Напоминание

Открытый урок " Трехфазные электрические цепи: выбор схемы соединения электроприемников"


Автор: Архипова Наталья Анатольевна
Должность: преподаватель спецэлектротехнических дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ КНТ им.Б.И.Корнилова
Населённый пункт: Кстово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Открытый урок " Трехфазные электрические цепи: выбор схемы соединения электроприемников"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Кстовский нефтяной техникум имени Бориса Ивановича Корнилова»

Методическая разработка

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЭЛЕКТРОТЕХНИКА

ПО ТЕМЕ ТРЕХФАЗНЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЦЕПИ:

ВЫБОР СХЕМ СОЕДИНЕНИЯ ЭЛЕКТРОПРИЕМНИКОВ

Выполнила:

преподаватель

Архипова Н.А.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Кстовский нефтяной техникум имени Бориса Ивановича Корнилова»

Методическая разработка

Автор (составитель) Н.А. Архипова

Рассмотрено на ПЦК

электротехнических дисциплин

«___»_________20___ г.

Протокол №_________

Председатель ПЦК

Утверждено

на методическом

совете

«___»_________20___г.

Председатель методического совета

Методическая разработка представляет собой технологию проведения

открытого занятия по дисциплине «Электротехника» для специальности 15.02.07

Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям).

Данные рекомендации могут быть предназначены в помощь преподавателям для

использования в своей деятельности.

ПЛАН УРОКА

Тема урока: ТРЕХФАЗНЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЦЕПИ:

ВЫБОР СХЕМ СОЕДИНЕНИЯ ЭЛЕКТРОПРИЕМНИКОВ

Задачи урока

Овладение общими компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей

профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и

нести за них ответственность.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в

профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,

руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды

(подчиненных), результат выполнения заданий.

Овладение профессиональными компетенциями:

ПК 2.1. Выполнять работы по монтажу систем автоматического управления

с учетом специфики технологического процесса.

ПК 2.2. Проводить ремонт технических средств и систем автоматического

управления.

Цели урока:

Образовательные:

-

Определить степень усвоения ранее изученного материала;

- Закрепить ранее изученный материал;

- Обучить умению правильно выбирать схемы соединения

электроприемников при включении их в трехфазную цепь;

- Обеспечить изучение процессов при аварийных режимах работы

электрической цепи.

Развивающие:

- Развивать умения студентов использовать ранее полученные знания при

изучении нового материала;

- Развивать практические умения и навыки студентов;

- Развивать интерес студентов к изучаемой дисциплине.

Воспитательные:

- Воспитывать в студентах требовательность к себе, ответственность

к порученному делу, навыки коллективной работы;

- Прививать профессиональный интерес к изучаемой теме;

- Воспитывать в студентах бережное отношение к оборудованию.

Тип урока: комбинированный с применением ИКТ- технологий

Форма проведения урока: индивидуально-коллективная деятельность

студентов

Используемые средства обучения

1. Персональный компьютер, телевизор.

2. Компьютерная презентация ранее изученного материала.

3. Ноутбуки с электронными тестами.

4. Раздаточный материал: тесты, карточки с заданиями для микрогрупп.

5. Лабораторная установка с рабочими схемами для демонстрации

различных режимов работы трехфазной электрической цепи.

6. Компьютерная презентация нового учебного материала.

7. Электронные учебники «Электротехника и электроника».

8. Базовый учебник : Евдокимов Ф.Е. «Теоретические основы

электротехники»

ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

1. Организационный этап

- приветствие

- выявление отсутствующих

- проверка готовности студентов к занятию

2. Проверка выполнения домашнего задания

- выяснение трудностей домашнего задания

- проверка домашнего задания

3. Актуализация опорных знаний по теме «Трехфазные электрические цепи»

- фронтальный опрос по ранее изученному материалу

- демонстрация действующих схем соединения трехфазных цепей

- сообщение студентов «Преимущества трехфазной системы»

4. Опрос

- проверка знаний студентов по тесту

- слайды с правильными ответами

5. Мотивация учебной деятельности

- сообщение темы занятия

- сообщение цели занятия

- сравнительный анализ схем соединения

6. Изложение нового материала

- правильный выбор схем соединения

- аварийные режимы при соединении электроприемников звездой с

демонстрацией действующей схемы соединения

- аварийные режимы при соединении электроприемников треугольником

- показ слайдов

7. Закрепление нового материала

- проверка знаний изученного материала при работе в микрогруппах

- работа с действующими схемами соединения трехфазных цепей

- анализ выполненных заданий

8. Выдача домашнего задания

- задание по электронной почте

- решение задач

9. Подведение итогов занятия

- анализ деятельности студентов на занятии

- оценка овладения студентами новыми знаниями

- рефлексия

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ

Этапы занятия

Время

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

1

2

3

4

1.Организацион

ный

2мин

1.1Приветствие, выявление

отсутствующих, проверка

готовности студентов к занятию

1.2 Сообщение названия изучаемой

темы, структуры и

задач занятия

Приветствие,

готовность студента

к занятию

2.

