Автор: Лушникова Наталья Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Центр образования"
Населённый пункт: поселок Пангоды, Надымский район
Наименование материала: урок развития речи в 5 классе
Тема: Урок русского языка в 5 классе
Раздел: среднее образование
Урок развития речи 5 класс
Описание природы.
«К нам в окно постучалась весна!»
Цели урока:
1.
Познавательный аспект:
Создание письменных текстов на основе необходимой информации
Привитие интереса к русскому языку и литературе через анализ
текстов
2.
Развивающий аспект:
Развитие умения логически мыслить, последовательно излагать свои
мысли, составлять тексты, уметь фантазировать
Обогащение лексического запаса
На основе примеров художественных текстов создавать собственные
пейзажные зарисовки
3.
Воспитательный аспект:
Привитие эстетического вкуса у обучающихся
Воспитание любви к родной природе
Планируемые результаты:
Создание собственных текстов
Продолжение
знакомства
с
изобразительно-выразительными
средствами языка
Сбор информации для написания сочинения-описания природы
Формируемые универсальные учебные действия (УУД)
Личностные:
- формирование желания выполнять и мотивировать учебные действия;
- применение правила делового сотрудничества, умение сравнивать
разные точки зрения
Познавательные:
- сравнивать различные виды работ
- анализировать результаты своей работы
- изменять, творчески переделывать
- поиск и выделение нужной информации
Регулятивные:
- анализировать собственную работу
- находить ошибки и устанавливать их причину
1
- оценивать уровень владения тем или иным учебным материалом
Коммуникативные:
- воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить
информацию, необходимую для ее решения
- сравнивать и анализировать различные виды текстов
- создавать собственные тексты
- уметь отвечать на поставленные вопросы
2
Ход урока
1.
Организационный этап
Приветствие обучающихся
Добрый день, дорогие ребята! Я рада видеть вас сегодня на нашем
уроке, желаю всем отличного настроения и удачного дня.
Сегодня на уроке у нас присутствуют гости, прошу повернуться к
ним и поприветствовать их. Прошу садиться.
2.
Мотивационный этап (тема, цель, задачи урока)
Играет музыка, на экране идет видеоряд (зарисовки весны)
Учитель:
Я жду, когда растает снег,
И залетают всюду мушки,
И огласят заросший брег
Нестройным кваканьем лягушки,
Когда распустится сирень,
Проглянет ландыш ароматный,
И освежится жаркий день
Грозой нежданной, благодатной.
(Михаил Павлович Чехов, 1911 год)
- Как вы думаете, чего ждет поэт?
- О каком времени года вы подумали, когда слушали музыку, смотрели
видеозарисовку?
О ВЕСНЕ!
Стук в окно (звуки)
- Ребята, а что это за стук в окно? Выгляни в окно, кто там? Кто это
может к нам в окно стучаться?
ВЕСНА!!
- О чем мы сегодня будем говорить? Давайте сформулируем тему
нашего урока.
- Я предлагаю вам подумать и поэтично ее сформулировать. А для
этого предлагаю соединить понятия: стук в окно и весна.
3
«К нам в окно постучалась весна!» - тема нашего сегодняшнего
урока. Запишите ее в своих поэтических дневниках. (открывается
на магнитной доске и в презентации)
- Когда-то очень давно один знаменитый русский поэт В. Хлебников
сказал: «Лучшая книга-это книга природы!». Мы сегодня с вами вновь
проводим наш урок в библиотечно-информационном центре, там, где
главные герои-это книги. Я предлагаю вам окунуться в мир книги
природы,
пролистать
странички,
прочитать
и
проникнуться
ее
внутренним миром. Но для начала необходимо поставить перед собой
цель.
- Какова, по вашему, цель нашего урока? (подготовиться к написанию
сочинения-описания весенней природы) - открываются на магнитной
доске
Чтобы достичь какой-либо цели, необходимо поставить перед собой
задачи и обязательно их решить.
- вспомнить тип речи описание и его особенности
- научиться использовать и отбирать художественно-выразительные
средства
- анализировать тексты и самим их составлять
Каков же будет результат вашей работы?
Результат - сочинение-описание природы (ваши красивые сочинения).
И вот перед нами нарисовался план нашей с вами работы на
сегодняшний урок:
(появляется на экране) и на магнитной доске, открываются картинки
1.
Вспомнить тип речи-описание, особенности и сравнить с другими
типами речи.
2.
Вспомнить
художественно-выразительные
средства
и
их
применение.
3.
Составить собственные мини-тексты.
4.
Подвести итоги.
- Зачем все это нам необходимо, зачем нужно учиться писать
сочинения, где это может пригодиться?
- ЕГЭ. РЕЧЬ РАЗВИВАТЬ, КРАСИВО ГОВОРИТЬ и ТД.
4
3.
Подготовка к восприятию материала
Проблемная ситуация (через актуализацию предшествующих
знаний и опыта
- Ребята, а когда вы входили в библиотеку, вы не обратили внимание на
вывеску? Там было написано «ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ».
Видели? (отправить кого-нибудь посмотреть)
На сегодня мы так назовем наш информационно-библиотечный центр.
