Автор: Потехина Татьяна Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: АДОУ №5/3 "Подсолнушек"
Населённый пункт: Московская область, г. Егорьевск
Наименование материала: Конспект
Тема: Воздух. Ветер-ветерок.
Раздел: дошкольное образование
Конспект экспериментально-исследовательской деятельности в средней группе
«Воздух. Ветер-ветерок.»
Подготовила : Воспитатель Потехина Татьяна Борисовна
Цель: Начать формирование представление о воздухе и его свойствах в ходе
экспериментальной деятельности.
Задачи:
- сформировать первичные представление у детей о воздухе, о его свойствах путём
экспериментальной деятельности.
- Развитие познавательного интереса детей, умения делать выводы о воздухе,
сравнения, устанавливать причинно - следственные связи в процессе опытов.
- воспитывать интерес к исследованию воздуха.
- познакомить с профессией учёный лаборатории.
Метод:
опыт, практическая деятельность, физкульт - минутка, наглядный, проблемная
беседа.
Оборудование:
фартуки, нарукавники, целлофановые пакеты, стаканы, трубочки, воздушный
шарик, чашки, поднос, вода, проектор
Организационная часть:
Воспитатель:
Дети ! Мы с вами встретились здесь, чтобы совершить
увлекательную экскурсию! А куда? Это вы узнаете чуть позже… А сейчас настало
время поприветствовать всех!!!
Дети:
-Здравствуй,солнце(круг ладошками)
-Здравствуй,небо!(руки вверх)
-Здравствуй,вольный ветерок!(качают руками)
-Здравствуй,маленький дубок!(приседают)
-Здравствуй,вся моя земля!(руки в стороны)
Мы проснулись очень рано и привествуем тебя!
Воспитатель: Улыбнитесь всем вокруг,
И скорей вставайте в круг!
Воспитатель: Дети, а как вы думаете, что находится в середине нашего круга?
Дети: (пожимают плечами)
Воспитатель: - Я загадаю вам загадку, которая поможет правильно ответить.
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же,
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Дети: - Воздух!
Воспитатель
:
- Скажите, дети, вы видите воздух ?
Дети: - Нет.
Воспитатель: - Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: - Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый!(спрашиваю детей: как ты
думаешь Артем?
В круг влетает воздушный шарик.
Воспитатель:
Ой,шарик!
-Как вы думаете, что у него внутри?
-Правильно, воздух, поэтому он и называется воздушный шарик.
-Мой шарик умеет летать. Я толкаю его слегка, и он летает.
-Как вы думаете, почему он так летает? (он легкий).
Значит и воздух, который находится внутри шарика тоже легкий.
-Давайте вместе произнесем : воздух легкий.
Дети а давайте поиграем с воздушным шариком
:
С мамой в магазин ходили, (Идут по кругу.)
Шар воздушный там купили. (Идут по кругу.)
Будем шарик надувать, Будем с шариком играть. (Останавливаются,
поворачиваются лицом в центр круга, держатся за руки, выполняют
«пружинку».)
Шар воздушный, надувайся, (Идут назад, расширяя круг, маленькими шагами –
надувают шар.)
Шар воздушный, раздувайся. Надувайся большой (Хлопают в ладоши.)
Да не лопайся! Шар воздушный улетел, (Поднимают руки вверх, покачивают
ими из стороны в сторону.)
Да за дерево задел. (Ставят руки на пояс, медленно приседают, произнося: «Ш-
ш-ш-ш».)
И… лопнул.
Нет, а наш шарик не лопнул он нам еще пригодиться.
Воспитатель:
-Дети, а хотите узнать про воздух еще много нового? поймать,поиграть,
почувствовать?
-Тогда, приготовьтесь. Сегодня я предлагаю вам стать настоящими учеными и
совершить экскурсию в лабораторию, где можно заняться исследованиями воздуха.
Вам интересно?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда подойдите ко мне и посмотрите на экран:вот они настоящие
ученые.
Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, и это помещение
называется Лаборатория.
Воспитатель: В лаборатории надо соблюдать определенные правила:
1соблюдать тишину, не перебивать друг друга. не мешать друг другу,
2.работать тихо, аккуратно, внимательно,
3. одевать специальную одежду (фартуки и нарукавники,)
Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию.
Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до
столов, одеваются в халаты и нарукавники.(под музыку)
Воспитатель:-Вот мы очутились в самой настоящей лаборатории.
