Напоминание

"Проект Волшебница песочница


Автор: Серебрякова Виктория Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: п. Раздольный, Елизовский район,Камчатский край
Наименование материала: учебно-методическая разработка
Тема: "Проект Волшебница песочница
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение общеразвивающего

вида

28

«Детский сад №

«Рябинушка»

Проект

«Волшебница

песочница»

Разработала

.

.

Серебрякова В С

Воспитатель первой младшей группы «Радуга»

.

,

,

п Раздольный Елизовский район Камчатский

край

2018

.

г

Содержание проекта:

1

1.

Титульный лист ……………………………………………………………….. 1

2.

Содержание проекта…………………………………………………………… 2

3.

Паспорт проекта ………………………………………………………………. 3

4.

Предполагаемые результаты проекта………………………………………… 4

5.

Задачи проекта…………………………………………………………………..4

6.

План реализации проекта (этапы проекта)……………………………........... 4

7.

Продукты реализации проекта………………………………………………… 5

8.

Заключение………………………………………………………………………5

9.

Методические пособия и литература…………………………………………. 5

10.Содержание приложения……………………………………………………….6

11.Конспект НОД с детьми первой младшей группы на тему «Поможем рыбкам

найти дом» с использованием песочницы с манкой.

12.Семинар-практикум для педагогов «Песочная терапия».

13.Буклет на тему «Использование песка в работе с детьми дошкольного

возраста».

14.Консультация для родителей на тему «Песочная страна – страна чудес».

15.Статьи в информационный уголок для родителей на тему: «Развивающие

игры с песком для детей 2-3 лет».

16.Картотека игр для детей 2-3 лет с кинетическим песком и манкой.

17.Фотоальбом «Чудеса на песке».

Паспорт проекта

Актуальность проекта:

ФГОС дошкольного образования побуждает современных педагогов к поиску

инновационных, интересных методов и технологий в работе с детьми, которые

2

обеспечивают детям комфортное пребывание в условиях ДОУ. Один из таких

методов – это Sandplay или Игра с песком. Через такую игру у детей рождаются и

усиливаются чувства доверия, принятия, успешности, происходит спонтанное

снижение психического напряжения, зарождаются первые коммуникативные

навыки общения. Для ребёнка песочница становится своеобразной сценой для

раскрытия его внутреннего Я. Но игра с песком – это не простое время

препровождение. Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам

тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую

.

Проблема, привлёкшая к созданию проекта:

Для ребенка 2-3 лет характерно яркое проявление эмоций, эмоциональная

неустойчивость и импульсивность. Особо эти возрастные характеристики

проявляются в период адаптации малышей к условиям ДОУ.

Где же ребенку найти пространство, где можно выразить все те импульсы и

переживания, которые зарождаются внутри, но не имеют выхода наружу, чтобы

позволить себе просто быть: быть собой, фантазировать, что-то создавать?

Ведь именно невыраженные эмоции являются причиной психосоматических

заболеваний, приводят к срывам, неврозам, замыканию в себе.

Такое пространство, в котором дети могут выразить в самой естественной для

них форме (игре) свои страхи, желания, обиды, сомнения и злость, волнения и

мечты – предоставляет детям волшебница-песочница.

Тип проекта:

Творческий, практико-ориентированный

Участники проекта:

дети, педагоги и родители воспитанников первой младшей группы «Радуга»

Сроки реализации проекта:

Август 2017г.- декабрь 2018г.

Цель проекта:

Эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в регуляции

эмоциональных проявлений, через внедрение игр с кинетическим песком и

сыпучим материалом (манкой) в практику работы с детьми первой младшей

группы в качестве психопрофилактического средства, что ведет к сокращению

сроков психофизической адаптации.

Предполагаемые результаты проекта:

Установление доверительных отношений между педагогом и детьми;

Снижение психического напряжения, стабилизация эмоционального

состояния в период адаптации, как детей, так и педагогов;

Совершенствование предметно-игровой деятельности детей;

Лёгкая адаптация к условиям ДОУ вновь поступающих детей;

Повыситься компетентность педагогов и родителей в вопросе применения

игр и упражнений с кинетическим песком и манкой.

Задачи проекта:

создать предметно-развивающую среду, необходимую для игр с

кинетическим песком и сыпучим материалом (манкой);

3

способствовать возникновению и поддержанию положительных эмоций у

малышей, повышению эмоционального фона настроения, снятию

психофизического напряжения;

развивать познавательные способности, мелкую моторику, тактильно-

кинестетическую чувствительность, обогащать сенсорный чувственный опыт

малышей;

помочь каждому малышу через игры с кинетическим песком и манкой

выразить состояние внутреннего Я;

помочь детям установить социальные контакты с взрослыми и сверстниками;

показать педагогам и родителям значимость применения игр с песком и

сыпучими материалами, мотивировать взрослых к использованию таких игр

в детском саду и семье;

познакомить педагогов и родителей с приёмами и способами работы с

кинетическим песком и сыпучим материалом (манкой), как средством

сохранения эмоционального благополучия детей.

План реализации проекта:

1.

Подготовительный этап

Цель: определение системы работы по данному направлению.

- изучение и анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме;

- подбор материалов и оборудования для игр с кинетическим песком и сыпучим

материалом;

- подбор игр с учётом возрастных особенностей детей.

Сроки: август

2. Практический этап.

Цель: реализация проекта.

Работа с детьми:

- организация игр с кинетическим песком и манкой

Работа с педагогами ДОУ и родителями воспитанников:

- обучение взрослых способам и приёмам работы с кинетическим песком и

манкой, как средством сохранения эмоционального благополучия детей.

Сроки: сентябрь 2017 г.- ноябрь 2018 г.

3.

Итоговый этап.

Цель: подведение итогов и анализ результатов проекта.

- Презентация проекта;

- Заключение (вывод).

Сроки: декабрь 2018 г.

Продукты реализации проекта:

Конспект НОД с детьми первой младшей группы на тему «Поможем рыбкам

найти дом» с использованием песочницы с манкой

Конспект семинара-практикума для педагогов «Песочная терапия»

Буклет на тему «Использование песка в работе с детьми дошкольного

возраста»

Консультация и игровой практикум для родителей на тему «Песочная страна

– страна чудес»

Статья в информационный уголок на тему: «Развивающие игры с песком для

детей 2-3 лет»

4

Картотека игр для детей 2-3 лет с кинетическим песком и манкой

Фотоальбом «Чудеса на песке»

Заключение (вывод):

Таким образом, мы считаем, что игры с песком и сыпучим материалам (манкой)

являются мощным ресурсом предметно-развивающей среды в группах раннего

возраста. Игры с этими материалами развивают познавательные способности,

мелкую моторику, тактильно-кинестетическую чувствительность, обогащают

сенсорный чувственный опыт малышей, помогают установить первые контакты с

педагогом, способствуют снижению у детей психического напряжения, создают

радостное настроение от взаимодействия с песком, манкой.

