Автор: Тунгускова Светлана Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Синеглазка"
Населённый пункт: город Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: Информационный дайджест
Тема: "Кейс-технологии для формирования социально-коммуникативного развития старших дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Кейс
- от латинского «casus» -
запутанный, необычный случай;
от английского «case» -
портфель, чемоданчик.
Кейс-технология
-
это
метод
активного
проблемно-ситуативного
анализа,
основанный
на
обучении путем решения конкретных задач-ситуаций
(кейсов).
Цель кейс технологии - развивать
способность анализировать различные
проблемы и находить их решение, а также умение
работать с информацией.
Что должен содержать в себе кейс:
проблему,
предполагающую
несколько
вариантов ее решения;
вспомогательную информацию;
задание.
Для чего нужен кейс?
В
процессе
освоения
кейс
–
технологии
дети
научатся:
получать
необходимую
информацию
в
общении;
доказывать
свою
точку
зрения,
аргументировать
ответ,
формулировать
вопрос, участвовать в дискуссии;
отстаивать свою точку зрения;
соотносить свои устремления с интересами
других;
принимать помощь.
Кейс-технологии
формируют
навыки
коммуникативного воздействия детей:
смогут работать в команде;
смогут
вести
диалог
со
взрослыми
и
сверстниками;
смогут адекватно реагировать в конфликтных
ситуациях;
обеспечится взаимосвязь с жизнью и игрой
ребенка;
смогут
применять
самостоятельно,
без
помощи взрослого полученные знания в
реальной жизни без затруднений.
Виды кейс-технологий:
Фото-кейс
Кейс-иллюстрации
Проигрывание ролей
Анализ конкретных ситуаций
Что может содержать кейс?
- Текстовый материал.
- Иллюстративный материал.
Решение
кейсов
рекомендуется
проводить
в
следующем порядке:
Первый этап – знакомство с ситуацией, ее
особенностями.
Второй этап – выделение основной проблемы
(основных проблем).
Третий этап – предположение проблемы
(Почему? Из-за чего? Какие могут быть
последствия?).
Четвертый
этап
–
анализ
последствий
принятия того или иного решения.
Пятый этап – решение кейса – предложение
одного
или
нескольких
вариантов
(последовательности действий).
Разберем коротко теперь каждый
вид кейс -
технологии:
Кейс - иллюстрация – это иллюстрация, которая
используется
для
рассмотрения
проблемной
ситуации. Целью работы с ней является разбор сути
проблемы, анализ возможных решений и выбор
лучшего
из
них.
Рассматривая
иллюстрации,
дети
обсуждают
полученную информацию, рассуждают, принимают
решение, могут предполагать и строить на основе
этого прогноз. Кейс знакомит детей с реальной
проблемой и побуждает найти из неё выход.
Рассмотрим пример кейс – иллюстрации:
Переходим к решению ситуации по этапам:
Первый этап – перед вами иллюстрация,
рассмотрите её.
Второй этап – сформулируйте проблему
исходя из данной иллюстрации. Ребенок
нарушает
правила
дорожного
движения,
переходит в неположенном месте.
Третий
этап
–
Каковы
могут
быть
последствия данного поступка? (что его
может сбить машина, и он может лишится
жизни).
Четвертый этап – Какой выход можно найти
из
сложившейся
проблемной
ситуации?
Предположите
свои
варианты
решения
исходя из данной ситуации.
Пятый этап – решение кейса – предложение
одного
или
нескольких
вариантов
(последовательности действий).
Один из вариантов решения проблемы – переходить
только в предназначенном для этого месте по
пешеходному переходу и только на зеленый свет
светофора.
Другой из вариантов решения проблемы: переходить
дорогу только с родителями, крепко держась за руку,
и только по пешеходному переходу.
Ну, а если рядом не оказалось родителей, попроси
помощи у инспектора ГИБДД.
- Итак ребята, какой же можно сделать вывод из
данной ситуации? (Дорогу нужно переходить в
предназначенном для этого месте по пешеходному
переходу и на зеленый сигнал светофора, и чтобы не
оказываться в таких опасных ситуациях нужно
соблюдать ПДД).
Кейс однозначных ответов не имеет, он имеет
многозначность.
Необходимо
просто
найти
оптимальные выходы из сложившийся ситуации и
выбрать
для
себя
самый
оптимальный.
Иными
словами, решение кейсов каждый выбирает для себя
индивидуально.
Рассмотрим пример кейс – фото:
Кейс - иллюстрация очень схожа с фото – кейс. Кейс
– иллюстрация – это картинки, которые вы сможете
скачать с интернета, а фото- кейс – это фото из
реальной жизни.
Решение ситуации по этапам:
Первый этап – перед вами фотография,
рассмотрите её.
Второй этап – сформулируйте проблему
исходя из данной фотографии.
Третий этап – Почему? Из – за чего? Каковы
могут быть последствия данного поступка?
Четвертый этап – Какой выход можно найти
из
сложившейся
проблемной
ситуации?
Предположите
свои
варианты
решения
исходя из данной ситуации.
Пятый этап – решение кейса – предложение
одного
или
нескольких
вариантов
(последовательности действий).
- Итак ребята, какой же можно сделать вывод из
данной ситуации?
Кейс - проигрывание ролей
Проигрывание ролей – это когда кто-то берет на себя
какую-то роль и проигрывает её.
Кейс – проигрывание ролей - эта та же сюжетно-
ролевая игра, только с проблемой, если игру мы
просто
проигрываем,
то
кейс
помогает
детям
вспомнить полученные знания и применить их на
практике.
