Автор: Толстоухова Римма Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ "Якутская городская национальная гимназия им. А.Г. и Н.К.Чиряевых"
Населённый пункт: Якутск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Поэтапное формирование коммуникативных умений первоклассников
Раздел: начальное образование
Поэтапное формирование коммуникативных умений учащихся.
Сроки и этапы.
умения
Краткое содержание и речевые
конструкции, формы обращения
1 класс, сентябрь.
«Введение
в
школьную
жизнь»-
атмосфера
принятия
Любое
высказывание,
любой
ответ
ребёнка
одобряется
учителем, нужно найти за что
похвалить.
Видеть
в
разных
ответах
не
ошибку,
а
разные
точки зрения.
1 класс, сентябрь,
октябрь
–
школьные
правила (работа в
паре)
«Договор
–
дороже денег»
Организационные
умения:
приветствие,
поднимание
руки,
различие
индивидуальных
и
хоровых
ответов,
использование
«волшебных» слов.
Умение
говорить:
говорить
по
очереди
после
разрешения,
повернуться к слушающим лицом,
обращаться по имени, говорить без
«лишних»
слов,
понятность
высказывания.
Умение
слушать:повернуться
к
говорящему лицом, не перебивать,
выразить реакцию в реплике, знаке,
слушать
доброжелательно,
отзывчиво,
с
пониманием,
терпеливо,
слушать
любого
говорящего, а не только учителя,
относить каждое слово к себе лично,
сдержать
импульсивное
желание
ответить сразу.
Учитель
вместе
с
детьми
вырабатывает школьные правила,
создавая
различные
ситуации.
Строится образ ученика. Договор
о
сотрудничестве
и
взаимопомощи. Вводятся средства
для регуляции и саморегуляции
нормативного поведения: опоры
внимания
(сигналы,
значки,
жесты),
колокольчик
для
регуляции уровня.
«Мне кажется…», «Я думаю…»,
«Коля, я с тобой согласен, но хочу
дополнить…»,
«Спасибо
за
объяснение…», «Я раньше этого
не
очень
хорошо
понимал,
а
теперь…»,
«Пожалуйста,
повторите ещё раз…», «Извини,
что перебиваю, но…», «Я тоже
так думаю…», «Молодец, Коля,
я…».
1,2,3
классы
–
открытие
партнёров-
сверстников
(работа
в
группах)
«Нам
вместе
–
хорошо».
Умение
адресоваться
другим:
обращать
своё
высказывание
к
сверстникам, ждать их реакции на
свой ответ.
Умение
договариваться
с
товарищем:
молча
показать
пальцем,
ждать
ответа,
в
ответ
улыбнуться,
кивать
головой,
спросить партнёра о согласии.
Умение
обнаружить
недостаточность
средств
(для
решения задачи чего-то не хватает).
Умение обращаться за помощью:
уметь
анализировать
изучаемый
предмет,
предложенную
задачу,
видеть
границы
применимости
способа, уметь искать выхода из
ситуации.
Умение
обращаться
с
вопросом:
обоснованность
вопроса,
осмысленность
вопроса,
Дети в основном обращаются не к
классу,
не
к
говорящему,
а
учителю. «Обсмеять» ситуацию.
Групповая
поддержка,
чувство
защищённости.
Неправильные
формы
обращения:
«Римма
Павловна, Коля сказал, что…а я
не согласен с ним», «Я думаю, что
Коля сказал неправильно…».
«Я думаю, что…,а согласен ли ты
со мной?», «Давай договоримся: я
записываю, а ты…».
Учитель
даёт
неопределённые
задания с нечётким вопросом, где
нужно
уточнение
информации.
Ребёнок
должен
научиться
сформулировать
свой
вопрос,
должен
назвать,
чего
ему
не
хватает, чтобы решить задачу,
ответить на вопрос.
содержательность вопроса.
Умение
содержательно
высказываться:
полнота,
логичность,
обоснованность,
точность, конкретность, ясность.
Умение
поддерживать
общение,
благодарить других.
Умение распределять обязанности:
старший,
писарь,
отвечающий,
контролёр и др.
Не должно быть общих вопросов-
отказов: «А как тут делать?», «Я
не
понял»,
«У
меня
не
получается».
Вопросы
должны
быть с точным содержанием: «Вы
не указали, в каком порядке…».
Обязанности
каждый
раз
чередуются.
3,
4
классы
–
дискуссия
(взаимодействие
групп)
«В
споре
рождается
истина».
Умение сформулировать свою точку
зрения:
полнота
высказывания,
достаточность
информации,
доказательство,
рассуждение,
объяснить свою мысль другим.
Умение
выяснить
точку
зрения
своих партнёров.
Умение обнаружить разницу точек
зрения.
Умение разрешить разногласие с
помощью логических аргументов.
Умение находить разные варианты.
Умение рассматривать ситуацию с
разных позиций.
Умение делать выбор.
Дискуссия
есть,
если
есть
разногласия, противоречия. Для
этого
надо
дать
различные
«ловушки», ситуации открытого
незнания,
задачи, не имеющие
решения
и
задачи
с
недоопределёнными условиями.
Не
перевести
логические
противоречия в плоскость личных
отношений.
Если
мнения
разошлись – нужно приводить
доказательства.
«А ты как думаешь?», «А это
можно
доказать?»,
«Ты
не
возражаешь?», «Мы не можем
друг
друга
убедить,
что
нам
делать?».