Напоминание

Интеграция кубановедения с уроками математики


Автор: Мартиди Людмила Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №42
Населённый пункт: Краснодарский край,Абинский район,пос.Ахтырский
Наименование материала: Статья
Тема: Интеграция кубановедения с уроками математики
Раздел: начальное образование





Назад




Выступление на семинаре: Интегрированные уроки математики и

кубановедения.

Школа вообще и начальная в частности переживает в наши дни состояние

переходности. Появление новых альтернативных программ и курсов

обуславливает стремление педагогов повышать уровень своего мастерства,

обновлять содержание обучения, совершенствовать методы и формы работы

с учащимися. Идея интеграции образования все настойчивее заявляет о себе

и заставляет искать эффективные пути её реализации. На сегодняшний день

образовался ряд различных подходов и направлений в данной области:

интеграция через поиск межпредметных связей (вплоть до так называемых

интегрированных уроков); математическое планирование по принципу

одновременного прохождения сходных тем в разных учебных дисциплинах;

разработка новых учебных курсов, соединяющих в себе информацию из

разных предметов и пр.

Интегрированные уроки – одно из важных средств обучения, так как они

формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение,

помогают формировать навыки учебной работы, собственно учебной

деятельности, оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей,

благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.

В Краснодарском крае в учебный план внесен предмет “Кубановедение”. В

связи с этим появилась возможность интегрировать его с окружающим

миром, русским языком, технологией, ИЗО, музыкой, литературным чтением,

математикой и пр.

Интеграция кубановедения с математикой привела к развитию мыслительной

активности учащихся, совершенствованию полученных знаний, умений и

навыков, формированию творческих способностей детей, развитию

внимания, памяти, речи.

Точность и строгость математики вовсе не означает сухость её изложения;

отвлеченность понятий, которыми оперирует эта наука, не должна порождать

у детей представление о математике, как о мертвой науке. Именно поэтому

активному восприятию и пониманию математических законов на уроках

математики в начальных классах поможет краеведческий материал,

позволяющий ощутить детям радость познания и обучения. Использование

его на уроках в начальной школе, несомненно, играет большую роль в

формировании исторического сознания учащихся, любви к своей родине,

уважения и интереса к национальной культуре, желания сохранить свой край

для будущих поколений.

Цели и задачи:

построить формулы произведения а=в∙с, выражающую общие свойства

взаимосвязей между величинами в формулах пути ,стоимости,и др.

систематизировать знания детей об алгоритмах решения простых задач

и о поиске решения составных задач на все виды зависимости между

величинами.

закрепить алгоритм умножения многозначного числа на трехзначное и

распространить его на случай умножения на любое многозначное

число.

повторить решение уравнения и примеров на порядок действия,

составления буквенных выражений и нахождения их значений,

развивать геометрические представления и отрабатывать

вычислительные навыки.

воспитать любовь к родному краю и его природе, дать начальные

представления по предмету «Кубановедение» в начальной школе.

Оборудование: карта Краснодарского края, таблицы с формулами

нахождения A, S и т.д., план казачьей избы, сувениры.

Расшифруйте слова. Для этого решите примеры и расположите ответы в

порядке возрастания.

352 – 249 Л (103)

200 – 15 А (185)

400 – 386 Б (14)

347 + 254 А (601)

643 – 489 Л (154)

652 – 538 Е (114)

421 – 396 Е (25)

185 + 517 А (702)

174 + 86 А (260)

156 + 605 С (761)

154 + 52 Б (206)

801 – 631 Л (170)

630 – 627 Ч (3)

(Лаба)

769 + 105 Я (874)

117 + 466 Б (583)

(Белая)

(Челбас)

После того, как дети расшифровывают названия рек, открывается таблица

с указанием длин рек.

Река

Длина

Челбас

288 км

Лаба

214 км

Белая

265 км

Задания:- сравните длины рек, какая самая длинная? (короткая?);

- на сколько Челбас длиннее Лабы? Белой?

- выразите длины рек в различных единицах измерения длины.

Кубань – самая длинная и многоводная река края. Свое начало она берет в

ледниках Эльбруса – самой высокой вершины Кавказа и, пересекая весь край

с востока на запад, впадает в Азовское море у Темрюка, проделав 870 км.

