Автор: Белкова Надежда Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Матрёшка"
Населённый пункт: Республика Хакасия город Абакан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Игры и упражнения для дошкольников на развитие межполушарных связей".
Раздел: дошкольное образование
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«
Игры и упражнения для дошкольников на развитие
».
межполушарных связей
«
/ «
»
МБДОУ Д с
Матрёшка воспитатель Белкова Надежда
Николаевна
,
В наше время бурно развивается наука и техника на нас и
.
наших детей обрушивается огромное количество информации В
,
школах в свою очередь усложняются программы которые требуют
.
от учеников более сильной усидчивости и концентрации внимания
,
,
,
Человек который сегодня вступает в жизнь должен увидеть
,
,
услышать понять и запомнить значительно больше информации
10
5
.
,
чем
и даже
лет назад Познавая окружающий мир дети
,
,
развивают свои способности расширяют кругозор проходят
.
,
процессы социализации Естественно что все это требует
,
определенного напряжения концентрации внимания и усилий со
.
стороны ребёнка
Как же взрослым грамотно поддержать познавательную
,
:
активность ребёнка развить его мыслительные процессы
,
,
восприятие мышление память и воображение не навредив
?
ребёнку излишней информацией Как помочь развить умственные
,
способности ребенка сохраняя и улучшая при этом его
?
психическое и физическое здоровье
Этот вопрос лег в основу науки о
.
кинезиологии
Кинезиология
—
это наука о развитии головного мозга через
.
движение
2000
.
Существует уже
лет и используется во всем мире Единство
,
мозга складывается из деятельности двух его полушарий тесно
.
связанных между собой системой нервных волокон Правое
,
,
полушарие отвечает за левую часть тела а также воображение оно
,
,
,
,
позволяет человеку мечтать воображать фантазировать и как
, -
. «
»
следствие
сочинять и учить наизусть
Правополушарные дети
,
,
,
лучше танцуют воспринимают музыку любят рисовать понимают
.
,
юмор Левое полушарие отвечает за правую часть тела языковые
,
. «
»
способности ребёнка письмо и чтение
Левополушарные люди
,
имеют возможность последовательно обрабатывать информацию
.
делать выводы Работа обоих полушарий очень важна для
.
,
человека У новорожденного оба полушария развиты одинаково и
,
,
он пользуется ими в полной мере но в процессе развития
,
.
обучения одно из полушарий развивается активнее другого
,
,
Необходимо развивать межполушарные связи это просто сделать
,
если мы вспомним что за работу полушария отвечает
,
.
.
противоположная сторона тела т е выполняя движения левой
,
рукой или ногой мы активизируем правое полушарие а работая
–
.
правой ногой или рукой
левое Если постараться выполнять
,
движения одновременно двумя руками то мы сможем развивать
.
,
межполушарные связи Существуют простые упражнения
,
стимулирующие активность головного мозга посредством
.
воздействия на рефлекторные точки В результате применения
,
этих упражнений ребёнок сможет дольше удерживать своё
,
,
внимание сосредотачиваться наблюдать за предметами и
.
явлениями и делать выводы из увиденного Эффективное
взаимодействие полушарий позволяет гармонизировать
.
эмоциональную сферу и поведенческие реакции
–
Дошкольный и младший школьный возраст
наиболее
благоприятный период для развития интеллектуальных и
,
творческих возможностей человека когда кора больших
.
полушарий еще окончательно не сформирована Именно в этом
,
,
,
возрасте необходимо развивать память восприятие мышление
.
внимание Часто родители и педагоги заменяют психологическое
,
,
.
развитие ребенка информационным изучая математику языки и т
.
,
д Но преждевременное обучение ребенка недопустимо так как в
результате может быть сформирована минимальная мозговая
(
дисфункция один участок мозга развивается быстрее за счет
).
другого
Это приводит в дальнейшем к не успешности при
,
,
,
обучении в школе плохой памяти рассеянному вниманию
.
проблемам в эмоциональной сфере
:
Применение данных упражнений позволяет
1.
,
,
,
Улучшить мелкую и крупную моторику память внимание
,
,
речь пространственные представления устранить
;
дислексию
2.
;
Снизить утомляемость
3.
;
Повысить способность к произвольному контролю
4.
Способствует профилактике соматических заболеваний
(
,
);
нарушения зрения заболевания дыхательной системы
5.
;
Помогать адаптации леворукого ребенка в праворуком мире
6.
,
Развивать межполушарную специализацию межполушарное
,
;
взаимодействие синхронизацию работы полушарий
Проводить упражнения на развитие межполушарных связей
необходимо в первой половине дня и длительность занятий не
15
.
должна превышать
минут Умение различать правую и левую
—
.
сторону
это важная предпосылка для многих видов обучения
Поэтому отработке этого навыка необходимо уделять достаточное
,
количество времени проводя занятия с ребенком в виде
:
,
.
различных игр и упражнений показать правую руку затем левую
,
Если ребенок не может назвать левую руку взрослый называет ее
,
;
сам а ребенок повторяет
-
,
.
,
поднять то правую то левую руку Взять предмет то правой то
;
левой рукой
-
после уточнения речевых обозначений правой и левой руки
:
можно приступить к различению других частей тела правой и
,
,
.
левой ноги глаза уха
-
:
можно предложить и более сложные задания показать левой
,
.
.
рукой правое ухо показать правой рукой левую ногу и т д
Для развития межполушарного взаимодействия используют
:
следующие упражнения
1.
.
