Автор: Аникина Наталья Алексеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Филиал МАУ ДО "ЦДО" г. Мирный в п.Светлый
Населённый пункт: п. Светлый, Мирнинского района, Саха Якутия
Наименование материала: статья
Тема: "Скорочтение. Цели и задачи"
Раздел: дополнительное образование
Аникина Наталья Алексеевна
Филиал МАУ ДО «ЦДО»
г. Мирный в п. Светлый
Скорочтение. Цели и задачи
Скорочтение — это способность человека воспринимать текст с большой
скоростью. Именно воспринимать, т.е. понимать текст, а не только механически
прочитывать. Однако, современные дети медленно читают. И это одна из самых
серьёзных проблем, с которой сталкиваются школьники и их родители. Это
сказывается на успеваемости школьников, объёме усваиваемого материала на уроках,
скорости выполнения домашних заданий. Как научить ребёнка быстро читать и при
этом усваивать необходимый объём информации? Как сделать так, чтобы навык
ребёнка быстро читать не превратился в механическое, неосмысленное повторение
слов? Конечно, нужны специальные упражнения.
Скороговорка - это фраза или стишок, построенные из труднопроизносимых
слов, сочетаний звуков и слогов и предназначенные для проговаривания вслух.
Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и
подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной,
они учат
ребенка произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания. Разучивая
скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, Он также
учится не только говорить красиво, но и слушать. Это очень полезно и пригодится уже
в школе, когда учитель выдает много различной информации.
Дыхательные упражнения. При чтении очень важно правильно дышать.
Ребенок получает информацию на слух, и быстро должен на выдохе ее сказать. Таким
образом постепенно увеличивается скорость чтения. В каждое занятие включены
упражнения на выработку умения управлять выдохом (тренировка равномерного
выдоха), для тренировки мышц, участвующих в дыхании, упражнения на удлинение
выдоха.
Таблицы Шу
́
льте — таблицы со случайно расположенными объектами (обычно
числами или буквами), служащие для проверки и развития быстроты нахождения этих
объектов в определённом порядке. Упражнения с таблицами позволяют улучшить
периферическое зрительное восприятие, что важно для скорочтения.
(Периферийное зрение – это возможность видеть предметы за пределами фокуса
внимания).
Моторика рук самым прямым образом развита с развитием речи. Тонкие
движения пальцев оказывают формирующее и развивающее воздействие на речевую
функцию ребёнка. Если вы хотите научить своего ребенка говорить, вы должны
заниматься не только тренировкой его артикуляционного аппарата, но ещё и всячески
развивать мелкую моторику, а именно: движение пальцев рук. Мелкая моторика рук
помогает развивать не только речь, она взаимодействует с мышлением, воображением.
Специалисты успешно используют практику синхронного рисования для
профилактики и коррекции дислексии (нарушение способности к овладению
навыками чтения и письма при сохранении общей способности к обучению) и
дисграфии (дисграфия - это нарушение письма, не связанное с интеллектом), для
улучшения двигательной и зрительной памяти, наблюдательности, координации,
внимания. Как работают полушария? Они выполняют разные функции, которые
помогают приспосабливаться и изменять действительность. Левое полушарие
считается логическим. Правое полушарие – интуитивным, творческим Она
достигается за счет постоянного обмена информацией между долями. Левое и правое
полушарии должны развиваться гармонично, но не всегда этого удается достичь. Если
межполушарные связи блокируются по каким-либо причинам,
происходит искажение в процессах познания и, следовательно,
возникают сложности в учебе. Чаще всего они связаны с нарушениями
в процессах чтения и письма. Одновременные движения обеих рук
активируют сразу оба полушария. Создаются новые нейронные связи, а
значит, процессы анализа и синтеза информации проходят быстрее. Как следствие,
повышается умственная активность и работоспособность. Ученик лучше усваивает
знания, проще осваивает навыки, успевает выполнять больше задач. Детские
нейропсихологи рекомендуют выполнять кинезиологические упражнения.
Занятие № 1
1.Дыхательные упражнения: «Свеча», «Часики»
2. Повтори скороговорку: Ёжик ёжится у ёлки: укололся об
иголки.
Ёлка ёжится, дрожа: укололась об
ежа.
3. Таблица Шульте
4.Начинай читать слова от самой маленькой к самой большой букве.
А К И В
Е Н Ё Д
Й З
Б Л
Г М О Ж
5. Рисуем двумя руками
6. Прочитай текст, пропуская «лишнее» слово.