Всё это ведёт к сокращению сроков психофизической адаптации ребёнка к

условиям ДОУ.

Методическое обеспечение:

Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная

игротерапия». – СПб. : Институт специальной педагогики и психологии,

1998.

Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по

песочной терапии». СПб. : Речь, 2005.

Кузуб Н.В., Э.И. Осипук Э.И. В гостях у песочной феи. Организация

педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста.

Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных

учреждений. СПб.: Речь: М.: Сфера, 2011.

Логинова О.И. Песочная терапия, 2010

Интернет-ресурсы

Содержание приложения

Приложение 1. Конспект НОД с детьми первой младшей группы на тему

«Поможем рыбкам найти дом» с использованием песочницы с манкой.

Приложение 2. Конспект семинара-практикума для педагогов ДОУ

«Песочная терапия».

Приложение 3. Консультация и игровой практикум для родителей на тему:

«Песочная страна – страна чудес».

Приложение 4.Картотека игр для детей 2-3 лет с кинетическим песком и

манкой.

Приложение 1

Конспект НОД с детьми первой младшей группы

«Поможем рыбкам найти дом»

Тип занятия: комбинированный

5

Вид занятия: поисково-игровой

Составила и провела: воспитатель Серебрякова В.С.

Цель: Формирование у детей представления об объектах живой природы (рыбах) и местах их

обитания. Создание условий для эмоционального сближения детей и взрослых в процессе

совместной деятельности.

Задачи:

1. Обучающие:

- уточнить и расширить представления детей об аквариумных рыбках: о внешнем виде,

об образе жизни и повадках;

- формировать математические представления о количестве: «один – много».

2. Развивающие:

- развивать речь, мышление, воображение;

- развивать общую и мелкую моторику, координацию движений;

- совершенствовать основные виды движения (ходьбу, ползание на четвереньках,

прыжки с продвижением вперёд);

- обогащать тактильный опыт детей через игры с предметами и сыпучим материалом.

3. Воспитательные:

- воспитывать желание прийти на помощь;

- воспитывать бережное отношение к окружающей природе;

- формировать у детей положительный настрой на совместную деятельность с взрослым;

Здоровье сберегающие технологии:

- динамическая пауза, пальчиковая игра;

- ходьба по массажным коврикам;

- массаж кистей рук с помощью природного материала (шишек) и сыпучего материала

(манной крупы).

Методы и приёмы обучения:

Наглядные методы: наблюдение, рассматривание

Словесные методы: беседа, чтение художественной литературы

Приёмы: объяснение, пояснения, указания, вопросы

Игровые методы: воображаемые ситуации, дидактические игры

Приёмы: создание игровой ситуации

Практические методы: упражнения, экспериментирование, моделирование

Приёмы: предметные модели, замещение предметов

Предварительная работа: рассматривание предметных и сюжетных картинок, чтение рассказов

и стихов о рыбах, изобразительная деятельность.

Оборудование: аквариум с рыбкой, 3 модели озера - ёмкости: с водой, с песком (манкой)

и с шишками, два ведёрка, сочки по количеству детей, набор игрушечных рыб,

массажные коврики, воротца, дорожка для прыжков «Цветочная полянка».

Ход занятия:

I этап

Мотивационный – вводная часть (организация и мотивация детей на деятельность)

1.

Педагог подводит детей к аквариуму с рыбкой.

Стеклянный домик на столе с прозрачною водой,

С камнями и песком на дне и с рыбкой золотой.

– Ребята, чей это дом? Кто знает, как называется этот дом для рыбок? (Аквариум)

- Рыбка любит резвиться и играть, а вы любите играть? Давайте отойдём от

аквариума, чтобы не испугать рыбку и покажем, как мы умеем играть.

2.

Динамическая пауза

Заиграли наши ручки. Хлоп, хлоп, хлоп. (Дети хлопают в ладоши)

Застучали наши ножки. Топ, топ, топ. (Дети топают ножками)

По коленочкам ударим, тише, тише, тише. (Дети хлопают по коленкам)

Наши ручки поднимаем, выше, выше, выше. (Дети медленно поднимают руки).

Завертелись наши ручки, покружились, покружились.

6

(Поворачивают кисти рук то вправо, то влево)

Опустились наши ручки и остановились. (Опустили руки вниз)

– Ребята, скажите, для чего нам нужны ручки? (ответы детей)

А ножки? (Ходить, бегать, прыгать)

- А у рыбки есть ножки? (Нет)

- На спинке и брюшке у рыбки находятся плавники. Они заменяют ей и ножки, и ручки.

Рыбка умеет ходить? (Нет)

- А как она передвигается в воде, что она делает? (Плавает)

- Давайте мы поиграем пальчиками и покажем, как плавает рыбка.

3.

Пальчиковая гимнастика «Рыбка плавает в водице»

Рыбка плавает в водице, рыбке весело играть

(сложенными вместе ладошками дети изображают, как плывёт рыбка)

Рыбка, рыбка озорница, мы хотим тебя поймать

(сближают ладошки и «ловят рыбку»)

Рыбка спинку изогнула (ладошкой вниз, изображают, как плывёт рыбка)

Крошку хлебную взяла (делают хватательные движения пальчиками)

Рыбка хвостиком махнула (помахать кистью руки)

Быстро, быстро уплыла

(сложенными вместе ладошками дети изображают, как плывёт рыбка)

4.

Мотивационно-побудительная часть.

- Ребята, скажите, сколько сейчас в аквариуме рыбок? Много или одна? (Одна)

- У рыбки были подружки, рыбок в аквариуме было много, но им стало тесно в маленьком

аквариуме и они отправились искать себе другой дом, но где-то затерялись. Надо найти рыбок,

и помочь им отыскать новый дом. Пойдём искать рыбок? (Да)

Раз, два, три, четыре, пять

Рыбок мы идём искать.

II этап Содержательный – основная часть (практическая деятельность детей)

1.

Выполнение основных видов движений в чередовании с выполнением игровых

заданий

а) По узенькой дорожке

Шагают наши ножки. Ходьба по массажным коврикам.

- Вот мы шли, шли, шли,

Вот мы к озеру пришли.

- Наверное, рыбки в этом озере? Проверим, здесь ли они.

Игра «Ищем рыбок среди шишек». Дети вместе с педагогом подходят к «озеру» с

шишками, погружают руки в сухой бассейн, ищут рыбок среди шишек. Не найдя рыбок в

бассейне, педагог подводит детей к мысли, что в этом «озере» нет воды, а рыбки без воды жить

не могут.

Раз, два, три, четыре, пять

Рыбок вновь идём искать.

б) Сколько веток на пути,

Надо под ними проползти. Ползание на четвереньках под воротцами.

- Вот мы шли, шли, шли,

К другому озеру пришли.

- Может быть, рыбки в этом озере?

Игра «Соберём мусор в ведёрко». Дети вместе с педагогом подходят к «озеру» с водой и

мусором (бумажки, маленькие пластиковые бутылочки, футляры от киндер-сюрприза).

