Автор: Мартиди Людмила Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №42
Населённый пункт: Краснодарский край,Абинский район,пос.Ахтырский
Наименование материала: Статья
Тема: Интеграция кубановедения с уроками математики
Раздел: начальное образование
Выступление на семинаре: Интегрированные уроки математики и
кубановедения.
Школа вообще и начальная в частности переживает в наши дни состояние
переходности. Появление новых альтернативных программ и курсов
обуславливает стремление педагогов повышать уровень своего мастерства,
обновлять содержание обучения, совершенствовать методы и формы работы
с учащимися. Идея интеграции образования все настойчивее заявляет о себе
и заставляет искать эффективные пути её реализации. На сегодняшний день
образовался ряд различных подходов и направлений в данной области:
интеграция через поиск межпредметных связей (вплоть до так называемых
интегрированных уроков); математическое планирование по принципу
одновременного прохождения сходных тем в разных учебных дисциплинах;
разработка новых учебных курсов, соединяющих в себе информацию из
разных предметов и пр.
Интегрированные уроки – одно из важных средств обучения, так как они
формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение,
помогают формировать навыки учебной работы, собственно учебной
деятельности, оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей,
благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.
В Краснодарском крае в учебный план внесен предмет “Кубановедение”. В
связи с этим появилась возможность интегрировать его с окружающим
миром, русским языком, технологией, ИЗО, музыкой, литературным чтением,
математикой и пр.
Интеграция кубановедения с математикой привела к развитию мыслительной
активности учащихся, совершенствованию полученных знаний, умений и
навыков, формированию творческих способностей детей, развитию
внимания, памяти, речи.
Точность и строгость математики вовсе не означает сухость её изложения;
отвлеченность понятий, которыми оперирует эта наука, не должна порождать
у детей представление о математике, как о мертвой науке. Именно поэтому
активному восприятию и пониманию математических законов на уроках
математики в начальных классах поможет краеведческий материал,
позволяющий ощутить детям радость познания и обучения. Использование
его на уроках в начальной школе, несомненно, играет большую роль в
формировании исторического сознания учащихся, любви к своей родине,
уважения и интереса к национальной культуре, желания сохранить свой край
для будущих поколений.
Цели и задачи:
построить формулы произведения а=в∙с, выражающую общие свойства
взаимосвязей между величинами в формулах пути ,стоимости,и др.
систематизировать знания детей об алгоритмах решения простых задач
и о поиске решения составных задач на все виды зависимости между
величинами.
закрепить алгоритм умножения многозначного числа на трехзначное и
распространить его на случай умножения на любое многозначное
число.
повторить решение уравнения и примеров на порядок действия,
составления буквенных выражений и нахождения их значений,
развивать геометрические представления и отрабатывать
вычислительные навыки.
воспитать любовь к родному краю и его природе, дать начальные
представления по предмету «Кубановедение» в начальной школе.
Оборудование: карта Краснодарского края, таблицы с формулами
нахождения A, S и т.д., план казачьей избы, сувениры.
Расшифруйте слова. Для этого решите примеры и расположите ответы в
порядке возрастания.
352 – 249 Л (103)
200 – 15 А (185)
400 – 386 Б (14)
347 + 254 А (601)
643 – 489 Л (154)
652 – 538 Е (114)
421 – 396 Е (25)
185 + 517 А (702)
174 + 86 А (260)
156 + 605 С (761)
154 + 52 Б (206)
801 – 631 Л (170)
630 – 627 Ч (3)
(Лаба)
769 + 105 Я (874)
117 + 466 Б (583)
(Белая)
(Челбас)
После того, как дети расшифровывают названия рек, открывается таблица
с указанием длин рек.
Река
Длина
Челбас
288 км
Лаба
214 км
Белая
265 км
Задания:- сравните длины рек, какая самая длинная? (короткая?);
- на сколько Челбас длиннее Лабы? Белой?
- выразите длины рек в различных единицах измерения длины.
Кубань – самая длинная и многоводная река края. Свое начало она берет в
ледниках Эльбруса – самой высокой вершины Кавказа и, пересекая весь край
с востока на запад, впадает в Азовское море у Темрюка, проделав 870 км.
