Автор: Шляхтенко Любовь Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 21 "Гнёздышко"
Населённый пункт: г.Междуреченск, Кемеровская область
Наименование материала: Проектная деятельность
Тема: "Развитие связной речи у детей через фольклор"
Раздел: дошкольное образование
Актуальность
Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка.
В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их
деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях:
совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими
людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических
процессов, орудием мышления.
Несомненно, на сегодняшний день тема «Развитие связной речи у детей через
фольклор» очень актуальна.
В то время как развивается наука, в жизнь внедрилась компьютеризация,
народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили
иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через
устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком,
но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего
народа, получает первые впечатления о ней.
Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как малые
фольклорные жанры. Среди этих сокровищ устного народного творчества
пословицы, поговорки и загадки занимают особое место. С их помощью
можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание,
осудить неверное или грубое действие.
Устное народное творчество - это история народа, его духовное богатство.
Народное поэтическое слово помогает духовно обогатить среду, в которой
растут наши дети. Пользу малых фольклорных жанров доказывать не
приходится, это очевидно.
Ценность фольклорных произведений для малышей обусловлена, прежде
всего, их высокой интонационной выразительностью. Простая рифма,
неоднократно повторяющиеся звуки и слова, обращения заставляют
малышей замирать на какое-то мгновенье, невольно заставляют
прислушиваться в речь. А фольклор даёт прекрасные образцы русской речи,
подражание которой позволяют ребёнку успешнее овладевать родным
языком, развивать речь, закрепить словарь; воспитывать правильное
звукопроизношение.
Цели проекта:
- Использовать произведения малых форм фольклора, как возможность
развития речи детей дошкольного возраста;
- Сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить её яркими
впечатлениями, радостью творчества, способностью познать себя,
окружающий мир.
Участники проекта
-Дети 4- 5 лет (средняя группа № «Снегирёк »)
- педагоги
- родители.
Тип проекта
Исследовательско - творческий, долгосрочный, групповой.
Задачи
для детей:
1.
Развивать речевые способности детей среднего дошкольного возраста;
2
. Обогатить словарный запас детей, развивать их образную и связную
речь.
3. Познакомить детей с историей, культурой, народными традициями и
обычаями.
4. Расширить представления детей о разных формах фольклора (потешки,
пестушки, приговорки, заклички, колыбельные песни, скороговорки, сказки,
считалки, пословицы, поговорки).
5. Воспитывать любовь к народному искусству и народным традициям;
6. Обеспечить формирование открытости, доброжелательности,
коммуникативности;
7. Доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными
впечатлениями.
8. Проследить динамику изменения уровня речевого развития в процессе
исследовательской работы.
Задачи для педагогов:
1. Формирование готовности детей к восприятию малых фольклорных
форм на основе организации предметно-развивающей среды.
2. Знакомство с жанрами малых фольклорных форм, формирование их
смыслового и художественного восприятия.
3. Формирование навыков инсценировки, развитие мимики, пластики,
выразительности движений.
Задачи для родителей:
1. Способствовать развитию заинтересованности родителей
воспитанников в проводимой работе.
2. Создать условия для привлечения родителей к взаимодействию по
данной теме.
Этапы:
Подготовительный
• Определение целей, постановка задач проекта;
• Определение цели и задач проекта;
• Подбор литературы, пособий, атрибутов;
• Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением
проекта;
• Разработка тематического планирования мероприятий.
Основной
• Чтение и просматривание иллюстраций художественной литературы;
• Разучивание потешек, считалок, скороговорок и других малых форм
фольклора;
• Разучивание народных игр .
• Организация режимных моментов с использованием фольклорных
произведений;
• Организация и проведение фольклорных праздников;
• Инсценировка русских народных сказок;
• Рисование иллюстраций к любимым сказкам, потешкам,
скороговоркам;
Заключительный
• Проведение сравнительного диагностического исследования уровня
речевого развития детей группы;
• Анализ, обобщение и подведение итогов результатов работ.
План реализации проекта:
Важными условиями ознакомления с малыми формами фольклора,
способствующими освоению произведений фольклора как художественных
произведений, являются:
1. Отбор произведений фольклора с учетом возрастных особенностей;
2. Формирование представлений о жанровых особенностях фольклора;
3. Использование наглядного материала, способствующего освоению
содержание произведений устного народного творчества (предметы быта,
народные игрушки);
4. Создание условий для активного использования детьми произведений
фольклора в самостоятельной деятельности (театрализованные игры,
сюжетно-ролевые игры, изобразительная деятельность).
Формы образовательной работы с детьми
· Непосредственная образовательная деятельность.
· Совместная деятельность.
· Праздники и развлечения, театрализованная деятельность.
· Наблюдения в быту и природе.
· Просмотр видеофильмов, слушание музыки.
Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным
творчеством
· Заучивание потешек, прибауток, закличек.
· Использование пословиц, загадок, поговорок.
· Чтение художественной литературы.
· Использование пальчиковых игр, русских народных песен.
· Проведение русских народных игр.
· Использование русских народных костюмов в праздниках и
самостоятельной деятельности.
· Применение игрушек и изделий народных промыслов.
· Представление кукольного театра.
· Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.
· Рассматривание иллюстраций о русском быте.
· Беседы, вопросы, разъяснения