Автор: Щурова Галина Алексеевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №14"
Населённый пункт: город Курск
Наименование материала: статья
Тема: Место интегрированного урока в условиях модернизации образования.
Раздел: среднее образование
Место интегрированного урока в условиях модернизации образования.
Научить детей свободному владению биологическими и географическими знаниями
– сама по себе достойная образовательная цель.
Сейчас, как никогда ранее, система образования должна учитывать возможности и
потребности человека. Характер образовательной системы должен быть личностно-
ориентированным, т.е. дифференцированным с учетом различных свойств и качеств
личности. Ориентир на некоего среднего ученика, господствовавший еще совсем недавно
в системах образования многих стран мира, сегодня не устраивает не только обучаемого,
но и государство. Важно, чтобы учащиеся имели возможность развивать свои природные
задатки и способности.
Системы образования при этом призваны способствовать реализации основных
задач социально-экономического и культурного развития общества, ибо именно школа,
готовит человека к активной деятельности в разных сферах экономики, культуры,
политической жизни общества.
Поэтому старая парадигма образования:
учитель - учебник - ученик
должна быть заменена на новую:
ученик - учебник - учитель.
Учитель приобретает новый статус, нисколько не менее значимый, чем ранее:
посредник между миром культуры и учениками.
Задача учителя теперь:
- организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся,
-
научить
учащихся
самостоятельно
ДОБЫВАТЬ
знания
и
ПРИМЕНЯТЬ
полученные знания на практике.
Забота учителя:
- отбирать для указанных целей такие методы, технологии обучения, которые бы не
только и не столько позволяли усваивать готовые знания, сколько приобретать
знания самостоятельно из разных источников;
- формировать собственную точку зрения;
- уметь ее аргументировать;
- использовать ранее полученные знания в качестве метода для получения новых
знаний, то есть развитие компетентности учащихся.
Только такое обучение можно считать развивающим. Усвоение и обобщение
готовых знаний становится не целью, а одним из средств интеллектуального и духовного
развития человека.
Современному обществу нужен человек самостоятельно критически мыслящий,
умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы.
Поэтому и важна необходимость исследования "путей повышения эффективности
педагогического
процесса
на
основе
его
принципиальной
переориентации: от
преимущественно
исполнительной,
репродуктивной
деятельности
учащихся
-
к
преобладанию творческого, поискового начала на всех этапах учебного процесса».
Одной из форм успешного формирования навыков и умений владения является
проведение интегрированных уроков.
Интегрированные
уроки
предполагают
возможность
вовлечения
каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем не процесс пассивного
овладения знаниями, а активной познавательной самостоятельной деятельности каждого
учащегося, применения им на практике этих знаний и четкого осознания, где и каким
образом, для каких целей эти знания могут быть применены. Это возможность работать
совместно, в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, проявляя при этом
определенные
коммуникативные
умения,
возможность
широкого
общения
со
сверстниками. Школьники часто не видят связи между отдельными предметами, а без
этого бывает трудно понять и полноценно изучить многие темы. С другой стороны,
интегрированные уроки помогают повысить интерес к изучаемым предметам, изменить
отношение ребят к ним, дают мощный “толчок” к достижению лучших результатов в
учебе.
Основная цель обучения
биолого-географическим знаниям сегодня - научить
школьников
свободно
говорить,
понимать
биологические
процессы,
выстраивать
взаимодействие природных явлений и человеческого общества, одним словом применять
полученные знания и умения в повседневной жизни.. Кроме того, изучение данных
предметов должно способствовать развитию интеллекта, памяти и воображения — основы
творческого
потенциала.
Вопрос интеграции географии и биологии с другими областями знания всегда был
актуальным, представляющим особый интерес, и не менее плодотворным. Многие
географические и биологические понятия не могут быть осознаны и усвоены учащимися
без элементарных знаний по математике, физике, биологии и другим предметам.
Например, установление продолжительности дня и ночи (освещенности) в зависимости от
широты места, пользование масштабом и измерения на карте и местности, определение
среднесуточной температуры, вычисление коэффициента увлажнения невозможны без
математических расчетов. Процессы нагревания и излучения, испарения и конденсации,
образования осадков, понятие веса, плотности, давления воздуха требуют знаний физики.
