Напоминание

Реальные аспекты развития ДЮСШ как современного учреждения дополнительного образования.


Автор: Домнина Елена Викторовна
Должность: инструктор-методист
Учебное заведение: МБУ ДО ДЮСШ Багаевского района Ростовской области
Населённый пункт: ст. Багаевская
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Реальные аспекты развития ДЮСШ как современного учреждения дополнительного образования.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методические рекомендации.

Реальные аспекты развития ДЮСШ как

современного учреждения дополнительного образования.

Домнина Е.В.,

Инструктор-методист

МБУ ДО ДЮСШ Багаевского района

Ростовской области

Современная концепция развития дополнительного образования детей,

направлена на воплощение в жизнь миссии дополнительного образования как

социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к

познанию, творчеству, труду и спорту.

Развитие системы дополнительного образования детей в едином

образовательном пространстве рассматривается как одно из приоритетных

направлений образовательной политики нашего государства.

Дополнительное образование детей является важным фактором повышения

социальной

стабильности

и

справедливости

в

обществе

посредством

создания условий для успешности каждого ребенка независимо от места

жительства и социально-экономического статуса семей. Оно выполняет

функции "социального лифта" для значительной части детей, которая не

получает необходимого объема или качества образовательных ресурсов в

семье и общеобразовательных организациях, компенсируя, таким образом, их

недостатки,

или

предоставляет

альтернативные

возможности

для

образовательных и социальных достижений детей, в том числе таких

категорий, как дети с ограниченнымиi возможностями здоровья, дети,

находящиеся в трудной жизненной ситуации. Дополнительное образование,

как правило, осуществляется специалистами, профессионалами, мастерами

своего дела, что обеспечивает его разносторонность, привлекательность,

уникальность и, в конечном счете, – результативность как практико-

ориентированного образования. Дополнительное образование – это «зона

ближайшего развития» личности ребенка, которую он выбирает сам или с

помощью взрослого в соответствии со своими желаниями, потребностями и

возможностями. Затраты бюджета на дополнительное образование являются

долгосрочными инвестициями в будущее развитие российского общества и

государства, кадровый потенциал интеллектуального, научно-технического,

творческого и культурного развития общества.

Учреждениям дополнительного образования, в том числе детско-юношеским

спортивным

школам, принадлежит

значительная роль в

решении

образовательных, воспитательных, развивающих и оздоровительных задач.

Преимущества учреждений дополнительного образования

усиливаются по сравнению с организациями общего образования (проще

говоря, с общеобразовательными школами) посредством актуализации

следующих аспектов:

-участие в вариативных развивающих образовательных программах на

основе добровольного выбора детей (семей) в соответствии с их интересами,

склонностями и ценностями;

- возможность выбора режима и темпа освоения образовательных программ,

что имеет особое значение применительно и к одаренным детям и к детям с

ограниченными возможностями здоровья;

- право на пробы и ошибки, возможность смены образовательных программ,

педагогов и организаций;

-неформальная организация образовательного процесса, уклада учреждения

дополнительного образования;

- вариативный характер оценки образовательных результатов;

- возможность на практике, применить полученные знания и навыки;

- разновозрастный характер объединений;

- возможность выбрать себе педагога, наставника, тренера.

Тем не менее, школа и учреждение дополнительного образования - союзники

в формировании целостной личности, в воспитании социализированного,

образованного, культурного, творческого и здорового человека. Главная

задача нашего союзничества – это, прежде всего, сохранение и укрепление

здоровья детей. Причем, здоровье понимается как совокупность нескольких

составляющих,

среди

которых:

физическое,

психическое,

духовное,

социальное здоровье.

В Ростовской области детско-юношеских спортивных школах

ведется

систематическая учебно-спортивная и воспитательная работа, направленная

на привлечение большего числа учащихся к занятиям физической культурой

и спортом, на оздоровление детей и подростков.

Различные образовательные программы, реализуемые в нашей детско-

юношеской спортивной школе, объединяет общий девиз - «Здоровье - это

путь к победе». И это не только победа в спорте, а победа над собой, над

своей ленью, некомпетентностью, страхами.