Только я немного засомневалась, значение творческая мне понятно, а
вот что такое ЛАБОРАТОРИЯ? Я подзабыла. Ситуация в жизни. Я
забыла значение слова или еще хуже - просто его не знала. Что мне
делать? Куда обращаться?
Ответы детей (Интернет, толковый словарь).
Задание 1
Каждый из вас сейчас решит, к какому источнику он обратится, чтобы
дать ответ на вопрос: Что такое лаборатория? Само слово запишите в
словарики.
Скажите,
а
какие
бы
критерии
оценки
вы
могли
предложить?
Справился ----- справился частично ------- не справился
(на столах лежат листы самооценки).
По окончании работы с этим заданием я попрошу вас оценить степень
выполнения вами задания.
Обучающиеся
зачитывают
свои
ответы.
И
заполняют
листы
самооценки в соответствии с выполненным заданием.
ЛАБОРАТОРИЯ - помещение для научных и технических опытов и
исследований.
Вот мы сегодня и займемся исследованием, а предметом нашего
исследования станет ВЕСНА.
- Я для вас придумала некий девиз урока:
ВИЖУ ---- СЛЫШУ----- ЧУВСТВУЮ
- Предлагаю сегодня
УВИДЕТЬ ВЕСНУ
УСЛЫШАТЬ ВЕСНУ
5
ПОЧУВСТВОВАТЬ ВЕСНУ
4.
Восприятие
материала.
Проблемная
ситуация
(через
актуализацию предшествующих знаний и опыта
- Прежде чем мы с вами начнем свое исследование под этим девизом, я
предлагаю
вам
вспомнить,
какой
тип
текста
вам
необходимо
использовать в своем сочинении, описывая весну?
Описание (вспомним его особенности, признаки)
Вопрос: Какие типы текста вы еще знаете и используете в своих
сочинениях?
Рассуждение и повествование (вспомним их особенности, признаки)
- Теперь проверим, как вы умеете отличать типы текстов.
Задание 2
- Перед вами небольшие тексты различных типов, внимательно
прочитаем и попробуем определить тип речи. (ответ записать рядом)
Читаем вслух и записываем ответы
Текст 1
Птенчик ласточки выпал из гнезда. Девочка увидела и подобрала
малыша. Она отнесла его в дом, сделала небольшое гнездо и посадила
туда птичку. Птенчик освоился и стал получать мух, комаров, мошек.
Текст 2
Весна – это неповторимое и замечательное время года.
Во-первых, она дарит мне чувство радости, чувство грядущих
перемен, особое настроение. Во-вторых, весной пробуждается природа
ото сна, она начинает новую жизнь. Дыхание весны ощущается во всем.
Я очень люблю весну!
Текст 3
Весна! Прекрасная весна! Из-под только что сошедшего снега
выглядывают первые подснежники. И вот они, словно снег, покрывают
лесные поляны нежным ковром. И вскоре начинают набухать почки на
деревьях, появляются крохотные зеленые листочки, сады утопают в
цветах, природа благоухает различными ароматами.
6
- Теперь я попрошу вас поменяться с вашим соседом листочками с
ответами, и мы сейчас обсудим правильные ответы.
- Взаимопроверка поможет вам оценить ваши работы.
- По окончании оцените себя в листах самооценки.
5.
Восприятие материала. Актуализация предшествующего
опыта
- Картины весенней природы… Мы с вами решили, что, используя тип
текста описание, можем описать красоту этого времени года. Мы
можем увидеть эту красоту, услышать, почувствовать. Но, как вы
считаете, при каких обстоятельствах наш текст будет красивым, мы
сможем донести все, что хотели, до слушателя, до читателя?
( художественно-выразительные средства )
-
Мы
с
вами
на
уроках
внеурочной
деятельности
изучали
художественно-выразительные средства, давайте их вспомним (ребята
перечисляют)
-Внимание на экран. Я выбрала из нашего списка изученных
художественно-выразительных средств несколько на сегодняшний
урок).
- Хочу вас обрадовать, что к нам пришли письма от ВЕСНЫ. Она для
вас приготовила задание
- Предлагает вам сложить некую мозаику.
В письмах наборы с названием художественно-выразительных средств,
с определением и с примерами. Соедините и получите правильный
ответ.
Название художественного средства – определение – пример
- Работаем в группах – 4 группы. Я раздаю наборы с определением и
примерами и по 2 названия художественно-выразительного средства.
На выполнение задания 2 минуты. Приступаем к работе. Обсуждаем.
Оцениваем свою работу в листах самооценки.
Олицетворение
Перенос качеств живых предметов на неживые предметы
Утешится безмолвная печаль,
7
И резвая задумается радость.
Метафора
Скрытое сравнение. Перенос значения с одного предмета на другой по
сходству.
Мы на корабле знаний отправляемся в путь.
Горит костёр рябины красной
Эпитеты
Образное определение, усиливающее подчеркивающее для данного
предмета качество, черту, признак.
Белая береза под моим окном.
Сравнение
Это сопоставление предмета или явления с другим предметом по
общему признаку при помощи сравнительных союзов словно, будто,
как или творительным падежом
Мы спрятались, как мышки, в норке.