Формирование почвенного покрова, растительности и животного мира в природной зоне и
их взаимосвязь становится понятной лишь благодаря знаниям по биологии. При изучении
минеральных полезных ископаемых, различного сырья для химических удобрений и
знакомстве со способами обработки черных и цветных металлов, переработки нефти, газа
необходимы знания по химии.
География и биология настолько универсальна, что при желании учителя может
интегрироваться с любым предметом. На каждом уроке можно найти связь с какой – либо
дисциплиной. Например: При изучении темы "Атмосфера" очень тесной является связь
программы географии с математикой и физикой. Данная тема включает такие понятия, как
температура, атмосферное давление, влажность, осадки, ветер. С понятиями температуры,
давления учащиеся знакомятся в курсе физики 7 класса, но в курсе географии 6 класса эти
величины уже рассматриваются. Поэтому целесообразно эти понятия рассмотреть и
учителю физики с детьми в качестве пропедевтики, показать опыты, объяснить эти
явления, расширить и углубить знания уже в 6 классе на уроках географии.
В курсе математики 6 класса вычисляют среднее арифметическое, читают
графики. И это очень кстати для получения среднемесячной, среднегодовой температуры
воздуха, а для вычисления расстояния между двумя точками координатной оси –
нахождения амплитуды температуры воздуха. Ребята учатся отвечать на вопросы,
используя графики зависимости температуры от времени года, от высоты. Определяют
преобладающее направление ветра по графику розы ветров. Таким образом, учащиеся
убеждаются, что, используя математические методы, которыми обрабатывают результаты
наблюдения, выявляют закономерности, ученые делают выводы, составляют прогнозы.
Результатом совместной работы с учителем математики может являться интегрированный
урок (математика + география), где дети применяют знания в конкретной ситуации и
решают практические задачи. Так, на уроке математики изучается тема "Масштаб", а
более подробно эта тема изучается в курсе географии в теме "План и карта". Учащиеся с
помощью математических умений измеряют расстояния на карте, переводят численный
масштаб в именованный и наоборот. Поэтому возможно проведение интегрированного
урока по математике и географии по теме "Масштаб и его применение в географии".
Математика и биология урок «Путешествие в город десятичных дробей».
Тема "Землетрясения" даётся в курсе географии очень кратко: понятие, причины,
районы землетрясений. В курсе же ОБЖ на изучение этой темы отводится больше часов:
рассматриваются шкала Рихтера, правила поведения во время землетрясений, оказание
первой помощи. Возможен интегрированный урок по географии, ОБЖ и информатике на
тему "Стихийные природные явления, связанные с литосферой и правила поведения в
экстремальных ситуациях".
В 7 классе– в процессе изучения «Географии материков и стран» важно устанавливать
межпредметные связи с химией, физикой, всемирной историей, МХК для более
углубленного
осмысления
школьниками
не
только
естественнонаучных,
но
и
общественнонаучных, страноведческих знаний. Интегрированный урок (биология +
физика) в 7 классе на тему: «Запас прочности человека». Биология + химия «Влияние
металлов на жизнедеятельность организма»
Изучив программы обучения по некоторым предметам и сопоставив их во времени,
можно выявить некоторые совпадения, которые могут служить основой для разработки
интегрированных уроков, и конечно есть большое количество тем, которые похожи по
содержанию в разных школьных курсах, но немного разнятся во времени , являются либо
закрепляющими, повторяющими пройденный материал, либо предварительными, которые
создают основу для более детального, глубокого изучения некоторых тем.
При
изучении темы
«Тропические
пустыни
Африки» (интегрированный
урок география + физика) рассматриваются физические явления миражи, стонущие камни,
поющие пески. Объяснение этим физическим явлениям дает физика, так как дети на
уроках физики знакомятся с такими понятиями, как плотность вещества, изменение
свойств тел при нагревании и охлаждении. Поэтому суть многих явлений и объясняет
физика. Ответить на вопросы: - Почему в Сахаре большие амплитуды температуры
воздуха? - Как движутся пески и образуются барханы? – помогает физика. Выполняя
практическую работу по определению плотности песка и воды, учащиеся проникают в
суть явлений и процессов, происходящих в пустыне.
