Напоминание

"Развитие связной речи у детей через фольклор"


Автор: Шляхтенко Любовь Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 21 "Гнёздышко"
Населённый пункт: г.Междуреченск, Кемеровская область
Наименование материала: Проектная деятельность
Тема: "Развитие связной речи у детей через фольклор"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Актуальность

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка.

В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их

деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях:

совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими

людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических

процессов, орудием мышления.

Несомненно, на сегодняшний день тема «Развитие связной речи у детей через

фольклор» очень актуальна.

В то время как развивается наука, в жизнь внедрилась компьютеризация,

народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили

иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через

устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком,

но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего

народа, получает первые впечатления о ней.

Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как малые

фольклорные жанры. Среди этих сокровищ устного народного творчества

пословицы, поговорки и загадки занимают особое место. С их помощью

можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание,

осудить неверное или грубое действие.

Устное народное творчество - это история народа, его духовное богатство.

Народное поэтическое слово помогает духовно обогатить среду, в которой

растут наши дети. Пользу малых фольклорных жанров доказывать не

приходится, это очевидно.

Ценность фольклорных произведений для малышей обусловлена, прежде

всего, их высокой интонационной выразительностью. Простая рифма,

неоднократно повторяющиеся звуки и слова, обращения заставляют

малышей замирать на какое-то мгновенье, невольно заставляют

прислушиваться в речь. А фольклор даёт прекрасные образцы русской речи,

подражание которой позволяют ребёнку успешнее овладевать родным

языком, развивать речь, закрепить словарь; воспитывать правильное

звукопроизношение.

Цели проекта:

- Использовать произведения малых форм фольклора, как возможность

развития речи детей дошкольного возраста;

- Сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить её яркими

впечатлениями, радостью творчества, способностью познать себя,

окружающий мир.

Участники проекта

-Дети 4- 5 лет (средняя группа № «Снегирёк »)

- педагоги

- родители.

Тип проекта

Исследовательско - творческий, долгосрочный, групповой.

Задачи

для детей:

1.

Развивать речевые способности детей среднего дошкольного возраста;

2

. Обогатить словарный запас детей, развивать их образную и связную

речь.

3. Познакомить детей с историей, культурой, народными традициями и

обычаями.

4. Расширить представления детей о разных формах фольклора (потешки,

пестушки, приговорки, заклички, колыбельные песни, скороговорки, сказки,

считалки, пословицы, поговорки).

5. Воспитывать любовь к народному искусству и народным традициям;

6. Обеспечить формирование открытости, доброжелательности,

коммуникативности;

7. Доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными

впечатлениями.

8. Проследить динамику изменения уровня речевого развития в процессе

исследовательской работы.

Задачи для педагогов:

1. Формирование готовности детей к восприятию малых фольклорных

форм на основе организации предметно-развивающей среды.

2. Знакомство с жанрами малых фольклорных форм, формирование их

смыслового и художественного восприятия.

3. Формирование навыков инсценировки, развитие мимики, пластики,

выразительности движений.

Задачи для родителей:

1. Способствовать развитию заинтересованности родителей

воспитанников в проводимой работе.

2. Создать условия для привлечения родителей к взаимодействию по

данной теме.

Этапы:

Подготовительный

• Определение целей, постановка задач проекта;

• Определение цели и задач проекта;

• Подбор литературы, пособий, атрибутов;

• Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением

проекта;

• Разработка тематического планирования мероприятий.

Основной

• Чтение и просматривание иллюстраций художественной литературы;

• Разучивание потешек, считалок, скороговорок и других малых форм

фольклора;

• Разучивание народных игр .

• Организация режимных моментов с использованием фольклорных

произведений;

• Организация и проведение фольклорных праздников;

• Инсценировка русских народных сказок;

• Рисование иллюстраций к любимым сказкам, потешкам,

скороговоркам;

Заключительный

• Проведение сравнительного диагностического исследования уровня

речевого развития детей группы;

• Анализ, обобщение и подведение итогов результатов работ.

План реализации проекта:

Важными условиями ознакомления с малыми формами фольклора,

способствующими освоению произведений фольклора как художественных

произведений, являются:

1. Отбор произведений фольклора с учетом возрастных особенностей;

2. Формирование представлений о жанровых особенностях фольклора;

3. Использование наглядного материала, способствующего освоению

содержание произведений устного народного творчества (предметы быта,

народные игрушки);

4. Создание условий для активного использования детьми произведений

фольклора в самостоятельной деятельности (театрализованные игры,

сюжетно-ролевые игры, изобразительная деятельность).

Формы образовательной работы с детьми

· Непосредственная образовательная деятельность.

· Совместная деятельность.

· Праздники и развлечения, театрализованная деятельность.

· Наблюдения в быту и природе.

· Просмотр видеофильмов, слушание музыки.

Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным

творчеством

· Заучивание потешек, прибауток, закличек.

· Использование пословиц, загадок, поговорок.

· Чтение художественной литературы.

· Использование пальчиковых игр, русских народных песен.

· Проведение русских народных игр.

· Использование русских народных костюмов в праздниках и

самостоятельной деятельности.

· Применение игрушек и изделий народных промыслов.

· Представление кукольного театра.

· Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.

· Рассматривание иллюстраций о русском быте.

· Беседы, вопросы, разъяснения



В раздел образования