Напоминание

"Игры и упражнения для дошкольников на развитие межполушарных связей".


Автор: Белкова Надежда Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Матрёшка"
Населённый пункт: Республика Хакасия город Абакан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Игры и упражнения для дошкольников на развитие межполушарных связей".
Раздел: дошкольное образование





Назад




РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«

Игры и упражнения для дошкольников на развитие

».

межполушарных связей

«

/ «

»

МБДОУ Д с

Матрёшка воспитатель Белкова Надежда

Николаевна

,

В наше время бурно развивается наука и техника на нас и

.

наших детей обрушивается огромное количество информации В

,

школах в свою очередь усложняются программы которые требуют

.

от учеников более сильной усидчивости и концентрации внимания

,

,

,

Человек который сегодня вступает в жизнь должен увидеть

,

,

услышать понять и запомнить значительно больше информации

10

5

.

,

чем

и даже

лет назад Познавая окружающий мир дети

,

,

развивают свои способности расширяют кругозор проходят

.

,

процессы социализации Естественно что все это требует

,

определенного напряжения концентрации внимания и усилий со

.

стороны ребёнка

Как же взрослым грамотно поддержать познавательную

,

:

активность ребёнка развить его мыслительные процессы

,

,

восприятие мышление память и воображение не навредив

?

ребёнку излишней информацией Как помочь развить умственные

,

способности ребенка сохраняя и улучшая при этом его

?

психическое и физическое здоровье

Этот вопрос лег в основу науки о

.

кинезиологии

Кинезиология

это наука о развитии головного мозга через

.

движение

2000

.

Существует уже

лет и используется во всем мире Единство

,

мозга складывается из деятельности двух его полушарий тесно

.

связанных между собой системой нервных волокон Правое

,

,

полушарие отвечает за левую часть тела а также воображение оно

,

,

,

,

позволяет человеку мечтать воображать фантазировать и как

, -

. «

»

следствие

сочинять и учить наизусть

Правополушарные дети

,

,

,

лучше танцуют воспринимают музыку любят рисовать понимают

.

,

юмор Левое полушарие отвечает за правую часть тела языковые

,

. «

»

способности ребёнка письмо и чтение

Левополушарные люди

,

имеют возможность последовательно обрабатывать информацию

.

делать выводы Работа обоих полушарий очень важна для

.

,

человека У новорожденного оба полушария развиты одинаково и

,

,

он пользуется ими в полной мере но в процессе развития

,

.

обучения одно из полушарий развивается активнее другого

,

,

Необходимо развивать межполушарные связи это просто сделать

,

если мы вспомним что за работу полушария отвечает

,

.

.

противоположная сторона тела т е выполняя движения левой

,

рукой или ногой мы активизируем правое полушарие а работая

.

правой ногой или рукой

левое Если постараться выполнять

,

движения одновременно двумя руками то мы сможем развивать

.

,

межполушарные связи Существуют простые упражнения

,

стимулирующие активность головного мозга посредством

.

воздействия на рефлекторные точки В результате применения

,

этих упражнений ребёнок сможет дольше удерживать своё

,

,

внимание сосредотачиваться наблюдать за предметами и

.

явлениями и делать выводы из увиденного Эффективное

взаимодействие полушарий позволяет гармонизировать

.

эмоциональную сферу и поведенческие реакции

Дошкольный и младший школьный возраст

наиболее

благоприятный период для развития интеллектуальных и

,

творческих возможностей человека когда кора больших

.

полушарий еще окончательно не сформирована Именно в этом

,

,

,

возрасте необходимо развивать память восприятие мышление

.

внимание Часто родители и педагоги заменяют психологическое

,

,

.

развитие ребенка информационным изучая математику языки и т

.

,

д Но преждевременное обучение ребенка недопустимо так как в

результате может быть сформирована минимальная мозговая

(

дисфункция один участок мозга развивается быстрее за счет

).

другого

Это приводит в дальнейшем к не успешности при

,

,

,

обучении в школе плохой памяти рассеянному вниманию

.

проблемам в эмоциональной сфере

:

Применение данных упражнений позволяет

1.

,

,

,

Улучшить мелкую и крупную моторику память внимание

,

,

речь пространственные представления устранить

;

дислексию

2.

;

Снизить утомляемость

3.

;

Повысить способность к произвольному контролю

4.

Способствует профилактике соматических заболеваний

(

,

);

нарушения зрения заболевания дыхательной системы

5.

;

Помогать адаптации леворукого ребенка в праворуком мире

6.

,

Развивать межполушарную специализацию межполушарное

,

;

взаимодействие синхронизацию работы полушарий

Проводить упражнения на развитие межполушарных связей

необходимо в первой половине дня и длительность занятий не

15

.

должна превышать

минут Умение различать правую и левую

.

сторону

это важная предпосылка для многих видов обучения

Поэтому отработке этого навыка необходимо уделять достаточное

,

количество времени проводя занятия с ребенком в виде

:

,

.

различных игр и упражнений показать правую руку затем левую

,

Если ребенок не может назвать левую руку взрослый называет ее

,

;

сам а ребенок повторяет

-

,

.

,

поднять то правую то левую руку Взять предмет то правой то

;

левой рукой

-

после уточнения речевых обозначений правой и левой руки

:

можно приступить к различению других частей тела правой и

,

,

.

левой ноги глаза уха

-

:

можно предложить и более сложные задания показать левой

,

.

.

рукой правое ухо показать правой рукой левую ногу и т д

Для развития межполушарного взаимодействия используют

:

следующие упражнения

1.

