Автор: Фефилова Надежда Степановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №3 "Умка"
Населённый пункт: Киселевск
Наименование материала: Сценарий прогулки для детей старшего дошкольного возраста с использованием образовательных терренкуров
Тема: . "В поисках Радуги".
Раздел: дошкольное образование
Сценарий прогулки для детей старшего дошкольного возраста с
использованием образовательных терренкуров.
«В поисках Радуги».
Составили :
Воспитатель Н.С. Фефилова
Воспитатель О.Е. Новоселова
Детский сад 3 «Умка».
Киселевский городской округ 2021г.
Образовательный терренкур – специально организованный прогулочный
маршрут для детей по территории детского сада.
Содержание маршрута образовательного терренкура позволяет
одновременно с задачами сохранения и укрепления здоровья воспитанников
решать задачи всех пяти образовательных областей: социально-
коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического
и физического развития детей.
Маршрут нашего терренкура составлен из имеющегося оборудования на
территории детского сада и включают в себя следующие станции:
«Метеостанция», «Станция ПДД», «В гостях у сказки», «Волшебная
лаборатория».
Цель: оздоровление организма воспитанников, повышение уровня
двигательной активности и познавательно-исследовательской деятельности,
прохождение оздоровительных троп.
Задачи:
1.Обеспечить детям активный и интересный отдых на прогулке.
2.Расширять возможности речевого общения ребенка с взрослым.
3. Учить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов
природы.
4. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи
между объектами природы.
5. Развивать социально – коммуникативные способности у детей.
Ход прогулки:
Ведущая:
Что ты мне подаришь, лето?
- Много солнечного света!
В небе радугу - дугу!
И ромашки на лугу!
- Что ещё подаришь мне?
Ключ, звенящий в тишине,
Сосны, клёны и дубы,
Землянику и грибы!
Подарю тебе кукушку,
Чтобы, выйдя на опушку,
Ты погроме крикнул ей:
"Погадай мне поскорей!"
И она тебе в ответ
Нагадала много лет!
Что за чудо наше лето, ласковым теплом согрето.
Посмотрите на ребят – загорелыми стоят!
Посмотрите, что за диво, стало все вокруг красиво!
Снова вместе все друзья, рады встрече ты и я!
Сегодня праздник детворы, день Радуги – Дуги!
Радуга, землю нашу освети!
В гости к нам на Праздник приходи!
Ведущая: (находит письмо с фотографией Бабы Яги)
Ведущая читает: «Привет, привет! Я БАБА Яга, костяная нога! Праздник
ваш отменяется! Я захватила вашу Радугу. Без Радуги нет на земле ни
счастья, ни радости. И пока Радуга у меня, только я буду радостной и
счастливой, больше никто! Ха! Ха! Ха! Попробуйте ее отыскать!»
Ведущая: Что нам делать, как нам быть? Как же Радугу добыть? Нужно
отправиться на поиски Радуги в сказочный лес Ну, пора в путь, друзья,
медлить нам совсем нельзя! А поможет нам карта Волшебной страны,
которая оказалась в конверте Бабы Яги.
Переход к терренкуру:
Дыхательная гимнастика. (дети идут друг за другом выполняя действия по
тексту)
Через носик ровно дышим. (Ровное дыхание через нос.)
Сердце мы свое услышим.
Подышу одной ноздрей, (Правая ноздря прикрывается указательным
пальцем, дыхание происходит через левую ноздрю.)
Подышу другой ноздрей, (Левая ноздря прикрывается указательным
пальцем, дыхание происходит через правую ноздрю.)
Вновь придет ко мне покой.
Станция ПДД.
Ведущая: Мы с вами попали в страну дорожных знаков.
Предлагаю нам провести разминку.
Игра «Разрешается-запрещается».
И проспекты, и бульвары –
Всюду улицы шумны.
Тут шалить, мешать народу…(запрещается)
Быть примерным пешеходом… (разрешается)
В мяч играть на остановке… (запрещается).
Идти толпой по тротуару…(запрещается).
Обходить автобус сзади… (разрешается)
Перебегать дорогу перед близко идущим транспортом (запрещается)
Выбегать на проезжую часть…(запрещается)
Ну, а спереди, конечно… (запрещается).
Если ты гуляешь просто - все равно вперед гляди,
Через шумный перекресток осторожно проходи.
Переход при красном свете… (запрещается).
При зеленом даже детям… (разрешается).
- Играть возле проезжей части…(запрещается).
- Уважать правила дорожного движения…… (разрешается).
Ведущая: Молодцы! А главный в этой стране кто? Вот послушайте загадку:
Кто следит, чтоб все в пути
Знали, как себя вести? (светофор)
Светофор (ребенок в костюме светофора проводит игру на внимание).
Светофор: Давайте проверим внимательные ли вы, поиграем в игру:
«Красный, желтый, зеленый». Когда зажжется зеленый свет – маршируйте,
желтый - хлопайте в ладоши, а на красный – молчите, не шевелитесь.