Всего в бассейне реки Кубани насчитывается 13 569 рек, считая и самые
малые. Общая длина их составляет 38 325 км. Наиболее крупными являются
притоки:Псекупс – 146 км, Уруп – 231 км,Белая – 265 км, Лаба – 214 км.
Задания: - используя эти данные, составьте задачи, решите их.
Величины
1.
Краснодарский край входит в состав Российской Федерации и
расположен на юге Европейской части России. С нашим краем граничат: на
севере и северо-востоке Ростовская область, на востоке – Ставропольский
край, на юге – республика Адыгея и Абхазия, на северо-западе и юго-западе
омывается
Азовским
и
Чёрным
морями,
соединёнными
Керченским
проливом. (Работа с картой)
Задания: - сравните данные величины: назовите наибольшую (наименьшую);
- опираясь на
данные таблицы, запишите, что узнаем, вычислив
значение каждого выражения. Выполните вычисления.
75 600
–
66 500
=
…..
___________________________________________________________
100 800
+
75 600
=
…..
____________________________________________________________
100 800
–
75 600
=
…
______________________________________________________________
Регион России
Территория (кв.
км)
Краснодарский край
75 600
Ростовская область
100 800
Ставропольский край
66 500
Республика Адыгея
7600
75 600–7 600=
_______________________________________________________________
75 600
+
10 800
+
66 500
+
7 600
=
…….
______________________________________________
Могучие горы,
Степные просторы,
Приморского берега грань…
Леса и поляны, сады и лиманы,
Всё это – родная Кубань.
В. Подкопаев.
- Сегодня мы отправимся в путешествие в горы. Они занимают 1/3 часть
площади края. Горная система Большого Кавказа начинается недалеко от г.
Анапы и ст. Гостагаевской и тянется к Апшеронскому полуострову почти на
1 500 км.
Самая высокая гора в крае – Цахвоа –
3 346м.
Одна из красивейших гор – Фишт –
2 852 метра.
Эльбрусу (8 846 метров) принадлежит
своеобразный мировой рекорд по числу присвоенных ему разноплеменных
наименований.
Горные вершины
Название
Высота
Цахвоа
3 346 м
Фишт
2 852 м
Агепста
3 261 м
Оштен
2 804 м
Задания: - сравнить величины: назовите наибольшую (наименьшую);
- выразите данные величины в километрах (метрах), дециметрах;
- вычислите, на сколько метров самая высокая гора выше
самой низкой (по данным таблицы).
- составьте задачу и решите её.
Рассмотрите таблицу. В ней указаны площади Краснодарского края и
некоторых европейских государств.
Краснодарский край
75 600
Название страны
Территория
(км
2
)
Германия
357 050
Дания
43 092
Италия
301 277
Люксембург
2 586
Нидерланды
41 785
Франция
543 965
Швейцария
41 293
Задания: - сравните данные величины: назовите наибольшую (наименьшую);
- какие государства Европы могли бы разместиться на территории
Краснодарского края?
- сколько раз площадь государства Люксембург может поместиться
на территории Краснодарского края?
Задачи
1.
Расстояние от Краснодара до Москвы 1 540 км. Поезд идёт со
скоростью 70 км/ч. Из Краснодара поезд вышел в 6ч 65 мин. В какое время
он прибудет в Москву?
2. Расстояние от Краснодара до Азовского моря 118 км, а до Чёрного 82
км. На сколько километров Краснодар расположен ближе к Чёрному морю,
чем к Азовскому?
3.
Расстояние от Краснодара до Архипо-Осиповки 84 км. Велотурист
проехал это расстояние за 7 часов. С какой скоростью ехал турист?
4.
На правом берегу реки Мзымты (район г. Сочи) расположена
Ахштырская пещера. В ней обнаружены следы первобытного человека:
наскальные рисунки, орудия труда.
А) В пещере нашли 156 рисунков на стене, оставленных первобытными
людьми. Из них 58были вырезаны в камне, а остальные нарисованы глиной.
На сколько меньше было вырезанных рисунков, чем нарисованных?
Б)
В пещере нашли 268 каменных наконечников для стрел, 427
наконечников для копий и 192 топора. На сколько меньше нашли топоров,
чем наконечников?