Я пулей летела домой.
Гипербола
Преувеличение значения
И сосна до звезд достает.
Литота
Преуменьшение значения
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с ноготок!
Н.А.Некрасов
Анафора
Повтор одинаковых слов или словосочетаний в начале предложений
8
Опять с вековой тоскою
Пригнулись к земле ковыли,
Опять за туманной рекою
Ты кличешь меня издали…
А.Блок
Эпифора
Повтор одинаковых слов или словосочетаний в конце предложений,
строк.
Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня!
(А. Блок)
6.
Мы очень устали и поэтому нам необходимо немного
подвигаться. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
7.
Этап Исследование
Мы прошли с вами определенный путь в соответствии с нашим
планом,
вспомнили
типы
речи
и
их
особенности,
вспомнили
художественно-выразительные
средства,
которые
помогут
нам
выразить мысли и чувства, а теперь наступил самый ответственный и
важный этап исследования весны, я предлагаю вам самим составить
небольшие тексты-миниатюры, но для этого вам необходимо сейчас
определиться.
-
Предлагаю
вам
разделить
нашу
творческую
лабораторию
в
зависимости от ваших интересов на маленькие мастерские:
9
- Музыкальная мастерская – для тех, кому музыка очень близка
- Художественная мастерская – для тех, кто очень любит произведения
художников
- Поэтическая мастерская – для любителей поэзии
- Я предлагаю вам самим немного поразмышлять:
Помните наш девиз
ВИЖУ ---- СЛЫШУ----- ЧУВСТВУЮ
УВИДЕТЬ - УСЛЫШАТЬ - ПОЧУВСТВОВАТЬ
ВЕСНУ
1 группа - Музыкальная мастерская – для тех, кому музыка очень
близка.
В ваших компьютерах есть музыка различных композиторов,
можно определить, кому принадлежит эта музыка. Прослушивая
музыкальные композиции, попробуйте описать весну, описать о том,
что услышали в музыке весны. Какое настроение? Какие звуки помогли
в этом? Используйте художественно-выразительные средства. Это
будет мини-текст. Работа коллективная. По истечении времени один из
членов вашей группы представит работу под музыку.
2 группа - Художественная мастерская – для тех, кто очень любит
произведения художников.
На
ваших
столах
лежат
фотографии
репродукций
картин
известных художников. Ваша задача - описать весну, увидеть весну
глазами
художников
и
вашими
собственными
впечатлениями.
Используйте художественно-выразительные средства. По истечении
времени один из членов вашей группы представит работу.
3 группа - Поэтическая мастерская – для любителей поэзии
В
нашем
информационно-библиотечном
фонде
огромное
количество книг поэтов о весне. Можете взять с полок книги, вот там,
под нашим красивым солнышком под девизом «СОЛНЦЕ ШЬЕТ
ВЕСНЕ
НАРЯДЫ»
сшить
маленький
наряд
весне,
прочитав
поэтические тексты, вдохновившись поэзией, написать небольшой
текст на весеннюю тематику, выразив свои чувства - почувствовать
10
весну. По истечении времени один из членов вашей группы представит
работу.
4 группа – эта группа может поработать уже с готовыми текстами, где
им нужно будет вставить в уже готовые тексты художественно-
выразительные средства. Задание немного проще, чем у остальных
групп. А потом нам представить результат своего труда.
-Теперь, прослушав задания, и для себя определив, в какую группу вы
пойдете, я предлагаю вам занять свои места в мастерских.
ПРИСТУПИЛИ К РАБОТЕ. На данную работу вам отводится 7
минут.
8.
Применение полученных знаний для решения проблемы
Защита –представление работ
Заполнение листов самооценки
9.
Подведение итогов
Вот и подошел к концу наш урок, мы сегодня с вами прочли
прекрасную книгу природы. Вы смогли услышать весну при
помощи звуков музыки, увидеть весну при помощи картин
знаменитых художников,
почувствовать
весну
при помощи
поэтов.
- Какое задние, на ваш взгляд, оказалось самым сложным?
- А что оказалось самым неожиданным и удивительным?
- Добились ли мы тех задач, которые перед собой поставили?
Получили ли вы результат?
Скажите, а зачем мы с вами учимся писать сочинения?
Где полученные знания вы сможете применить на практике?
Я соберу ваши листы самооценки, самым активным за урок
ставлю отличные отметки.
10.
Рефлексия
У каждого из вас на уроке было определенное настроение?
Каждый от урока чего-то ожидал. Что же мы для себя ожидаем
получить после урока? У нас с вами есть воображаемое дерево
ожиданий, я предлагаю вам выбрать смайлик:
Желтый,
веселый,
весенний
–
если
ваши
ожидания
оправдались, и ваше настроение отличное, весеннее.
11
Коричневый – если и ожидания не оправдались, и настроение
плохое
11.
Домашнее задание
Собрать в поэтический дневник материал к сочинению –описанию
весенней природы на тему «К нам в окно постучалась весна!»
12.
Презентация книг. Слово главному редактору нашего
журнала «Вальс времен года 5а класса». Сериковой Дарье.
12