Светофор: Молодцы, внимательные ребята, проходите к моему другу
дорожному знаку.
Ведущая: Здесь нас ждет игра-эстафета «К своему знаку - беги!»
Игра «К своему знаку беги».
Дети делятся на команды по 5 человек, один ребёнок берёт знак в руки и
становится в обруч, остальные дети из команды образуют вокруг него круг.
Пока звучит музыка дети ходят по площадке , когда музыка останавливается
дети бегут к своему знаку образуя круг. Дети со знаками меняют своё место
перебегая в другой обруч. По ходу игры дети рассказывают, что означает
каждый знак.
Ведущая: Ребята, молодцы справились с этим заданием. Смотрите, нас ждут
самокаты.
Задание «Веселый самокат»
Ты, дружок, не торопись!
На самокатах прокатись.
На конусы не наезжай -
Осторожно объезжай.
Эстафета «Самокаты».
Ведущая: Мы справились со всеми заданиями. Посмотрим нашу карту. Наш
путь лежит к «Метеостанции». В путь.
Упражнение – переход «Ежик топал по тропинке».
Жили-были серый еж и его ежиха (хлопки в ладоши)
Серый еж был очень тих,
И ежиха тоже (потягивание)
И ребенок был у них очень тихий ежик (приседание)
Всей семьей идут гулять (ходьба друг за другом)
Ночью вдоль дорожек,
Еж отец, ежиха мать и ребенок ежик (ходьба бодрая)
Вдоль глухих осенних троп.
Ходят тихо: топ-топ-топ (ходьба на носочках)
« Метеостанция»
Ведущая: А кто нибудь знает как можно узнать силу ветра. Ветер невидим.
Но всё же «увидеть» его можно.
Скажите, что происходит на улице, когда дует ветер? (Качаются деревья,
летят листья и т.д.) Значит, увидеть ветер мы можем по качающимся
деревьям, по летящим листьям и пыли. Таким мы видим сильный ветер. А
как мы видим маленький, лёгкий ветерок? (По качающимся травинкам,
шевелящимся листочкам.)
Как вы думаете, ребята, может ли ветер двигать другие предметы? (Ответы
детей.) Давайте проведём эксперимент.
Ведущая: запускает в таз с водой пластмассовую ванночку.
Ведущая: Попробуйте заставить её поплыть.
(Дети дуют на ванночку).
Ведущая: Что можно придумать, чтобы наша ванночка-лодка плыла
быстрее? (Прикрепить к ней парус.)
Воспитатель прикрепляет парус к ванночке.
Ведущая: А теперь попробуйте подуть.
Дети дуют.
Ведущая: Почему с парусом ванночка-лодка плывёт быстрее? (На парус
попадает больше воздуха.)
Как вы уже поняли, ветер имеет силу. Чтобы определять её, человек
придумал специальные приспособления. Посмотрите на этот
прибор. (Воспитатель демонстрирует ветряной рукав.) Это ветряной рукав.
Если рукав поднят горизонтально и полностью надут, значит, ветер
достаточно сильный. Смотрите внимательно: ветряной рукав сегодня то
опускается, обвисает, то поднимается, надувается. Значит, какой сегодня
ветер? (Непостоянный, порывистый.) А о чём говорит повисший,
неподвижный рукав? (Ветра нет.)
На нашей метеоплощадке есть ещё одно приспособление, которое поможет
нам «увидеть» ветер. Это вертушка, или флюгер. С его помощью измеряют
не только силу ветра, но и его направление. Чем сильнее ветер, тем быстрее
вертятся лопасти у флюгера. А повёрнут флюгер в ту сторону, в какую дует
ветер.
(Воспитатель раздаёт детям вертушки).
Ведущая: Ребята, поднимите свои вертушки вверх. Посмотрите, как они
крутятся. Что заставляет их крутиться? (Ветер.)
Ветер попадает на лопасти, которые повёрнуты к нему под углом, и
заставляет вертушки крутиться. По такой же схеме построен и наш флюгер-
вертушка. Чем сильнее ветер, тем быстрее будет крутиться наш флюгер и
ваши вертушки.
А сейчас давайте представим, что мы — деревья. Встаньте ровно, спинки
прямые, руки поднимите вверх. Вначале подул слабый ветер и закачал
верхушки деревьев (дети качают только кистями рук), потом сильнее и
сильнее стал качать деревья (дети качают руками). И тут налетел сильный
ураган, стал ещё сильнее качать деревья, с корнями вырвать хочет (дети
качаются всем телом). Утихает ветер (движения повторяются), всё тише,
слабее…
Ведущая: А можно ли поймать воздух? Мы с вами попробуем. ловим воздух
в полиэтиленовый мешок).
Ведущая: Что мы узнали про ветер? (ответы детей).
Ну что ж, продолжаем путешествие. Карта нам показывает дорогу к «болоту
Водяного».