- Ребята, посмотрите, сколько в воде мусора. Разве можно мусор бросать, где попало? (Нет)

- Куда мы с вами выбрасываем мусор? ( В ведро для мусора)

- Как вы думаете, могут рыбки жить в воде с мусором? Конечно же, не могут.

Давайте соберём этот мусор в ведёрко и узнаем здесь ли они. (Дети сочками собирают мусор в

ведёрко)

Не найдя рыбок, педагог подводит детей к мысли, что в воде с мусором рыбки жить не могут.

Раз, два, три, четыре, пять

7

Рыбок вновь идём искать.

в) Вот полянка на пути,

Надо нам её пройти.

Прыжки на двух ногах с продвижением вперёд «Из цветка в цветок».

- Вот мы шли, шли, шли,

Ещё к одному озеру пришли.

Дети вместе с педагогом подходят к песочнице.

- Может быть, рыбки в этом озере наши свой дом? Проверим, здесь ли они.

Игра в песочнице «Рыбки – потеряшки». Дети погружают руки в манную крупу, находят

рыбок и складывают их в ведёрко.

- Вот где спрятались рыбки. Как вы думаете, смогут они жить в песке, без воды? (Нет)

- Давайте поселим рыбок туда, где они должны жить.

Педагог с детьми поочерёдно подходят к ёмкостям с различным наполнением. Педагог подводит

к мысли, что рыбки могу жить только там, где много чистой воды.

Дети помещают рыбок в ёмкость с водой.

- Попрощаемся с рыбками, пусть они отдыхают.

III этап Рефлексивный – заключительная часть (активизация положительных эмоций

детей)

Наша умная головка думала сегодня ловко (погладить себя по голове).

Ушки всё услышали (погладить ушки),

Глазки всё увидели (погладить веки глаз).

Ручки всё исполнили (погладить ладошки),

А ноженьки потопали (погладить ножки).

Дополнительная деятельность по ситуации

- А наши ручки превратятся в рыбок и поиграют в «чудо-песочке»

2.

Пальчиковая игра в песочнице «Рыбки»

Рыбки плавают, ныряют, веселятся и играют.

(ребром ладоней дети делают волнообразные движения по манной крупе)

То сожмутся (сжать пальчики обеих рук в кулачок)

Разожмутся (растопырить пальчики в крупе)

То зароются в песке (зарыть ладони в крупу).

Приложение 2

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Песочная терапия»

Задачи:

8

Познакомить педагогов с методом песочной терапии, способствующим развитию

интеллектуально-познавательной деятельности детей дошкольного возраста;

Организовать игровой практикум для педагогов с кинетическим песком и манкой.

Стимулировать интерес педагогов для совместной игровой деятельности.

Способствовать возникновению и поддержанию положительных эмоций у педагогов.

Оборудование:

3 разноса с манкой; 3 загадки; 3 ёмкости с кинетическим песком; дополнительный

материал (камешки, мелкие ракушки, фигурки машин, собачки, рыбки, деревья, морские

и дикие животные, кораблики, монеты, ключи); влажные салфетки

Ход:

Добрый день, уважаемые педагоги! Предлагаем Вам отгадать загадку:

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках, во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

Правильно! Следовательно, сегодня мы с вами поговорим о песке. Мы познакомим вас с

методом песочной терапии, с его элементами, которые можно использовать в работе с детьми и

сами поиграем с песком. Предлагаем вашему вниманию презентацию «Песочная терапия».

Слайд 1

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента

физического и психического здоровья ребёнка.

В последнее время мы часто говорим об инновационных технологиях в работе

с дошкольниками, которые обеспечивают детям их комфортное пребывание в условиях ДОУ.

Сегодня мы хотим поговорить об одной из таких технологий – о песочной терапии.

Слайд 2

В начале 20 века швейцарский психолог и философ Карл Густав Юнг впервые обратил внимание

на терапевтический эффект от действий с песком при психических расстройствах детей и

взрослых. Он описал его и стал применять в психотерапевтической, коррекционной работе со

своими пациентами. В дальнейшем этот метод приобрел название Юнгианский метод песочной

терапии.

Слайд 3

Как же метод песочной терапии может применяться воспитателями ДОУ?

Возможности метода «песочной терапии» постоянно расширяются, приобретая различные

модификации и формы. В дошкольной практике эта методика получила название Sandplay

(«sand» – песок, «play» – игра) т.е. игры с песком, и в настоящее время является великолепным

подспорьем в развитии навыков и умений детей дошкольного возраста.

Слайд 4

Само по себе взаимодействие с песком:

развивает тактильную чувствительность и мелкую моторику, что напрямую

взаимосвязано с интеллектом и речью;

приносит ребенку позитивные эмоции;

способствует развитию всех познавательных функций ребенка, совершенствованию его

игровых навыков.

Таким образом, игры с песком позволяют одновременно работать как с интеллектуальной,

так и с эмоциональной сферой ребёнка.

Слайд 5

Игры с песком – одно из самых любимых занятий детей. Но это не простое время

препровождение Это много новых эмоций и развивающих игр.

Если рассматривать педагогические и психологические аспекты использования песка, то трудно

его переоценить. Песок - это замечательный сенсорный материал, и непревзойдённая по своим

возможностям предметно-игровая среда, и великолепный материал для творческой деятельности,

созидания, познания… ребёнок включается в игры с песком всем своим существом

эмоционально,

психически и физически.

9

Слайд 6

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта, чтоб вера в детство не пропала.

Простейший ящик от стола покрасить голубою краской,

Горсть золотистого песка туда вольётся дивной сказкой.

Игрушек маленьких набор возьмём в игру… Подобно Богу

Мы создадим свой Мир Чудес, пройдя Познания Дорогу

Слайд 7

Игровой практикум в песочнице с песком или с сыпучим материалом,

направлен на развитие тактильно-кинетической чувствительности ребёнка. Данную технику

чаще всего применяют для самых маленьких. Кому-то нравится просто пересыпать мелкий

материал

из ладошки в ладошку, копаться в нём, подбрасывать, а кому-то складывать в красивую

формочку, причём делать это много-много раз…

Слайд 8

Почему малыши любят играть с песком или с сыпучим материалом?

- руки зарываются в песок - это приятные тактильные ощущения;

- песок медленно сыпется – это зрительно завораживает;

- быстрые изменения и превращения на песке отвлекают от переживаний.

Слайд 9(с фото детей)

В играх с детьми можно использовать, в качестве сыпучего материала, манку, т. к. в некоторых

случаях она заменяет песок.

Преимущество манки, по сравнению с песком, в том, то ее можно

попробовать на вкус, а дети очень часто любят пробовать все, что попадется под руку.

Любой малыш с огромным удовольствием принимает участие в подобных играх!