В математике при знакомстве с геометрией дети изучают фигуры, углы.
Важность геометрии, геометрических тел в природе очень велика. И живые примеры
можно привести из географии. На интегрированном уроке для детей открытием является
то, что Пифагор, чьи "штаны во все стороны равны", первым сделал интереснейшее
предположение, что Земля - шар. "Все в природе должно быть совершенно и гармонично.
Но совершеннейшее из геометрических тел есть шар. Земля тоже должна быть
совершенна. Стало быть Земля - шар!" - говорил Пифагор.
Жизнь на Земле в значительной мере зависит от формы и размеров нашей
планеты, а так же от расстояния до Солнца и угла наклона земной оси к плоскости
орбиты. Это урок "Геометрия вокруг нас" (математика + география).
Урок обобщающего
повторения
в форме игры
-
соревнования по
теме
"Австралия" интегрирован с биологией. Животный и растительный мир Австралии
уникален с точки зрения биологии, поэтому целесообразна интеграция географии с
биологией.
При изучении темы "Рельеф России" (8 класс) прослеживается связь с физикой.
Внутренние
процессы,
движение
вещества
мантии
формируют
рельеф
Земли.
Тектонические движения, вулканизм, землетрясения очень хорошо объясняют физические
законы. На этом уроке ребята закрепляют знание закона сохранения вещества и энергии,
знакомятся с физическим понятием деформации и видами деформации, а так же
сейсмическими волнами - продольными и поперечными. Решают проблему использования
энергии вулканов человеком. Интегрированный урок (география + физика) "Внутренние
процессы формирования рельефа".
На уроках темы "Реки России" (8 класс) при знакомстве с типами водного режима
рек одновременно закрепляются знания по теме "Функции. Свойства функций" из
математики. Поскольку тип водного режима определяется по распределению расхода
воды в течение года. Графики распределения расхода воды ничто иное, как графики
функций. Дети осознают на таком уроке, что функция, график функции - это не нечто
абстрактное, существующее само по себе, а необходимое звено для составления прогнозов
наводнений. На интегрированном уроке (география + математика + физика) "Питание и
режим рек России" дети понимают, что без знания математики нельзя провести какое-
либо водохозяйственное мероприятие, будь то орошение, водоснабжение, осушение,
строительство
гидроэлектростанции,
сооружение
водохранилища.
Тип
урока
-
комбинированный с практической направленностью.
Интегрированный
урок
"Реки
и
человек" (география
+
биология
+
химия) помогает усвоить важную роль рек в хозяйственной деятельности человека.
Значение рыб в жизни человека освещает биолог, а химик говорит с ребятами о
негативных последствиях хозяйственной деятельности - загрязнение воды рек бытовыми
и промышленными отходами. Тип урока - урок изучения нового материала.
В 10 классах – при изучении «Общей географии» необходимо широко реализовать знания
учащихся по химии, физике, истории, привлекать краеведение с целью получения
наиболее полных географических знаний. В первой четверти учащиеся знакомятся
материальной и духовной культурой народов по трем предметам: МХК, география,
всемирная история, литература. Биология + литература по роману В.Дудинцева «Белые
одежды» Урок - конференция "Мировые природные ресурсы, основные черты их
географии"
(интеграция географии
и
экологии).
На
этом
уроке
дети
выявляют
особенности современного этапа взаимодействия природы и общества.
В процессе такой работы учащиеся получают опыт:
- творческого восприятия устного и письменного материала, умение пользоваться
соответствующей справочной литературой и словарями;
- интерпретировать и критически оценивать тексты и отдельные высказывания;
- грамотно и самостоятельно формулировать свое мнение в устной и письменной
форме;
- аргументировать свою точку зрения и осознанно принимать решения;
- работать самостоятельно и в коллективе;
- прослушивать официальные и разговорные сообщения и выделять ключевую
проблему;
- писать рефераты по материалам публикаций в периодической печати;
- готовить доклады и выполнять творческие проекты.
