильевна)
2. Возрастные особенности детей 4-5 лет (Ирина Александровна)
3. Планируемые результаты освоения программы (Елена Михайловна)
4. Проектная деятельность(Елена Михайловна)
4. Выбор совета родителей группы и решением вопросов
(Евгения Николаевна)
5. Коротко о разном.
Ход собрания:
1. Вступительное слово.
Здравствуйте, уважаемые родители!
Мы вас пригласили на встречу в детский сад,
Различные вопросы мы будем обсуждать.
И детям нашим вместе будем помогать.
Прислушиваться будем к вашим пожеланиям,
Подробно вам расскажем о детском воспитании.
2. Возрастные особенности детей 4-5 лет.
Социально-коммуникативное развитие.
Психическое
развитие
ребенка-дошкольника
отличается
чрезвычайным разнообразием и динамичностью. В годы дошкольного
детства происходят изменения в развитии личности, в общении ребенка с
окружающим, углубляются познания и детская деятельность. Выделение
наиболее
существенных
характеристик
подобных
изменений,
интегрирующих все остальное, - главная задача воспитания. Именно
характеристики
являются
основными
единицами,
определяющими
ключевые направления психического развития ребенка. В качестве одной из
единиц
можно
рассмотреть
развитие
способностей
как
основную
образовательную цель данной программы. К четырем годам ребенок
достигает определенного уровня социальной компетентности: он проявляет
интерес к другому человеку, испытывает доверие к нему, стремится к
общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками. У ребенка
возникают личные симпатии, которые проявляются в желании поделиться
игрушкой, оказать помощь, утешить. Ребенок испытывает повышенную
потребность в эмоциональном контакте со взрослыми, ярко выражает свои
чувства - радость, огорчение, страх, удивление, удовольствие и др. Для
налаживания контактов с другими людьми использует речевые и неречевые
(взгляды, мимика, жесты, выразительные позы и движения) способы
общения. Осознает свою половую принадлежность («Я мальчик», «Я
девочка»).
Фундаментальная
характеристика
ребенка
трех
лет
-
самостоятельность
(«Я сам», «Я могу»). Он активно заявляет о своем
желании быть, как взрослые (самому есть, одеваться), включаться в
настоящие
дела
(мыть
посуду,
стирать,
делать
покупки
и
т.п.)».
Взаимодействие
и
общение
детей
четвертого
года
жизни
имеют
поверхностный характер, отличаются ситуативностью, неустойчивостью,
кратковременностью, чаще всего инициируются взрослым.
К 4 годам дети могут объединяться по 2-3 человека, для разыгрывания
простейших сюжетно-ролевых игр. Игровые действия взаимосвязаны, имеют
четкий ролевой характер. Роль называется, по ходу игры дети могут менять
роль. Игровая цепочка состоит из 3-4 взаимосвязанных действий. Дети
самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию. К 5 годам у детей
возрастает интерес и потребность в общении, особенно со сверстниками,
осознание своего положения среди них. Ребенок приобретает способы
взаимодействия с другими людьми. Использует речь и другие средства
общения
для
удовлетворения
разнообразных
потребностей.
Лучше
ориентируется
в
человеческих
отношениях:
способен
заметить
эмоциональное
состояние
близкого
взрослого,
сверстника,
проявить
внимание и сочувствие. У детей формируется потребность в уважении со
стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его
похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания.
Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Совершенствуется
умение
пользоваться установленными
формами
вежливого обращения.
В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Они
указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой
роли. В процессе игры роли могут меняться. В этом возрасте начинают
появляться
постоянные партнеры
по
игре.
В
общую
игру
может
вовлекаться от двух до пяти детей, а продолжительность совместных игр
составляет в среднем 15-20 мин.
Ребенок начитает регулировать свое поведение в соответствии с
принятыми в обществе нормами; умеет довести начатое дело до конца
(соорудить конструкцию, убрать игрушки, правила игры и т. п.) - проявление
произвольности.
У детей начинает формироваться способность контролировать свои
эмоции в движении, чему способствует освоение ими языка эмоций (гаммы
переживаний, настроений). Эмоциональность пятилетнего ребенка
отличается многообразием способов выражения своих чувств: радости,
грусти, огорчения, удовольствия. Ребенок способен проявить сочувствие,
сопереживание, которое лежит в основе нравственных поступков.
Познавательное развитие
Внимание неустойчиво, кратковременно. Осознает
свою
половую
принадлежность. Возникает
новая
форма
общения
со
взрослым –
общение
на познавательные темы,
которое
сначала
включено
в
совместную со взрослым познавательную деятельность.
