Автор: Федорова Оксана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЧОУ "Центр образования на Марсовом поле" детский сад
Населённый пункт: г. Оренбург
Наименование материала: Информация для родителей
Тема: История развития дошкольного образования в России
Раздел: дошкольное образование
История развития дошкольного
образования в России
.
В Киевской Руси воспитание детей
всех
возрастов
осуществлялось
преимущественно
в
семье.
Цель
воспитания
заключалась
в
подготовке
детей
к
труду,
выполнению основных социальных
ролей. В качестве основных средств
воздействия
выступали
факторы
народной педагогической культуры
(потешки,
частушки,
скороговорки,
загадки, народные игры и т. д.). Все
эти
средства
педагогики
передавались устно
.
В связи с крещением Руси значительное место в
воспитании
подрастающего
поколения
заняла
церковь. Такие средства, как выполнение обрядов,
заучивание молитв и т.д.
Двенадцатым веком
датировано «Поучение
Владимира Мономаха своим
детям». Владимир Мономах
писал наставления для своих
детей, но многие поучения
носят общий педагогический
характер.
В
XVIII
в.
Епифанием
Славницким
была
составлена
педагогическая
книга
«Гражданство
обычаев
детства». В ней излагались правила
поведения
в
обществе
(гигиена
ребенка, значение выражений лица,
мимики, поз; правила поведения в
различных
ситуациях
и
т.д.).
В
сборнике есть глава об играх. В ней
изложены рекомендации по играм
для
детей
дошкольного
возраста.
Советы Славницкого психологически
обоснованы
и
проникнуты
любовным отношением к детям.
В начале XVIIIв. Происходило бурное развитие и изменение России
под
влиянием
реформ,
осуществляемых
Петром
I.
Одно
из
направлений
реформирования
-
образование.
Дошкольное
образование
в
это
время
не
выделялось
как
самостоятельное,
а
осуществлялось
под
влиянием
общих
педагогических
отраслей.
Педагогические
идеи
высказывались
и
публиковались
лучшими
представителями того времени. М.В. Ломоносов занимался активной
просветительской
деятельностью.
И.И.
Бецкой
вел
преобразования
существующей
тогда
системы
образования.
Н.И.
Новиков
издал
литературу
для
детей.
В
области
дошкольного
воспитания
значительное место занимает его статья о воспитании детей «Для
распространения
общих
полезных
знаний
и
всеобщего
благополучия». В ней сформулированы правила для родителей.
В
начале
XVIIIв.
Происходило
бурное
развитие
и
изменение
России под влиянием реформ, осуществляемых Петром I. Одно
из направлений реформирования - образование. Дошкольное
образование в это время не выделялось как самостоятельное, а
осуществлялось под влиянием общих педагогических отраслей.
Педагогические идеи высказывались и публиковались лучшими
представителями
того
времени.
М.В.
Ломоносов
занимался
активной
просветительской
деятельностью.
И.И.
Бецкой
вел
преобразования существующей тогда системы образования. Н.И.
Новиков издал литературу для детей. В области дошкольного
воспитания
значительное
место
занимает
его
статья
о
воспитании
детей
«Для
распространения
общих
полезных
знаний
и
всеобщего
благополучия».
В
ней
сформулированы
правила для родителей.
В первой половине XIX в. в России появился
целый ряд общественных деятелей, педагогов,
каждый из которых внес вклад в развитие
педагогики в целом и дошкольной педагогики в
частности. В.Г. Белинский придавал большое
значение умственному и физическому развитию
дошкольников, наглядности и детским играм,
эстетическому воспитанию. К. Д. Ушинский был
сторонником семейного воспитания, но понимал
необходимость создания системы дошкольного
общественного воспитания. Он высказывал
соображения о деятельности воспитателей
дошкольных учреждений, подготовил книгу для
детского чтения «Родное слово». Она сохранила
свое назначение до сих пор.
В последней трети XIX в. появляются новые
типы
образовательных
заведений.
Первый
бесплатный
«народный
детский
сад»
в
России для детей горожан из низших слоев
населения
был
открыт
1866
г.
при
благотворительном
«Обществе
дешевых
квартир» в Санкт-Петербурге.
В
том
же
году
редактор
педагогического
журнала «Детский сад», который выходил в
то
время,
А.С.
Симонович
открыла
несколько детских садов. Один из них для
детей
интеллигенции
просуществовал
в
Петербурге с 1866 по 1869гг. В это же время
был
открыт
первый
бесплатный
сад
для
детей работниц Петербурга. К сожалению,
сады просуществовали недолго.
