Напоминание

Поэтапное формирование коммуникативных умений первоклассников


Автор: Толстоухова Римма Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ "Якутская городская национальная гимназия им. А.Г. и Н.К.Чиряевых"
Населённый пункт: Якутск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Поэтапное формирование коммуникативных умений первоклассников
Раздел: начальное образование





Назад




Поэтапное формирование коммуникативных умений учащихся.

Сроки и этапы.

умения

Краткое содержание и речевые

конструкции, формы обращения

1 класс, сентябрь.

«Введение

в

школьную

жизнь»-

атмосфера

принятия

Любое

высказывание,

любой

ответ

ребёнка

одобряется

учителем, нужно найти за что

похвалить.

Видеть

в

разных

ответах

не

ошибку,

а

разные

точки зрения.

1 класс, сентябрь,

октябрь

школьные

правила (работа в

паре)

«Договор

дороже денег»

Организационные

умения:

приветствие,

поднимание

руки,

различие

индивидуальных

и

хоровых

ответов,

использование

«волшебных» слов.

Умение

говорить:

говорить

по

очереди

после

разрешения,

повернуться к слушающим лицом,

обращаться по имени, говорить без

«лишних»

слов,

понятность

высказывания.

Умение

слушать:повернуться

к

говорящему лицом, не перебивать,

выразить реакцию в реплике, знаке,

слушать

доброжелательно,

отзывчиво,

с

пониманием,

терпеливо,

слушать

любого

говорящего, а не только учителя,

относить каждое слово к себе лично,

сдержать

импульсивное

желание

ответить сразу.

Учитель

вместе

с

детьми

вырабатывает школьные правила,

создавая

различные

ситуации.

Строится образ ученика. Договор

о

сотрудничестве

и

взаимопомощи. Вводятся средства

для регуляции и саморегуляции

нормативного поведения: опоры

внимания

(сигналы,

значки,

жесты),

колокольчик

для

регуляции уровня.

«Мне кажется…», «Я думаю…»,

«Коля, я с тобой согласен, но хочу

дополнить…»,

«Спасибо

за

объяснение…», «Я раньше этого

не

очень

хорошо

понимал,

а

теперь…»,

«Пожалуйста,

повторите ещё раз…», «Извини,

что перебиваю, но…», «Я тоже

так думаю…», «Молодец, Коля,

я…».

1,2,3

классы

открытие

партнёров-

сверстников

(работа

в

группах)

«Нам

вместе

хорошо».

Умение

адресоваться

другим:

обращать

своё

высказывание

к

сверстникам, ждать их реакции на

свой ответ.

Умение

договариваться

с

товарищем:

молча

показать

пальцем,

ждать

ответа,

в

ответ

улыбнуться,

кивать

головой,

спросить партнёра о согласии.

Умение

обнаружить

недостаточность

средств

(для

решения задачи чего-то не хватает).

Умение обращаться за помощью:

уметь

анализировать

изучаемый

предмет,

предложенную

задачу,

видеть

границы

применимости

способа, уметь искать выхода из

ситуации.

Умение

обращаться

с

вопросом:

обоснованность

вопроса,

осмысленность

вопроса,

Дети в основном обращаются не к

классу,

не

к

говорящему,

а

учителю. «Обсмеять» ситуацию.

Групповая

поддержка,

чувство

защищённости.

Неправильные

формы

обращения:

«Римма

Павловна, Коля сказал, что…а я

не согласен с ним», «Я думаю, что

Коля сказал неправильно…».

«Я думаю, что…,а согласен ли ты

со мной?», «Давай договоримся: я

записываю, а ты…».

Учитель

даёт

неопределённые

задания с нечётким вопросом, где

нужно

уточнение

информации.

Ребёнок

должен

научиться

сформулировать

свой

вопрос,

должен

назвать,

чего

ему

не

хватает, чтобы решить задачу,

ответить на вопрос.

содержательность вопроса.

Умение

содержательно

высказываться:

полнота,

логичность,

обоснованность,

точность, конкретность, ясность.

Умение

поддерживать

общение,

благодарить других.

Умение распределять обязанности:

старший,

писарь,

отвечающий,

контролёр и др.

Не должно быть общих вопросов-

отказов: «А как тут делать?», «Я

не

понял»,

«У

меня

не

получается».

Вопросы

должны

быть с точным содержанием: «Вы

не указали, в каком порядке…».

Обязанности

каждый

раз

чередуются.

3,

4

классы

дискуссия

(взаимодействие

групп)

«В

споре

рождается

истина».

Умение сформулировать свою точку

зрения:

полнота

высказывания,

достаточность

информации,

доказательство,

рассуждение,

объяснить свою мысль другим.

Умение

выяснить

точку

зрения

своих партнёров.

Умение обнаружить разницу точек

зрения.

Умение разрешить разногласие с

помощью логических аргументов.

Умение находить разные варианты.

Умение рассматривать ситуацию с

разных позиций.

Умение делать выбор.

Дискуссия

есть,

если

есть

разногласия, противоречия. Для

этого

надо

дать

различные

«ловушки», ситуации открытого

незнания,

задачи, не имеющие

решения

и

задачи

с

недоопределёнными условиями.

Не

перевести

логические

противоречия в плоскость личных

отношений.

Если

мнения

разошлись – нужно приводить

доказательства.

«А ты как думаешь?», «А это

можно

доказать?»,

«Ты

не

возражаешь?», «Мы не можем

друг

друга

убедить,

что

нам

делать?».



В раздел образования