Уникальность речевого развития детей в этом возрасте состоит в том,
что в этот период ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку,
его звуковой и смысловой стороне. В младшем дошкольном возрасте
осуществляется
переход
от
исключительного
господства
ситуативной
(понятной только в конкретной обстановке) речи к использованию и
ситуативной, и контекстной (свободной от наглядной ситуации) речи.
Овладение родным языком характеризуется использованием основных
грамматических категорий (согласование, употребление их по числу,
времени и т.д., хотя отдельные ошибки допускаются) и словаря
разговорной речи. Возможны дефекты звукопроизношения.
В
развитии
познавательной
сферы
расширяются
и
качественно
изменяются способы и средства ориентировки ребенка в окружающей
обстановке.
Ребенок активно использует по назначению некоторые
бытовые
предметы, игрушки, предметы-заместители
и
словесные
обозначения объектов в быту, игре, общении. Формируются качественно
новые свойства сенсорных процессов: ощущение и восприятие. В
практической деятельности ребенок учитывает свойства предметов и их
назначение: знает название 3-4 цветов и 2-3 форм; может выбрать из 3-
х предметов разных по величине «самый большой». Рассматривая новые
предметы (растения, камни и т.п.) ребенок не ограничивается простым
зрительным ознакомлением, а переходит к осязательному, слуховому и
обонятельному восприятию. Важную роль начинают играть образы
памяти. Память и внимание ребенка носит непроизвольный, пассивный
характер. По просьбе взрослого ребенок может запомнить не менее 2-3
слов и 5-6 названий предметов. К 4-м годам способен запомнить
значительные
отрывки
из
любимых
произведений..
Рассматривая
объекты, ребенок выделяет один, наиболее яркий признак предмета, и
ориентируясь на него, оценивает предмет в целом. Его интересуют
результаты
действия,
а
сам
процесс
достижения
еще не
умеет
прослеживать.
Конструктивная
деятельность
в
3-4
года
ограничивается
возведением несложных построек по образцу (из 2-3 частей) и по
замыслу. Ребенок может заниматься, не отрываясь, увлекательным для
него деятельностью в течение 5 минут.
Речевое развитие
Владение речью как средством общения и культуры.
Освоение умений: вступать в речевое общение с окружающими,
задавать вопросы, отвечать на вопросы, слушать ответы других детей,
рассказывать о событиях, приглашать к деятельности; адекватно реагировать
на
эмоциональное
состояние
собеседника
речевым
высказыванием
(выразить сочувствие, предложить помощь, уговорить).
Участие в коллективном разговоре, поддерживая общую беседу, не
перебивая собеседников.
Использование
средств
интонационной
речевой
выразительности
(сила голоса, интонация, ритм и темп речи).
Использование элементов объяснительной речи при сговоре на игру,
при разрешении конфликтов.
Освоение
и
использование
вариативных
форм
приветствия
(здравствуйте, добрый день, добрый вечер, доброе утро, привет); прощания
(до свидания, до встречи, до завтра); обращения к взрослым и сверстникам с
просьбой (разрешите пройти; дайте, пожалуйста), благодарности (спасибо;
большое спасибо), обиды, жалобы.
Обращение к сверстнику по имени, к взрослому — по имени и
отчеству.
Развитие
связной,
грамматически
правильной
диалогической
и
монологической речи
Использование
в
речи
полных,
распространенных
простых
с
однородными членами и сложноподчиненных предложений для передачи
временных,
пространственных,
причинно-следственных
связей;
использование суффиксов и приставок при словообразовании; правильное
использование
системы
окончаний
существительных,
прилагательных,
глаголов для оформления речевого высказывания; использование детьми
вопросов поискового характера (почему? Зачем? Для чего?); составление
описательных из 5—6 предложений о предметах и повествовательных
рассказов
из
личного
опыта;
использование
элементарных
форм
объяснительной речи.
Развитие речевого творчества.
Сочинение повествовательных рассказов по игрушкам, картинам;
составление описательных загадок об игрушках, объектах природы.
Обогащение активного словаря.