Слайд 10

Рисунки песком и на песке

Данная техника удивительна тем, что предлагает использовать песок, как основу для творчества

и самовыражения. С помощью палочки, просто пальчика и песка в кулачке можно рисовать

отдельные предметы и целые картины. Хорошо бы еще организовать столик со стеклом и

подсветкой для рисования песком. Отдача от таких игр превосходит самые смелые ожидания.

Слайд 11 (с фото детей)

Это необычная возможность выразить свои чувства и эмоции без слов. Именно в таком

состоянии лучше всего снимаются стрессы, внутреннее напряжение, уходят проблемы…

Слайд 12

Игры с кинетическим песком

это инновационная техника, основным инструментом, которой является уникальный по своему

составу песок, представляющий собой смесь кварцевого песка 98% и силиконового полимера

2%, связывающего его частицы между собой. Он безопасный, приятный на ощупь, рассыпчатый

и лёгкий, никогда не засыхает, отлично лепится.

Слайд 13

Кинетический песок - потрясающий развивающий материал и игрушка.

Он настолько необычен, притягателен и удивителен, что никого не оставляет равнодушным.

В последнее время кинетический песок все больше завоёвывает внимание со стороны детей, их

родителей и педагогов. С ним можно придумать безграничное число игр.

Слайд 14

Проектные игры с кинетическим песком или с сыпучим материалом

Данная техника позволяет ребёнку создавать картину мира в «живом» трехмерном пространстве.

С помощью таких игр предоставляется возможность строить свой личный мир, ощущая себя его

творцом.

Слайд 15 (с фото детей)

Игрушек маленьких и средних

Вы подготовьте для игры

И создавайте мир чудесный

10

И стройте замки и мосты…

Слайд 16

Песок прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. В песочнице быстрее

устанавливаются доверительные отношения между взрослым и ребенком.

Игры с песком вносят в душу ребёнка веселье и радость и вместе с тем способствуют его

развитию.

Играть с песком просто и легко с детьми разного возраста: от года до 6 лет. Все зависит от

интереса ребенка.

А сейчас я предлагаю вам немного поиграть.

Игровой практикум.

Общеизвестно, что одним из важных чувств человека является тактильное ощущение.

Поэтому и начинать игры с детьми нужно с тактильного знакомства с песком (манкой).

Задание 1. Знакомимся с «чудо – страной».

a)

Игра «Здравствуй, чудо-песок!» (Положить на планшет с манкой обе руки ладонями вверх,

затем положить ладони на манку и разводить - сводить прямые пальцы)

b)

Погрузить руки в манку на некоторое время, дать наполниться рукам положительной силой

и энергией, которые условно даёт манка.

c)

Игра «Необыкновенные следы»

- «бегут жучки - паучки» (двигать всеми пальцами по поверхности планшета с манкой,

Имитируя передвижение паучков);

- «идут медвежата» (кулаками надавливать на поверхность планшета);

- «ползут змейки» (всеми пальцами или ребром ладони делать поверхность манки волнистой)

d)

Пальчиковая игра с манкой «Рыбки»

Рыбки плавают, нграют в чистой тёпленькой воде

(ребром ладоней дети делают волнообразные движения по манке)

То сожмутся (сжать пальцы обеих рук в кулачок)

Разожмутся (растопырить пальчики в манке)

То зароются в песке (зарыть ладони в манку)

Эти упражнения, собственно, как и все игры с песком, способствуют развитию мелкой моторики.

Хорошие результаты даёт рисование на манке. Детям не страшно ошибиться, это не бумага, и

легко можно все исправить, если допустили ошибку. И дети на планшете с манкой рисуют и

пишут с удовольствием.

Задание 2. Порисуем на манке.

a)

Игра «Намотаем клубочки». Попробуйте рисовать одновременно двумя руками.

Сначала «намотайте» два клубка ниток – один правой, а другой левой рукой. Движения рук

должны быть синхронными, с той разницей, что левая рука рисует круги против часовой

стрелки, а правая – по часовой стрелке.

b)

Затем нарисовать «2 круга, 2 квадрата, 2 треугольника»

Это упражнение помогает синхронизировать активность обоих полушарий головного мозга.

c)

«Песочный телеграф» Эта игра способствует активизации детей и созданию

положительного эмоционального настроя с использованием техники рисования

пальцем.

Педагоги выстраиваются в 3 колонны по 4 человека в затылок друг другу.

Крайний педагог «рисует» пальцем на спине впередистоящего педагога геометрическую фигуру,

прямую линию, угол – что угодно. Тот, кто получил «сообщение», должен передать его

следующему игроку точно таким образом – нарисовать пальцем на спине соседа, последний

получатель рисует форму на планшете с манкой. После этого он становится в конец колонны, и

игра повторяется

Рисуя на песке (манке), дети учатся ориентироваться на плоскости.

Задание 3. Игра «Картина из загадок»

Предлагаю вам разгадать загадки, но не просто разгадать, а нарисовать ответы на планшете, так

чтобы получилась картина, т. е. ответы надо рисовать там, где они обычно должны находиться.

11

Жёлтая тарелка на небе висит.

Жёлтая тарелка всем тепло дарит. (солнце)

Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок.

Собрались овечки у небесной речки. (облака)

Течёт, течёт – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит. (речка)

Как над речкой, над рекой

Появился вдруг цветной

Чудо мостик подвесной. (радуга)

Она под осень умирает

И вновь весною оживает.

Иглой зелёной выйдет к свету,

Растёт, цветёт всё лето.

Коровам без неё – беда:

Она их главная еда. (трава)

После обучения детей манипуляциям с манкой и ориентировке на плоскости переходим к

предметному конструированию из кинетического песка. Если ребёнок в хорошем настроении,

можно предложить ему построить в песочнице какую-либо страну, свой мир, сказку.

Если у ребёнка нет настроения, не только разговаривать, но и вообще что-то делать, позволяем

ему просто поиграть с песком, как он хочет, чтобы ребёнок успокоился, расслабился, пришёл в

хорошее расположение духа.

Задание 4. Педагогам предлагается ёмкость с кинетическим песком.

Игра «Отгадки» Прочитать загадку, а отгадку соорудить из кинетического песка, используя

дополнительный материал.

Загадки:

Суши маленький кусочек, -

Но бывает иногда

Он большим, и даже очень,

А вокруг всегда вода. (Остров)

У той немаленькой горы

Характер тихий до поры.

Но может так случиться –

Взорвётся, задымиться. (Вулкан)

Вот пустыня, но и тут

Озеро бывает,

Где и путник, и верблюд

Жажду утоляют. (Оазис)

Задание 5. Упражнение «Песочница желаний»

Перед вами песочница желаний, которая подскажет, что вас ожидает в будущем. Сейчас вы

будете подходить к песочнице и по одному вытягивать предметы, по предложенным,

обозначениям вы будете узнавать, какой сюрприз вас ждёт в будущем.

Предметы в песочнице желаний:

Машинка – путешествие.

Куколка – Фея – исполнение мечты.

Ключик – узнаете тайну.

Собачка – встреча с другом.

