Авторы: Иванык Надежда Васильевна, Алимова Лилия Владимировна
Должность: музыкальные руководители
Учебное заведение: МКДОУ д/с № 440
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПЕНИЮ в группах комбинированного вида ДОУ
Раздел: дошкольное образование
РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПЕНИЮ
в группах комбинированного вида ДОУ
Музыкальное воспитание в детском саду имеет большое значение в
развитие
речи
детей.
Для
получения видимых результатов
обязательно
взаимодействие
всех
педагогов
ДОУ
и
родителей.
При
невнятном
произношении, проглатывании окончаний слов, при заикании и других
нарушениях
речи
дошкольников
эффективно
используется
такой
вид
музыкальной деятельности как пение. Музыка и речь неразделимы. Знакомя
детей с новой песней, во время беседы о содержании, о музыке, о композиторе,
постоянно ведется работа над такими компонентами языка и речи, как:
- обогащение словарного запаса детей;
- формирование диалогической речи;
- воспитание культуры речевого общения.
Непосредственное обучение пению на музыкальных занятиях в ДОУ также
эффективно служит коррекции нарушений речи и идет по трем направлениям:
1.
работа над дыханием,
2.
работа над дикцией,
3.
работа над постановкой голоса.
В работе над дыханием формируется представление о правильном вдохе и
выдохе, используются игры и упражнения развивающие певческое дыхание.
Дышать нужно спокойно, не поднимая плеч и не делая шумных вдохов перед
каждой новой фразой песни, сохраняя воздух в легких до её окончания.
Научиться этому можно поиграв, например, со «Свечой» (дуть на пламя свечи
как можно дольше), с белыми пушинками-парашютиками «Одуванчика»,
погудеть в «Гудок паровоза» с изменением силы звучания и др.
В работе над дикцией используется артикуляционная гимнастика, так как
многие дети говорят недостаточно ясно, зажимают нижнюю челюсть. Полезно
проговаривать текст не в слух, а только губами (как «Рыбки»). Это упражнение
позволяет
детям
следить
за
правильностью
положения
губ
и
точнее
воспроизводить
текст
песни.
Формируя
чёткую
дикцию,
музыкальный
руководитель предлагает спеть скороговорку на одной – двух ступенях
звукоряда, по звукам трезвучия, по звукам гаммы. А подвижные песни дети
сначала
пропевают
в
замедленном
темпе,
чтобы
успевать
правильно
проговаривать все слова, особенно трудные для произношения.
И третья важная сторона в процессе обучения пению на музыкальных
занятиях – это постановка певческого голоса дошкольника. Перед пением
голосовой аппарат должен быть «разогрет». В этом помогают небольшие
попевки, потешки, часто на основе фольклорного материала. Исполняя
разнообразные
упражнения,
дети
развивают
фонематический
слух
(«Бубенчики», Е. Тиличеевой различая три фонемы (и-а-о), в слогах «дин-дан-
дон», ориентируясь на высоту звука в мажорном трезвучии). Также можно
предложить детям петь в разных регистрах (“как медвежата”, “как зайчики”,
“как мышки”). Необходимо четко следить за диапазоном голоса ребёнка с
учетом возрасти и не нарушать его. Упражнения на развитие музыкального
слуха и вокальных данных способствуют формированию интонационной
выразительности
речи.
В
процессе
разучивания
песни
музыкальный
руководитель формирует и навыки сольного пения, которые закладывают
основы монологической речи, культуры выразительного исполнения и развития
эмоциональной отзывчивости у ребенка.
Таким образом, интеграция певческой и речевой деятельности повышает
мотивацию,
помогает
глубже
понять
лексическое
значение
слов,
их
эстетическую сущность. Музыкальные развивающие игры очень нравятся детям,
в них они выплескивают дополнительную энергию, учатся управлять своим
голосом и играть с ним.
Музыкальные руководители: Иванык Надежда Васильевна,
Алимова Лилия Владимировна.