Особенности работы на уроках математики в коррекционных классах.
Автор: Арутюнян Ольга Александровна Должность: учитель Учебное заведение: МОУСОШ№1 Населённый пункт: Ставропольский край, Кочубеевский район, с. Кочубеевское Наименование материала: статья Тема: Особенности работы на уроках математики в коррекционных классах. Раздел: среднее образование
Особенности работы на уроках математики в коррекционных
классах.
Математика – один из предметов, который вызывает значительные затруднения у
большинства учащихся. В обучении детей с интеллектуальными нарушениями нельзя
ожидать, что навыки, умения, представления об окружающем удастся сформировать у
детей в полном объеме. В зависимости от индивидуальных особенностей, ребенок может
достигать определенного уровня успешности в том или ином виде деятельности
Проблема школьной неуспеваемости и её причины - одна из центральных в
педагогике и педагогической психологии. Она остаётся актуальной в связи с
многообразием причин, её порождающих. Так выявлено, что школьная неуспеваемость
может быть следствием причин как непсихологического характера (семейно-бытовые
условия, педагогическая запущенность, уровень образования родителей и др.), так и
психологического характера (недостатки в познавательной, потребностно-мотивоционной
сферах, индивидуально-психологические особенности учащихся, несформированность
процессов анализа и синтеза и др.). Это затрудняет деятельность учителя по их
выявлению и в большинстве случаев учитель выбирает такой способ работы как
дополнительные занятия. Дифференцированный метод обучения также не решает всех
проблем неуспеваемости. Для того, чтобы работа со слабоуспевающими учениками стала
эффективной, я прежде всего стала выявлять конкретные психологические причины,
мешающие полному усвоению знаний каждым учеником. От знания причины ошибки к её
устранению.
Работая в классах коррекции, мне пришлось несколько пересмотреть свои методы
обучения. Задержка психического развития учащихся требует особого подхода. Для этих
детей почти все трудно, поэтому каждый урок приходится решать одну и ту же задачу: как
сделать изучаемый материал доступным, интересным и желанным. Одним из основных
требований к уроку в классе коррекции с детьми ЗПР является коррекционная
направленность урока, а использование информационно-компьютерных технологий
является эффективным средством коррекционного воздействия на учащихся.
Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации.
Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из
приоритетных направлений процесса информатизации общества – информатизация
образования. Ведь перед школой встала непростая задача: подготовить новых граждан к
жизни в новом информационном обществе.
Человек по своей природе больше доверяет глазам, и огромная часть информации
воспринимается им через зрительный анализатор. Учитывая это, я решила попробовать
мобилизовать зрительное восприятие детей с учётом их психофизиологического развития
на уроках математики, применяя мультимедийные презентации, при этом организовать
работу по развитию наглядно-образного мышления, внимания, памяти, создать
положительную мотивацию.
Особую актуальность приобретает включение коррекционных заданий на развитие
высших психических функций, с помощью использования ИКТ на уроках математики. Всё
это может быть достигнуто лишь при коррекционной направленности урока, когда
учитываются потребности, возможности и склонности школьника с ЗПР, и он сам
выступает в качестве активного субъекта учебного процесса.
В связи с этим ведется поиск как эффективнее использовать возможности ИКТ для
включения коррекционных заданий на развитие высших психических функций на уроках
математики в коррекционных классах VII вида.
Цель: создание условий для повышения эффективности обучения математике в
коррекционной школе VII вида через использование возможностей ИКТ для оптимизации
учебного процесса и психического развития учащихся.
Задачи:
повышение уровня познавательной активности и учебной мотивации учащихся;
повышение качества знаний по математике;
формирование ИКТ – компетентности;
развитие коммуникативных способностей учеников;
развитие творческих способностей учащихся, формирование навыков
самостоятельной и исследовательской деятельности;
развитие высших психических функций учащихся.
Коррекционная направленность – процесс обучения, в котором в качестве основных
применяются специальные педагогические приемы, способствующие их
интеллектуальному и физическому развитию, и становлению личности.