Кейс – конкретных ситуаций
Конкретная
ситуация
–
это
ситуация,
которая
произошла конкретно на месте, которую подробно
все разбирают, анализируют и приходят к решению.
Например, мама ругала девочку на улице: «Ты умная
девочка, но сегодня проявила себя не с лучшей
стороны!
Ты
могла
бы
попасть
под
колеса
автомобиля! Твой мяч лопнул, но можно купить в
магазине другой, а вот свою жизнь уже нигде не
купишь!»
Итак, вопросы вам.
- Какие неправильные действия совершила девочка?
- К чему приводят игры рядом с дорогой?
- Как нужно было поступить девочке?
- Придумайте правило, которое напоминало бы о том,
что рядом с дорогой играть опасно. (Ответы, правило:
«Рядом с дорогой играть опасно! Или «Играть нужно
на специальной площадке для игр, которая будет
далеко от дороги»).
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СИНЕГЛАЗКА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОД НОЯБРЬСК
«Кейс-технологии для формирования
социально-коммуникативного развития
старших дошкольников»
Цель: систематизация знаний о
современных педагогических
технологиях, формах и методах работы
с воспитанниками, организация
профессионального общения, обмена
опытом, повышение профессионального
уровня педагогов.
Подготовила:
воспитатель МАДОУ «Синеглазка»
Тунгускова С.В.
2021 г.
Пакет
кейсов
по формированию
социально
–
коммуникативного
развития
старших
дошкольников
Кейс 1. «Знакомство»
Задачи:
-формировать культуру общения;
-способствовать
приобретению
опыта
этикетного
поведения;
-обогащать речь ребёнка словами и конструкциями,
необходимыми
в
повседневном
общении
между
людьми.
Катя и Лиза прыгают через скакалку. Рядом стоит
незнакомая девочка. Ей тоже хочется попрыгать, но
она не решается подойти к веселым подругам. Катя
и Лиза не замечают девочку. Им хорошо вдвоем.
Вопросы:
• Как вы думаете, правильно ли поступили Катя и
Лиза?
• Что они должны были сделать?
•
Какие
волшебные
слова
помогут
девочкам
познакомиться?
• Как бы вы поступили на месте Кати и Лизы?
Кейс 2. «Вежливый отказ»
Задачи:
-продолжать формирование культуры общения;
-упражнять
в использовании вариантов
этикетных
формул в зависимости от ситуации;
-способствовать
приобретению
опыта
этикетного
поведения;
-обогащать речь ребёнка словами и конструкциями,
необходимыми
в
повседневном
общении
между
людьми.
Сегодня
хороший
солнечный
день.
Ребята
договорились поиграть в футбол. Витю назначили
вратарем. Мальчик радостно побежал домой, чтобы
переодеться и взять мяч. Дверь ему открыла мама.
- Витя. А я тебя жду. Сходи, пожалуйста. в магазин.
У нас закончился хлеб. К обеду нет ни кусочка.
Вопросы:
• Как вы думаете, как поступит Витя?
• Какой разговор возможен с мамой?
• Что Витя скажет ребятам?
•
Как
бы
вы
поступили
в
данной
ситуации?
Предложите свои варианты ответа.
Кейс 3. «Просьба»
Задачи:
-развивать умение соблюдать нормы употребления
слов,
говорить
так,
чтобы
обеспечить
себе
благоприятное понимание со стороны собеседника;
-воспитывать
потребность использования речевых
формул в повседневной жизни;
-упражнять
в использовании этикетных
формул
в
зависимости от ситуации.
У Сережи сломался велосипед. Как обидно? А ведь он
договорился с ребятами завтра покататься на
школьном стадионе. Что делать? «Надо просить
папу», - подумал Сережа и побежал домой.
Папа только что вернулся с работы.
- Пап, привет! Отремонтируй мне велик, хорошо? –
крикнул Сережа, поставил велосипед и опять убежал
на улицу.
Вопросы:
• Как думаете, поможет ли папа Сереже? Почему?
• Вежливо ли обратился Сережа к папе? Какие
ошибки он допустил?
•
Какие
формы
речевого
этикета
не использовал Сережа в своей просьбе?
•
Как
бы
вы
поступили
в
данной
ситуации?
Предложите свои варианты разговора с папой.
Ценность использования кейс-технологии в том, что
дети учатся находить разнообразные пути решения
проблемной ситуации, обмениваться мнениями с
другими, применять свои знания и расширять их,
аргументировать свою стратегию решения проблемы
по отношению другим. Получают важный для их
становления
жизненный
опыт
позитивного социального взаимодействия.
Кейс 3. «Разговор по телефону»
Задачи:
-закреплять знание правил и норм речевого этикета;
-продолжать формирование культуры общения;
-воспитывать
потребность использования речевых
формул в повседневной жизни.
Аня звонит Маше по телефону.
- Маш, привет!
- Это не Маша. Это ее мама.
- А мне Маша нужна.
- Сейчас я ее позову.
- Маш, это ты? Привет! Слушай, принеси мне завтра
книгу со стихами.
- Хорошо.
- Ну ладно, пока!
Вопросы и задание:
• Можно ли назвать Аню воспитанной девочкой?
Почему?
• Умеет ли Аня разговаривать по телефону?
• О каких правилах речевого этикета забыла Аня?
Какие ошибки допустила?
• Предложите свой вариант разговора по телефону.
Разыграйте ситуацию.