Напоминание

Этнокультурное воспитание школьников в системе дополнительного образования.


Автор: Захарова-Крицкая Алла Борисовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОУ ДО ДЭЦ "Родник"
Населённый пункт: г.Ярославль
Наименование материала: статья
Тема: Этнокультурное воспитание школьников в системе дополнительного образования.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Этнокультурное воспитание школьников в системе дополнительного образования.

Педагог дополнительного образования

Захарова-Крицкая Алла Борисовна

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования

Детский экологический центр «Родник»

г.Ярославль, 2021год

Тема воспитания подрастающего поколения на традициях русской культуры является

актуальной в течение многих лет. Фольклор – одно из действенных методов воспитания,

таящее в себе большее возможности для развития ребёнка. Познавая, творчески осваивая

опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют полученные

знания в повседневной жизни. Фольклорные произведения учат детей понимать добро и

зло, противостоять плохому, активно защищать слабых. Проявлять заботу и великодушие

к природе.

Приобщение детей к народной культуре как направление отечественной

педагогической мысли стало активно разрабатываться в 80-90-е годы ХХ столетия, сейчас

можно отметить, что происходит активное обращение к народному опыту как основанию

жизненного пространства, его духовно-нравственного наполнения.

Важную роль в воспитании обучающихся в объединении играет детский фольклор,

«ведущим признаком организации которого является единство поэтики, музыки, манеры

исполнения и функции произведения» (М.Н.Мельников). Его особенность обусловлена

народным художественным мышлением и требованиям народной педагогики. «К

примеру,

в

поговорках,

потешках,

детских

песенках,

прибаутках

объединены

импровизационность, изобразительность, ритмичность и наставительность» говорила

М.Ю.Новицкая.

А.М.Мартынова

считает

фольклор

«своеобразной

школой

игры,

призванной обеспечить ребёнку адекватный способ познания окружающего мира.

Детский фольклор – прежде всего культура диалога, он ориентирован на взаимодействие,

необходимость слушать и отвечать. К сказке, созданной детям в назидание, привлекал

вымысел, несущий глубокий жизненный смысл. Детский календарный фольклор давал

интонационно - поэтическую, образную форму общения с окружающим миром».

Задача педагога состоит в том, чтобы помочь ребёнку развиваться как уникальному

существу,

проявляющему

свой

творческий

потенциал,

выбирающему

при

этом

1

оптимальные виды деятельности. Основной путь воспитания общественных качеств –

приобщение ребёнка к своей национальной культуре.

Эта проблема неоднократно обсуждалась на заседаниях Ярославской Региональной

Общественной

Организации

Возрождения

Русской

культуры

и

традиций

«Петропавловская слобода», созданной в 2004 году и председателем которой я являюсь.

Потребность передать знания, умения в области народного творчествашкольникам,

начиная с начальных классов, побудила создатьфольклорное объединение «Веселушки»

на базе Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования

детей «Детского экологического центра «Родник».

В 2015 году в связи с расширением творческой и художественной деятельности

объединение «Веселушки» было переименовано в фольклорное объединение «Школа

русской культуры». Работа по изучению русской культуры ведется в МОУ ДО ДЭЦ

«Родник», СШ № 40, 46, 47.

Деятельность детского фольклорного коллектива осуществляется в соответствии с

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой «Школа русской

культуры».В программе сделана попытка обобщения и систематизации фольклорного

репертуара из разных источников с акцентом на социально – нравственное и речевое

развитие дошкольников и младших школьников. Определены пути решения задач

нравственного воспитания: уважительное отношение педагога к каждому ребёнку,

эмоционально – позитивное общение детей.

Программа

«Школа

русской

культуры»

имеет

фольклорную

направленность. Программа является адаптированной, при ее разработке использовались

материалы образовательных программ «Игранчики» Гвайта Т.А. и «Волшебный мир

музыки в творчестве «Крункнер»» Кочергиной С.А.

Целью программы является формирование у обучающихся представлений о

традициях русского народа средствами музыкального фольклора, что побуждает к поиску

новых средств, методов и подходов к работе. Важную роль играет ознакомлением с

фольклором на основе народного календаря.

При освоении программы планируется решение таких задач, как:

- Ознакомить с ведущими жанрами русского музыкального фольклора, в том числе

Ярославского, такими какхороводы, колыбельные и свадебные песни;семейно-бытовые,

исторические песни и частушки;лирические песни и былины в неразрывной связи с

движениями;

- Изучить традиции, входящих в народный годовой цикл праздников и обрядов восточных

славян (Зимние Святки, Масленица, Пасха, Троица и т.п.);

2

- Освоить традиционных русских народных инструментов: трещотки, ложки, дудочка,

колокольчик, гармонь, балалайка и др.;

- Транслировать полученные знаний и умений в социум через открытые занятия,

выступления на разных сценических площадках (школа, Дом культуры, музей и др.);

- Включить в структуру занятий прикладного творчества- изготовление тряпичных

обрядовых кукол.

- Пошив костюмов;

Особенностью программы является изучение народного календаря построенного на

повторении

и

периодичности

цикла.

В

круглогодичном

народном

календаре

подразумевается изучение времён года, сезонное изменение природы и через это –

знакомство с русскими традициями – играми, хороводами, народными календарными и

семейными обрядами, праздниками. Именно это даёт возможность детям в течение 3-х лет

изучать и проживать одни и те же обряды, праздники постепенно погружаясь в них.