работа с детьми в коррекционных классах должна вестись по следующим
направлениям:
а) Осуществление индивидуального подхода к детям;
б) Предотвращение наступления утомления;
в) Использование методов, с помощью которых можно максимально активизировать
познавательную деятельность детей;
г) Проявление особого педагогического такта. Важно подмечать и поощрять успехи детей,
помогать каждому ребёнка, развивать в нём веру в собственные силы и возможности;
д) Использование развивающих игр, упражнений с конкретными примерами и т. д.
при изучении математики.
Говоря о математических способностях как особенностях умственной
деятельности, следует прежде всего указать на несколько распространенных среди
учителей заблуждений.
Многие считают, что математические способности заключаются прежде всего в
способности к быстрому и точному вычислению (в частности в уме). На самом деле
вычислительные способности далеко не всегда связаны с формированием подлинно
математических (творческих) способностей. Во-вторых, многие думают, что способные к
математике школьники отличаются хорошей памятью на формулы, цифры, числа. Однако,
как указывает академик А.Н. Колмогоров, успех в математике меньше всего основан на
способности быстро и прочно запоминать большое количество фактов, цифр, формул.
Наконец, считают, что одним из показателей математических способностей является
быстрота мыслительных процессов. Особенно быстрый темп работы сам по себе не имеет
отношения к математическим способностям. Ученик может работать медленно и
неторопливо, но в то же время вдумчиво, творчески, успешно продвигаясь в усвоении
математики.
На сегодняшний день существует большое многообразие педагогических технологий,
которые можно использовать для преподавания математики в коррекционных
классах:
Игровые технологии;
Технологии уровневой дифференциации;
Технология индивидуализации обучения;
Укрупнение дидактических единиц - УДЕ;
Технология обучения математики на основе решения задач и др.
Педагогические технологии помогают нам достичь высоких и устойчивых результатов при
отсутствии многих “если” (если талантливый учитель, если способные дети, если
хорошие родители…).
Выделим 13 этапов учебного занятия в коррекционных классах, комбинируя которые в
соответствии с логикой того или иного занятия и используя различные педагогические
техники, можно получить разнообразные варианты уроков математики для коррекционных
классов.
1.
Организационный этап (начало урока)
2.
Этап проверки домашнего задания
3.
Этап устного счета
4.
Этап актуализации субъективного опыта учащихся
5.
Этап изучения нового материала
6.
Этап закрепления, тренировки и отработки умений
7.
Этап физкультминутки
8.
Этап применения знаний
9.
Этап обобщения и систематизации знаний
10. Этап контроля и самоконтроля
11. Этап информации о домашнем задании
12. Этап подведения итогов занятия
13. Этап рефлексии (конец урока).
Использование нетрадиционных уроков повышает эффективность обучения,
предполагает творческий подход со стороны учителя и ученика. Это одна из форм
активного обучения. В своей работе применяю уроки-сказки, уроки-путешествия.
Уроки-путешествия – это игра, но игра, решающая цель ряд познавательных и
воспитательных задач. Недаром многие педагоги и психологи отмечают большую роль
игры в обучении школьников. В любой игре содержится психолого-педагогические
возможности воспитания и обучения детей. Один из видов игр, выделяемый
психологами, - это игра на «преодоление этапов». Урок-путешествие можно отнести
именно к такому виду. Такие уроки применяются в основном, для обобщения тем. На
уроках-путешествиях ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь,
активизируется внимание детей, расширяется кругозор, развивается творческая
фантазия и воспитываются нравственные качества. На уроке всем интересно, дети
играют, а играя, непроизвольно закрепляют навыки математических знаний.
Включение в урок игровых моментов делают процесс обучения более
интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает
преодоление трудностей в усвоении учебного материала, поддерживают и усиливают
интерес детей к учебному предмету, к познанию ими окружающего мира. «Хорошая
игра похожа на хорошую работу», - писал А.С. Макаренко. Вот почему игре уделяется
особое внимание. Без игровых ситуаций не может быть полноценного развития
личности школьника с нарушением интеллекта.