Автор: Кудашева Полина Алексеевна
Должность: инструктор по фк
Учебное заведение: МБДОУ №90
Населённый пункт: Красноярск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование здорового образа жизни у дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Формирование здорового образа жизни у дошкольников.
Физическое образование ребенка есть база для всего остального.
Без правильного применения гигиены в развитии ребенка,
без правильно поставленной физкультуры и спорта
мы никогда не получим здорового поколения.
Анатолий Луначарский
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни
каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются
основы здоровья, правильного физического развития, происходит
становление двигательных способностей, формируется интерес к физической
культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и
поведенческие качества.
В последнее время приоритетным направлением дошкольного
образования стала физкультурно-оздоровительная работа. Это вызвано
целым рядом объективных причин: слабое здоровье
детей; недостаточная организация профилактики заболеваний, отсутствие
положительного примера по соблюдению здорового образа жизни для
детей со стороны родителей.
Особое внимание должно уделяться овладению элементарными нормами
и правилами здорового образа жизни, ведь именно оно - одна из главных
составляющих физического развития ребенка. Дошкольный возраст является
решающим в формировании фундамента физического здоровья. Поэтому
важно в этом возрасте сформировать у детей базу знаний и практических
навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в
систематических занятиях физической культурой и спортом. Детский сад и
семья призваны заложить основы здорового образа жизни, используя
различные формы работы.
И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней
стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять
непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить
малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать
свое здоровье.
Оздоровительные задачи решаются в процессе соблюдения требований к
гигиеническим и социально-бытовым условиям, полноценному питанию,
рациональному режиму дня, физическим упражнениям.
Формирование здорового образа жизни — усвоение определённых
знаний, стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях на улице
и дома. Всё, чему мы учим наших детей, они должны применять в
реальной жизни. Особое внимание уделяется системе
обучения детей гигиеническим навыкам, формированию у них доступных
знаний с учётом возрастных и индивидуальных особенностей восприятия
ребёнка.
Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей системно
осуществляется по следующим направлениям:
1. Воспитание культурно-гигиенических навыков.
Насколько работа над формированием культурно-гигиенических навыков
у детей дошкольного возраста продумана, спланирована и организована,
зависит, войдет ли она в привычку и будет ли она способствовать
укреплению здоровья, физическому развитию, а так же воспитанию культуры
поведения, гигиенического индивидуализма (своя расчёска, свой носовой
платок, своё полотенце). Педагогическая деятельность системно
организованная посредством создания методических пособий и
применения здоровьесберегающих технологий и методов, способствует
эффективному выполнению поставленных задач при взаимодействии с
детьми, а именно во время организации гигиенических и водных процедур,
световоздушных ванн с использованием народного фольклора, аудио
записей, мультимедийных презентаций, видео роликов, обучающих
мультфильмов.
2. Формирование у детей представлений о значении человеческих органов
и личной гигиены.
Посредством информационно-коммуникационных,
игровых, здоровьесберегающих технологий (воздушно-контрастное
закаливание, ходьба по дорожке здоровья, физические упражнения,
развиваются полученные представления о значении человеческих органов и
личной гигиены не только в непосредственно образовательной деятельности,
но и в режимных моментах.
3. Формирование представлений о ЗОЖ в семье.
Участия семьи в образовательном процессе позволяет повысить
качество образования в вопросах здоровья детей, так как родители лучше
знают возможности своего ребенка и заинтересованы в дальнейшем его
развитии. Особое внимание необходимо обращать родителей на значимость
для организма детей сна, прогулки, приёма пищи и других режимных
моментов в процессе формирования представлений у воспитанников
о здоровом образе жизни.
Итак, процесс формирования здорового образа жизни дошкольников
связан с подвижным образом жизни, со сформированием привычки к
чистоте, соблюдению гигиенических требований, представлениями об
окружающей среде и ее воздействии на здоровье
человека. Формирование ЗОЖ осуществляется в процессе режимных
моментов, занятий, прогулки, в трудовой деятельности. Поэтому главными
задачами по укреплению здоровья детей в детском саду
являются формирование у них представлений о здоровье как одной из
главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги
должны привить ребенку с малых лет правильное отношение к
своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны
решаться путем создания целостной системы по сохранению физического,
психического и социального благополучия ребенка.
Список использованной литературы:
1. Исакова Е. Формирование у детей навыков ЗОЖ / Е. А. Исакова, Т. B.
Смородина // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 3. - с. 13-16.
2. Кочеткова Л. В. Оздоровление детей в условиях детского сада / Л. В.
Кочеткова. - М., 2011. - 105 с