Автор: Ахмедулина Людмила Геннадьевна
Должность: заместитель заведующего
Учебное заведение: МБДОУ г. Иркутска №41
Населённый пункт: город Иркутск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ КАК ФОРМА ПРИОБЩЕНИЯ СЕМЬИ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ В ДОУ
Раздел: дошкольное образование
РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ КАК ФОРМА ПРИОБЩЕНИЯ СЕМЬИ
К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ В ДОУ
Современное общество диктует более стремительный ритм жизни, что
подразумевает огромную загруженность родителей, к сожалению, на детей не
остается ни времени, ни возможностей с ними заниматься. Некоторые родители
не хотят заниматься с детьми, они считают, что это задача детского сада.
Другие не всегда находят время, а третьи просто не знают, чем можно заняться
с ребенком. Но в тоже время у многих родителей есть свои увлечения: кто-то
хорошо
вяжет,
кто-то
любит
рисовать,
у
кого-то
есть
склонность
к
дизайнерскому искусству, кто-то любит ходить в музеи или на выставки.
Мы создали в группе родительский клуб «Шкатулка с секретами»,
работа
которого
подразумевает
приобщение
родителей
не
только
к
образовательному процессу в рамках ДОУ, но и к самостоятельному поиску
новых творческих идей в совместной с ребенком деятельности. Работа клуба
направлена на создание условий для формирования отношений партнерства и
сотрудничества
между
родителями
и
ребенком
в
семье
на
основе
художественно-продуктивной
деятельности;
предоставление
родителям
возможности общаться друг с другом, делиться личным опытом по развитию
творческих способностей у детей, получать необходимые рекомендации и
поддержку специалистов. Такая работа предполагает реализацию ряда задач:
- организационные: составить план работы клуба; выявить запросы
родителей; определить круг желающих принимать участие в организации
работы клуба путем анкетирования, тестирования, опроса; наметить сроки
работы клуба.
- познавательные: привлекать к участию в работе клуба педагога-
психолога, музыкального руководителя и др. специалистов с целью создания
психологического комфорта в общении между родителями и детьми, условий
для партнерства и использования художественно-продуктивной деятельности
не только для развития творческих способностей у детей, но и для решения
конфликтных ситуаций. Побуждать родителей делиться собственным опытом и
секретами семейного воспитания, обмениваться педагогическими знаниями.
Совместно с родителями нами были разработаны следующие принципы
работы клуба, как:
- членами клуба могут стать все члены семьи;
-заседания клуба проходят в помещении детского сада;
- план работы составляется на год, встречи рационально проводить один
раз в два месяца;
- учитывать пожелания и предложения участников клуба;
-
строить
общение на
основе
взаимопонимания,
взаимоуважения,
творчески подходить к работе клуба;
-подготовительную работу проводит воспитатель совместно с членами
клуба.
Тематический план работы клуба включает себя следующие темы:
«Давайте познакомимся», «Умея сам, учи ребенка» (практикум), «Зимняя
мозаика» (дискуссия), «Одна голова хорошо, а с семьёй легче» (дискуссия-
размышление), «Знатоки педагогических секретов (круглый стол), «Мама, папа,
я - творческая семья» (конкурс).
В работе клуба принимает участие и педагог - психолог, который
помогает понять, что испытывают дети, находясь в команде с родителями,
проводит при необходимости мини-консультации и помогает найти выход из
спорных ситуаций, если родители сами затрудняются.
Начиная работу по созданию родительского клуба, мы поставили перед
собой
определённую
цель
-
формирование
отношений
партнёрства
и
сотрудничества
между
родителями
и
ребенком
в
семье
на
основе
художественно-продуктивной деятельности. В ходе реализации данной цели
нами были реализованы следующие задачи:
- приобщать родителей к совместной деятельности с детьми, в которой их
творческие способности раскрываются в многогранном спектре идей;
способствовать обеспечению психологического комфорта детей через
реализацию творческого потенциала;
-привлекать родителей к сотрудничеству с ДОУ в рамках художественно
- эстетического направления;
-создать
условия
для
партнёрства
и
художественно-продуктивной
деятельности детей через использование совместного проектирования.
Создавая данный проект, мы подразумевали привлечение родителей не
только к участию в открытых мероприятиях, к итоговым работам, но и сделать
их непосредственными участниками совместной продуктивно - творческой
деятельности с детьми. В рамках проекта родители сами организуют и проводят
практические занятия по художественно - продуктивной деятельности. В ходе
этой работы они делятся своим опытом, перенимают опыт других родителей.