Освоение и использование в речи: названий предметов и материалов,
из которых они изготовлены (ткань, бумага, дерево, резина); названий живых
существ и сред их обитания (земля, почва, воздух), некоторых трудовых
процессов (кормление животных, выращивание овощей, стирка белья,
сервировка стола и др.); слов, обозначающих части предметов, объектов и
явлений природы, их свойства и качества: цветовые оттенки, вкусовые
качества, степени качества объектов (мягче, светлее, темнее, толще, тверже
и т. п.), явлений (холодно, мокро, солнечно и др.); слов, обозначающих
некоторые родовые и видовые обобщения (игрушки, посуда, животные,
растения и др.), а также лежащие в основе этих обобщений существенные
признаки (живые организмы — растут, размножаются, развиваются; посуда
— это то, что необходимо людям для еды, приготовления и хранения пищи и
т. д.); слов извинения, участия, эмоционального сочувствия.
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического
слуха.
Освоение
произношения
свистящих
и
шипящих
звуков;
четкое
воспроизведение
фонетического
и
морфологического
рисунка
слова;
освоение умения говорить внятно, в среднем темпе, голосом средней силы,
выразительно читать стихи, регулируя интонацию, тембр, силу голоса и ритм
речи в зависимости от содержания стихотворения.
Формирование
звуковой
аналитико-синтетической
активности
как
предпосылки обучения грамоте.
Понимание терминов «слово», «звук», использование их в речи;
представления о том, что слова состоят из звуков, могут быть длинными и
короткими; сравнение слов по протяженности;освоение начальных умений
звукового анализа слов:
самостоятельно произносить слова, интонационно подчеркивая в них
первый
звук; узнавать слова на заданный звук (сначала
на основе
наглядности, затем — по представлению).
Знакомство с книжной культурой, детской литературой
Проявление
интереса
к
слушанию
литературных
произведений.
Самостоятельный пересказ знакомых литературных произведений,
воспроизведение текста по иллюстрациям.
Художественно-эстетическое развитие
Происходят следующие изменения:
овладение сенсорными эталонами, которые помогут детям освоить
цвета, формы, размеры (однако это не только узнавание, но и развитие
чувства цвета, формы, поскольку созданы условия выбора, сравнения,
предпочтения);
обогащение содержания творческой деятельности;
овладение «языком» творчества;
В этот период совершается качественное изменение в творческой
деятельности ребенка. Он самоопределяется, проявляет собственное «Я»
при создании продуктов творчества. Он рисует, лепит для себя, вкладывая в
это собственный опыт и свое видение предмета, явления. Обычно считается,
что это период изображения детьми отдельных предметов, форм. В это
время для детей главное - выразить свое мироощущение, через цвет, форму,
композицию. У детей проявляется предпочтение к тому или иному цвету,
интерес к детализации, выделению характерных признаков предмета,
появляется любимая тематика у мальчиков и девочек.
Физическое развитие
Ребенок
владеет
основными
жизненно
важными
движениями
(ходьба, бег, лазание, действия с предметами). Возникает интерес к
определению соответствия движений образцу. Дети испытывают свои
силы в более сложных
видах
деятельности, но
вместе
с
тем
им
свойственно неумение соизмерять свои силы со своими возможностями.
Моторика выполнения движений характеризуется более или менее
точным воспроизведением структуры движения, его фаз, направления и
т.д.
К
4-м
годам
ребенок
может
без
остановки
пройти
по
гимнастической скамейке, руки в стороны; ударять мяч об пол и ловить
его двумя руками (3 раза подряд); перекладывать по одному мелкие
предметы (пуговицы, горошины и т.п. – всего 20 шт.) с поверхности стола
в небольшую коробку (правой рукой).
Начинает развиваться самооценка при выполнении физических
упражнений, при этом дети ориентируются в значительной мере на
оценку
воспитателя.
Двигательная
активность
становится
целенаправленной, отвечает индивидуальному опыту и интересу, движения
становятся осмысленными, мотивированными и управляемыми. Сохраняется
высокая эмоциональная значимость процесса деятельности для ребенка,
неспособность
завершить
ее
по
первому
требованию.
Появляется
способность к регуляции двигательной активности. У детей появляется
интерес к познанию себя, своего тела, его строения, возможностей. У детей
возникает потребность действовать совместно, быстро, ловко, в едином для
всех
детей
темпе;
соблюдать
определенные
интервалы
во
время
передвижения
в
разных
построениях,
быть
ведущим.
Уровень
функциональных возможностей повышается
Ребенок
владеет
элементарными
гигиеническими
навыками
самообслуживания (самостоятельно и правильно моет руки с мылом
после прогулки, игр, туалета; аккуратно пользуется туалетом: туалетной
бумагой, не забывает спускать воду из бачка для слива; при приеме
пищи
пользуется
ложкой, салфеткой;
умеет
пользоваться носовым
платком;
может
самостоятельно
устранить
беспорядок
в
одежде,
прическе, пользуясь зеркалом, расческой).
