Автор: Ратьева Наталья Александровна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МКОУ "Травинская СОШ"
Населённый пункт: с.Образцово-Травино Камызякского района Астраханской области
Наименование материала: статья
Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО
Раздел: среднее образование
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ
РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО
Ратьева Н. А.
МБОУ «Травинская СОШ»
В концепции Федеральных государственных стандартов нового поколения
определено
понимание
основного
результата
образования
как
индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития,
достигаемого путем освоения универсальных и предметных способов
действий, ведущих идей и ключевых понятий. Какое место при этом
подходе к образованию будет занимать исследовательская деятельность
как на занятии, так и вне его?
Исследовательское обучение - особый подход к обучению, построенный на
основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению
окружающего.
Главная
цель
исследовательского
обучения
—
формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно,
творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой
сфере человеческой культуры.
Заставить мысль школьника работать – вот основная задача педагога. Нам
видятся следующие направления работы:
I направление – индивидуальная работа;;
II направление
– групповая работа, включающая в себя работу над
совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо
использовать информацию из разных предметных областей;
III направление – массовая работа – встречи с интересными людьми,
совместная подготовка и проведение предметных недель, предметных
олимпиад.
В концепции стандартов образования нового поколения отмечено, что
прочное усвоение знаний учащимися возможно при условии готовности и
способности
учащихся
к
саморазвитию
и
реализации
творческого
потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой
социальной профессиональной мобильности на основе непрерывного
образования и компетенции "уметь учиться".
Исследовательская деятельность школьников способствует формированию
у учащихся готовности к самостоятельным поступкам и действиям,
принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и
настойчивости в достижении целей, развивает способности управлять
своей познавательной деятельностью, овладевать методологией познания,
стратегиями и способами познания и учения, формирует умение слушать,
вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в
коллективном
обсуждении
проблем
и
принятия
решений,
строить
продуктивное
сотрудничество
со
сверстниками
и
взрослыми.
Исследовательская работа подготавливает учащихся к самостоятельности,
вырабатывает активную жизненную позицию.
Условия формирования исследовательских умений:
Целенаправленность
и
систематичность.
Работу
по
развитию
исследовательских умений желательно проводить постоянно (как в
урочной, так и во внеурочной деятельности). Учитель может использовать
материал
различных
уроков
с
целью
формирования
умений
исследовательской
деятельности,
постоянно
использовать
исследовательский метод в преподавании тем.
Мотивированность. Необходимо помогать учащимся увидеть смысл их
исследовательской
деятельности,
рассматривать
данное
направление
приложения их сил как возможность реализации собственных талантов и
возможностей, как потенциал для саморазвития и самосовершенствования.
Творческая атмосфера. Педагогу необходимо способствовать созданию
творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес учащихся к
исследовательской работе. Поощрять творческие проявления учащихся,
стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить
ошибку, воздержаться от негативных оценок. Задача учителя не подавлять
желания,
порывы,
творческие
идеи
учащихся,
а
поддерживать
и
направлять их.
Личность педагога. Для развития творческих способностей, к которым
относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель,
стремящийся к созданию креативной рабочей обстановки, и обладающий
определёнными
знаниями
и
подготовкой
для
ведения
занятий
по
исследовательской деятельности.
Предлагаем вашему вниманию работу учащихся 7 класса над проектом
«Продукты, приготовленные в домашних условиях, или продукты из
магазина – что полезнее для здоровья?»
1. Проблема проекта:
Учащиеся 7 класса часто испытывают боли в животе. Участники проекта
предположили, что это связано с питанием. Все ли продукты питания
полезны? Ребята решили выяснить состав продуктов, купленных в
магазине, и сделать вывод: не полезнее ли для здоровья питаться
продуктами, приготовленными в домашних условиях? Часто, исследуя эту
проблему в интернете мы находили работы по
фастфуду, а вот о
домашних продуктах информации очень мало. Поэтому мы решили
заняться данной проблемой.
2. Гипотеза: Продукты домашнего приготовления полезнее продуктов из
магазина.
3. Цель: выяснить, что полезнее для здоровья: продукты, приготовленные в
домашних условиях, или продукты из магазина.
4. Задачи:
•
Провести соцопрос среди учащихся школы по поводу полезных и
вредных продуктов питания и их здоровья;
•
изучить состав продуктов из магазина;
•
провести интервью с местными жителями;
•
изучить литературу о полезных для здоровья продуктах;
•
узнать, как можно приготовить полезные продукты в домашних
условиях;
•
представить результаты работы в виде видеофильма;
•
продемонстрировать материал на конкурсе проектов.
5. Период работы над проектом: 5 месяцев.
6. Этапы и способы решения:
•
Выбор темы, проблематизация и уточнение названия ……сентябрь
2013 г.
•
Сбор информации ………………….……октябрь-ноябрь 2013 г.
•
Изготовление продукта …………………………декабрь 2013 г.
•
Написание письменной части проекта …………январь 2014 г.
•
Презентация ……………………………………..январь 2014 г.
После проведенной работы нами был сделан вывод:
Не следует употреблять в большом количестве продукты из магазина, так
как они содержат в своем составе пищевые добавки, которые приносят
вред нашему организму, все должно быть в меру. Лучше не ешьте.
А вот сметана и творог домашнего приготовления не содержат ни
стабилизаторов, ни загустителей, ни консервантов! Они приносят только
пользу нашему организму.
Цель достигнута, гипотеза подтвердилась.
С точки зрения учащегося учебный проект:
это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе
или самому, максимально используя свои возможности;
это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы,
приложить свои знания, принести пользу и показать публично
достигнутый результат.
Таким образом, проектная деятельность помогает в интересной, нескучной
форме формировать огромное количество УУД, что позволяет полноценно
реализовать цели и задачи ФГОС нового поколения.
Умелое сочетание видов исследовательской деятельности научит ребенка
самостоятельно мыслить, анализировать не только учебные,
но и
жизненные ситуации, а, значит, и подготовит к взрослой жизни.