Основные цели, которые ставились на уроке географии и литературы это:
- показать близость содержания ведущих тем разных предметов и их логической
взаимосвязи;
- формировать коммуникативные умения в устной речи
- формировать целостную картину мира через осознание логической взаимосвязи
явлений и процессов, отраженных в различных школьных предметах;
- развивать умения обобщать и делать выводы;
- воспитывать творческих и думающих людей.
Задачи урока состояли в:
- конкретизации коммуникативных навыков и умений с учетом реальных
потребностей и возможностей общении учащихся
- обучении приемам анализа и синтеза знаний, полученных на уроках;
На основе этого у нас возникла мысль провести такие уроки. Урок по географии и
литературе в 6 классе по теме «Ветер», урок в 8 классе по биологии и химии по теме:
«Вода-основа жизни на Земле». .
Эти уроки дали возможность систематизировать полученные знания на уроках
литературы и химии, географии. Также уроки позволили учащимся обобщить и
применить знания на практике.
Подготовительный этап подразумевал творческие, опережающие и индивидуальные
домашние задания, включая необходимый грамматический и лексический материал..
Учащиеся изучали и пользовались дополнительной литературой, Интернет-ресурсами,
использовали разный справочный материал. Вся подготовительная работа способствовала
развитию творческого подхода учащихся к выполнению домашнего задания, к поиску,
отбору и использованию нужной информации по заданным темам.
На уроке использовались разнообразные виды деятельности: работа с книгой,
дополнительной литературой, словарем, чтение отрывков из произведений о ветре.
На этапе обобщения фактического материала в режиме полилога учитель
географии использовал наглядные пособия в виде географической карты и презентации.
За выполнение заданий разной сложности все учащиеся получили оценки. Оценки со
стороны учителей характеризовали качество подготовки, как отдельных учащихся, так и
рабочих групп. Также имела место и самооценка учащихся, которые объективно оценили
свою работу на уроке, что является частью исследовательского метода. Активность на
уроке была высокой с сильной мотивацией.
Домашние задание опиралось на принципы творческого подхода и разнообразия
источников. Оно заключалось в написании сочинения- сказки по теме "Ветер ".
Отзыв учащихся об интегрированном уроке положительный, поскольку на уроке не
вызывало трудностей. Урок разных предметов прошел как одно целое.
Так на примере этого урока можно показать применение межпредметных связей к
одной из форм активизации учебно-воспитательного процесса.
Таким образом, цели и задачи, поставленные перед учителями литературы, химии и
географии, были выполнены.
Каждый из нас стремится к педагогическому мастерству. Оно достигается, помимо
тщательной подготовки к своим урокам, глубоким самоанализом, изучением опыта своих
коллег и внедрением в свою практику наиболее интересных и эффективных приемов
работы и таким примером являются интегрированные уроки.
«Мир для человека, а человек для мира» — такова сущность концепции глобального
образования, которая для преподавателя представляет широкие возможности применения
полученных знаний в жизни. Безусловно, что деятельность учителя, понимающего свое
предназначение в современном мире, должна быть пронизана гуманистическими идеями
сближения народов с целью их взаимообогащения и сотрудничества.
Удивительность и уникальность реализации образовательного процесса состоит в том, что
саморазвитие учителя и ученика при создании необходимых условий перерастает во
взаиморазвитие с целью максимальной реализации своих человеческих и
профессиональных качеств. Ученики развиваются тогда, когда развивается их учитель.
Учитель развивается тогда, когда развиваются его ученики. Учитель не имеет права не
мыслить, так как его ученики — априори мыслящие и творческие личности, в наименьшей
степени скованные «условностями» взрослой жизни. Ученик не может не мыслить, если
перед ним мыслящий учитель. Через оптимистический настрой «У нас все получится!» к
наиболее трудному «Получается!» и победному «Получилось!» происходит
кристаллизация замыслов и воплощений при всем многообразии воспитательных
эффектов.
Учитель биологии и географии Щурова Г.А.