Проверка

выполнения

домашнего

задания

2.1

Выяснение

трудностей при

решении задач

2.2 Решение

задач

7мин

2.1 Вопросы по решению задач

2.2 Анализ домашнего задания у доски

Ответы студентов с

места

Решение задач на

доске

3. Актуализация

опорных

знаний по теме

урока

3.1Фронтальный

опрос по ранее

изученному

материалу

10мин

3.1 Вопросы:

- что такое трехфазная система ЭДС?

- как обозначаются начала и концы фаз

трехфазных источников и

потребителей?

- как осуществить соединение звездой

и треугольником?

- дать определение фазных и линейных

напряжений

Ответы студентов с

места

3.2Демонстра-

ция действую-

щих схем

соединения

трехфазных

цепей

3.3 Сообщение

студентов

«Преимущества

4мин

5мин

-

какое

соотношение

между

линейными и фазными

напряжениями на зажимах генератора,

соединенного по схеме звезда?

- дать определение фазных и линейных

токов.

- какое соотношение между этими

токами при соединении

электроприемника по схеме звезда?

-

какая

нагрузка

называется

симметричной?

-

как

вычислить

фазные

токи

приемника,

соединенного

звездой,

если известны линейные напряжения

источника

и

сопротивления

фаз

приемника?

- в каких случаях применяется

четырехпроводная система

электроснабжения?

-

какое

значение

нейтрального

провода?

- как вычислить ток в нейтральном

проводе?

- какое

соотношение

между

линейными и фазными напряжениями

при соединении фаз источника или

приемника треугольником?

- как вычислить фазные и линейные

токи

приемника,

соединенного

треугольником,

если

известно

линейное

напряжение

источника

и

сопротивление фаз приемника?

-

какое

соотношение

между

линейными и фазными

токами симметричного приемника,

соединенного треугольником?

3.2

Включение

схем

соединения

трехфазных цепей на лабораторном

стенде

3.3 Внимательно выслушать доклад

студентов

Студенты наблюдают

за работой схемы и

сравнивают показания

электроизмерительных

приборов

Сообщение студентов

с использованием

презентации

трехфазной

системы»

4. Письменный

контроль знаний

5мин

4.1 Проверка и оценивание знаний

студентов по тесту

Показать слайды с правильными

ответами

Студенты отвечают на

вопросы теста.

Сверяют свои ответы с

правильными

ответами на экране.

5. Подготовка

студентов к

познавательной

деятельности

4мин

5.1 Мотивация проведения занятия

Показ слайда « Сравнительный анализ

схем соединения»

5.2 Сообщение темы занятия

5.3 Сообщение цели занятия

Студенты вниматель-

но слушают информа-

цию о схемах соед.

Студенты записывают

в тетрадь тему урока.

6. Изложение

нового

материала

30мин

6.1 Условия выбора правильной схемы

соединения

6.2 Аварийные режимы работы в

трехфазной цепи

6.3 Обрыв линейного или фазного

провода в трехпроводной и

четырехпроводной схемах

6.4 Короткое замыкание одной из фаз

при соединении звездой

6.5 Обрыв линейного и фазного

провода при соединении

треугольником

6.5 Короткое замыкание одной из фаз

при соединении треугольником

Студенты

внимательно слушают

учебный материал с

презентацией и

записывают в тетрадь

опорный конспект.

7. Закрепление

нового

материала

15мин

7.1 Выдача заданий для микрогрупп по

новому материалу. Ответить на вопрос

по определению схемы соединения.

Определить показания приборов в

предложенной схеме.

7.2 Показ слайда с правильными

ответами

Отвечают на вопросы

и анализируют свои

ответы. Затем сверяют

свои ответы с

правильными

ответами на экране.

8. Выдача

домашнего

задания

3мин

8.1 Выучить конспект «Выбор схем

соединения электроприемников»

8.2 Повторить тему «Аварийные

режимы работы»

Студенты записывают

домашнее задание в

тетрадь

9. Подведение

итогов

занятия

5мин

9.1 Анализ деятельности студентов на

занятии

9.2 Оценка овладения студентами

новыми знаниями

9.3 Проведение рефлексии: оцени свою

работу на уроке

Получение студентами

информации о

результатах

деятельности

Заполняют

рефлексивный лист

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ВОПРОСЫ К ФРОНТАЛЬНОМУ ОПРОСУ ПО РАНЕЕ ИЗУЧЕННОМУ МАТЕРИАЛУ:

1. Что представляет собой трехфазная цепь?

