Автор: Спиридонова Римма Сайтиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУ ЦССВ
Населённый пункт: Город Москва
Наименование материала: статья
Тема: Работа по формированию приемов саморегуляции у детей младшего школьного возраста в условиях учреждения интернатного типа социального обслуживания.
Раздел: среднее профессиональное
Работа по формированию приемов самоконтроля у детей младшего
школьного возраста в условиях учреждения интернатного типа социального
обслуживания.
Спиридонов Р.С.
воспитатель ГБУ ЦССВ «Берег надежды».
Работа по формированию приемов самоконтроля у детей младшего
школьного возраста в условиях учреждения интернатного типа социального
обслуживания имеет особое значение. Многие воспитанники имеют
задержку психического развития и другие отклонения. Нарушение поведения
у воспитанников имеют разные проявления: упрямство, непослушание,
повышенная возбудимость, частые вспышки гнева ,импульсивность
поведения ит.д. Но понаблюдав за детьми я поняла, что дети нас не
слушаются не потому, что не хотят нас слушаться, а потому что они
находятся в плену эмоции: не умеют сдерживать свои чувства, свои
сиеминутные импульсы, то есть на низком уровне находится уровень
самоконтроля поведения.
Эти выводы свидетельствуют о необходимости создания условий и
оказания психолого-педагогической помощи воспитанникам в формировании
навыков самоконтроля и саморегуляции. Для этого необходимо подобрать и
адаптировать для работы воспитателя психолого-педагогические методики
формирования самоконтроля; затем, используя эти методики и формируя у
детей представления о проявлениях воли и эмоций, обучая конструктивному
выходу из проблемных ситуаций, добиться повышения уровня самоконтроля
и саморегуляции у воспитанников.
По
определению
Клера
Коппа
«эмоциональной
саморегуляцией
называется
умение
справляться
со
своими
эмоциями
социально
приемлемыми способами».
На первоначальном этапе работы было проведено ряд занятий, на
которых мы с детьми знакомились с основными эмоциями ( радость , горе ,
печаль, грусть, гнев, страх, обида), учились распознавать эмоции, называть
эмоции, описывать свое эмоциональное состояние. Даже взрослому человеку
сложно описать то , что он чувствует, то что он переживает. Работали с
пиктограммами, подбирали слова, связанные с определенной эмоцией(страх:
бояться , опасаться, быть боязливым, быть в ужасе и т.д).я опознаю свои
чувства, значит впоследствии могу ими управлять.
Мы также использовали разные типы игровых упражнений для
разрядки своих негативных эмоциональных состояний
1. Игровые упражнения, с помощью которых ребенок мог бы
выплеснуть свой гнев («Обзывалки», «Два барана», «Толкалки», «Жужа»,
«Рубка дров», «Да и нет», «Тух-тиби-дух», «Ворвись в круг»)
2. Игровые упражнения, направленные на поиск способа выхода из
сложной ситуации («Головомяч», «Камушек в ботинке», «Давайте
поздороваемся», «Король», «Ласковые лапки» и другие)
3. Игровые упражнения для снятия излишнего мышечного напряжения
(«Прогулка на теплоходе», «Прогулка в горах», «Летнее поле», «Горы»,
«Летний дождь», «Подъем на гору», «Подводное путешествие»)
В своей практике использую кинезиологические упражнения, развивающие
межполушарное взаимодействие: «Колечко», «Ленивая восьмерка», «Ухо-
нос» и др.
Кинезиологические упражнения регулируют процессы возбуждения и
торможения
в
нервной
системе,
повышают
стрессоустойчивость,
синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность,
способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и
письма. Их необходимо проводить ежедневно в течение шести-восьми недель
по 15-20 минут в день.
Также важно играть с детьми в игры с правилами. В каждой , даже в самой
простой, есть правила, которые организуют и регулируют действия ребенка.
Эти правила определенным образом ограничивают спонтанную,
импульсивную активность, ситуативность поведения. Соблюдаешь правила –
игра получится, не соблюдаешь- игра не получится. Таким образом, правила
игры становятся регулятором поведения детей, сдерживающими
непроизвольные импульсивные реакции, спонтанную активность.
В работе по развитию и формированию самоконтроля эффективным и
интересным является ведение детьми совместно с воспитателем «Дневничка
поведения». Ведение «Дневничка поведения» ориентировано на решение
нескольких задач:
1) активно развивать внешнюю и внутреннюю саморегуляцию за счет
соблюдения правил поведения и поощрения такого поведения взрослым;
2) формировать потребность в саморазвитии у самого ребенка через его
стремление к хорошим и благородным поступкам и положительного
оценивания этого взрослым;
3) помогать развитию первичной рефлексии путем анализа своих и чужих
поступков;
4) содействовать осознанию ребенком существующих норм и правил
поведения.
В помещении группы размещается красочный плакат с фотографиями
детей (по количеству детей в группе). Перед введением «Дневничка
поведения» мы согласовали критерии, по которым будет оцениваться их
поведение.
Оценивание своих действий детям с ОВЗ дается крайне сложно, в силу
астенизации нервной системы и вторичных нарушений регуляторных
процессов. В связи с этим нами были включены внешние
методы
стимуляции,
направленные
на
подкрепление
положительных
форм
поведения:
1.
Прием
поощрения
желательного
поведения
-
награждения
«лепесточками», которые ребенок получает за соблюдение правил поведения
в течение дня: оранжевый - за добрые дела; фиолетовый - за отличный
результат; розовый - за умение дружить; зеленый - за помощь взрослым;
голубой - за вежливость. «лепесточки» помещаются вокруг фотографии на
плакате «Дневничка поведения». В конце дня ребенок, набравший большее
их число, объявляется победителем. Такая форма поощрения является
внешним подкрепляющим стимулом. Поскольку внутренняя стимуляция еще
не стала для ребёнка необходимостью, все процессы выносятся на внешний
план.
2. Прием «положительного вербального подкрепления». В конце дня
проводится своего рода «пятиминутка», воспитатель анализирует, почему тот
или иной ребенок «имеет право получить лепесток». Часто педагог
привлекает к помощи детей оценить поступки своих товарищей. Дети,
которые не получили «лепесточки», анализируют, почему им это не удалось.
При награждении (или не награждении) ребенка важно сопровождать оценку
анализом поведения ребенка. Это закладывает фундамент для формирования
адекватной само- и взаимооценки
В ходе целенаправленной работы наметилась явная положительная
динамика у многих детей.
Таким образом, подобранные и адаптированные для специфики работы
воспитателя социального учреждения психолого-педагогические методики
формирования самоконтроля и саморегуляции явно дают положительный
эффект, но, несомненно, требуется постоянная и систематическая работа для
достижения высоких результатов.
Литература
1.
Волков Б.С. Методы изучения психики ребенка. Методическая
разработка для студентов к курсу «Возрастная психология».-М.,1994
2.
Карташова Н.В. Саморегуляция как условие развития
самостоятельности.// Дефектология, №3,2001.-с.4-17.
3.
Романов А.А. Расстройства поведения и эмоций у детей в целом. Серия
«Игровая терапия для детей и взрослых». – М.: Плэйт, 2003.