Всего в бассейне реки Кубани насчитывается 13 569 рек, считая и самые

малые. Общая длина их составляет 38 325 км. Наиболее крупными являются

притоки:Псекупс – 146 км, Уруп – 231 км,Белая – 265 км, Лаба – 214 км.

Задания: - используя эти данные, составьте задачи, решите их.

Величины

1.

Краснодарский край входит в состав Российской Федерации и

расположен на юге Европейской части России. С нашим краем граничат: на

севере и северо-востоке Ростовская область, на востоке – Ставропольский

край, на юге – республика Адыгея и Абхазия, на северо-западе и юго-западе

омывается

Азовским

и

Чёрным

морями,

соединёнными

Керченским

проливом. (Работа с картой)

Задания: - сравните данные величины: назовите наибольшую (наименьшую);

- опираясь на

данные таблицы, запишите, что узнаем, вычислив

значение каждого выражения. Выполните вычисления.

75 600

66 500

=

…..

___________________________________________________________

100 800

+

75 600

=

…..

____________________________________________________________

100 800

75 600

=

______________________________________________________________

Регион России

Территория (кв.

км)

Краснодарский край

75 600

Ростовская область

100 800

Ставропольский край

66 500

Республика Адыгея

7600

75 600–7 600=

_______________________________________________________________

75 600

+

10 800

+

66 500

+

7 600

=

…….

______________________________________________

Могучие горы,

Степные просторы,

Приморского берега грань…

Леса и поляны, сады и лиманы,

Всё это – родная Кубань.

В. Подкопаев.

- Сегодня мы отправимся в путешествие в горы. Они занимают 1/3 часть

площади края. Горная система Большого Кавказа начинается недалеко от г.

Анапы и ст. Гостагаевской и тянется к Апшеронскому полуострову почти на

1 500 км.

Самая высокая гора в крае – Цахвоа –

3 346м.

Одна из красивейших гор – Фишт –

2 852 метра.

Эльбрусу (8 846 метров) принадлежит

своеобразный мировой рекорд по числу присвоенных ему разноплеменных

наименований.

Горные вершины

Название

Высота

Цахвоа

3 346 м

Фишт

2 852 м

Агепста

3 261 м

Оштен

2 804 м

Задания: - сравнить величины: назовите наибольшую (наименьшую);

- выразите данные величины в километрах (метрах), дециметрах;

- вычислите, на сколько метров самая высокая гора выше

самой низкой (по данным таблицы).

- составьте задачу и решите её.

Рассмотрите таблицу. В ней указаны площади Краснодарского края и

некоторых европейских государств.

Краснодарский край

75 600

Название страны

Территория

(км

2

)

Германия

357 050

Дания

43 092

Италия

301 277

Люксембург

2 586

Нидерланды

41 785

Франция

543 965

Швейцария

41 293

Задания: - сравните данные величины: назовите наибольшую (наименьшую);

- какие государства Европы могли бы разместиться на территории

Краснодарского края?

- сколько раз площадь государства Люксембург может поместиться

на территории Краснодарского края?

Задачи

1.

Расстояние от Краснодара до Москвы 1 540 км. Поезд идёт со

скоростью 70 км/ч. Из Краснодара поезд вышел в 6ч 65 мин. В какое время

он прибудет в Москву?

2. Расстояние от Краснодара до Азовского моря 118 км, а до Чёрного 82

км. На сколько километров Краснодар расположен ближе к Чёрному морю,

чем к Азовскому?

3.

Расстояние от Краснодара до Архипо-Осиповки 84 км. Велотурист

проехал это расстояние за 7 часов. С какой скоростью ехал турист?

4.

На правом берегу реки Мзымты (район г. Сочи) расположена

Ахштырская пещера. В ней обнаружены следы первобытного человека:

наскальные рисунки, орудия труда.

А) В пещере нашли 156 рисунков на стене, оставленных первобытными

людьми. Из них 58были вырезаны в камне, а остальные нарисованы глиной.

На сколько меньше было вырезанных рисунков, чем нарисованных?

Б)

В пещере нашли 268 каменных наконечников для стрел, 427

наконечников для копий и 192 топора. На сколько меньше нашли топоров,

чем наконечников?