2. Какая трехфазная система переменного тока называется симметричной?

3. Как называется каждая из цепей трехфазной системы?

4. Какими преимуществами обладают трехфазные цепи по сравнению с

однофазными?

5. Что включает в себя трехфазная цепь?

6. Как соединяются приемники и обмотки источников электрической энергии

в трехфазных системах?

7. Что такое несвязанная трехфазная система?

8. Как классифицируется нагрузка в трехфазной цепи?

9. Чем выгодно отличается соединение фаз «треугольником» от соединения

«звездой»?

10. Какие провода называются линейными?

11. Что такое нейтральный провод? Каково его назначение?

12. Какой ток называется фазным?

13. Что такое линейный ток?

14. Дать определение фазного напряжения.

15. Какое напряжение называется линейным?

16. Назовите соотношения между фазными и линейными напряжениями при

соединении фаз приемника звездой, треугольником.

17. Какое соотношение между фазными и линейными токами при соединении

фаз приемника звездой, треугольником?

18. Как определяется активная, реактивная и полная мощность трехфазной

цепи?

19. Как рассчитывается мощность трехфазной цепи при неравномерной

нагрузке фаз в трехфазной системе?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ «ТРЕХФАЗНЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЦЕПИ»

ВАРИАНТ 1

Вопросы

Варианты ответов

а

б

в

Линейное напряжение равно 220 В.

Определить фазное напряжение, если

нагрузка соединена треугольником.

380 В

127 В

220 В

Симметричная нагрузка соединена

звездой. При измерении фазного тока

амперметр показал 5А. Чему будет

равен ток в линейном проводе?

8,7А

2,9А

Какая из приведенных формул не

соответствует активной мощности

трехфазной цепи

P = 3U

ф

I

ф

cosφ

P=√3U

ф

I

ф

cosφ

P=√3U

л

I

л

cosφ

Определить правильное соотношение

между линейным и фазным

напряжениями при соединении

электроприемников звездой

U

л

=U

ф

U

л

=U

ф

/√3

U

л

=√3U

ф

В симметричной трехфазной цепи

фазный ток равен 1,27 А. Определить

линейный ток, если нагрузка

соединена треугольником.

2,2 А

1,27 А

3,8 А

ВАРИАНТ 2

Вопросы

Варианты ответов

а

б

в

Линейное напряжение равно 380 В.

Определить фазное напряжение, если

нагрузка соединена звездой

380В

127 В

220В

Определить правильное соотношение

между линейными и фазными токами при

соединении электроприемников

треугольником

I

л

=I

ф

I

л

=I

ф

/√3

I

л

=√3I

ф

Как изменятся фазные напряжения ( U

В

,

U

С

) в трехфазной трехпроводной цепи

при коротком замыкании фазы А

уменьшатся

не изменятся

увеличатся

В симметричной трехфазной цепи

линейный ток равен 2,2 А. Определить

фазный ток, если нагрузка соединена

звездой.

2,2 А

1,27 А

3,8 А

Определить правильное соотношение

между линейным и фазным напряжениями

при соединении электроприемников

треугольником

U

л

=U

ф

U

л

=U

ф

/

3

U

л

=

3 U

ф

ВАРИАНТ 3

Вопросы

Варианты ответов

а

б

в

Линейное напряжение равно 220 В.

Определить фазное напряжение, если

нагрузка соединена звездой

380 В

127 В

220 В

Симметричная нагрузка соединена

треугольником. При измерении

фазного тока амперметр показал

5А. Чему будет равен ток в

линейном проводе?

8,7А

2,9А

Какая из приведенных формул не

соответствует реактивной мощности

трехфазной цепи

Q=3U

ф

I

ф

sinφ

Q=√3U

ф

I

ф

sinφ

Q=√3U

л

I

л

sinφ

Определить правильное соотношение

между линейным и фазным

напряжениями при соединении

электроприемников треугольником

U

л

=U

ф

U

л

=U

ф

/√3

U

л

=√3U

ф

В симметричной трехфазной цепи

фазный ток равен 1,27 А. Определить

линейный ток, если нагрузка

соединена звездой.

2,2 А

1,27 А

3,8 А

ВАРИАНТ 4

Вопросы

Варианты ответов

а

б

в

Линейное напряжение равно 380 В.

Определить фазное напряжение, если

нагрузка соединена треугольником.

380В

127 В

220 В

Определить правильное соотношение

между линейными и фазными

токами при соединении

электроприемников звездой

I

л

=I

ф

I

л

=I

ф

/√3

I

л

=√3I

ф

Как изменятся фазные напряжения

(U

А

, U

В

) в трехфазной

трехпроводной цепи при обрыве фазы

С.

уменьшатся

не изменятся

увеличатся

В симметричной трехфазной цепи

линейный ток равен 2,2 А. Определить

фазный ток, если нагрузка

соединена треугольником.

