Автор: Домнина Елена Викторовна
Должность: инструктор-методист
Учебное заведение: МБУ ДО ДЮСШ Багаевского района Ростовской области
Населённый пункт: ст. Багаевская
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Реальные аспекты развития ДЮСШ как современного учреждения дополнительного образования.
Раздел: дополнительное образование
Методические рекомендации.
Реальные аспекты развития ДЮСШ как
современного учреждения дополнительного образования.
Домнина Е.В.,
Инструктор-методист
МБУ ДО ДЮСШ Багаевского района
Ростовской области
Современная концепция развития дополнительного образования детей,
направлена на воплощение в жизнь миссии дополнительного образования как
социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к
познанию, творчеству, труду и спорту.
Развитие системы дополнительного образования детей в едином
образовательном пространстве рассматривается как одно из приоритетных
направлений образовательной политики нашего государства.
Дополнительное образование детей является важным фактором повышения
социальной
стабильности
и
справедливости
в
обществе
посредством
создания условий для успешности каждого ребенка независимо от места
жительства и социально-экономического статуса семей. Оно выполняет
функции "социального лифта" для значительной части детей, которая не
получает необходимого объема или качества образовательных ресурсов в
семье и общеобразовательных организациях, компенсируя, таким образом, их
недостатки,
или
предоставляет
альтернативные
возможности
для
образовательных и социальных достижений детей, в том числе таких
категорий, как дети с ограниченнымиi возможностями здоровья, дети,
находящиеся в трудной жизненной ситуации. Дополнительное образование,
как правило, осуществляется специалистами, профессионалами, мастерами
своего дела, что обеспечивает его разносторонность, привлекательность,
уникальность и, в конечном счете, – результативность как практико-
ориентированного образования. Дополнительное образование – это «зона
ближайшего развития» личности ребенка, которую он выбирает сам или с
помощью взрослого в соответствии со своими желаниями, потребностями и
возможностями. Затраты бюджета на дополнительное образование являются
долгосрочными инвестициями в будущее развитие российского общества и
государства, кадровый потенциал интеллектуального, научно-технического,
творческого и культурного развития общества.
Учреждениям дополнительного образования, в том числе детско-юношеским
спортивным
школам, принадлежит
значительная роль в
решении
образовательных, воспитательных, развивающих и оздоровительных задач.
Преимущества учреждений дополнительного образования
усиливаются по сравнению с организациями общего образования (проще
говоря, с общеобразовательными школами) посредством актуализации
следующих аспектов:
-участие в вариативных развивающих образовательных программах на
основе добровольного выбора детей (семей) в соответствии с их интересами,
склонностями и ценностями;
- возможность выбора режима и темпа освоения образовательных программ,
что имеет особое значение применительно и к одаренным детям и к детям с
ограниченными возможностями здоровья;
- право на пробы и ошибки, возможность смены образовательных программ,
педагогов и организаций;
-неформальная организация образовательного процесса, уклада учреждения
дополнительного образования;
- вариативный характер оценки образовательных результатов;
- возможность на практике, применить полученные знания и навыки;
- разновозрастный характер объединений;
- возможность выбрать себе педагога, наставника, тренера.
Тем не менее, школа и учреждение дополнительного образования - союзники
в формировании целостной личности, в воспитании социализированного,
образованного, культурного, творческого и здорового человека. Главная
задача нашего союзничества – это, прежде всего, сохранение и укрепление
здоровья детей. Причем, здоровье понимается как совокупность нескольких
составляющих,
среди
которых:
физическое,
психическое,
духовное,
социальное здоровье.
В Ростовской области детско-юношеских спортивных школах
ведется
систематическая учебно-спортивная и воспитательная работа, направленная
на привлечение большего числа учащихся к занятиям физической культурой
и спортом, на оздоровление детей и подростков.
Различные образовательные программы, реализуемые в нашей детско-
юношеской спортивной школе, объединяет общий девиз - «Здоровье - это
путь к победе». И это не только победа в спорте, а победа над собой, над
своей ленью, некомпетентностью, страхами.