5.

Пещеры – это особый мир, не имеющий

аналогов на поверхности.

Они имеют свой микроклимат с постоянной

температурой и зимой и

летом +9…11° С. Воздух стерильно чист. В нём в тысячу раз меньше

микробов, чем на поверхности.

А) С потолка пещеры свисало 264 сталактита, а сталагмитов на дне

пещеры

было на 26 больше. Сколько каменных сосулек (сталактитов и

сталагмитов) было в пещере?

Б) Длина исследованной части Большой Азишской пещеры 230 м, а

неисследованной – в 2 раза больше. Какова общая длина пещеры?

(Пещера расположена в южной части хр. Азиш-Тау)

4. Пещера Нежная

расположена у восточной кромки Лагонакского

хребта Азош-Тау на высоте 1400 м над уровнем моря. Длин 95 м, площадь

пола 355 кв.м. её возраст около 4 млн. лет.

Задания:- при повторном чтении запишите в столбик все числа,

упоминаемые

в

справке.

Представьте

их

в

виде

суммы

разрядных

слагаемых.

Так как нам пришлось для расшифровки столкнуться с умножение на

трехзначное число, то я надеюсь, что вы без труда расшифруете следующее

слово.

II

Сегодня на уроке мы совершим маленькое путешествие в историю нашего

края и побываем в некоторых интересных местах Кубани. Слайд 6

Почему я говорю об истории Кубани? (Потому что она существует очень

давно).

– Как давно? ( 500 тыс.лет)

– На какие более мелкие единицы времени можно разделить тысячелетие?

(На века).

– А века? (На годы ).

– Кто населял нашу родину в первом тысячелетии до нашей эры? (Скифы,

греки, меоты). Слайд 7

Далеко за пределами Кубани известен наш курорт Анапа. Где как раз раньше

и жили греки. Вспомните, как называлась Анапа раньше? (Горгиппия). Слайд

8

Здесь процветала торговля по морю и рыболовство. Вот и первая задача:

«В день жители Горгиппии продавали по 10 галер рыбы, каждая из

которых вмещала 1 тонну этого товара. Сколько рыбы покупалось в

сутки у греков»?

На доске и в тетрадях запись следующего вида:

К = а∙n 1∙10=10(m)

Если принять за а – вместимость рыбы в одну галеру, за n – количество галер,

за К – всю проданную рыбу.

Слайд 9 – Когда казаки переместились на Кубань?

– Почему? (Такое право на владение Кубанскими землями им подарила

царица Екатерина II в 1792 г. за хорошую службу).

– Первый отряд казаков приплыл из Украины по Черному морю в 1792 г. В

этом же году и атаман Захарий Чепега по суше дошел до реки Кубань,

двигаясь с обозом в 413 телег, на которых сидело по 5 человек казаков с

семьями, вещами и продовольствием. Задача: посчитайте, сколько человек

атаман Чепега привел с собой на Кубань (если k – количество телег, m –

казаки на одной телеге, P – общее количество казаков).

P= m ∙ k

413 ∙ 5= 2065 (ч) – приехало на Кубань.

Посчитайте, сколько лет казаки уже живут на Кубани? Слайд 10

В 1793 г. был основан войсковой град Екатеринодар. Посчитайте сколько лет

существует наш город. Слайды 11-12

Через 127 лет Екатеринодар переименовали в Краснодар. В каком году это

было?

Богат был кубанский край рыбой, цена на нее была довольно

низкая. Слайды 13-14

Много зверей водилось в кубанских лесах. Слайды 15-16

Волчий мех стоил 20 рублей. Какова стоимость пяти волчьих

шкур? Лисий мех – 25 рублей за штуку. Какова стоимость четырех

шкурок лисы?

С= а∙n 20∙5=100(руб.) – волк

С= а∙n 25∙4=100(руб.) – лиса

Чей мех дороже? На сколько? (устно)

Заячья шкура имела цену – 10 копеек. Какова стоимость 1000 шкурок?

С= а∙n 10 ∙ 1000= 10000 (коп.)10000 коп. = 100руб.

Можем видеть, на сколько дешевле были шкуры зайца по сравнению с

волком и лисой.