Монета – вас ждет денежная премия.

– Понравились вам предсказание песка? (Ответы участников.)

Ритуала «выхода» из Песочной страны.

Закончить игры с песком можно тоже стихами.

12

Свои ладошки подними, свои ладошки отряхни!

Спасибо, чудо наш песок, Ты всем нам радости принёс!

Приложение 3

Консультация и игровой практикум для родителей «Песочная страна-страна чудес»

13

Задачи:

Дать возможность родителям получить информационно – практическую

помощь по

использованию игр с песком с детьми дошкольного возраста;

Стимулировать интерес родителей для совместной игровой деятельности.

Способствовать возникновению и поддержанию положительных эмоций у родителей.

Оборудование:

4 разноса с манкой; 3 ёмкости с кинетическим песком; дополнительный материал

(камешки, мелкие ракушки, разноцветные бусины; фигурки деревьев, кустарников,

морских и диких животных, машинки, собачки, рыбки, монеты, ключи, кораблики).

Ход:

Добрый вечер, уважаемые родители! Для того, чтобы узнать тему нашей встречи, предлагаю Вам

отгадать загадку:

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках, во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

Правильно! Следовательно, сегодня мы с вами поговорим о песке. Мы познакомим вас с

играми с песком, в которые мы играем с детьми и сами поиграем с песком.

Слайд 1

Песок

- это уникальный природный материал,

таящий в себе огромный потенциал для

всестороннего развития ребёнка.

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.

Как известно, дети с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены

разными эмоциями.

Слайд 2

Само по себе взаимодействие с песком:

усиливает желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать

самостоятельно;

развивает тактильную чувствительность и моторику пальцев рук, что напрямую

взаимосвязано с интеллектом и речью;

развивает все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление);

приносит ребенку позитивные эмоции;

песок поглощает отрицательную энергию, что особенно актуально в работе

с «особыми» (гиперактивными, гипервозбудимыми, тревожными) детьми.

Слайд 3

Почему малыши так любят играть с песком?

Потому, что это помогает расслабиться:

- руки зарываются в песок – это приятные тактильные ощущения;

- песок медленно сыпется – это зрительно завораживает;

- быстрые изменения и превращения на песке отвлекают от переживаний.

Слайд 4

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб вера в детство не пропала.

Простейший ящик от стола покрасить голубою краской,

Горсть золотистого песка туда вольётся дивной сказкой.

Игрушек маленьких набор возьмём в игру… Подобно Богу

Мы создадим свой Мир Чудес, пройдя Познания

Дорогу!

Слайд 5

В своей деятельности с малышами мы используем:

Игровой практикум в песочнице

направленный на развитие тактильно-кинетической чувствительности ребёнка.

14

Кому-то из малышей нравится просто пересыпать мелкий материал из ладошки в ладошку,

копаться в нём, подбрасывать, а кому-то складывать в красивую формочку, причём делать это

много-много раз…

Слайд 6

В играх с малышами мы используем, в качестве сыпучего материала, манку, т. к. в некоторых

случаях она заменяет песок.

Преимущество манки, по сравнению с песком, в том, что ее можно попробовать на вкус, а

маленькие детки очень часто любят пробовать все, что попадется под руку.

Любой малыш с огромным удовольствием принимает участие в подобных играх! (фото детей)

Слайд 7

Рисунки манкой и на манке

Данная техника удивительна тем, что предлагает использовать манку, как основу для

творчества и самовыражения.

С помощью пальчика или манки в кулачке можно рисовать отдельные предметы и целые

картины.

Хорошо бы еще организовать столик со стеклом и подсветкой для рисования. Отдача от таких игр

превосходит самые смелые ожидания.

Слайд 8

Это необычная возможность детям выразить свои чувства и эмоции без слов…(фото детей)

Слайд 9

Игры с кинетическим песком

Это инновационная техника, основным инструментом, которой является уникальный по своему

составу песок, представляющий собой смесь кварцевого песка 98% и силиконового полимера

2%, связывающего его частицы между собой. Он безопасный, приятный на ощупь, рассыпчатый

и лёгкий, никогда не засыхает, не пачкается и отлично лепится.

Слайд 10

Именно в таком состоянии лучше всего снимаются стрессы, внутреннее напряжение, уходят

проблемы…(фото детей)

Слайд 11

Проектные игры с кинетическим песком или с сыпучим материалом

Данная техника позволяет ребёнку создавать картину мира в «живом» трехмерном пространстве.

С помощью таких игр предоставляется возможность строить свой личный мир, ощущая себя

его творцом

Слайд 12

Игрушек маленьких и средних

Вы подготовьте для игры

И создавайте мир чудесный

И стройте замки, и мосты…(фото детей)

При организации песочных игр мы придерживаемся некоторых правил:

Не заставлять ребенка играть с песком или манкой, так как не всем детям это

нравится.

Предоставлять ребёнку право выбора игрушек для игры в песочнице.

Оставлять за ребёнком право на свободную игру с песком.

Слайд 13

Песок прекрасный посредник для установления контакта с ребенком.

В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между взрослым и ребенком.

Игры с песком вносят в душу ребёнка веселье и радость и вместе с тем способствуют его

развитию.

Играть с песком просто и легко с детьми разного возраста: от года до 6 лет. Все зависит от

интереса ребенка.

Практическая часть (игровой практикум).

А сейчас я предлагаю вам немного поиграть.

Общеизвестно, что одним из важных чувств человека является тактильное ощущение.

Поэтому и начинать игры с детьми нужно с тактильного знакомства с песком (манкой).

15

Задание 1.

e)

Игра «Здравствуй, чудо-песок!» (Положить на планшет с манкой обе ладони и разводить и

сводить прямые пальцы)

f)

Погрузить руки в манку на некоторое время, дать наполниться рукам положительной силой

и энергией, которые условно даёт манка.

g)

Игра «Необыкновенные следы»

- «бегут жучки - паучки» (двигать всеми пальцами по поверхности, имитируя передвижение

паучков);

- «идут медвежата» (кулаками надавливать на манку);

- «ползут змейки» (всеми пальцами или ребром ладони делать поверхность манки

волнистой)

h)

Пальчиковая игра с манкой «Рыбки»

Рыбки плавают, нграют в чистой тёпленькой воде

(ребром ладоней дети делают волнообразные движения по поверхности планшета)

То сожмутся (сжать пальчики обеих рук в кулачок)

Разожмутся (растопырить пальчики)

То зароются в песке (зарыть ладони в манку)

Эти упражнения, собственно, как и все игры с песком, способствуют развитию мелкой моторики.

Задание 2: «Песочный телеграф»

Эта игра способствует активизации детей и созданию положительного эмоционального настроя с

использованием техники рисования пальцем.

Родители выстраиваются в 3 колонны по 4 человека в затылок друг другу.