Опытно-экспериментальная часть:
Опыт 1. «Поймай невидимку».
Воспитатель:
Дети подойдите ,пожалуйста, к этому лабораторному столу
Здесь мы попробуем поймать воздух.
- Попробуйте поймать воздух ладошками. Получается? (ответы детей).
Теперь возьмите полиэтиленовый пакет.
Воспитатель: - Давайте теперь поймаем воздух в пакет. Молодцы, какие вы
быстрые! Теперь мы закручиваем его. Воздух занял всё место в пакете. А если мы
развяжем его, что произойдет?
Дети: - Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет
тоненьким.
Воспитатель: И так дети,значит,чтобы увидеть воздух его надо поймать!
Опыт 2: «Воздух может двигаться».
Воспитатель:А теперь дети пройдем вот к этому лабораторному
шкафчику.Здесь мы проделаем опыт и узнаем –может ли воздух двигаться и
двигать
предметы.Возьмите ватные шарики и положите их на ладошку .А я сейчас развяжу
воздушный шарик и выпущу из него воздух.
Что вы почувствовали?
Дети : ветерок
Воспитатель: Да ветерок-это движение воздуха .А что сделал ветерок?
Дети:-он сдул комочек
Воспитатель: Дети а где еще можно увидеть ветерок?
Дети:-качаются деревья,плывут облака…
Воспитатель: Я предлагаю вам взять в руки листочки и показать,как они качаются,
летят от ветра.
Опыт 3: «Воздух в человеке».
Воспитатель: - Предлагаю провести следующий научный эксперимент и
выяснить-есть ли в нас воздух ?
Воспитатель: - Опустите трубочку в стакан с водой и подуйте в нее. Что
происходит?
Дети: - Выходят пузырьки.
Воспитатель: - Откуда появились пузырьки? (выходит воздух)
Воспитатель: - Вот видите, значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и
он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый глоток воздуха, а
потом - через трубочку выдыхаем и получаются пузырьки.
Опыт 4. «Раздуй каплю» (рисование воздухом).
Воспитатель:
Воздух очень много может!
Он нам рисовать поможет!
Хотите порисовать воздухом?
Воспитатель: На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски (гуашь) и
берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы,
а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны.
Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». Дети, вам
нравится? когда кляксы высохнут, мы их дорисум.
Значение воздуха для человека
Воспитатель: А
теперь дети я вас приглашаю вот на эту полянку.Сейчас мы
сделаем вдох и попробуем не дышать.Нет мы не можем жить без воздуха.
-А кто еще не может прожить без воздуха?Ответы детей.
-А как вы думаете, каким воздухом лучше дышать - чистым или загрязненным?
Аутотренинг
Закройте глаза, мы с вами отдохнем.
Ярко светит солнце. Дует легкий ветерок. Я вдыхаю его чистый, свежий воздух.
Колышется трава на лугу. Надо мной гордо кружат птицы. Мне хорошо и приятно.
Я очень рад, что встретился с удивительным миром природы. Я хочу жить в мире с
природой.
-А где же взять нам много чистого воздуха?
Я открою вам секрет, чтобы воздух был чистым, нужно сажать деревья и другие
растения. Они впитывают в себя грязный воздух, а отдают - чистый.
Посадка деревьев
Я предлагаю вам прямо сейчас посадить дерево, чтобы воздух был чист. Каждый из
вас подойдет к своей кляксе и дорисует ствол и у нас получатся осенние деревца,
возьмем деревцо и прикрепим его на доску. (Звучат голоса птиц)
Посмотрите, какая красота получилась.
-И если каждый человек будет насаживать деревья, то нам легче будет дышаться,
воздух будет чистым.
Рефлексия:
Воспитатель: Уважаемые ученые, вы все прекрасно потрудились в лаборатории
и узнали много нового и полезного о воздухе. Давайте вспомним все секреты
воздуха, которые мы открыли с помощью экспериментов,опытов.
-Какой воздух?
- Можно ли поймать воздух и как это сделать?
- Что такое ветер?-Что нужно делать ,чтобы воздух был чистым?
- Молодцы!
Наша научная лаборатория закрывается. В группе вас ждут любимые игрушки.
Они очень соскучились и хотят, чтобы наши девочки и мальчики поиграли с
ними
. Автор: Потехина Т.Б.