5.
Пещеры – это особый мир, не имеющий
аналогов на поверхности.
Они имеют свой микроклимат с постоянной
температурой и зимой и
летом +9…11° С. Воздух стерильно чист. В нём в тысячу раз меньше
микробов, чем на поверхности.
А) С потолка пещеры свисало 264 сталактита, а сталагмитов на дне
пещеры
было на 26 больше. Сколько каменных сосулек (сталактитов и
сталагмитов) было в пещере?
Б) Длина исследованной части Большой Азишской пещеры 230 м, а
неисследованной – в 2 раза больше. Какова общая длина пещеры?
(Пещера расположена в южной части хр. Азиш-Тау)
4. Пещера Нежная
расположена у восточной кромки Лагонакского
хребта Азош-Тау на высоте 1400 м над уровнем моря. Длин 95 м, площадь
пола 355 кв.м. её возраст около 4 млн. лет.
Задания:- при повторном чтении запишите в столбик все числа,
упоминаемые
в
справке.
Представьте
их
в
виде
суммы
разрядных
слагаемых.
Так как нам пришлось для расшифровки столкнуться с умножение на
трехзначное число, то я надеюсь, что вы без труда расшифруете следующее
слово.
II
Сегодня на уроке мы совершим маленькое путешествие в историю нашего
края и побываем в некоторых интересных местах Кубани. Слайд 6
Почему я говорю об истории Кубани? (Потому что она существует очень
давно).
– Как давно? ( 500 тыс.лет)
– На какие более мелкие единицы времени можно разделить тысячелетие?
(На века).
– А века? (На годы ).
– Кто населял нашу родину в первом тысячелетии до нашей эры? (Скифы,
греки, меоты). Слайд 7
Далеко за пределами Кубани известен наш курорт Анапа. Где как раз раньше
и жили греки. Вспомните, как называлась Анапа раньше? (Горгиппия). Слайд
8
Здесь процветала торговля по морю и рыболовство. Вот и первая задача:
«В день жители Горгиппии продавали по 10 галер рыбы, каждая из
которых вмещала 1 тонну этого товара. Сколько рыбы покупалось в
сутки у греков»?
На доске и в тетрадях запись следующего вида:
К = а∙n 1∙10=10(m)
Если принять за а – вместимость рыбы в одну галеру, за n – количество галер,
за К – всю проданную рыбу.
Слайд 9 – Когда казаки переместились на Кубань?
– Почему? (Такое право на владение Кубанскими землями им подарила
царица Екатерина II в 1792 г. за хорошую службу).
– Первый отряд казаков приплыл из Украины по Черному морю в 1792 г. В
этом же году и атаман Захарий Чепега по суше дошел до реки Кубань,
двигаясь с обозом в 413 телег, на которых сидело по 5 человек казаков с
семьями, вещами и продовольствием. Задача: посчитайте, сколько человек
атаман Чепега привел с собой на Кубань (если k – количество телег, m –
казаки на одной телеге, P – общее количество казаков).
P= m ∙ k
413 ∙ 5= 2065 (ч) – приехало на Кубань.
Посчитайте, сколько лет казаки уже живут на Кубани? Слайд 10
В 1793 г. был основан войсковой град Екатеринодар. Посчитайте сколько лет
существует наш город. Слайды 11-12
Через 127 лет Екатеринодар переименовали в Краснодар. В каком году это
было?
Богат был кубанский край рыбой, цена на нее была довольно
низкая. Слайды 13-14
Много зверей водилось в кубанских лесах. Слайды 15-16
Волчий мех стоил 20 рублей. Какова стоимость пяти волчьих
шкур? Лисий мех – 25 рублей за штуку. Какова стоимость четырех
шкурок лисы?
С= а∙n 20∙5=100(руб.) – волк
С= а∙n 25∙4=100(руб.) – лиса
Чей мех дороже? На сколько? (устно)
Заячья шкура имела цену – 10 копеек. Какова стоимость 1000 шкурок?
С= а∙n 10 ∙ 1000= 10000 (коп.)10000 коп. = 100руб.
Можем видеть, на сколько дешевле были шкуры зайца по сравнению с
волком и лисой.