Приехав на Кубань, остановились казаки в Карасунском куте (Горпарк)

и стали строить себе крепость по 250 сажень каждая сторона в форме

квадрата.

Вычисление площади этой крепости (на доске) Слайд 17

Потом от крепости проложили первую борозду для посева пшеницы до

нынешнего к\т «Аврора». Так родилась улица Красная. Слайд 18

В центре крепости расположилась походная церковь, а возле крепости

строили казармы для холостых казаков и хаты для семейных. Казачьи хаты

строили из дерева, камыша, хвороста, глины. Пол был земляной.

Зажиточные казаки в хате имели горницу с печью и хатыну (сени)

Посмотрите на рисунок и найдите площадь такой хаты, если горница имела

длину 6м, а ширину 5м; сени 3 м – ширину и 6 м длину. Слайд 19

Атаман Казачьего войска Захарий Чепега, наблюдая за таким интенсивным

строительством и вырубкой леса, был очень встревожен за судьбу лесных

угодий и запретил вырубать лес без его разрешения. Охраной природы

жители Кубани занимаются и сейчас, т.к. очень большой ущерб нанесен

флоре и фауне нашей земли. Слайд 20

В крае создан Кавказский государственный биосферный заповедник

площадью 2600км²

Если бы он был строго в форме прямоугольника, то какую длину имели

бы его стороны? Посчитайте (26 км, 100 км; 13 км, 200 км; 1300 км, 2 км)

А в этом заповеднике сохранились зубры, туры, кавказский олень, совы.

Какую пользу приносят совы? Почему люди занимаются ее охраной? (Сова

уничтожает мышей).

Слайд 21 1 сова за лето съедает 1000 мышей, а 1 мышь съедает в год 1 кг

зерна. Сосчитайте, сколько сова сохраняет зерна человеку в год?

Слайд 22 Население края тоже увеличилось. Какова численность населения

сегодня?

Быстро выросли и города нашего края. Слайды 23-24

Если из Краснодара выехать на машине со скоростью 75 км/ч и проехать

3 ч., то мы попадаем в г. Армавир, который раньше был селом. Найдите

расстояние от Краснодара до Армавира.

S = v ∙ t 75∙3 = 225 (км)

От Москвы Краснодар находиться на расстоянии, которое поезд,

двигаясь со скоростью 90 км/ч, преодолевает за 17 ч. Вычислите это

расстояние.

90 ∙ 17= 1530 (км)

Слайд 25 Пока мы с вами путешествовали в историю нашего города и края,

нам пришлось решить очень много задач.

Посмотрите на них.

Что в них общего? (Решаются одинаково; величины разные, а решение одно.)

– Придумайте задачу с таким же решением.

– Откройте с. 52

– Вот мы и подошли к тому, ради чего нам пришлось много поработать.

Сейчас мы с вами попробуем сделать запись, которая выражала бы общее

свойство всех рассмотренных величин.

– Что это за запись? (Формула.) Слайды 26-27

– Каково общее свойство всех величин? (Находятся их произведения.)

– Может, кто-то уже догадался, как называется тема нашего урока и каково

новое понятие, с которым мы должны познакомиться (Формула

произведения.)

В произведение входят 2 множителя.

Догадайтесь, какой из них должен быть неизменным, чтобы формула имела

смысл (Первый.)

Ну а теперь попробуйте задать все эти формулы одним равенством,

отвлекаясь от конкретных значений велечин, заменив их переменными.

Чтение правила на с. 53 Для закрепления № 2(а), с. 53 , № 2 (а и b) – по

группам с проверкой.

И в заключение урока, еще одна задача, при решении которой вам не

обойтись без формулы произведения.

Слайд 28 Казачка вышивает по 4 платка в день для продажи на

рынке. Сколько платков она продаст на рынке, поработав месяц? (Если

в месяце 30 дней)

A = v ∙ t 4 ∙ 30 = 120 (пл.)

Наши ребята тоже трудились, вышивая для вас казачьи платки, но не для

продажи, а в дар. В заключение нашего урока нам бы хотелось подарить вам

наши работы.

Задания: - сравните данные величины: назовите наибольшую

(наименьшую);



В раздел образования