.

Колечко

,

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук

соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно

,

.

.

(

указательный средний и т д Проба выполняется в прямом от

)

(

указательного пальца к мизинцу и в обратном от мизинца к

)

.

указательному пальцу порядке В начале упражнение выполняется

,

.

каждой рукой отдельно затем вместе

2.

.

Лезгинка

,

,

Левую руку сложите в кулак большой палец отставьте в сторону

.

кулак разверните пальцами к себе Правой рукой прямой ладонью

.

в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой

После этого одновременно смените положение правой и левой

.

6—8

.

рук Повторите

раз Добивайтесь высокой скорости смены

.

положений

3. «

»

Симметричные рисунки

Дайте ребёнку фломастеры в обе руки и предложите нарисовать

.

,

симметричные рисунки двумя руками Не расстраивайтесь если

.

сразу не получится Можно начинать на вертикальной поверхности

(

),

.

мольберт

потом переходить на горизонтальную поверхность

1.

.

Ухо

нос

,

Левой рукой возьмитесь за кончик носа а правой рукой

за

.

,

противоположное ухо Одновременно отпустите ухо и нос

,

«

хлопните в ладоши поменяйте положение рук с точностью до

».

наоборот

2.

.

Перекрестные шаги

.

,

Координируем движения ребенка так чтобы в такт движения руки

.

одновременно двигалась противоположная нога Ладонь правой

,

руки при ходьбе касается левого колена ладонь левой руки

.

,

правого Локоть правой руки при ходьбе касается левого колена

.

локоть левой руки

правого Завожу правую ногу при ходьбе

,

,

влево а правая и левая рука поворачиваются вправо левую ногу

,

при движении заводим вправо а обе руки поворачиваются налево

.

и другие модификации перекрестного шага

3. «

».

Ассоциация

,

,

: «

»,

Бросая ребенку мяч назовите любое слово например

Медведь

он в свою очередь должен представить медведя и подобрать

,

«

,

,

,

.

ассоциацию к слову например Лохматый берлога мед спячка и т

. »

,

(

,

д

Возвращает мяч называет слово ассоциацию и теперь ваша

.

очередь подбирать ассоциацию к слову ребёнка Игра будет

,

.

интереснее если соберётся вся семья Такие игры очень хорошо

-

гармонизируют детско родительские отношения и сплачивают

.

семью

4. «

»

Час другой руки

(10-20

)

Выберите определённый промежуток времени

минут и

,

,

договоритесь что пока не зазвенит будильник всё нужно делать

(

,

).

левой рукой правой рукой в случае если ребенок левша

.

Попробуйте и сами все действия выполнять неведущей рукой

5. «

»

Зеркало

Станьте напротив ребёнка и выполняйте любые движения руками

,

,

или ногами или одновременно и руками и ногами подключайте

,

.

.

.

голову язык и т д Сделайте ребёнка своим отражением Его задача

.

повторять ваши движения как в зеркале Для большей

,

.

заинтересованности ребенка можно поменяться ролями

6. «

»

Визуализация

Посадите ребёнка рядом с собой и предложите немного

: «

пофантазировать

Давай закроем глазки и представим белый лист

,

.

бумаги на котором большими буквами написано твое имя

,

,

Представь что буквы стали синими

А теперь

красными а теперь

.

,

зелёными Пусть будут зелёными но лист бумаги вдруг стал

,

.

:

розовым а теперь

жёлтым А теперь прислушайся кто то зовёт

.

,

,

,

тебя по имени Угадай чей это голос но никому не говори сиди

.

,

,

тихонько Представь что твое имя кто то напевает а вокруг играет

.

!

.

музыка Давай послушаем А сейчас мы потрогаем твое имя Какое

?

?

?

?

?

оно на ощупь Мягкое Шероховатое Тёплое Пушистое У всех

.

.

имена разные Теперь мы будем пробовать твое имя на вкус Оно

?

,

?

,

,

сладкое А может быть с кислинкой Холодное как мороженое

?

,

,

,

или тёплое Мы узнали что наше имя может иметь цвет вкус запах

.

. »

и даже быть каким то на ощупь А теперь откроем глазки

Но игра

.

,

ещё не окончена Попросите ребёнка рассказать о своем имени о

,

,

.

,

том что он видел слышал и чувствовал Немного помогите ему

: «

! »,

напомните задание и обязательно поощряйте

Как интересно

«

! », «

,

Ну надо же

Никогда бы не подумал что у тебя такое

! ».

.

замечательное имя

Рассказ окончен Берём карандаши и просим

.

,

,

,

нарисовать имя Ребёнок может рисовать всё что захочет главное

.

чтобы рисунок отражал образ имени Пусть ребёнок украсит

,

.

рисунок использует как можно больше цветов Но не

.

затягивайте это занятие Важно закончить рисовать в строго

.

,

определенное время Тут уж вы сами думайте сколько отвести на

,

рисование

медлительному малышу нужно минут двадцать а

.

.

торопыга нарисует все и за пять минут Рисунок готов Пусть

,

,

ребенок объяснит что значат те или иные детали что он пытался

.

: «

нарисовать Если ему сложно это сделать

помогите

Что это

?

?

? »

нарисовано А это А почему ты нарисовал именно это

Теперь

,

.

игра окончена можно отдохнуть Данное упражнение

.

активизирует оба полушария

,

Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется

.

заметно увеличится эффективность работы всего мозга

Удачи Вам и Вашим детям!



В раздел образования