Знакомясь с обрядом, дети осваивают устный и музыкальный материал, количество и

уровень сложности которого увеличивается год от года, а также имеют возможность

попробовать себя в прикладном творчестве (изготовлении кукол), как части обрядовых

традиций.

Условием эффективности реализации программы является тесное сотрудничество с

учреждениями культуры, на базе которых проходят выступления и осуществляются

занятия. Такими площадками является музей истории города Ярославля, библиотека

филиал № 9 Централизованной системы детских библиотек, общеобразовательные школы

№№ 40, 46, 47, гимназия № 3 г. Ярославля, областная научной библиотекой им. Н.А.

Некрасова,

библиотека

им. М.Ю. Лермонтова, Всероссийское Общество Охраны

памятников и культуры города Ярославля.Взаимодействие с Ярославской региональной

общественной

организацией

возрождения

русской

культуры

и

традиций

«Петропавловская слобода», МОУ средней школой № 40 г. Ярославля,ГБОУ г. Москвы

Средняя общеобразовательная школа №1914 - Школа Русской Культуры – стало сетевой

моделью нашей работы в учреждении дополнительного образования детей.

Одним из основных направлений деятельности детского фольклорного коллектива

является участие в фестивалях, возрождающихся традициях и обрядах. В 2014 году

участвовали как принимающая сторона и как ведущий ярмарочного действа в IХ

Всероссийском Народном фестивале, организованном Российским Фольклорным Союзом

и

ЯРО

Ассамблея

народов

России,

посвящённом

10-летию

ЯВОО

ВРКТ

«Петропавловская слобода». Обучающиеся коллектива принимали активное участие в

театрализованных

представлениях

выпускников

Ярославского

училища

культуры,

3

посвященных воссозданию традиционного свадебного обряда «Честным пирком, да за

свадебку», зимнего святочного обряда «Рождество». В ежегодном фестивале малой

ассамблеи народов России «Птаха» традиционно представляем русскую культуру.

С 2012 года началось тесное сотрудничество нашего объединения с музеем села

Пестрецово Ярославского района Ярославской области. Это проявлялось в интересных

беседах,

встречах,

рассказах

сельчан

о

существовавших

народных

традициях.

Сотрудничество позволило расширить кругозор детей в познании обряда «Гостевание»,

приуроченного к Дню Наума, праздника Троицы, а также знакомство с традиционной

русской куклой.

Об эффективности обучения и воспитания по программе «Школа русской культуры»

говорят результаты, показываемые обучающимися.

Ежегодно проводим мониторинг по рабочей программе.

Таблица 1

Критерии и показатели этнокультурной воспитанности

Критерии

этнокультурной

воспитанности

Показатели этнокультурной воспитанности

Когнитивный

1.

Знания о традициях календарно-обрядовых

праздников

(содержание)

2.

Знания о русских народных инструментах

3.

Представления

о

прикладном

творчестве

(обрядовая

тряпичная кукла, костюм)

Эмоциональный

1.

Интерес к занятиям по фольклору

2.

Потребность

участия

в

народных

играх,

хороводах,

праздниках

3.

Желание участвовать в прикладном творчестве

Действенно-практический 1.

Исполнение народных песен, хороводов, народных игр по

желанию учащихся

2.

Активное участие в подготовке и проведении календарно-

обрядового праздника

3.

Самостоятельное изготовление обрядовой тряпичной куклы

Результаты диагностики показывают, что у учащихся, занимающихся по программе

«Школа русской культуры», повышается уровень воспитанности в области народной

культуры, появляется интерес к жанрам музыкального фольклора, обрядам и праздникам

4

русского народа, возникает желание продолжить творческую деятельность в этом

направлении.

Дальнейшее погружение с детьми в традиционную русскую культуру: обряды,

действа и прикладное творчество, развитие партнерских отношений со школами и

учреждениями культуры и социальной сферы, создание музея-мастерской «Сабанеевские

родники» в МОУ ДО ДЭЦ «Родник» дало основание для написания дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей

программы «Школа русской культуры»

углубленного уровня.

Основным качественным показателем образовательной деятельности по программе

считаю развитие положительной мотивации и интереса к занятиям традиционной русской

культурой: обучающиеся принимают активное участие в различных конкурсах и проектах,

показывая высокие результаты. Обучающихся являются победителями и призерами

региональных и всероссийский конкурсов, проектов и фестивалей.

Программа была отмечена дипломом IIстепени общероссийского конкурса

«Этнокультурное

воспитание»,

а

на

заседании

президиума

Центрального

совета

Всероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны памятников

истории и культуры» меня наградили знаком «За активное участие в работе Общества»

как руководителя «Школы русской культуры».

Список использованной литературы

1.

Гвайта Т.А., педагог дополнительного образования, ГОУ ЦДТ ЮЗОУО ДО г. Москва.

Образовательная программа дополнительного образования детей «Игранчики» (развитие

детей средствами русского фольклора).

2.

Дайн Г. Детский народный календарь. – Хотьково: изд. дом «Весь Сергиев Посад», 2010.

3.

Закон РФ «Об образовании» (в редакции 20.07.2004г).

4.

Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. -

С.-Пб.: 1998.

5.

Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора: Учеб. пособие для студентов филологических

специальностей.

6.

Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Новицкая М.Ю. Управление образовательным процессом

в ДОУ с этнокультурным компонентом образования. - Москва, 2006.

5



В раздел образования