Вся работа, в рамках проекта, направлена на развитие творческих способностей
у детей старшего дошкольного возраста через совместную с родителями
продуктивную
деятельность.
На
основе
предлагаемых
родителями
тем
составляется план практических мероприятий в рамках клуба, а также по
результатам проводимой работы выпускается журнал для родителей «Шкатулка
с секретами», в котором собраны все совместно наработанные материалы.
В ходе реализации проекта была выявлена заинтересованность родителей
и педагогов ДОУ в нашей работе, поэтому нами было принято решение сделать
наш журнал ежеквартальным и доступным для всех родителей ДОУ, который
будет обобщать опыт родителей, рассказывать о работе клуба родителям тех
детей, которые еще не стали его участниками. Проводимое анкетирование
позволяет нам разработать перспективный тематический план работы клуба и
включить в него актуальные для обсуждения темы. Кроме того, мы регулярно
организовываем творческие выставки совместных работ и фотовыставки,
знакомящие других родителей с работой клуба.
Творческая группа клуба, в состав которой входят педагоги и родители
нашей группы, оформила и регулярно пополняет альбом для детского
творчества, который помогает детям в реализации новых идей.
В приемной появился стенд «Поделись опытом» или «Раскрой секрет»,
где родители могут прочитать полезные советы, рекомендации по развитию
творческих способностей детей, а также предложить свои идеи. Разработана и
оформлена картотека дидактических игр на развитие творческих способностей
у детей старшего дошкольного возраста.
Итогом работы стал созданный в группе мини-музей творчества «Золотые
руки», где собраны интересные поделки, фотографии, истории, составленные
родителями совместно с детьми, и другие материалы. Хорошей традицией для
нашей группы стало не только привлечение родителей к совместной
деятельности с детьми, но и вовлечение их в творческий процесс по подготовке
и проведению совместных праздников и мероприятий. Такая работа на наш
взгляд дает им возможность посмотреть на жизнь детского сада изнутри.
Конечно, наш проект предполагает и перспективы развития, которые
включают в себя расширение направлений работы клуба, привлечение к
сотрудничеству преподавателей детской школы искусств, музыкальной школы,
детско-юношеского центра, организацию и проведение открытых мероприятий
для сотрудников детского сада, разработку перспективных планов работы
клуба для детей младшего возраста.
Приступая к реализации проекта, мы понимали, что качественная
реализация данного инновационного направления может осуществляться
только при полном взаимном сотрудничестве педагогов ДОУ и родителей.
Работая над данной проблемой, мы увидели положительную динамику и
в развитии детей, и в изменении взаимодействия с родителями. Родители
охотно посещают и участвуют во всех заседаниях клуба, кроме того
самостоятельно разрабатывают и выпускают журналы о своей работе и
достижениях. Так ориентируясь на степень участия родительского коллектива
можно смело сказать, что поставленные в начале работы задачи успешно
реализуются и сегодня.
Обобщая опыт нашей совместной с родителями работы можно с
уверенностью сказать, что поставленных перед собой задач мы достигли.
Результативность
нашей
деятельности
определяется
по
уровню
заинтересованности
родителей
в
совместной
работе
с
педагогическим
коллективом ДОУ; по их отзывчивости на участие в проектной деятельности,
активности участия в выставках совместного с детьми творчества, открытых
мероприятиях, праздниках и жизни детей в ДОУ в целом. Если на первых
этапах нашей работы родители к такому тесному сотрудничеству относились
как-то сдержано, скованно, даже настороженно, то со временем в совместной
деятельности стали участвовать не только по одному родителю от семьи, а вся
семья.
Список литературы:
1.
Арнаутова Е. П. " Педагог и семья" М. "2014г. -263с.
2.
Марковская, И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми /
-СПб., 2005. -149с.
3.
Зверева О.Л. Методическая помощь воспитателям в подготовке к
общению с родителями. 2002.№4. -78с.
4.
Лобанок Т.С Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного
учреждения с семьей.. - 2-е изд. - Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер»,
2003. - 52с.
5.
Фопель К. «Как научить детей сотрудничать?»; Генезиз. 2010 г. -542с.
6.
Артамонова Е. И., Екжанова Е. В. и. Зырянова Е. В Психология
семейных
отношений
с
основами
семейного
консультирования.
М.:Изд. Центр «Академия» 2002г.- 192с.