В образовательном процессе используются разнообразные педагогические, в
том числе здоровьесберегающие технологии, основной целью которых
является воспитание физически и нравственно здоровой личности.
Для достижения этой цели в нашей спортивной школе разработана
система организационных, воспитательных, физкультурно - спортивно-
массовых мероприятий, в которых принимают участие все участники
образовательного пространства школы:
-созданы условия для организация режима, труда и отдыха обучающихся и
педагогов, которые обеспечивают их высокую работоспособность во время
учебно-тренировочных
занятий,
предоставляется
возможность
для
демонстрации своих достижений во время проведения соревнований и
различных мероприятий.
- для массового привлечения детей и подростков к систематическим
занятиям физической культурой и спортом организуются «Дни здоровья» и
спортивные праздники. Стал уже традиционным «День рождения школы»,
который позволяет продемонстрировать не только высокие спортивные
достижения наших воспитанников, но и творческие возможности их и их
наставников, общность интересов, преемственность поколений;
- для формирования у ребят основ здорового образа жизни и воспитания
гражданственности организуются встречи
с
именитыми
спортсменами, успешными
выпускниками
нашей
спортивной
школы,
воспитательные и игровые мероприятия различной тематики. Особой
популярностью
среди
воспитанников
пользуются
обучающая
игра
«Дорожный лабиринт», способствующая освоению навыков безопасного
поведения
на
дорогах,
психологическая
игра-беседа
«Твой
выбор»,
помогающая подростку сделать правильный выбор в жизни ;
для пропаганды занятий физической культурой и спортом и демонстрации
приоритета
здорового
образа
жизни
воспитанники
ДЮСШ
активно
привлекаются к участию во Всероссийских, региональных и муниципальных
акциях
и
спортивных
праздниках,
а
также
социально-значимых
мероприятиях. Это и «Кросс наций», и «Всероссийский азимут», и, ставший
уже традиционным районный праздник «Ни дня без спорта». Недавно
обучающиеся
нашей
школы
стали
призерами
регионального
этапа
Всероссийской акции «Я выбираю спорт», и школа вошла в десятку лучших
спортивных
школ
Ростовской
области
в
номинации
«Организации
спортивной работы»;
Самыми массовым спортивными праздниками являются фестивали
волейбола и пляжного волейбола, объединившие три поколения наших
воспитанников и 4 поколения любителей этого вида спорта. В команде часто
играют отцы и дети. Деды и внуки являются болельщиками. Отрадно, что
и представители структур власти активно принимают участие в таких
мероприятиях и своим личным примером способствуют формированию у
ребят физических качеств, а также мотивации к проведению здорового и
интересного
досуга,
личностному
росту
и
гражданской
активности. Возможно, благодаря этому, в прошедшем учебном году лучшим
результатом учащихся нашей спортивной школы стала победа сборной
команды юношей по волейболу на Первенстве ЦФО РОССИИ.
Разнообразная тематика, формы и уровень проводимых мероприятий
развивают у воспитанников навыки и привычки здорового образа жизни,
приобретаемые
на
учебно-тренировочных
занятиях,
а
также
являются показательным
итогом
всей
работы,
ранее
проделанной
педагогическим коллективом спортивной школы.
Все это возможно лишь в условиях духовного и нравственного здоровья
педагогического
коллектива
ДЮСШ,
показателем
которого
является
постоянство штата сотрудников, отсутствие конфликтов, непрерывный
творческий
и
профессиональный
рост
каждого,
и
добросовестный
созидательный труд всех. Многие педагоги нашей спортивной школы
продолжают свое обучение, получая специальное образование, повышая
квалификацию,
используя
современные
технологии:
дистанционное
обучение, участие в вебинарах, онлайн ресурсы, мобильные приложения.
Положения
нового
законодательства,
постепенное
внедрение
профессионального
стандарта
и
механизмов
эффективного
контракта
стимулируют их к постоянному развитию, творческому поиску, реализации
своего педагогического потенциала, новым инициативам, позволяющим
реализовать в сфере дополнительного образования особые возможности для
развития образования в целом, в соответствии с задачами перспективного
развития страны.