Напоминание

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО


Автор: Ратьева Наталья Александровна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МКОУ "Травинская СОШ"
Населённый пункт: с.Образцово-Травино Камызякского района Астраханской области
Наименование материала: статья
Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО
Раздел: среднее образование





Назад




ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ

РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО

Ратьева Н. А.

МБОУ «Травинская СОШ»

В концепции Федеральных государственных стандартов нового поколения

определено

понимание

основного

результата

образования

как

индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития,

достигаемого путем освоения универсальных и предметных способов

действий, ведущих идей и ключевых понятий. Какое место при этом

подходе к образованию будет занимать исследовательская деятельность

как на занятии, так и вне его?

Исследовательское обучение - особый подход к обучению, построенный на

основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению

окружающего.

Главная

цель

исследовательского

обучения

формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно,

творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой

сфере человеческой культуры.

Заставить мысль школьника работать – вот основная задача педагога. Нам

видятся следующие направления работы:

I направление – индивидуальная работа;;

II направление

– групповая работа, включающая в себя работу над

совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо

использовать информацию из разных предметных областей;

III направление – массовая работа – встречи с интересными людьми,

совместная подготовка и проведение предметных недель, предметных

олимпиад.

В концепции стандартов образования нового поколения отмечено, что

прочное усвоение знаний учащимися возможно при условии готовности и

способности

учащихся

к

саморазвитию

и

реализации

творческого

потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой

социальной профессиональной мобильности на основе непрерывного

образования и компетенции "уметь учиться".

Исследовательская деятельность школьников способствует формированию

у учащихся готовности к самостоятельным поступкам и действиям,

принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и

настойчивости в достижении целей, развивает способности управлять

своей познавательной деятельностью, овладевать методологией познания,

стратегиями и способами познания и учения, формирует умение слушать,

вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в

коллективном

обсуждении

проблем

и

принятия

решений,

строить

продуктивное

сотрудничество

со

сверстниками

и

взрослыми.

Исследовательская работа подготавливает учащихся к самостоятельности,

вырабатывает активную жизненную позицию.

Условия формирования исследовательских умений:

Целенаправленность

и

систематичность.

Работу

по

развитию

исследовательских умений желательно проводить постоянно (как в

урочной, так и во внеурочной деятельности). Учитель может использовать

материал

различных

уроков

с

целью

формирования

умений

исследовательской

деятельности,

постоянно

использовать

исследовательский метод в преподавании тем.

Мотивированность. Необходимо помогать учащимся увидеть смысл их

исследовательской

деятельности,

рассматривать

данное

направление

приложения их сил как возможность реализации собственных талантов и

возможностей, как потенциал для саморазвития и самосовершенствования.

Творческая атмосфера. Педагогу необходимо способствовать созданию

творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес учащихся к

исследовательской работе. Поощрять творческие проявления учащихся,

стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить

ошибку, воздержаться от негативных оценок. Задача учителя не подавлять

желания,

порывы,

творческие

идеи

учащихся,

а

поддерживать

и

направлять их.

Личность педагога. Для развития творческих способностей, к которым

относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель,

стремящийся к созданию креативной рабочей обстановки, и обладающий

определёнными

знаниями

и

подготовкой

для

ведения

занятий

по

исследовательской деятельности.

Предлагаем вашему вниманию работу учащихся 7 класса над проектом

«Продукты, приготовленные в домашних условиях, или продукты из

магазина – что полезнее для здоровья?»

1. Проблема проекта:

Учащиеся 7 класса часто испытывают боли в животе. Участники проекта

предположили, что это связано с питанием. Все ли продукты питания

полезны? Ребята решили выяснить состав продуктов, купленных в

магазине, и сделать вывод: не полезнее ли для здоровья питаться

продуктами, приготовленными в домашних условиях? Часто, исследуя эту

проблему в интернете мы находили работы по

фастфуду, а вот о

домашних продуктах информации очень мало. Поэтому мы решили

заняться данной проблемой.

2. Гипотеза: Продукты домашнего приготовления полезнее продуктов из

магазина.

3. Цель: выяснить, что полезнее для здоровья: продукты, приготовленные в

домашних условиях, или продукты из магазина.

4. Задачи:

Провести соцопрос среди учащихся школы по поводу полезных и

вредных продуктов питания и их здоровья;

изучить состав продуктов из магазина;

провести интервью с местными жителями;

изучить литературу о полезных для здоровья продуктах;

узнать, как можно приготовить полезные продукты в домашних

условиях;

представить результаты работы в виде видеофильма;

продемонстрировать материал на конкурсе проектов.

5. Период работы над проектом: 5 месяцев.

6. Этапы и способы решения:

Выбор темы, проблематизация и уточнение названия ……сентябрь

2013 г.

Сбор информации ………………….……октябрь-ноябрь 2013 г.

Изготовление продукта …………………………декабрь 2013 г.

Написание письменной части проекта …………январь 2014 г.

Презентация ……………………………………..январь 2014 г.

После проведенной работы нами был сделан вывод:

Не следует употреблять в большом количестве продукты из магазина, так

как они содержат в своем составе пищевые добавки, которые приносят

вред нашему организму, все должно быть в меру. Лучше не ешьте.

А вот сметана и творог домашнего приготовления не содержат ни

стабилизаторов, ни загустителей, ни консервантов! Они приносят только

пользу нашему организму.

Цель достигнута, гипотеза подтвердилась.

С точки зрения учащегося учебный проект:

это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе

или самому, максимально используя свои возможности;

это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы,

приложить свои знания, принести пользу и показать публично

достигнутый результат.

Таким образом, проектная деятельность помогает в интересной, нескучной

форме формировать огромное количество УУД, что позволяет полноценно

реализовать цели и задачи ФГОС нового поколения.

Умелое сочетание видов исследовательской деятельности научит ребенка

самостоятельно мыслить, анализировать не только учебные,

но и

жизненные ситуации, а, значит, и подготовит к взрослой жизни.



В раздел образования