Крайний игрок «рисует» пальцем на спине впередистоящего геометрическую фигуру, прямую

линию, угол – что угодно. Тот, кто получил «сообщение», должен передать его следующему

игроку точно таким образом – нарисовать пальцем на спине соседа, последний получатель

рисует форму на планшете. После этого он становится в конец колонны, и игра повторяется.

Хорошие результаты даёт рисование на планшете с манкой. Детям не страшно ошибиться, это не

бумага, и легко можно все исправить, если допустили ошибку. И дети на манке рисуют с

удовольствием.

Задание 3. Порисуем на планшете манкой.

a)

Игра «Намотаем клубочки». Попробуйте рисовать одновременно двумя руками.

Сначала «намотайте» два клубка ниток – один правой, а другой левой рукой. Движения рук

должны быть синхронными, с той разницей, что левая рука рисует круги против часовой

стрелки, а правая – по часовой стрелке. Затем нарисовать 2 круга,2 квадрата,2 треугольника.

Это упражнение помогает синхронизировать активность обоих полушарий головного мозга.

b)

Игра «Картина из загадок»

Рисуя на песке (манке), дети учатся ориентироваться на плоскости.

Предлагаю вам разгадать загадки, но не просто разгадать, а нарисовать ответы на песке, так

чтобы получилась картина, т. е. ответы надо рисовать там, где они обычно должны находиться.

Жёлтая тарелка на небе висит.

Жёлтая тарелка всем тепло дарит. (солнце)

Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок.

Собрались овечки у небесной речки. (облака)

Течёт, течёт – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит. (речка)

Как над речкой, над рекой

Появился вдруг цветной

Чудо мостик подвесной. (радуга)

Она под осень умирает

И вновь весною оживает.

Иглой зелёной выйдет к свету,

Растёт, цветёт всё лето.

16

Коровам без неё – беда:

Она их главная еда. (трава)

После обучения детей манипуляциям сыпучим материалом и ориентировке на плоскости

переходим к предметному конструированию.

Если ребёнок в хорошем настроении, можно

предложить ему построить в песочнице какую-либо страну, свой мир, сказку.

Если у ребёнка нет настроения, не только разговаривать, но и вообще что-то делать, позволяем

ему просто поиграть с песком, как он хочет, чтобы ребёнок успокоился, расслабился, пришёл в

хорошее расположение духа.

Задание 4. Родителям предлагается ёмкость с кинетическим песком.

Игра «Отгадки» Предложить загадку, а отгадку соорудить из кинетического песка, используя

дополнительный материал.

Загадки:

Суши маленький кусочек, -

Но бывает иногда

Он большим, и даже очень,

А вокруг всегда вода. (Остров)

У той немаленькой горы

Характер тихий до поры.

Но может так случиться –

Взорвётся, задымиться. (Вулкан)

Этот город не простой-

Он дремучий и густой. (Лес)

Задание 5. Упражнение «Песочница желаний»

Перед вами песочница желаний, которая подскажет, что вас ожидает в будущем. Сейчас вы

будете подходить к песочнице и по одному вытягивать предметы, по предложенным,

обозначениям вы будете узнавать, какой сюрприз вас ждёт в будущем.

Предметы в песочнице желаний:

Машинка – путешествие.

Рыбка – исполнение желания.

Ключик – узнаете тайну.

Собачка – встреча с другом.

Монета – вас ждет финансовое пополнение.

Ритуал «выхода» из Песочной страны.

Закончить игры с песком можно тоже стихами.

Свои ладошки подними, свои ладошки отряхни!

Спасибо, милый наш песок, Ты всем нам радости принёс!

Приложение 4

17

Картотека игр

с кинетическим песком и манной

крупой

2-3

для детей

лет

18

,

!

Здравствуй песок

Цель:

снижение

психофизического

напряжения

.

Содержание.

Взрослый просит по-разному

«поздороваться с песком», то

есть

различными

способами

дотронуться до песка.

Ребенок:

дотрагивается

до

песка

поочередно

пальцами

одной,

потом второй руки, затем всеми

пальцами одновременно;

• легко/с напряжением сжимает

кулачки

с

песком,

затем

медленно

высыпает

его

в

песочницу;

• дотрагивается до песка всей

ладошкой — внутренней, затем

тыльной стороной;

перетирает

песок

между

пальцами, ладонями.

В

последнем

случае

можно

спрятать в песке маленькую

плоскую игрушку:

«С

тобой

захотел

поздороваться

один

из

обитателей песка — ...»

Старшие

дети описывают и

сравнивают

свои

ощущения:

«тепло — холодно», «приятно

неприятно»,

«колючее,

шершавое» и т.д.

Песочный дождик

Цель:

регуляция

мышечного напряжения,

расслабление.

Содержание.

Взрослый говорит о том,

что в «песочной стране»

может идти необычный

песочный дождик и дуть

песочный

ветер.

Это

очень приятно. Вы сами

можете

устроить

такой

дождь и ветер. Смотрите,

как это происходит.

Ребенок

медленно,

а

затем

быстро

сыплет

песок из своего кулачка в

песочницу,

на

ладонь

взрослого,

на

свою

ладонь.

Ребенок закрывает глаза и

кладет на песок ладонь с

расставленными

пальчиками,

взрослый

сыплет песок на какой-

либо палец, а ребенок

называет

этот

палец.

Затем

они

меняются

ролями.

Песочный ветер

(

)

дыхательное

Цель:

научить

детей

управлять

вдохом-

выдохом.

Содержание.

Малыши учатся дышать

через

трубочку,

не

затягивая

в

нее

песок.

Можно также выдувать

углубления,

ямки

на

поверхности песка. Для

этих

игр

можно

использовать

одноразовые

трубочки

для коктейля.

19

Необыкновенные следы

Цель:

развитие

тактильной

чувствительности , воображения.

Содержание.

«Идут медвежата» — ребенок

кулачками

и

ладонями

с

силой

надавливает на песок.

«Прыгают

зайцы»

кончиками пальцев ребенок ударяет

по поверхности песка, двигаясь в

разных направлениях.

«Ползут змейки» — ребенок

расслабленными/напряженными

пальцами рук делает поверхность

песка

волнистой

разных

направлениях).

«Бегут

жучки-паучки»

ребенок двигает всеми пальцами,

имитируя

движение

насекомых

(можно полностью погружать руки в

песок, встречаясь под песком руками

друг

с

другом

«жучки

здороваются»).

«Кроказябла»

дети

оставляют

на

песке

самые

разнообразные следы, придумывают

название

для

фантастического

животного, которое оставило такие

следы (впоследствии это животное

можно нарисовать и сделать его

жителем песочной страны).

Узоры на песке

Цель: закрепление знаний о

сенсорных

эталонах,

установление

закономерностей.

Содержание.

Взрослый пальцем, ребром

ладони,

кисточкой

в

верхней части песочницы

рисует

различные

геометрические фигуры (в

соответствии с возрастными

нормами

освоения),

простые/сложные

узоры

(прямые

и

волнистые

дорожки,

заборчики,

лесенки). Ребенок должен

нарисовать такой же узор

внизу

на

песке,

либо

продолжить узор взрослого.

