Напоминание

"Кейс-технологии для формирования социально-коммуникативного развития старших дошкольников"


Автор: Тунгускова Светлана Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Синеглазка"
Населённый пункт: город Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: Информационный дайджест
Тема: "Кейс-технологии для формирования социально-коммуникативного развития старших дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Кейс

- от латинского «casus» -

запутанный, необычный случай;

от английского «case» -

портфель, чемоданчик.

Кейс-технология

-

это

метод

активного

проблемно-ситуативного

анализа,

основанный

на

обучении путем решения конкретных задач-ситуаций

(кейсов).

Цель кейс технологии - развивать

способность анализировать различные

проблемы и находить их решение, а также умение

работать с информацией.

Что должен содержать в себе кейс:

проблему,

предполагающую

несколько

вариантов ее решения;

вспомогательную информацию;

задание.

Для чего нужен кейс?

В

процессе

освоения

кейс

технологии

дети

научатся:

получать

необходимую

информацию

в

общении;

доказывать

свою

точку

зрения,

аргументировать

ответ,

формулировать

вопрос, участвовать в дискуссии;

отстаивать свою точку зрения;

соотносить свои устремления с интересами

других;

принимать помощь.

Кейс-технологии

формируют

навыки

коммуникативного воздействия детей:

смогут работать в команде;

смогут

вести

диалог

со

взрослыми

и

сверстниками;

смогут адекватно реагировать в конфликтных

ситуациях;

обеспечится взаимосвязь с жизнью и игрой

ребенка;

смогут

применять

самостоятельно,

без

помощи взрослого полученные знания в

реальной жизни без затруднений.

Виды кейс-технологий:

Фото-кейс

Кейс-иллюстрации

Проигрывание ролей

Анализ конкретных ситуаций

Что может содержать кейс?

- Текстовый материал.

- Иллюстративный материал.

Решение

кейсов

рекомендуется

проводить

в

следующем порядке:

Первый этап – знакомство с ситуацией, ее

особенностями.

Второй этап – выделение основной проблемы

(основных проблем).

Третий этап – предположение проблемы

(Почему? Из-за чего? Какие могут быть

последствия?).

Четвертый

этап

анализ

последствий

принятия того или иного решения.

Пятый этап – решение кейса – предложение

одного

или

нескольких

вариантов

(последовательности действий).

Разберем коротко теперь каждый

вид кейс -

технологии:

Кейс - иллюстрация – это иллюстрация, которая

используется

для

рассмотрения

проблемной

ситуации. Целью работы с ней является разбор сути

проблемы, анализ возможных решений и выбор

лучшего

из

них.

Рассматривая

иллюстрации,

дети

обсуждают

полученную информацию, рассуждают, принимают

решение, могут предполагать и строить на основе

этого прогноз. Кейс знакомит детей с реальной

проблемой и побуждает найти из неё выход.

Рассмотрим пример кейс – иллюстрации:

Переходим к решению ситуации по этапам:

Первый этап – перед вами иллюстрация,

рассмотрите её.

Второй этап – сформулируйте проблему

исходя из данной иллюстрации. Ребенок

нарушает

правила

дорожного

движения,

переходит в неположенном месте.

Третий

этап

Каковы

могут

быть

последствия данного поступка? (что его

может сбить машина, и он может лишится

жизни).

Четвертый этап – Какой выход можно найти

из

сложившейся

проблемной

ситуации?

Предположите

свои

варианты

решения

исходя из данной ситуации.

Пятый этап – решение кейса – предложение

одного

или

нескольких

вариантов

(последовательности действий).

Один из вариантов решения проблемы – переходить

только в предназначенном для этого месте по

пешеходному переходу и только на зеленый свет

светофора.

Другой из вариантов решения проблемы: переходить

дорогу только с родителями, крепко держась за руку,

и только по пешеходному переходу.

Ну, а если рядом не оказалось родителей, попроси

помощи у инспектора ГИБДД.

- Итак ребята, какой же можно сделать вывод из

данной ситуации? (Дорогу нужно переходить в

предназначенном для этого месте по пешеходному

переходу и на зеленый сигнал светофора, и чтобы не

оказываться в таких опасных ситуациях нужно

соблюдать ПДД).

Кейс однозначных ответов не имеет, он имеет

многозначность.

Необходимо

просто

найти

оптимальные выходы из сложившийся ситуации и

выбрать

для

себя

самый

оптимальный.

Иными

словами, решение кейсов каждый выбирает для себя

индивидуально.

Рассмотрим пример кейс – фото:

Кейс - иллюстрация очень схожа с фото – кейс. Кейс

– иллюстрация – это картинки, которые вы сможете

скачать с интернета, а фото- кейс – это фото из

реальной жизни.

Решение ситуации по этапам:

Первый этап – перед вами фотография,

рассмотрите её.

Второй этап – сформулируйте проблему

исходя из данной фотографии.

Третий этап – Почему? Из – за чего? Каковы

могут быть последствия данного поступка?

Четвертый этап – Какой выход можно найти

из

сложившейся

проблемной

ситуации?

Предположите

свои

варианты

решения

исходя из данной ситуации.

Пятый этап – решение кейса – предложение

одного

или

нескольких

вариантов

(последовательности действий).

- Итак ребята, какой же можно сделать вывод из

данной ситуации?

Кейс - проигрывание ролей

Проигрывание ролей – это когда кто-то берет на себя

какую-то роль и проигрывает её.