Переход к «Сказочной станции».
Ведущая: Сказка в гости к нам идет,
И с собой она ведет
Много разных персонажей.
Мы не всех их знаем даже
Но стараться будем рады,
И пройдем мы все преграды.
Сказку отгадаем в срок ,
И поселим в Теремок!
«Болото Водяного»
Ведущая: находит конверт с заданием от Водяного. Читает.
Ведущая: «Я, Водяной, я Водяной!
Никто не водится со мной,
Внутри меня, водица,
ну что, с таким водиться?
Я рад, ребята, встрече с вами.
Прошу вас : будьте мне друзьями?
Развеселите меня!? Уж что-то грустный больно...я.»
1.Игра «Море волнуется – раз…»
Ведущая: Водяной задаёт нам новое задание : «Достать со дна болота то,
чем можно скрепить бумагу, не намочив рук.»
Опыт с магнитом и скрепкой.
Дети с помощью магнита достают со дна емкости скрепку.
Ведущая: И с этим заданием мы справились. Карта показывает нам, что мы
должны найти дом «Мудрой Совы».
Переход .
«Кузнечики»
Поднимайте плечики, (энергичные движения плечами)
Прыгайте, кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок.
Стоп! Сели, Травушку покушали,
Тишину послушали, (приседания)
Выше, выше, высоко
Прыгай на носках легко, (прыжки на месте). (Дети выполняют движения по
тексту).
Ведущая: А вот и дом «Мудрой Совы». Не просто дом, а целая научная
лаборатория. Вот конверт с заданиями.
1. « Нарисовать картину самыми необычными материалами.»
Опыт : «Рисование на молоке».
Ведущая: Как вы думаете, что получится, если в молоко добавить краску
разных цветов? Давайте проверим?
1.Налейте молоко в тарелку.
2. Добавьте в него по несколько капель краски разных цветов. Старайтесь
делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку.
3. А теперь мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего
средства. Возьмите ватную палочку, окуните ее в средство и прикоснитесь ей
в самый центр тарелки с молоком. Посмотрите, что произойдет! Молоко
начнет двигаться, а цвета перемешиваться. Настоящий взрыв цвета в тарелке!
Ведущая: Что вы видите на своих картинах? Делаем вывод: моющее
средство соединяется с молекулами жира в молоке и приводит их в
движение.
Ведущая: Задание № 2.« Заставить танцевать металл.»
Опыт «Танцующая фольга.»
Для этого опыта понадобится фольга и пластиковая расческа. Нарезать
алюминиевую фольгу небольшими полосками. Затем провести расческой по
волосам и поднести ее к фольге. Под действием статического электричества
полоски начнут двигаться в разных направлениях. Вывод: электричество есть
везде.
Ведущая: Следующее задание «Сделайте мне лампу»
Опыт: «Лавовая лампа.»
Для эксперимента вам понадобится небольшая стеклянная банка,
растительной масло, вода, пищевой краситель, соль, шипучая витаминка.
Емкость необходимо на 2/3 заполнить водой, а на 1/3 – маслом. Обратите
внимание ребенка на то, что масло легче воды, поэтому оно не тонет и не
смешивается с водой. Затем нужно добавить в банку немного пищевого
красителя, шипучую витаминку и ложку соли. Кристаллы соли заставляют
масло опускаться на дно, а после растворения соли – подниматься к
поверхности. Благодаря этому вы можете наблюдать причудливое движение
пузырьков масла в воде.
Ведущая: И еще одно задание : «Подарите лесу Радугу».
Домашняя радуга. На дно большого контейнера или таза положите зеркало, а
затем наполните емкость водой. После этого предложите ребенку посветить
фонариком на зеркало. Сверху поднесите лист белой бумаги к месту, куда будет
направлен отраженный луч фонаря. Пройдя через воду, белый цвет разложится
на составляющие и превратится в радугу.
Магнитофонная запись : голос Мудрой Совы : Дорогие дети, вы справились
со всеми заданиями, а значит, встретили Науку. Посмотрите вокруг! Всё, что
мы видим: от крошки хлеба на столе до прекрасного голубого неба над
головой можно рассмотреть с точки зрения науки. А раз вы справились с
заданиями, то можно считать вас младшими научными сотрудниками. В
связи с присвоением вам этого почетного звания Мудрая Сова вручает вам
дипломы.
Ведущая: А мы в свою очередь скажем клятву младших научных
сотрудников.
Клятва: Мы, младшие научные сотрудники, клянемся:
· Прилежно учиться
· Много трудиться
· Вести наблюдения
· Делать открытия
Ведущая: С помощью Науки м победили чары Бабы Яги и подарили лесу
Радугу. А еще мы стали помощниками Мудрой совы и открыли путь в
волшебную научную страну. Здесь нас ждут открытия и чудеса. А сейчас нам
пора прощаться и возвращаться в детский сад.