Напоминание

История развития дошкольного образования в России


Автор: Федорова Оксана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЧОУ "Центр образования на Марсовом поле" детский сад
Населённый пункт: г. Оренбург
Наименование материала: Информация для родителей
Тема: История развития дошкольного образования в России
Раздел: дошкольное образование





Назад




История развития дошкольного

образования в России

.

В Киевской Руси воспитание детей

всех

возрастов

осуществлялось

преимущественно

в

семье.

Цель

воспитания

заключалась

в

подготовке

детей

к

труду,

выполнению основных социальных

ролей. В качестве основных средств

воздействия

выступали

факторы

народной педагогической культуры

(потешки,

частушки,

скороговорки,

загадки, народные игры и т. д.). Все

эти

средства

педагогики

передавались устно

.

В связи с крещением Руси значительное место в

воспитании

подрастающего

поколения

заняла

церковь. Такие средства, как выполнение обрядов,

заучивание молитв и т.д.

Двенадцатым веком

датировано «Поучение

Владимира Мономаха своим

детям». Владимир Мономах

писал наставления для своих

детей, но многие поучения

носят общий педагогический

характер.

В

XVIII

в.

Епифанием

Славницким

была

составлена

педагогическая

книга

«Гражданство

обычаев

детства». В ней излагались правила

поведения

в

обществе

(гигиена

ребенка, значение выражений лица,

мимики, поз; правила поведения в

различных

ситуациях

и

т.д.).

В

сборнике есть глава об играх. В ней

изложены рекомендации по играм

для

детей

дошкольного

возраста.

Советы Славницкого психологически

обоснованы

и

проникнуты

любовным отношением к детям.

В начале XVIIIв. Происходило бурное развитие и изменение России

под

влиянием

реформ,

осуществляемых

Петром

I.

Одно

из

направлений

реформирования

-

образование.

Дошкольное

образование

в

это

время

не

выделялось

как

самостоятельное,

а

осуществлялось

под

влиянием

общих

педагогических

отраслей.

Педагогические

идеи

высказывались

и

публиковались

лучшими

представителями того времени. М.В. Ломоносов занимался активной

просветительской

деятельностью.

И.И.

Бецкой

вел

преобразования

существующей

тогда

системы

образования.

Н.И.

Новиков

издал

литературу

для

детей.

В

области

дошкольного

воспитания

значительное место занимает его статья о воспитании детей «Для

распространения

общих

полезных

знаний

и

всеобщего

благополучия». В ней сформулированы правила для родителей.

В

начале

XVIIIв.

Происходило

бурное

развитие

и

изменение

России под влиянием реформ, осуществляемых Петром I. Одно

из направлений реформирования - образование. Дошкольное

образование в это время не выделялось как самостоятельное, а

осуществлялось под влиянием общих педагогических отраслей.

Педагогические идеи высказывались и публиковались лучшими

представителями

того

времени.

М.В.

Ломоносов

занимался

активной

просветительской

деятельностью.

И.И.

Бецкой

вел

преобразования существующей тогда системы образования. Н.И.

Новиков издал литературу для детей. В области дошкольного

воспитания

значительное

место

занимает

его

статья

о

воспитании

детей

«Для

распространения

общих

полезных

знаний

и

всеобщего

благополучия».

В

ней

сформулированы

правила для родителей.

В первой половине XIX в. в России появился

целый ряд общественных деятелей, педагогов,

каждый из которых внес вклад в развитие

педагогики в целом и дошкольной педагогики в

частности. В.Г. Белинский придавал большое

значение умственному и физическому развитию

дошкольников, наглядности и детским играм,

эстетическому воспитанию. К. Д. Ушинский был

сторонником семейного воспитания, но понимал

необходимость создания системы дошкольного

общественного воспитания. Он высказывал

соображения о деятельности воспитателей

дошкольных учреждений, подготовил книгу для

детского чтения «Родное слово». Она сохранила

свое назначение до сих пор.

В последней трети XIX в. появляются новые

типы

образовательных

заведений.

Первый

бесплатный

«народный

детский

сад»

в

России для детей горожан из низших слоев

населения

был

открыт

1866

г.

при

благотворительном

«Обществе

дешевых

квартир» в Санкт-Петербурге.

В

том

же

году

редактор

педагогического

журнала «Детский сад», который выходил в

то

время,

А.С.

Симонович

открыла

несколько детских садов. Один из них для

детей

интеллигенции

просуществовал

в

Петербурге с 1866 по 1869гг. В это же время

был

открыт

первый

бесплатный

сад

для

детей работниц Петербурга. К сожалению,

сады просуществовали недолго.