2,2 А

1,27 А

3,8 А

Определить правильное соотношение

между линейным и фазным

напряжениями при соединении

электроприемников звездой

U

л

=U

ф

U

л

=U

ф

/

3

U

л

=

3 U

ф

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 РАБОТА В МИКРОГРУППАХ

ОПРЕДЕЛИТЬ СХЕМУ СОЕДИНЕНИЯ ЭЛЕКТРОПРИЕМНИКОВ

Задание для 1микрогруппы

Лампы накаливания с номинальным напряжением 127В включают в

трехфазную сеть с линейным напряжением 220В. Определить схему соединения

ламп.

Задание для 2микрогруппы

В трехфазную сеть с линейным напряжением 380В включают трехфазный

электродвигатель, каждая из обмоток которого рассчитана на 220В. Как следует

соединить обмотки двигателя?

Задание для 3микрогруппы

Трехфазный двигатель, каждая из обмоток которого рассчитана на 127 В,

включают в трехфазную сеть с линейным напряжением 380 В. Как следует

соединить обмотки двигателя?

Задание для 4микрогруппы

Лампы накаливания с номинальным напряжением 220В включают в

трехфазную сеть с линейным напряжением 220В. Определить схему соединения

ламп.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 ВЫБОР СХЕМЫ СОЕДИНЕНИЯ

1микрогруппа

Лампы накаливания с номинальным напряжением 127В включают в

трехфазную сеть с линейным напряжением 220В. Определить схему соединения

ламп.

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

Звезда с нулевым проводом

2 микрогруппа

В трехфазную сеть с линейным напряжением 380В включают трехфазный

электродвигатель, каждая из обмоток которого рассчитана на 220В. Как следует

соединить обмотки двигателя?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

Звезда без нулевого провода

3 микрогруппа

Трехфазный двигатель, каждая из обмоток которого рассчитана на 127 В,

включают в трехфазную сеть с линейным напряжением 380 В. Как следует

соединить обмотки двигателя?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

Двигатель нельзя включать в эту сеть

4 микрогруппа

Лампы накаливания с номинальным напряжением 220В включают в

трехфазную сеть с линейным напряжением 220В. Определить схему соединения

ламп.

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

Соединение треугольником

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 РАБОТА В МИКРОГРУППАХ

ОПРЕДЕЛИТЬ ПОКАЗАНИЯ ПРИБОРОВ

Задание для 1 микрогруппы

К трехфазной четырехпроводной сети подключена симметричная нагрузка.

В фазу А включен амперметр.

Как изменятся его показания, если произойдет обрыв

нейтрального

провода и фазного провода С?

Задание для 2микрогруппы

К трехфазной четырехпроводной сети подключена симметричная нагрузка.

В нейтральный провод включен амперметр.

Как изменятся его показания, если произойдет обрыв фазного провода В?

Задание для 3микрогруппы

К трехфазной четырехпроводной сети подключена симметричная нагрузка.

В фазу С включен амперметр.

Как изменятся его показания, если произойдет обрыв фазного провода В?

Задание для 4микрогруппы

К трехфазной четырехпроводной сети подключена симметричная нагрузка.

В фазу В включен амперметр.

Как изменятся его показания, если произойдет обрыв в нейтральном

проводе?

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

РАБОТА В МИКРОГРУППАХ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАНИЙ ПРИБОРОВ

1микрогруппа

К трехфазной четырехпроводной сети подключена симметричная нагрузка.

В фазу А включен амперметр.

Как изменятся его показания, если произойдет обрыв

нейтрального

провода и фазного провода С?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

Показания амперметра уменьшатся.

2микрогруппа

К трехфазной четырехпроводной сети подключена симметричная нагрузка.

В нейтральный провод включен амперметр.

Как изменятся его показания, если произойдет обрыв фазного провода В?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

В нейтральном проводе появится электрический ток, измеряемый

амперметром

3микрогруппа

К трехфазной четырехпроводной сети подключена симметричная нагрузка.

В фазу С включен амперметр.

Как изменятся его показания, если произойдет обрыв фазного провода В?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

Показания амперметра не изменятся, т.к. сеть четырехпроводная.

4микрогруппа

К трехфазной четырехпроводной сети подключена симметричная нагрузка. В фазу

В включен амперметр.

Как изменятся его показания, если произойдет обрыв в нейтральном

проводе?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

Показания амперметра не изменятся

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

РЕФЛЕКСИЯ

Рефлексивный лист

________________

Ф.И. студента

Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке: ответь на поставленный вопрос

Что сегодня я узнал?

Мне было тяжело или нет?

Я понял материал или были затруднения?

Я научился чему-то новому?

Я смог добиться результата?



В раздел образования