В 1871 году было создано в Санкт-Петербургское
общество
содействия
первоначальному
воспитанию
детей
дошкольного
возраста.
Общество
содействовало
открытию
курсов
по
подготовке
женщин-воспитательниц
в
семьях
и
детских садах, а также проведению лекций по
дошкольному воспитанию.
Значительный
вклад
в
разработку
проблем
воспитания
дошкольников
внесла
детская
писательница
Е.Н.
Водовозова.
Она
была
за
границей
и
изучила
там
опыт
семейного
воспитания и организации детских садов. В 1871г.
Водовозова опубликовала книгу
«Умственное и
нравственное
воспитание
детей
от
первого
появления
сознания
до
школьного
возраста».
Книга предназначалась для воспитателей детских
дошкольных учреждений и матерей.
В 1900 году в Москве появился первый детский сад
для
глухонемых
детей.
Позднее
подобные
заведения открылись в Петербурге и Киеве. Перед
революцией,
по
примерным
данным,
в
России
работали 250 платных детских садов и около 30
бесплатных.
В
1913-1917гг.
Вице-президентом
Санкт-
Петербургского
Общества
содействия
дошкольному
воспитанию
была
известный
российский педагог Елизавета Ивановна Тихеева,
занимавшаяся
изучением
вопросов
дидактики
и
методики
начального
обучения.
Она
создала
оригинальную
теорию
дошкольного
воспитания.
Ее основные идеи – преемственность воспитания в
детском
саду,
семье
,
школе;
особое
место
методике развития речи дошкольника.
В
1913году
вышло
первое
издание
ее
книги
«Родная
речь
и
пути
ее
развития».
Эта
книга
дополнялась и издавалась несколько раз. В 1937
году
вышло
последнее
издание.
Тихеева
была
горячей сторонницей общественного воспитания. В
своей
книге
«Современный
детский
сад,
его
значение
и
оборудование»
она
изложила
рекомендации
по
организованной
работе
в
дошкольном
учреждении.
Более
того,
Тихеева
разработала
свою
оригинальную
систему
средств
по
организации
сенсорного
развития.
Большее
значение в дошкольном воспитании она отводила
разумной дисциплине и четкому режиму дня. Она
считала их средствами формирования привычек и
воли.
Елизавета
Ивановна
придавала
большое
значение
специальной
профессиональной
подготовке воспитателей.
Начало
государственной
системы
дошкольного
образования
в
нашей стране было положено после принятия 20 ноября 1917года
«Декларации по дошкольному воспитанию». В этом документе
были
определены
принципы
советского
дошкольного
образования:
бесплатность
и
доступность
общественного
воспитания
детей
дошкольного
возраста.
В
1918г.
на
базе
Московских высших женских курсов по инициативе профессора
К.Н. Корнилова был открыт второй Московский государственный
университет,
где
организовался
педагогический
факультет
с
дошкольным отделением. В этом же году при Наркомпросе был
организован
специальный
дошкольный
отдел.
Корнилов
был
убежденным
сторонником
общественного
воспитания.
Ему
принадлежат
работы
«Общественное
воспитание
пролетарских
детей», «Методика исследования ребенка раннего возраста» и
другие.
Эти
работы
имели
большое
значение
в
разработке
проблем
дошкольной
педагогики,
они
пользовались
большой
популярностью
.
Важной
вехой
создания
государственной
системы
подготовки
педагогов
дошкольного
образования
стал
первый
Всероссийский
съезд
по
дошкольному
воспитанию,
состоявшийся
в
Москве
в
1919году.
Первая
«Программа
работы
детского
сада»
вышла
в
1934году,
а
в
1938
были
опубликованы
«Устав
детского
сада»,
определявший
задачи
работы,
структуру
и
особенности
функционирования
дошкольных
учреждений
,
и
«Руководство
для
воспитателей детского сада», содержавшее методические указания по
разделам
и
работы
с
детьми.
В
1937
году
специальным
постановлением Совнаркома вводятся ведомственные детские сады, в
1939 г. устанавливаются типовые штаты для детских садов всех видов
и
ведомств.
С
1928
г.
начал
выходить
ежемесячный
научно-
методический журнал «Дошкольное воспитание». К 40-м годам сеть
дошкольных
образовательных
учреждений
достигла
довольно
высокого уровня, общественным воспитанием были охвачены более
двух миллионов воспитанников.