Напоминание

РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПЕНИЮ в группах комбинированного вида ДОУ


Авторы: Иванык Надежда Васильевна, Алимова Лилия Владимировна
Должность: музыкальные руководители
Учебное заведение: МКДОУ д/с № 440
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПЕНИЮ в группах комбинированного вида ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПЕНИЮ

в группах комбинированного вида ДОУ

Музыкальное воспитание в детском саду имеет большое значение в

развитие

речи

детей.

Для

получения видимых результатов

обязательно

взаимодействие

всех

педагогов

ДОУ

и

родителей.

При

невнятном

произношении, проглатывании окончаний слов, при заикании и других

нарушениях

речи

дошкольников

эффективно

используется

такой

вид

музыкальной деятельности как пение. Музыка и речь неразделимы. Знакомя

детей с новой песней, во время беседы о содержании, о музыке, о композиторе,

постоянно ведется работа над такими компонентами языка и речи, как:

- обогащение словарного запаса детей;

- формирование диалогической речи;

- воспитание культуры речевого общения.

Непосредственное обучение пению на музыкальных занятиях в ДОУ также

эффективно служит коррекции нарушений речи и идет по трем направлениям:

1.

работа над дыханием,

2.

работа над дикцией,

3.

работа над постановкой голоса.

В работе над дыханием формируется представление о правильном вдохе и

выдохе, используются игры и упражнения развивающие певческое дыхание.

Дышать нужно спокойно, не поднимая плеч и не делая шумных вдохов перед

каждой новой фразой песни, сохраняя воздух в легких до её окончания.

Научиться этому можно поиграв, например, со «Свечой» (дуть на пламя свечи

как можно дольше), с белыми пушинками-парашютиками «Одуванчика»,

погудеть в «Гудок паровоза» с изменением силы звучания и др.

В работе над дикцией используется артикуляционная гимнастика, так как

многие дети говорят недостаточно ясно, зажимают нижнюю челюсть. Полезно

проговаривать текст не в слух, а только губами (как «Рыбки»). Это упражнение

позволяет

детям

следить

за

правильностью

положения

губ

и

точнее

воспроизводить

текст

песни.

Формируя

чёткую

дикцию,

музыкальный

руководитель предлагает спеть скороговорку на одной – двух ступенях

звукоряда, по звукам трезвучия, по звукам гаммы. А подвижные песни дети

сначала

пропевают

в

замедленном

темпе,

чтобы

успевать

правильно

проговаривать все слова, особенно трудные для произношения.

И третья важная сторона в процессе обучения пению на музыкальных

занятиях – это постановка певческого голоса дошкольника. Перед пением

голосовой аппарат должен быть «разогрет». В этом помогают небольшие

попевки, потешки, часто на основе фольклорного материала. Исполняя

разнообразные

упражнения,

дети

развивают

фонематический

слух

(«Бубенчики», Е. Тиличеевой различая три фонемы (и-а-о), в слогах «дин-дан-

дон», ориентируясь на высоту звука в мажорном трезвучии). Также можно

предложить детям петь в разных регистрах (“как медвежата”, “как зайчики”,

“как мышки”). Необходимо четко следить за диапазоном голоса ребёнка с

учетом возрасти и не нарушать его. Упражнения на развитие музыкального

слуха и вокальных данных способствуют формированию интонационной

выразительности

речи.

В

процессе

разучивания

песни

музыкальный

руководитель формирует и навыки сольного пения, которые закладывают

основы монологической речи, культуры выразительного исполнения и развития

эмоциональной отзывчивости у ребенка.

Таким образом, интеграция певческой и речевой деятельности повышает

мотивацию,

помогает

глубже

понять

лексическое

значение

слов,

их

эстетическую сущность. Музыкальные развивающие игры очень нравятся детям,

в них они выплескивают дополнительную энергию, учатся управлять своим

голосом и играть с ним.

Музыкальные руководители: Иванык Надежда Васильевна,

Алимова Лилия Владимировна.



В раздел образования