Приехав на Кубань, остановились казаки в Карасунском куте (Горпарк)
и стали строить себе крепость по 250 сажень каждая сторона в форме
квадрата.
Вычисление площади этой крепости (на доске) Слайд 17
Потом от крепости проложили первую борозду для посева пшеницы до
нынешнего к\т «Аврора». Так родилась улица Красная. Слайд 18
В центре крепости расположилась походная церковь, а возле крепости
строили казармы для холостых казаков и хаты для семейных. Казачьи хаты
строили из дерева, камыша, хвороста, глины. Пол был земляной.
Зажиточные казаки в хате имели горницу с печью и хатыну (сени)
Посмотрите на рисунок и найдите площадь такой хаты, если горница имела
длину 6м, а ширину 5м; сени 3 м – ширину и 6 м длину. Слайд 19
Атаман Казачьего войска Захарий Чепега, наблюдая за таким интенсивным
строительством и вырубкой леса, был очень встревожен за судьбу лесных
угодий и запретил вырубать лес без его разрешения. Охраной природы
жители Кубани занимаются и сейчас, т.к. очень большой ущерб нанесен
флоре и фауне нашей земли. Слайд 20
В крае создан Кавказский государственный биосферный заповедник
площадью 2600км²
Если бы он был строго в форме прямоугольника, то какую длину имели
бы его стороны? Посчитайте (26 км, 100 км; 13 км, 200 км; 1300 км, 2 км)
А в этом заповеднике сохранились зубры, туры, кавказский олень, совы.
Какую пользу приносят совы? Почему люди занимаются ее охраной? (Сова
уничтожает мышей).
Слайд 21 1 сова за лето съедает 1000 мышей, а 1 мышь съедает в год 1 кг
зерна. Сосчитайте, сколько сова сохраняет зерна человеку в год?
Слайд 22 Население края тоже увеличилось. Какова численность населения
сегодня?
Быстро выросли и города нашего края. Слайды 23-24
Если из Краснодара выехать на машине со скоростью 75 км/ч и проехать
3 ч., то мы попадаем в г. Армавир, который раньше был селом. Найдите
расстояние от Краснодара до Армавира.
S = v ∙ t 75∙3 = 225 (км)
От Москвы Краснодар находиться на расстоянии, которое поезд,
двигаясь со скоростью 90 км/ч, преодолевает за 17 ч. Вычислите это
расстояние.
90 ∙ 17= 1530 (км)
Слайд 25 Пока мы с вами путешествовали в историю нашего города и края,
нам пришлось решить очень много задач.
Посмотрите на них.
Что в них общего? (Решаются одинаково; величины разные, а решение одно.)
– Придумайте задачу с таким же решением.
– Откройте с. 52
– Вот мы и подошли к тому, ради чего нам пришлось много поработать.
Сейчас мы с вами попробуем сделать запись, которая выражала бы общее
свойство всех рассмотренных величин.
– Что это за запись? (Формула.) Слайды 26-27
– Каково общее свойство всех величин? (Находятся их произведения.)
– Может, кто-то уже догадался, как называется тема нашего урока и каково
новое понятие, с которым мы должны познакомиться (Формула
произведения.)
В произведение входят 2 множителя.
Догадайтесь, какой из них должен быть неизменным, чтобы формула имела
смысл (Первый.)
Ну а теперь попробуйте задать все эти формулы одним равенством,
отвлекаясь от конкретных значений велечин, заменив их переменными.
Чтение правила на с. 53 Для закрепления № 2(а), с. 53 , № 2 (а и b) – по
группам с проверкой.
И в заключение урока, еще одна задача, при решении которой вам не
обойтись без формулы произведения.
Слайд 28 Казачка вышивает по 4 платка в день для продажи на
рынке. Сколько платков она продаст на рынке, поработав месяц? (Если
в месяце 30 дней)
A = v ∙ t 4 ∙ 30 = 120 (пл.)
Наши ребята тоже трудились, вышивая для вас казачьи платки, но не для
продажи, а в дар. В заключение нашего урока нам бы хотелось подарить вам
наши работы.
Задания: - сравните данные величины: назовите наибольшую
(наименьшую);