Колечко
,
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук
соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно
,
.
.
(
указательный средний и т д Проба выполняется в прямом от
)
(
указательного пальца к мизинцу и в обратном от мизинца к
)
.
указательному пальцу порядке В начале упражнение выполняется
,
.
каждой рукой отдельно затем вместе
2.
.
Лезгинка
,
,
Левую руку сложите в кулак большой палец отставьте в сторону
.
кулак разверните пальцами к себе Правой рукой прямой ладонью
.
в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой
После этого одновременно смените положение правой и левой
.
6—8
.
рук Повторите
раз Добивайтесь высокой скорости смены
.
положений
3. «
»
Симметричные рисунки
Дайте ребёнку фломастеры в обе руки и предложите нарисовать
.
,
симметричные рисунки двумя руками Не расстраивайтесь если
.
сразу не получится Можно начинать на вертикальной поверхности
(
),
.
мольберт
потом переходить на горизонтальную поверхность
1.
—
.
Ухо
нос
,
—
Левой рукой возьмитесь за кончик носа а правой рукой
за
.
,
противоположное ухо Одновременно отпустите ухо и нос
,
«
хлопните в ладоши поменяйте положение рук с точностью до
».
наоборот
2.
.
Перекрестные шаги
.
,
Координируем движения ребенка так чтобы в такт движения руки
.
одновременно двигалась противоположная нога Ладонь правой
,
–
руки при ходьбе касается левого колена ладонь левой руки
.
,
правого Локоть правой руки при ходьбе касается левого колена
–
.
локоть левой руки
правого Завожу правую ногу при ходьбе
,
,
влево а правая и левая рука поворачиваются вправо левую ногу
,
при движении заводим вправо а обе руки поворачиваются налево
–
.
и другие модификации перекрестного шага
3. «
».
Ассоциация
,
,
: «
»,
Бросая ребенку мяч назовите любое слово например
Медведь
он в свою очередь должен представить медведя и подобрать
,
«
,
,
,
.
ассоциацию к слову например Лохматый берлога мед спячка и т
. »
,
(
,
д
Возвращает мяч называет слово ассоциацию и теперь ваша
.
очередь подбирать ассоциацию к слову ребёнка Игра будет
,
.
интереснее если соберётся вся семья Такие игры очень хорошо
-
гармонизируют детско родительские отношения и сплачивают
.
семью
4. «
»
Час другой руки
(10-20
)
Выберите определённый промежуток времени
минут и
,
,
договоритесь что пока не зазвенит будильник всё нужно делать
(
,
).
левой рукой правой рукой в случае если ребенок левша
.
Попробуйте и сами все действия выполнять неведущей рукой
5. «
»
Зеркало
Станьте напротив ребёнка и выполняйте любые движения руками
,
,
или ногами или одновременно и руками и ногами подключайте
,
.
.
.
голову язык и т д Сделайте ребёнка своим отражением Его задача
–
.
повторять ваши движения как в зеркале Для большей
,
.
заинтересованности ребенка можно поменяться ролями
6. «
»
Визуализация
Посадите ребёнка рядом с собой и предложите немного
: «
пофантазировать
Давай закроем глазки и представим белый лист
,
.
бумаги на котором большими буквами написано твое имя
,
…
–
,
Представь что буквы стали синими
А теперь
красными а теперь
–
.
,
зелёными Пусть будут зелёными но лист бумаги вдруг стал
,
–
.
:
–
розовым а теперь
жёлтым А теперь прислушайся кто то зовёт
.
,
,
,
тебя по имени Угадай чей это голос но никому не говори сиди
.
,
–
,
тихонько Представь что твое имя кто то напевает а вокруг играет
.
!
.
музыка Давай послушаем А сейчас мы потрогаем твое имя Какое
?
?
?
?
?
оно на ощупь Мягкое Шероховатое Тёплое Пушистое У всех
.
.
имена разные Теперь мы будем пробовать твое имя на вкус Оно
?
,
?
,
,
сладкое А может быть с кислинкой Холодное как мороженое
?
,
,
,
или тёплое Мы узнали что наше имя может иметь цвет вкус запах
–
.
. »
и даже быть каким то на ощупь А теперь откроем глазки
Но игра
.
,
ещё не окончена Попросите ребёнка рассказать о своем имени о
,
,
.
,
том что он видел слышал и чувствовал Немного помогите ему
: «
! »,
напомните задание и обязательно поощряйте
Как интересно
«
! », «
,
Ну надо же
Никогда бы не подумал что у тебя такое
! ».
.
замечательное имя
Рассказ окончен Берём карандаши и просим
.
,
,
,
нарисовать имя Ребёнок может рисовать всё что захочет главное
.
чтобы рисунок отражал образ имени Пусть ребёнок украсит
,
.
рисунок использует как можно больше цветов Но не
.
затягивайте это занятие Важно закончить рисовать в строго
.
,
определенное время Тут уж вы сами думайте сколько отвести на
–
,
рисование
медлительному малышу нужно минут двадцать а
.
.
торопыга нарисует все и за пять минут Рисунок готов Пусть
,
,
ребенок объяснит что значат те или иные детали что он пытался
.
–
: «
нарисовать Если ему сложно это сделать
помогите
Что это
?
?
? »
нарисовано А это А почему ты нарисовал именно это
Теперь
,
.
игра окончена можно отдохнуть Данное упражнение
.
активизирует оба полушария
,
Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется
.
заметно увеличится эффективность работы всего мозга
Удачи Вам и Вашим детям!