Вариант: взрослый рисует

на

доске,

дает

устную

инструкцию нарисовать на

песке определенный узор.

Те

же

узоры

на

песке

изготавливаются

путем

выкладывания в заданной

последовательности

предметов,

например

камешков,

желудей,

больших пуговиц и пр.

Пример: сегодня мы с тобой

будем

украшать

наш

песочный дом. Посмотри,

какие узоры на песке можно

нарисовать. Нарисуй, как я.

Придумай

свой

узор,

рисунок. В верхней части

песочницы будут узоры из

кругов,

а

внизу

из

треугольников.

Мы создаем мир

Цель:

развитие

и

расширение

представлений ребенка

об

окружающем

его

мире живой и неживой

природы,

о

рукотворном

мире

человека.

Содержание.

Взрослый

показывает

способы построения в

песочнице

разнообразных живых

и неживых сообществ

— город, деревня, лес,

река, озеро, остров, а

затем в игровой форме

побуждает

ребенка

строить

самостоятельно

и

по

инструкции

разнообразные

природные

и

рукотворные

сообщества.

(тема

построений

может

соответствовать

теме

занятий в группе).

20

Кроты

Цель: развитие тактильной

чувствительности,

расслабление, активизация

интереса.

Содержание.

Предварительно необходимо

познакомить ребенка с

животными, обитающими

под землей.

Сегодня наши руки могут

превращаться в кротов. Вот

так.

(Взрослый взмахивает

руками

и

складывает

их

«уточкой»,

показывая

ребенку

нарисованные

на

костяшках пальцев глаза, нос

и

два

зуба.)

Хочешь

превратить

свои

ручки

в

кротов? Надо помочь моему

кроту

выполнить

важное

секретное

задание

под

землей. (По желанию ребенка

взрослый аккуратно рисует

нос и глазки на костяшках

его

пальцев).

Ну,

что

погружаемся

в

песок?

Смотри и делай, как мой

крот.

Взрослый

погружает

одну

руку в песок, шевелит ею под

песком (обращает внимание

ребенка

на

изменения

поверхности песка), а затем

осторожно раскапывает руку.

Затем

то

же

самое

проделывает ребенок. После

этого они раскапывают руки

друг друга (можно дуть на

песок,

использовать

перышко,

палочки,

кисточки).

Песочные прятки

Цель: развитие тактильной

чувствительности,

зрительного

восприятия,

образного

мышления,

произвольности.

Содержание.

Первый вариант

Игрушки хотят поиграть с

тобой в песочные прятки.

Выбери

понравившиеся

тебе

игрушки.

Ты

закроешь

глаза,

а

они

спрячутся в песок, а после

того

как

я

скажу:

«Открываются

глаза,

начинается

игра»,

ты

должен их найти в песке.

Ты

можешь

раздувать

песок,

раскапывать

пальчиками, использовать

палочки, кисточки.

Дождик моросит

Цель: развитие тактильной

чувствительности,

расслабление, активизация

интереса,

знакомство

со

свойствами песка.

Содержание.

Часть песка увлажняется

через

разбрызгиватель.

Взрослый

обращает

внимание

детей

на

изменившийся

цвет

и

запах мокрого песка. Затем

ребенок

самостоятельно

увлажняет песок (воды для

увлажнения должно быть

столько, чтобы излишне не

залить песок).

21

Отпечатки

Цель:

развитие тактильной

чувствительности

,

воображения.

Содержание.

Отпечатки,

как

барельефные,

так

и

горельефные,

на

мокром

песке

можно

делать

с

помощью

формочек.

Используют

формочки,

изображающие

животных,

транспорт,

различные

по

величине

геометрические

фигуры и т.п. Взрослый и

ребенок по очереди делают

отпечатки на мокром песке.

Затем ребенок по словесной

инструкции

или

по

нарисованному

взрослым

плану изготавливает серию

отпечатков,

комментируя

процесс.

В

таких

играх

можно

использовать

задания

на

классификацию предметов,

например

только

геометрические

формы,

только животные.

.

Разные следочки

Цель:

развитие зрительного

и тактильного восприятия.

Содержание.

Кто оставил на песочке

Эти разные следочки?

Может,

это

был

зайчишка?

Может, котик пробегал?

Ну а, может, воробьишка

С

мышкой

польку

танцевал?

Предложите

малышу

оставить на песке отпечаток

своей ладошки. Желательно.

чтобы песок был влажным,

ровным.

Возьмите

разные

предметы

(например,

формочки,

игрушки,

баночки) и прижмите их к

песку,

делая

«оттиск».

Посмотрите,

что

у

вас

получилось. Также можно

палочкой обвести ладошку

(формочку,

игрушку)

по

контуру. Сначала сделайте

это сами, потом возьмите

ручку малыша в свою руку и

обведите

ладошку

или

предмет вместе. Этот контур

можно

дорисовать,

превратив

в

забавную

фигурку,

выложить

камешками или воткнуть по

контуру палочки.

Победитель злости

Цель:

учит

ребенка

безболезненно

для

его

самолюбия справляться с гневом.

Содержание.

В стрессовой ситуации взрослые

говорят друг другу, а иногда и

детям: «Не злись, не

капризничай, возьми себя в

руки». Данный совет

совершенно бессмыслен, так как

запрет на проявление

отрицательных эмоций вызывает

у человека лишь дополнительное

раздражение и агрессию по

отношению к советчику.

Твое

злое

настроение

заставляет

тебя

делать

и

говорить

разные

вещи,

от

которых сердятся и огорчаются

взрослые. Открою тебе секрет

— каждый большой и маленький

человек имеет право злиться.

Смотри, как можно с помощью

песка

вылепить

и

увидеть

собственную злость, а потом

победить

ее.

Ребенок

по

примеру

взрослого

делает

из

мокрого песка шар, на котором

обозначает

углублениями

или

рисует глаза, нос, рот. «В этом

шаре

теперь

живет

твоя

злость». Затем ребенок любым

способом разрушает песочный

шар,

приговаривая

волшебное

заклинание: «Прогоняем злость,

приглашаем

радость».

Малыш

дает выход агрессии, он получает

также

специфическое

удовольствие от разрушения.

После

этого

ребенок

руками

медленно

выравнивает

поверхность песка и оставляет на

ней отпечатки своих ладоней —

успокоение,

обретение

равновесия

и

контроля

над

собственными чувствами: «Вот

так я победил свою злость. Я

спокоен».

,

,

Я пеку пеку пеку

Волшебные отпечатки на

песке

Пересыпание сухого песка через воронку

Цель: познакомить детей со свойствами

22

Цель: знакомство со свойствами

песка,

развитие

координации

движений, моторики рук.

Содержание.

Ребенок «выпекает» из песка

булочки, пирожки, тортики. Для

этого

малыш

может

использовать

разнообразные

формочки, насыпая в них песок,

утрамбовывая

их

рукой

или

совочком.