В образовательном процессе используются разнообразные педагогические, в

том числе здоровьесберегающие технологии, основной целью которых

является воспитание физически и нравственно здоровой личности.

Для достижения этой цели в нашей спортивной школе разработана

система организационных, воспитательных, физкультурно - спортивно-

массовых мероприятий, в которых принимают участие все участники

образовательного пространства школы:

-созданы условия для организация режима, труда и отдыха обучающихся и

педагогов, которые обеспечивают их высокую работоспособность во время

учебно-тренировочных

занятий,

предоставляется

возможность

для

демонстрации своих достижений во время проведения соревнований и

различных мероприятий.

- для массового привлечения детей и подростков к систематическим

занятиям физической культурой и спортом организуются «Дни здоровья» и

спортивные праздники. Стал уже традиционным «День рождения школы»,

который позволяет продемонстрировать не только высокие спортивные

достижения наших воспитанников, но и творческие возможности их и их

наставников, общность интересов, преемственность поколений;

- для формирования у ребят основ здорового образа жизни и воспитания

гражданственности организуются встречи

с

именитыми

спортсменами, успешными

выпускниками

нашей

спортивной

школы,

воспитательные и игровые мероприятия различной тематики. Особой

популярностью

среди

воспитанников

пользуются

обучающая

игра

«Дорожный лабиринт», способствующая освоению навыков безопасного

поведения

на

дорогах,

психологическая

игра-беседа

«Твой

выбор»,

помогающая подростку сделать правильный выбор в жизни ;

для пропаганды занятий физической культурой и спортом и демонстрации

приоритета

здорового

образа

жизни

воспитанники

ДЮСШ

активно

привлекаются к участию во Всероссийских, региональных и муниципальных

акциях

и

спортивных

праздниках,

а

также

социально-значимых

мероприятиях. Это и «Кросс наций», и «Всероссийский азимут», и, ставший

уже традиционным районный праздник «Ни дня без спорта». Недавно

обучающиеся

нашей

школы

стали

призерами

регионального

этапа

Всероссийской акции «Я выбираю спорт», и школа вошла в десятку лучших

спортивных

школ

Ростовской

области

в

номинации

«Организации

спортивной работы»;

Самыми массовым спортивными праздниками являются фестивали

волейбола и пляжного волейбола, объединившие три поколения наших

воспитанников и 4 поколения любителей этого вида спорта. В команде часто

играют отцы и дети. Деды и внуки являются болельщиками. Отрадно, что

и представители структур власти активно принимают участие в таких

мероприятиях и своим личным примером способствуют формированию у

ребят физических качеств, а также мотивации к проведению здорового и

интересного

досуга,

личностному

росту

и

гражданской

активности. Возможно, благодаря этому, в прошедшем учебном году лучшим

результатом учащихся нашей спортивной школы стала победа сборной

команды юношей по волейболу на Первенстве ЦФО РОССИИ.

Разнообразная тематика, формы и уровень проводимых мероприятий

развивают у воспитанников навыки и привычки здорового образа жизни,

приобретаемые

на

учебно-тренировочных

занятиях,

а

также

являются показательным

итогом

всей

работы,

ранее

проделанной

педагогическим коллективом спортивной школы.

Все это возможно лишь в условиях духовного и нравственного здоровья

педагогического

коллектива

ДЮСШ,

показателем

которого

является

постоянство штата сотрудников, отсутствие конфликтов, непрерывный

творческий

и

профессиональный

рост

каждого,

и

добросовестный

созидательный труд всех. Многие педагоги нашей спортивной школы

продолжают свое обучение, получая специальное образование, повышая

квалификацию,

используя

современные

технологии:

дистанционное

обучение, участие в вебинарах, онлайн ресурсы, мобильные приложения.

Положения

нового

законодательства,

постепенное

внедрение

профессионального

стандарта

и

механизмов

эффективного

контракта

стимулируют их к постоянному развитию, творческому поиску, реализации

своего педагогического потенциала, новым инициативам, позволяющим

реализовать в сфере дополнительного образования особые возможности для

развития образования в целом, в соответствии с задачами перспективного

развития страны.



В раздел образования