Авторы: Медведева Светлана Васильевна, Миронова Елена Ивановна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад "Сказка"
Населённый пункт: г.Морозовск, Ростовская обл.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Познавательное занятие по развитию речи в подготовительной школе группе по теме "Хлеб всему голова"
Раздел: дошкольное образование
Познавательное занятие по развитию речи в подготовительной
школе группе по теме «Хлеб всему голова»
Подготовили: воспитатели:
Миронова Е.И.
Медведева С.В
Цель:
Воспитывать у детей бережное отношение к хлебу, благородное отношение к
труду людей, участвующих в выращивании хлеба.
Задачи:
- Познакомить с различными профессиями и техникой, уточнить и закрепить
представления детей о выращивании хлеба (зерновых культур);
- Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;
- Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;
- Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол;
- Закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных
продуктов питания в России.
Материалы:
Каравай, иллюстрации о выращивании хлеба; соленое тесто, формочки для
выпечки.
Ход занятия:
Дети – Здравствуйте!
Воспитатель – С давних пор гостей встречали самым дорогим – Хлебом с
солью! Вот и я встречаю вас душистым караваем и прошу каждого отведать его, т.е.
отщипнуть кусочек и попробовать. Ребята, можете сказать какой у нас каравай?
Дети – Вкусный, душистый, хрустящий, ароматный.
Воспитатель – Я угощаю вас караваем, возникли ли у вас какие ассоциации с
ним?
Дети – Да, мы водим хоровод на дни рождения.
Воспитатель – Давайте с вами вспомним и поводим хоровод.
Дети водят хоровод:
Испекли мы каравай, вот такой вышины, вот такой нижены, вот такой ужины, вот
такой ширины, каравай, каравай, всем здоровья пожелай!
1
Воспитатель – Хлеб на Руси считался самым дорогим богатством и большой
ценностью. И сейчас для Вас, дорогие гости, Ваня расскажет стих:
Вот он - хлебушек душистый,
вот он – тёплый, золотистый.
В нём Земли родимой соки,
солнца свет весёлый в нём.
Уплетай за обе щёки,
вырастай богатырём.
Воспитатель – А ещё на Руси слагали много пословиц о хлебе, вот, например:
«Хлеб всей жизни голова!», «Ставится он первым на земле, ставится он первым на
столе», а какие пословицы о хлебе знаете вы, ребята?
Дети – «Хлеб на стол, так и стол – престол» «Хлеба ни куска, так и стол –
доска», «Худ обед, если хлеба нет», «Хлебушек ржаной – нам отец родной»,
«Хочешь, есть калачи, не сиди на печи», «Хлеб кушай и добрых людей слушай»,
«Хлеба к обеду в меру бери, он – драгоценность, им не сори».
Воспитатель – Ребята, как вы думаете, а хлеб - это нужный продукт или
можно без него обойтись?
Дети – Это нужный продукт, мы его едим на завтрак, и на обед, и на ужин.
Воспитатель – А хотите узнать, как хлеб попадает к нам на стол? Дети – Да.
Рассказ по картинкам:
1 картинка - трактор пашет землю.
2
2 картинка - боронят землю, чтобы выровнять и разбить большие куски
земли.
3 картинка – сеют.
Дети – Когда землю вспахали, можно сеять.
Воспитатель – В старину это было так: к этому событию готовились. Мылись
в бане. Надевали чистую рубаху и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке
семена пшеницы или ржи. Вот идёт сеятель по полю, набирает полную пригоршню
семян и через каждые два шага разбрасывают их веером слева направо.
Воспитатель – Давайте представим, что мы сеятели, и нам предстоит засеять
поле. Как вы думаете, какая должна быть погода?
Дети – Погода должна быть хорошая, безветренная.
Воспитатель – Почему?
Дети – Чтобы семена не относило в одну сторону.
Воспитатель – Вот и надеялись люди на хорошую погоду, чтобы солнце и
дождь в меру и песенку пели. Давайте с вами вместе песенку споём: Дождик,
дождик поливай, будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки.
Воспитатель – Это было раньше так. А сейчас, что цепляют к трактору?
Дети – К трактору цепляют сеялку.
Воспитатель – И в земляные борозды ровными рядами упадут зёрна.
Физкультминутка:
В землю зёрнышко упало (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой, ладошки вместе)
Дождик землю поливал (встряхивание кистями рук)
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся (встают на носочки)
И красавец обернулся (руки на пояс, повороты вправо, влево).
4 картинка - созревшая нива.
3
Воспитатель – Всё лето зёрна созревают в колосьях. Поле в это время очень
красивое, золотое.
5 картинка - сбор урожая, снопы, молотьба.
Воспитатель – Пришло время убирать хлеб с поля.
Раньше это делали так: мужчины
и женщины брали серпы. Колосья срезали
вручную и собирали в снопы. Когда снопы высыхали, начиналась молотьба.
Воспитатель – Так было раньше, а в наше время, какая техника выходит на
поля убирать урожай?
Дети – Убирать урожай на поля выходят зерноуборочные комбайны.
Воспитатель – Кто работает на комбайнах?
Дети – На комбайнах работают комбайнёры.
Воспитатель – Комбайны срежут стебли, отделят зёрна от колосков. На поле
останутся копны жёлтой соломы, а зерно погрузят в машины и увезут на элеватор,
где сушат и очищают семена от сорняков.
6 картинка – мельница.
Воспитатель – Потом зерно попадёт куда?
Дети – Зерно попадёт на мельницу или на мукомольный комбинат.
4
Воспитатель – Кто там работает?
Дети – Там работает мельник или мукомол. Они мелют муку.
7 картинка – хлебозавод.
Воспитатель – Куда дальше повезут муку?
Дети – Муку повезут на хлебозавод.
Воспитатель – Правильно, муку вывезут на хлебозавод, где и испекут много
разнообразной продукции. Вот какой долгий и трудный путь хлеба к нашему столу.
Поэтому нам надо очень бережно относиться к хлебу.
Воспитатель - Ребята, я хочу предложить вам игру «Закончи предложение».
Хлеб – наше богатство, поэтому я… Примерные ответы: - беру столько, сколько
съем - Не бросаю на землю, на пол. - Хлеб всегда доедаю.
Воспитатель – А ведь из муки можно ещё приготовить и печенье. Хотите
своими руками приготовить песочное печенье?
Дети – Да.
Воспитатель –Я заранее приготовила для вас тесто.
Воспитатель – Ребята, как вы думаете, какие продукты мне понадобились,
чтобы замесить тесто для печенья?
Воспитатель – Давайте помнём с вами тесто, какое оно?
Дети – Тесто эластичное, мягкое.
Воспитатель – Тесто можно ещё раз помесить, раскатать круговыми
движениями между ладонями, а теперь разомните тесто (толщина пласта должна
составлять около 1 см) и теперь вырезаем фигурки применяя формочки. Вот вам
различные формочки для выпечки.
5
Воспитатель – Молодцы, ребята, а что нужно, чтобы наше печенье стало
съедобным? Дети – Печенье нужно испечь.
Воспитатель – Правильно, ребята, поэтому я отнесу печенье на кухню, а вы
уже после обеда сможете попробовать.
6
Закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных
продуктов питания в России.
7