Пирожки

можно

«выпекать»

и

руками,

перекладывая мокрый песок из

одной ладошки в другую. Затем

ребенок «угощает» пирожками

кукол.

,

Сеем сеем

Цель:

развитие

тактильных

ощущений.

Знакомство

со

свойствами песка.

Содержание.

Воспитатель

показывает

как

просеивать песок сквозь решето.

Игра станет интереснее, если,

просеивая песок, ребенок найдет

небольшие игрушечные фигурки

(например,

из

«Киндер-

сюрприза»)

Цель: знакомство со свойствами

песка,

развитие

координации

движений

Содержание.

Воспитатель и малыш оставляют

отпечатки на мокром песке своих

рук, а затем дорисовывают их

или

дополняют

камешками,

чтобы

получились

веселые

мордочки,

рыбки,

осминожки,

птички и т. д.

Норки для мышки

Цель: знакомство со свойствами

песка,

развитие

координации

движений

Содержание.

Ребенок

вместе

с

взрослым

копает небольшие ямки — норки

руками

или

совочком.

Затем

озвучивает игрушку, например,

мышку-норушку, пищит, хвалит

малыша за такой замечательный

домик,

просовывая

в

него

игрушку.

сухого и влажного песка.

Содержание.

Воспитатель подводит группу детей

к песочнице. Раздает детям бутылочки,

ведерки, формочки. Показывает как

сыплется песок через воронку,

как пересыпается из ведерка

в формочку. Затем поливает часть песка,

перемешивает совком и показывает,

что мокрый песок сыпать нельзя, но

из него можно лепить, придавая разную

форму.

Воспитатель показывает детям как

наполнять формочку, прижимать песок

пальцами или совком, опрокинуть

формочку на борт песочницы,

украсить «пирог», «торт».

Заборчики

Цель: знакомство со свойствами песка,

развитие координации движений.

Содержание:

Малыш руками лепит заборчики по кругу.

За таким забором можно спрятать зайку

от злого серого волка.

Или катать вдоль него грузовик.

Песочные часы

Маленький художник.

Выкладываем на песке

23

Знают часики у нас,

Что нам делать каждый

час:

«Динь-динь-динь! Пора

вставать!

Тик-тик-так! Пора гулять!

Ночь пришла. Бим-бом-бим-

бом!

Спи скорее сладким сном!»

А бывают точные часики

песочные.

Вам понадобятся две

воронки

большая

и

маленькая.

Их

можно

сделать

своими

руками.

Возьмите две пластиковые

бутылки

разного

размера,

отрежьте у них донышко —

и

воронки

готовы.

Желательно, чтобы воронки

были разного размера, для

того

чтобы

объяснить

малышу, почему из одной

воронки песок высыпается

быстрее, чем из другой. Для

наглядности

можно

попробовать

наполнить

сразу

обе

воронки

и

одновременно

приподнять

их — из одной песок уже

высыпался, а из другой всё

ещё сыплется. Пусть малыш

попробует

самостоятельно

провести опыты, позвольте

ему

вдоволь

поиграть

с

воронками.

Рисуем пальчиками на

песке

Мы рисуем на листочке,

А ещё и на песочке

Для того чтобы было

удобно рисовать на песке,

надо взять прямоугольную

дощечку, чтобы

разравнивать песок и

стирать рисунки. Рисовать

на песке лучше всего

пальчиком, но можно и

палочкой.

С помощью песочных

рисунков ребёнку будет

интереснее и легче

запоминать

геометрические фигуры.

Например, из треугольника

и квадрата

(прямоугольника)

получается домик, из

кружка с лучиками —

солнышко.

контуры предметов и

геометрических фигур из

камешков и других

природных материалов

(шишки, желуди)

У хорошеньких матрёшек

Сарафанчики в горошек,

Бусы разноцветные,

Издали приметные.

Для того чтобы сделать

бусы для матрёшки, вам

понадобятся мелкие

камешки (жёлуди, шишки

и т. п.). Нарисуйте на песке

кружок и попросите

ребёнка выложить

камешки по его контуру.

Это и будут «бусы для

матрёшки». Таким же

способом можно

изобразить и саму

матрёшку: нарисовать её

контур на песке и

выложить камешками.

Можно знакомить малыша

с геометрическими

фигурами, выкладывая

камешки по контуру

треугольника, квадрата,

прямоугольника, круга,

овала, трапеции, ромба.

Козлик. Строим

высокие и низкие горы

из песка

.

Мышонок Прячем

,

ладошки в песок а

потом находим

Песочный праздник.

Закрепляем все навыки

по работе с песком,

которым научился

24

Строим горы из песка,

Над горами облака.

Скачет козлик по горам:

Тут и там, тут и там!

Горы бывают

высокие и низкие. Козлик

прыгает с горки на горку,

стучат его копытца:

«тут и там, тут и там».

Сначала насыпьте

совочком песок в большое

и маленькое ведёрко, а

затем высыпьте его так,

чтобы получились

«высокая гора» и «низкая

гора». Затем возьмите

«козлика». Это может быть

пластмассовая игрушка,

камешек или шишка.

Пусть ребёнок переносит

«козлика» с «высокой

горки» на «низкую» и

наоборот в соответствии с

вашими командами.

Главное для малыша в

этой игре — научиться

определять, какие горки

высокие, а какие

низкие.

Ночь на дворе,

Мышонок в норе.

Норка в песке,

Дверь на замке.

Ночь позади.

Мышонок, выходи

«Ночь на дворе, мышонок

в норе» — малыш

засовывает ладошку

поглубже в песок. «Норка

в песке, дверь на замке»

— потихоньку счищайте

песок с его ладошки,

стараясь не коснуться её

(«не потревожить

мышонка»).

Ладошка очищена от

песка — «Ночь позади.

Мышонок, выходи!»

Отряхните с ладошки

ребёнка остатки песка —

«Вот он, мышонок!»

Потом можно поменяться

ролями: теперь пусть

ваша ладонь находится в

песке, а ребёнок пытается

осторожно освободить её

от песка.

ребенок

Отмечает детвора

Праздник — день рожденья!

Лепим с самого утра

Песочное печенье,

Торт песочный для затей

Ярко украшаем

И в песочницу детей

В гости приглашаем.

Устройте с малышом

праздник для песочных

человечков. Теперь все ваши

умения вы можете применить

для того, чтобы сделать

«торт». Слепите из песка

основу (круглую или

квадратную), вокруг

выложите камешки, листики,

нарисуйте на ней узоры,

воткните палочки («свечки»).

Саму песочницу можно

украсить цветами и

веточками. Пригласите на

праздник знакомых малышей

с родителями, бабушками и

дедушками. Можно устроить

соревнования: кто быстрее

сделает «торт», у кого

получится самый большой

«торт», кто за определённое

время сделает самую высокую

горку или стенку из песка, кто

вылепит больше всех

куличиков и т. д.

25



В раздел образования