3.Планируемые результаты освоения Программы:
Социально-коммуникативное развитие
Развитие игровой деятельности:
– способен принять игровую проблемную ситуацию, развить ее,
изменить собственное ролевое поведение, ориентируясь на поведение
партнеров;
– организует разнообразные игры на бытовые и сказочные сюжеты.
Приобщение к элементарным социальным нормам и правилам:
– способен регулировать собственное поведение на основе усвоенных
норм и правил, проявлять волевые усилия в ситуациях выбора;
– проявляет потребность в общении со сверстниками.
Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности,
патриотических чувств:
–
чувствует
отношение
к
себе
сверстников,
проявляет
чувство
собственного достоинства;
– проявляет уважительное отношение к сверстникам;
– знает о достопримечательностях родного города.
Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения
в качестве пешехода и пассажира транспортного средства:
–
соблюдает
элементарные
правила
поведения
на
улице
и
в
транспорте;
– знает элементарные правила безопасного дорожного движения
Формирование
представлений
об
опасных
для
человека
и
окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них:
– выполняет правила безопасного поведения в детском саду и дома.
Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего
мира природы поведения:
– соблюдает элементарные правила поведения в природе.
Развитие трудовой деятельности:
– самостоятельно одевается и раздевается, обувается и разувается в
определенной
последовательности,
складывает
и
убирает
одежду,
с
помощью взрослого приводит ее в порядок
-самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой, по
занятиям.
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других
людей и его результатам:
– доводит начатое дело до конца;
– испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для
него и полезной для других деятельности
Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в
обществе и жизни каждого человек:
– владеет знаниями о разных профессиях, опирается на них в играх
(врач, шофёр, продавец, воспитатель и.т.д.)
– имеет представление о значимости труда родителей, других близких
людей
Познавательное развитие
Сенсорное развитие:
– различает и называет основные плоскостные формы, основные цвета,
параметры величины
– использует эталоны как обозначенные свойства и качества предметов
(цвет, форма, размер, материал и т.п.)
– подбирает предметы по одному-двум качествам (цвет, форма,
материал и т.п.)
Развитие
познавательно-исследовательской
и
продуктивной
(конструктивной) деятельности:
использует строительные детали с учётом их конструкторских
свойств
осуществляет
анализ
элементов
схемы
и
соотносит
их
с
имеющимися деталями
пользуется простыми способами конструирования, самостоятельно
создает постройку по схеме и достраивает её, владеет способами построения
замысла
Формирование элементарных математических представлений:
– владеет элементарными навыками сравнения групп предметов,
навыками счета в пределах 5
– выделяет параметры величины протяженных предметов, выполняя
действия наложения и приложения
– владеет элементарными навыками ориентировки в пространстве
– использует временные ориентировки в частях суток днях недели,
временах года
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей:
– имеет представления о
предметах ближайшего окружения, их
назначении, признаках
– проявляют интерес к незнакомым предметам и явлениям
–
имеет
представления
о
многообразии
растений,
животных,
особенностях их внешнего вида, условий существования, поведения
–
способен
устанавливать
элементарные
причинно-следственные
зависимости между явлениями живой и неживой природы.
Речевое развитие
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:
– использует речь для инициирования общения, регуляции поведения
–
активно
пользуется
речью
в
игровом
взаимодействии
со
сверстниками
Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны,
грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи
– диалогической и монологической форм) в различных формах и видах
детской деятельности:
– понимает и правильно использует в речи антонимы, синонимы,
обобщающие понятия, лексику, обозначающую эмоциональные состояния
–
использует
в
речи
сложносочиненные
и
сложноподчиненные
предложения, элементарные способы словообразования
– владеет правильным произношением всех звуков родного языка (за
исключением некоторых шипящих и сонорных звуков)
– способен построить небольшой связный рассказ самостоятельно или
с помощью педагога
Практическое овладение воспитанниками нормами речи:
– пользуется разнообразными формулами речевого этикета
– способен
осмысленно
работать
над
собственным
звукопроизношением и выразительностью речи
Развитие литературной речи:
– способен с помощью педагога пересказать содержание знакомых
сказок, рассказов;
– способен
эмоционально
реагировать
на
поэтические
тексты,
выразительно их воспроизводить;
– способен импровизировать на основе литературных произведений.