В 1871 году было создано в Санкт-Петербургское

общество

содействия

первоначальному

воспитанию

детей

дошкольного

возраста.

Общество

содействовало

открытию

курсов

по

подготовке

женщин-воспитательниц

в

семьях

и

детских садах, а также проведению лекций по

дошкольному воспитанию.

Значительный

вклад

в

разработку

проблем

воспитания

дошкольников

внесла

детская

писательница

Е.Н.

Водовозова.

Она

была

за

границей

и

изучила

там

опыт

семейного

воспитания и организации детских садов. В 1871г.

Водовозова опубликовала книгу

«Умственное и

нравственное

воспитание

детей

от

первого

появления

сознания

до

школьного

возраста».

Книга предназначалась для воспитателей детских

дошкольных учреждений и матерей.

В 1900 году в Москве появился первый детский сад

для

глухонемых

детей.

Позднее

подобные

заведения открылись в Петербурге и Киеве. Перед

революцией,

по

примерным

данным,

в

России

работали 250 платных детских садов и около 30

бесплатных.

В

1913-1917гг.

Вице-президентом

Санкт-

Петербургского

Общества

содействия

дошкольному

воспитанию

была

известный

российский педагог Елизавета Ивановна Тихеева,

занимавшаяся

изучением

вопросов

дидактики

и

методики

начального

обучения.

Она

создала

оригинальную

теорию

дошкольного

воспитания.

Ее основные идеи – преемственность воспитания в

детском

саду,

семье

,

школе;

особое

место

методике развития речи дошкольника.

В

1913году

вышло

первое

издание

ее

книги

«Родная

речь

и

пути

ее

развития».

Эта

книга

дополнялась и издавалась несколько раз. В 1937

году

вышло

последнее

издание.

Тихеева

была

горячей сторонницей общественного воспитания. В

своей

книге

«Современный

детский

сад,

его

значение

и

оборудование»

она

изложила

рекомендации

по

организованной

работе

в

дошкольном

учреждении.

Более

того,

Тихеева

разработала

свою

оригинальную

систему

средств

по

организации

сенсорного

развития.

Большее

значение в дошкольном воспитании она отводила

разумной дисциплине и четкому режиму дня. Она

считала их средствами формирования привычек и

воли.

Елизавета

Ивановна

придавала

большое

значение

специальной

профессиональной

подготовке воспитателей.

Начало

государственной

системы

дошкольного

образования

в

нашей стране было положено после принятия 20 ноября 1917года

«Декларации по дошкольному воспитанию». В этом документе

были

определены

принципы

советского

дошкольного

образования:

бесплатность

и

доступность

общественного

воспитания

детей

дошкольного

возраста.

В

1918г.

на

базе

Московских высших женских курсов по инициативе профессора

К.Н. Корнилова был открыт второй Московский государственный

университет,

где

организовался

педагогический

факультет

с

дошкольным отделением. В этом же году при Наркомпросе был

организован

специальный

дошкольный

отдел.

Корнилов

был

убежденным

сторонником

общественного

воспитания.

Ему

принадлежат

работы

«Общественное

воспитание

пролетарских

детей», «Методика исследования ребенка раннего возраста» и

другие.

Эти

работы

имели

большое

значение

в

разработке

проблем

дошкольной

педагогики,

они

пользовались

большой

популярностью

.

Важной

вехой

создания

государственной

системы

подготовки

педагогов

дошкольного

образования

стал

первый

Всероссийский

съезд

по

дошкольному

воспитанию,

состоявшийся

в

Москве

в

1919году.

Первая

«Программа

работы

детского

сада»

вышла

в

1934году,

а

в

1938

были

опубликованы

«Устав

детского

сада»,

определявший

задачи

работы,

структуру

и

особенности

функционирования

дошкольных

учреждений

,

и

«Руководство

для

воспитателей детского сада», содержавшее методические указания по

разделам

и

работы

с

детьми.

В

1937

году

специальным

постановлением Совнаркома вводятся ведомственные детские сады, в

1939 г. устанавливаются типовые штаты для детских садов всех видов

и

ведомств.

С

1928

г.

начал

выходить

ежемесячный

научно-

методический журнал «Дошкольное воспитание». К 40-м годам сеть

дошкольных

образовательных

учреждений

достигла

довольно

высокого уровня, общественным воспитанием были охвачены более

двух миллионов воспитанников.



В раздел образования