Кейс – проигрывание ролей - эта та же сюжетно-

ролевая игра, только с проблемой, если игру мы

просто

проигрываем,

то

кейс

помогает

детям

вспомнить полученные знания и применить их на

практике.

Кейс – конкретных ситуаций

Конкретная

ситуация

это

ситуация,

которая

произошла конкретно на месте, которую подробно

все разбирают, анализируют и приходят к решению.

Например, мама ругала девочку на улице: «Ты умная

девочка, но сегодня проявила себя не с лучшей

стороны!

Ты

могла

бы

попасть

под

колеса

автомобиля! Твой мяч лопнул, но можно купить в

магазине другой, а вот свою жизнь уже нигде не

купишь!»

Итак, вопросы вам.

- Какие неправильные действия совершила девочка?

- К чему приводят игры рядом с дорогой?

- Как нужно было поступить девочке?

- Придумайте правило, которое напоминало бы о том,

что рядом с дорогой играть опасно. (Ответы, правило:

«Рядом с дорогой играть опасно! Или «Играть нужно

на специальной площадке для игр, которая будет

далеко от дороги»).

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СИНЕГЛАЗКА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОД НОЯБРЬСК

«Кейс-технологии для формирования

социально-коммуникативного развития

старших дошкольников»

Цель: систематизация знаний о

современных педагогических

технологиях, формах и методах работы

с воспитанниками, организация

профессионального общения, обмена

опытом, повышение профессионального

уровня педагогов.

Подготовила:

воспитатель МАДОУ «Синеглазка»

Тунгускова С.В.

2021 г.

Пакет

кейсов

по формированию

социально

коммуникативного

развития

старших

дошкольников

Кейс 1. «Знакомство»

Задачи:

-формировать культуру общения;

-способствовать

приобретению

опыта

этикетного

поведения;

-обогащать речь ребёнка словами и конструкциями,

необходимыми

в

повседневном

общении

между

людьми.

Катя и Лиза прыгают через скакалку. Рядом стоит

незнакомая девочка. Ей тоже хочется попрыгать, но

она не решается подойти к веселым подругам. Катя

и Лиза не замечают девочку. Им хорошо вдвоем.

Вопросы:

• Как вы думаете, правильно ли поступили Катя и

Лиза?

• Что они должны были сделать?

Какие

волшебные

слова

помогут

девочкам

познакомиться?

• Как бы вы поступили на месте Кати и Лизы?

Кейс 2. «Вежливый отказ»

Задачи:

-продолжать формирование культуры общения;

-упражнять

в использовании вариантов

этикетных

формул в зависимости от ситуации;

-способствовать

приобретению

опыта

этикетного

поведения;

-обогащать речь ребёнка словами и конструкциями,

необходимыми

в

повседневном

общении

между

людьми.

Сегодня

хороший

солнечный

день.

Ребята

договорились поиграть в футбол. Витю назначили

вратарем. Мальчик радостно побежал домой, чтобы

переодеться и взять мяч. Дверь ему открыла мама.

- Витя. А я тебя жду. Сходи, пожалуйста. в магазин.

У нас закончился хлеб. К обеду нет ни кусочка.

Вопросы:

• Как вы думаете, как поступит Витя?

• Какой разговор возможен с мамой?

• Что Витя скажет ребятам?

Как

бы

вы

поступили

в

данной

ситуации?

Предложите свои варианты ответа.

Кейс 3. «Просьба»

Задачи:

-развивать умение соблюдать нормы употребления

слов,

говорить

так,

чтобы

обеспечить

себе

благоприятное понимание со стороны собеседника;

-воспитывать

потребность использования речевых

формул в повседневной жизни;

-упражнять

в использовании этикетных

формул

в

зависимости от ситуации.

У Сережи сломался велосипед. Как обидно? А ведь он

договорился с ребятами завтра покататься на

школьном стадионе. Что делать? «Надо просить

папу», - подумал Сережа и побежал домой.

Папа только что вернулся с работы.

- Пап, привет! Отремонтируй мне велик, хорошо? –

крикнул Сережа, поставил велосипед и опять убежал

на улицу.

Вопросы:

• Как думаете, поможет ли папа Сереже? Почему?

• Вежливо ли обратился Сережа к папе? Какие

ошибки он допустил?

Какие

формы

речевого

этикета

не использовал Сережа в своей просьбе?

Как

бы

вы

поступили

в

данной

ситуации?

Предложите свои варианты разговора с папой.

Ценность использования кейс-технологии в том, что

дети учатся находить разнообразные пути решения

проблемной ситуации, обмениваться мнениями с

другими, применять свои знания и расширять их,

аргументировать свою стратегию решения проблемы

по отношению другим. Получают важный для их

становления

жизненный

опыт

позитивного социального взаимодействия.

Кейс 3. «Разговор по телефону»

Задачи:

-закреплять знание правил и норм речевого этикета;

-продолжать формирование культуры общения;

-воспитывать

потребность использования речевых

формул в повседневной жизни.

Аня звонит Маше по телефону.

- Маш, привет!

- Это не Маша. Это ее мама.

- А мне Маша нужна.

- Сейчас я ее позову.

- Маш, это ты? Привет! Слушай, принеси мне завтра

книгу со стихами.

- Хорошо.

- Ну ладно, пока!

Вопросы и задание:

• Можно ли назвать Аню воспитанной девочкой?

Почему?

• Умеет ли Аня разговаривать по телефону?

• О каких правилах речевого этикета забыла Аня?

Какие ошибки допустила?

• Предложите свой вариант разговора по телефону.

Разыграйте ситуацию.



В раздел образования