Приобщение
к
словесному
искусству,
в
том
числе
развитие
художественного восприятия и эстетического вкуса:
– проявляет интерес к слушанию произведений разных жанров
– проявляет интерес к рассматриванию иллюстрированных изданий
детских книг
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности:
– различает основные звуки речи;
– владеет элементарными навыками звукового анализа.
Художественно-эстетическое развитие
Приобщение к изобразительному искусству:
– различает виды декоративно-прикладного искусства;
– различает произведения разных видов изобразительного искусства
(живопись,
графика,
скульптура),
отвечает
на
вопросы
педагога
по
содержанию;
–
понимает
значение
слов
«художник»,
«музей»,
«выставка»,
«картина», «скульптура».
Приобщение к музыкальному искусству:
– внимательно слушает музыкальное произведение, выражает свои
чувства словами, рисунком, движением.
Приобщение к словесному искусству:
– проявляет интерес к слушанию произведений разных жанров;
– проявляет интерес к рассматриванию иллюстрированных изданий
детских книг.
Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка,
аппликация, художественный труд:
– проявляет интерес и бережно относится к результатам детского ––
изобразительного творчества;
– передает характерные особенности (цвет, форму, величину)
предметов, явлений природы;
– лепит предметы разной формы, используя усвоенные приемы и
способы;
–
использует
традиционные
техники
рисования
кистью,
карандашом;
– использует разные способы вырезания и обрывания бумаги для
создания образов в аппликации.
Развитие музыкально-художественной деятельности:
различает высокие и низкие звуки (в пределах секты-септимы)
выделяет средства выразительности музыкального произведения
(тихо, громко, медленно, быстро)
узнаёт песни по мелодии.
может петь протяжно, отчётливо произносить слова, вместе с
другими детьми - начинать и заканчивать пение
самостоятельно отвечает на музыкальные вопросы «Как тебя
зовут?», «Где ты?», «Что ты хочешь, кошечка
импровизирует мелодии на заданный текст
способен
выполнять
танцевальные
движения
пружинка,
подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах, с
предметами (с куклами, игрушками, лентами)
выполняет
движения,
отвечающие
характеру
музыки,
самостоятельно
меняя
их
в
соответствии
с
двухчастной
формой
музыкального произведения
инсценирует песни и ставит небольшие музыкальные спектакли
умеет
играть
простейшие
мелодии
на
одном
звуке
на
металлофоне, погремушках, барабане, ложках
Развитие детского творчества:
– сочетает различные техники изобразительной деятельности при
воплощении индивидуального замысла
– самостоятельно находит сюжеты для своих работ в окружающем
мире и художественной литературе
– создает многофигурные композиции пейзажного и сказочного
содержания
использует варианты композиции и цветовой гаммы при создании
рисунков
в
лепке
создает
образы
персонажей,
передает
их
настроение,
самостоятельно находит способы соединения частей материала.
Физическое развитие
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей:
– легко и быстро засыпает, с аппетитом ест
– редко болеет острыми респираторно-вирусными инфекциями (1-2
раза в год)
Воспитание культурно-гигиенических навыков:
– проявляет привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом
перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом
– имеет элементарные представления о том, что полезно и вредно для
здоровья
– сформированы навыки культуры еды, культуры поведения, умеет
следить за своим внешним видом
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни:
– знает, что надо одеваться по погоде, регулярно гулять, заниматься
зарядкой
– имеет представление о полезной и вредной для здоровья пище
– знает части тела и органы чувств человека и их функциональное
назначение
– сформирована потребность в соблюдении режима питания, знает
важность сна, гигиенических процедур для здоровья
– умеет устанавливать связь между совершаемым действием и
состоянием организма, самочувствия
– имеет представление о составляющих здорового образа жизни
Накопление и обогащение двигательного опыта (овладение основными
движениями):
– ходит свободно, держась прямо, не опуская головы
– уверенно ходит по бревну (скамейке), удерживая равновесие
– умеет лазать по гимнастической стенке вверх и вниз приставным и
чередующимся шагами
– в прыжках в длину с места отталкивается двумя ногами и мягко
приземляется, подпрыгивает на одной ноге
– ловит мяч руками, многократно ударяет им об пол и ловит его
– бросает предметы вверх, вдаль, в цель, через сетку
– чувствует
ритм,
умеет
ходить,
бегать,
подпрыгивать,
изменять
положение тела в такт музыке или под счет
Формирование потребности в двигательной активности и физическом
совершенствовании:
– активен, с интересом участвует в подвижных играх
– инициативен, радуется своим успехам в физических упражнениях
– умеет самостоятельно и творчески использовать физкультурный
инвентарь для подвижных игр.